Почему у большинства древнеегипеских статуй нет носов? Кто и зачем их отбил?
Вторая половина XIX века не только ознаменовалась крупными археологическими изысканиями в Египте, но и огромным количеством находок. Различные статуи фараонов находились десятками и сотнями, мало кого при этом удивляло, что эти артефакты не были в полном порядке — несколько тысячелетий неизбежно оставляют след. Даже знаменитая Венера Милосская за время, скрытое от людских глаз, успела лишиться рук, а ведь египетские статуи имели возраст побольше.
Отломанные руки, поврежденные носы и глаза казались вполне логичным для статуй найденных спустя тысячелетия. Но совсем недавно кураторам выставки Бруклинского музея, после проведенных исследований, удалось установить — древние египтяне отбивали статуям фараонов носы вполне осмысленно и целенаправленно. Это утверждение косвенно подтверждается тем, что и на изображениях времен Древнего Египта также отсутствуют носы.
Даже многие современники уверены в загробной жизни, что уж говорить про древних египтян — они в ней были уверены абсолютно и безоговорочно. И египтяне были готовы практически на все, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти. Причем желательно, чтобы эта жизнь была покомфортнее — с драгоценностями, рабами и женщинами. Особого мнения рабов, да и женщин, никто не спрашивал.
А еще египтяне верили, что статуи и изображения людей обладают частью их жизненной силы. При такой логике получалось, что умерший фараон даже из загробного мира может попробовать управлять Египтом посредством своих статуй и изображений. Но новому властителю подобная «помощь» была совершенно ненужна. Пусть уж предшественник сидит себе спокойно в загробном мире и не лезет в деятельность нынешнего правителя.
Но если религия допускала возможность управления страной из загробного мира, то именно она и подсказала выход. Человек без дыхания может прожить весьма недолго, а затем он лишается собственной духовной силы и умирает. Значит, если статую или изображение лишить носа, то дух, обитающий в ней исчезнет.
Поэтому древние египтяне и отбивали массово статуям фараонов носы, замазывая их и на изображениях. Логика была продлена еще и таким соображением — если статуе отбить руки, то она не сможет действовать в нашем мире, а если ее лишить ушей, то она не услышит о чем идет речь.
Что ж- таково мнение специалистов Бруклинского музея. Является ли оно истинным — кто знает? Но во всяком случае эта версия имеет право на жизнь.
Даже многие современники уверены в загробной жизни, что уж говорить про древних египтян — они в ней были уверены абсолютно и безоговорочно. И египтяне были готовы практически на все, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти. Причем желательно, чтобы эта жизнь была покомфортнее — с драгоценностями, рабами и женщинами. Особого мнения рабов, да и женщин, никто не спрашивал.
А еще египтяне верили, что статуи и изображения людей обладают частью их жизненной силы. При такой логике получалось, что умерший фараон даже из загробного мира может попробовать управлять Египтом посредством своих статуй и изображений. Но новому властителю подобная «помощь» была совершенно ненужна. Пусть уж предшественник сидит себе спокойно в загробном мире и не лезет в деятельность нынешнего правителя.
Но если религия допускала возможность управления страной из загробного мира, то именно она и подсказала выход. Человек без дыхания может прожить весьма недолго, а затем он лишается собственной духовной силы и умирает. Значит, если статую или изображение лишить носа, то дух, обитающий в ней исчезнет.
Поэтому древние египтяне и отбивали массово статуям фараонов носы, замазывая их и на изображениях. Логика была продлена еще и таким соображением — если статуе отбить руки, то она не сможет действовать в нашем мире, а если ее лишить ушей, то она не услышит о чем идет речь.
Что ж- таково мнение специалистов Бруклинского музея. Является ли оно истинным — кто знает? Но во всяком случае эта версия имеет право на жизнь.
Комментарии2