Какой год сейчас на самом деле? Зачем Петр I поменял летоисчисление?
Для реформаторской энергии Петра Первого не было мелочей и препятствий. Многие свои шаги царь совершал одномоментно и без оглядки на мнение общества.
Так внезапно 20 декабря 7208 года по тогдашнему исчислению Петр объявил, что меняет и календарь, и дату смены лет. И первого января для ошарашенных подданных империи неожиданно наступил не 7208 год, а 1700-й.
Почему Петр так внезапно поменял календарь?
Чем объясняется разница между двумя этими традициями летоисчисления?
Какой порядок «отсчета» является правильным?
Тайна летоисчислений
До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?
Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.
Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.
Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».
Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?
Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.
А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.
Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год - сотворение мира.
К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.
Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.
Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».
Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.
Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.
У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.
Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».
Почему Петр меняет календарь?
У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.
Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.
До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.
В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.
Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.
Почему Петр так внезапно поменял календарь?
Чем объясняется разница между двумя этими традициями летоисчисления?
Какой порядок «отсчета» является правильным?
Тайна летоисчислений
До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?
Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.
Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.
Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».
Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?
Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.
Книга Царств
А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.
Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год - сотворение мира.
К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.
Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.
Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».
Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.
Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.
У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.
Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».
Почему Петр меняет календарь?
У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.
Пётр I
Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.
До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.
В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.
Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.
Комментарии2