Гигиена старообрядцев. Что поймут мусульмане и не поймут русские?
После Никоновской реформы в 1666 году, которая коснулась в первую очередь обрядов православной церкви, на Руси появились раскольники, отказавшиеся от новшеств. Впоследствии они были названы старообрядцами и староверами. Эти люди и их потомки сохранили не только обряды, но и церковные учения, культуру и быт — одним словом всю богослужебную традицию, которую на Руси переняли от православных византийцев в Х веке.
Старообрядческий уклад жизни включает в себя особые правила гигиены, которые совсем не схожи с современным православием. Но очень напоминает исламские традиции.
Общение с внешним миром
Поведение христиан при общении с иноверцами строго регламентировано. В прошлом это имело не только религиозный, но и противоэпидемиологический смысл. Так как все новые болезни обычно приходили из иностранных государств.
Старообрядцы всегда следили, чтобы посторонние не имели контакта с посудой, которая предназначалась для пользования членами общины. После угощения приезжего, посуда, из которой он ел и пил, выбрасывалась или уничтожалась. Считалось, что данная утварь уже осквернена, и ее невозможно очистить или отмыть.
Бывало, что эту посуду складывали отдельно, чтобы угощать из нее других гостей, не придерживающихся старообрядческой веры. Ее называли «поганой» или «мирской».
Такие требования предписывает «Кириллова Книга» и Большой Потребник Патриарха Филарета. 112 и 76 правило Зонары гласит, что никто из христиан не должен есть с чужеземцем или еретиком.
Староверы не ограничивались одной лишь посудой. Для незнакомцев отводили отдельное ведро с водой, откуда могли пить только они.
Мусульмане придерживаются похожих требований. Например, в одном из хадисов говорится, что из посуды «людей писания» есть не стоит. Следует найти другую.
Если же таковой нет, то нужно сначала тщательно отмыть оскверненную утварь и затем только можно ее использовать. Сами мусульмане объясняют это тем, что слюна человека другой веры является нечистой для них.
Некоторые богословы указывают на то, что мусульмане, в отличие от других народов, не едят свинину и мертвечину, а также не пьют алкоголь. Поэтому посуда людей другой веры считается оскверненной.
Коврики для молитвы
Старообрядцы используют в процессе молитвы специальный коврик, который называют подручником. У мусульман есть схожий атрибут и называется он саджжада.
Они носят схожее предназначение. Староверы и мусульмане используют эти коврики, чтобы руки и лоб не осквернялись при соприкосновении с землей во время контакта с Богом. Старообрядцы такие коврики всегда старались сделать как можно более удобными и красивыми — к ним пришивались ручки, а сами они сшиваются из разноцветных тканей.
Ритуальное омовение
Староверы, как и мусульмане, перед молитвой обязательно осуществляют ритуал омовения. Вода в культуре староверов имеет особое значение. Она способна очистить человека от скверны.
Православные, принявшие Никоновские реформы, не исполняют ритуального омовения. У староверов же для этих целей под иконами в специально отведенном месте стоит емкость с водой.
Мусульмане, перед тем как читать намаз, тоже прибегают к ритуальному очищению, которое носит название вуду. Они три раза моют руки до запястья, полощут рот, промывают нос, чистят уши и обмывают стопы.
Такие требования объясняются верой мусульман в то что, при омовении происходит очищение частей тела от всего греховного, с чем пришлось контактировать. При этом и староверы, и мусульмане в случае отсутствия воды должны воспользоваться песком или землей.
Общение с внешним миром
Поведение христиан при общении с иноверцами строго регламентировано. В прошлом это имело не только религиозный, но и противоэпидемиологический смысл. Так как все новые болезни обычно приходили из иностранных государств.
Старообрядцы всегда следили, чтобы посторонние не имели контакта с посудой, которая предназначалась для пользования членами общины. После угощения приезжего, посуда, из которой он ел и пил, выбрасывалась или уничтожалась. Считалось, что данная утварь уже осквернена, и ее невозможно очистить или отмыть.
Бывало, что эту посуду складывали отдельно, чтобы угощать из нее других гостей, не придерживающихся старообрядческой веры. Ее называли «поганой» или «мирской».
Такие требования предписывает «Кириллова Книга» и Большой Потребник Патриарха Филарета. 112 и 76 правило Зонары гласит, что никто из христиан не должен есть с чужеземцем или еретиком.
Староверы не ограничивались одной лишь посудой. Для незнакомцев отводили отдельное ведро с водой, откуда могли пить только они.
Мусульмане придерживаются похожих требований. Например, в одном из хадисов говорится, что из посуды «людей писания» есть не стоит. Следует найти другую.
Если же таковой нет, то нужно сначала тщательно отмыть оскверненную утварь и затем только можно ее использовать. Сами мусульмане объясняют это тем, что слюна человека другой веры является нечистой для них.
Некоторые богословы указывают на то, что мусульмане, в отличие от других народов, не едят свинину и мертвечину, а также не пьют алкоголь. Поэтому посуда людей другой веры считается оскверненной.
Коврики для молитвы
Старообрядцы используют в процессе молитвы специальный коврик, который называют подручником. У мусульман есть схожий атрибут и называется он саджжада.
Они носят схожее предназначение. Староверы и мусульмане используют эти коврики, чтобы руки и лоб не осквернялись при соприкосновении с землей во время контакта с Богом. Старообрядцы такие коврики всегда старались сделать как можно более удобными и красивыми — к ним пришивались ручки, а сами они сшиваются из разноцветных тканей.
Ритуальное омовение
Староверы, как и мусульмане, перед молитвой обязательно осуществляют ритуал омовения. Вода в культуре староверов имеет особое значение. Она способна очистить человека от скверны.
Православные, принявшие Никоновские реформы, не исполняют ритуального омовения. У староверов же для этих целей под иконами в специально отведенном месте стоит емкость с водой.
Мусульмане, перед тем как читать намаз, тоже прибегают к ритуальному очищению, которое носит название вуду. Они три раза моют руки до запястья, полощут рот, промывают нос, чистят уши и обмывают стопы.
Такие требования объясняются верой мусульман в то что, при омовении происходит очищение частей тела от всего греховного, с чем пришлось контактировать. При этом и староверы, и мусульмане в случае отсутствия воды должны воспользоваться песком или землей.
Комментариев пока нет