Как отшельники не сходили с ума от одиночества?
Одиночку в тюрьмах считают страшнейшим наказанием: там люди сходят с ума от одиночества. Между тем есть примеры отшельников, которые добровольно удалялись от человеческого социума и находились одни очень долго. При этом ясность ума они сохраняли, как минимум, достаточную для выживания. Как это возможно?
Религиозное отшельничество не означало абсолютное уединение
Для начала стоит отметить, что религиозное отшельничество вообще не означала полного уединения. Например, Антоний Египетский жил в пустыне с 20 лет и прожил там до 105. Однако известно, что часть времени, как минимум, он провёл с учениками, которые воспринимали его как наставника.
Можно привести и другой пример – Св. Аммоний, почитаемый как один из известных христианских святых. Он даже был женат. Святой прямо в день свадьбы убедил супругу вместе с ним принести обет целомудрия. После этого пара удалилась в пустыню, где основала целую колонию монахов.
Если внимательно изучить историю религиозного отшельничества, то можно увидеть, что очень часто речь шла о колониях. И это неудивительно, ведь по-настоящему одинокий человек с большой вероятностью попросту бы не выжил. Такую жизнь сложно представить себе даже в современном мире, а в далеком прошлом это было слабо реализуемо.
Некоторые отшельники жили в действительности не очень далеко от человеческих поселений и периодически появлялись там, чтобы сделать какие-то покупки. Так что контакт с другими людьми у них всё равно был.
Смысл религиозного отшельника заключался вовсе не в полном уединении как таковом, а в том, чтобы отдалиться от социума, перестать подчиняться его правилам. К тому же это была аскеза, довольствование исключительно малым, удаление от себя всего, что могло каким-либо образом ввести в искушение. Многие таким образом также выражали несогласие с политикой в тех или иных странах. Последнее, например, довольно ярко наблюдается в Китае.
Работа и окружающая среда помогают отвлекаться
Жизнь отшельника нельзя сравнивать с жизнью человека в заключении: нет замкнутого пространства, к тому же постоянно поступает информация. Есть на что отвлекаться. Отшельники нередко заводили животных, общались с птицами. Многим нравилось наблюдать за природой.
Кроме того, у отшельников всегда очень много занятий. Им нужно защищаться от диких животных, согреваться летом и организовывать себе прохладные места в жару. Приходится решать вопросы с пропитанием, базовой гигиеной, с утилизацией отходов. Даже простейшая одежда или обувь могут стать целой проблемой: отшельники, как правило, не работали, а сделать всё самостоятельно нередко бывало проблематично.
В итоге потребности тела и окружающая среда вольно-невольно диктовали занятия. И при постоянной активности легко было сконцентрироваться на том, чем ты занимаешься. Это позволяло дисциплинировать ум.
А точно ли они не сходили с ума?
Впрочем, вопрос психического здоровья отшельников – спорный. Многие люди, которые надолго оставались одни, начинали испытывать слуховые галлюцинации. Причём если для одних такие явления воспринимались как приятные, то других это было пыткой.
Чтобы сделать вывод о том, что отшельники не страдали психическими заболеваниями, за ними нужно наблюдать в течение какого-то времени. И необходимо их обследовать, провести психиатрическую экспертизу. Однако сделать это затруднительно: для такого необходим контакт с отшельниками, которого они всеми силами избегают. Более того, о многих общество может даже не знать. Например, в Канаде мужчина 27 лет прожил в лесу, не очень далеко от дач, однако о нём в течение долгого времени никто даже не подозревал.
Некоторые психологи полагают, что слуховые галлюцинации, стремление отказать себе в удовлетворении базовой потребности в контакте с социумом и определённая религиозная экзальтированность, характерная для ряда групп аскетов, как раз указывают на нарушения психики. Однако данный вопрос широко стараются не затрагивать. Феномен отшельничества во многом всё же религиозный, и такие разбирательства могут привести к скандалу и конфликту в социуме.
Изучение одиночества, тем не менее, сегодня привлекает многих. Как минимум, хотя бы потому, что для нашего мира такое состояние перестаёт быть чем-то исключительным. Одни живут примерно 50% американцев, примерно 30% населения в Японии. Исследователи отмечают, что когда люди получают экономическую возможность обитать в одиночестве, они начинают ею пользоваться. Хотя, безусловно, такой образ жизни нельзя сравнить с полноценным отшельничеством. Однако изучение пустынничества, вполне вероятно, поможет нам что-то понять и в психологии многих современных людей.
Для начала стоит отметить, что религиозное отшельничество вообще не означала полного уединения. Например, Антоний Египетский жил в пустыне с 20 лет и прожил там до 105. Однако известно, что часть времени, как минимум, он провёл с учениками, которые воспринимали его как наставника.
Можно привести и другой пример – Св. Аммоний, почитаемый как один из известных христианских святых. Он даже был женат. Святой прямо в день свадьбы убедил супругу вместе с ним принести обет целомудрия. После этого пара удалилась в пустыню, где основала целую колонию монахов.
Если внимательно изучить историю религиозного отшельничества, то можно увидеть, что очень часто речь шла о колониях. И это неудивительно, ведь по-настоящему одинокий человек с большой вероятностью попросту бы не выжил. Такую жизнь сложно представить себе даже в современном мире, а в далеком прошлом это было слабо реализуемо.
Некоторые отшельники жили в действительности не очень далеко от человеческих поселений и периодически появлялись там, чтобы сделать какие-то покупки. Так что контакт с другими людьми у них всё равно был.
Антоний Великий – один из основателей отшельнического монашества
Смысл религиозного отшельника заключался вовсе не в полном уединении как таковом, а в том, чтобы отдалиться от социума, перестать подчиняться его правилам. К тому же это была аскеза, довольствование исключительно малым, удаление от себя всего, что могло каким-либо образом ввести в искушение. Многие таким образом также выражали несогласие с политикой в тех или иных странах. Последнее, например, довольно ярко наблюдается в Китае.
Работа и окружающая среда помогают отвлекаться
Жизнь отшельника нельзя сравнивать с жизнью человека в заключении: нет замкнутого пространства, к тому же постоянно поступает информация. Есть на что отвлекаться. Отшельники нередко заводили животных, общались с птицами. Многим нравилось наблюдать за природой.
Кроме того, у отшельников всегда очень много занятий. Им нужно защищаться от диких животных, согреваться летом и организовывать себе прохладные места в жару. Приходится решать вопросы с пропитанием, базовой гигиеной, с утилизацией отходов. Даже простейшая одежда или обувь могут стать целой проблемой: отшельники, как правило, не работали, а сделать всё самостоятельно нередко бывало проблематично.
В итоге потребности тела и окружающая среда вольно-невольно диктовали занятия. И при постоянной активности легко было сконцентрироваться на том, чем ты занимаешься. Это позволяло дисциплинировать ум.
А точно ли они не сходили с ума?
Впрочем, вопрос психического здоровья отшельников – спорный. Многие люди, которые надолго оставались одни, начинали испытывать слуховые галлюцинации. Причём если для одних такие явления воспринимались как приятные, то других это было пыткой.
Два «садху», индуистских отшельника, возле храма Пашупатинат в Катманду
Чтобы сделать вывод о том, что отшельники не страдали психическими заболеваниями, за ними нужно наблюдать в течение какого-то времени. И необходимо их обследовать, провести психиатрическую экспертизу. Однако сделать это затруднительно: для такого необходим контакт с отшельниками, которого они всеми силами избегают. Более того, о многих общество может даже не знать. Например, в Канаде мужчина 27 лет прожил в лесу, не очень далеко от дач, однако о нём в течение долгого времени никто даже не подозревал.
Некоторые психологи полагают, что слуховые галлюцинации, стремление отказать себе в удовлетворении базовой потребности в контакте с социумом и определённая религиозная экзальтированность, характерная для ряда групп аскетов, как раз указывают на нарушения психики. Однако данный вопрос широко стараются не затрагивать. Феномен отшельничества во многом всё же религиозный, и такие разбирательства могут привести к скандалу и конфликту в социуме.
Изучение одиночества, тем не менее, сегодня привлекает многих. Как минимум, хотя бы потому, что для нашего мира такое состояние перестаёт быть чем-то исключительным. Одни живут примерно 50% американцев, примерно 30% населения в Японии. Исследователи отмечают, что когда люди получают экономическую возможность обитать в одиночестве, они начинают ею пользоваться. Хотя, безусловно, такой образ жизни нельзя сравнить с полноценным отшельничеством. Однако изучение пустынничества, вполне вероятно, поможет нам что-то понять и в психологии многих современных людей.
Комментариев пока нет