Религия, ставшая олицетворением дикарства и самого зла
Массовая культура за последнее столетие сформировала у широких слоев общественности убеждение, что вуду – это нечто очень таинственное и злое. Этакий современный аналог средневековой черной магии. Работа на этом поприще принесла деятелям разных областей искусства внушительные гонорары, однако надо понимать, что созданный ими образ не имеет ничего общего с действительностью. Попытаемся разобраться, что на самом деле представляет собой вуду и почему этот культ изображали именно так.
Кукла вуду связанной обнаженной женщины на коленях, пронзенная тринадцатью булавками. Находится в терракотовой вазе со свинцовой табличкой, на которой нанесено связывающее заклинание ( катадесмос ) .Источник изображения: Коллекция Лувра
Сегодня речь пойдет о гаитянском и новоорлеанском вуду. В русском языке эти религии обозначаются одним буквенным сочетанием, но, например, в английском это два разных слова, имеющих, соответственно, немного отличное значение.
Гаитянское вуду («vodou») – это зародившаяся в Западной Африке религия, представляющая собой смесь туземных обрядов и католицизма. Она сыграла ключевую роль в гаитянской революции, приведшей к появлению первого независимого государства чернокожих в новой истории. Именно последователи вуду в 1791-ом восстали против французов, владевших островом. Началась война, закончившаяся в 1803 году очень печально для европейцев – они были вырезаны практически поголовно.
То, как бывшие невольники поступили со своими хозяевами, действительно вызывает оторопь. Факт, однако, остается фактом – это был единственный случай в истории человечества, когда восставшие рабы смогли провозгласить собственное государство. Естественно, политические элиты как находящихся рядом Соединенных Штатов, так и гораздо более далеких европейских стран стали воспринимать вуду как реальную угрозу рабовладению и колониализму.
Мысль о том, что революционные настроения передадутся другим невольникам, была сущим кошмаром для эксплуататоров. Именно тогда данная религия стала преподноситься как квинтэссенция зла и варварства. Борьба с этой «мерзостью» явилась поводом для нескольких вторжений на остров.
В 1915 году президент Вудро Вильсон отправил на Гаити морскую пехоту. Предлогом стало установление мира в стране, где не прекращались беспорядки, и за четыре года сменились шесть правителей. Впрочем, ни для кого не было секретом, что американцам понадобились природные ресурсы острова. Солдаты обращались с местными чернокожими отвратительно, зарекомендовав себя жестокими расистами. Но при этом они на подсознательном уровне боялись гаитян – так страшатся всего чужого, непонятного и неизвестного.
Возвращаясь после службы на родину, морские пехотинцы описывали друзьям и знакомым кровавые ритуалы вуду, которые якобы включали в себя человеческие жертвоприношения. Жуткие рассказы захватили воображение американской творческой интеллигенции, и та очень быстро приписала островитянам заклания младенцев, поклонение дьяволу, участие в диких оргиях и множество других непотребных деяний.
Особенно выделился в этом плане писатель и путешественник Уильям Сибрук, издавший книгу под названием «Волшебный остров». Он не постеснялся положить в ее основу фантазии американских солдат – о том, в частности, что последователи вуду превращают людей в зомби.
Выдержки из литературного труда Сибрука, повествовавшие о черной магии и половой распущенности гаитян, неоднократно цитировались в научных журналах. Все это происходило в то время, когда чернокожие постепенно набирали в обществе вес и авторитет, в том числе политического характера. Не удивительно, что многие белые американцы стали испытывать иррациональный страх перед перспективой прихода этих людей к власти.
Эти дикие фантазии почти все до единой были отражены в «Белом зомби» – самом первом фильме ужасов на эту тему. За ним последовало бесчисленное количество других кинокартин, комиксов и книг, в которых фигурируют оживление мертвецов и прочие магические практики, приписывающиеся культу вуду.
В конечном итоге деятелям искусства удалось насадить в сознании зрителя более чем узнаваемую картинку: зловещие ритуалы, извивающиеся в диких танцах вокруг костров последователи культа, групповые плотские игрища...
Фильмы о зомби для подавляющего большинства американцев стали единственным «источником информации» о вуду. Черная магия и ходячие мертвецы оказались органичными метафорами зла, с которыми следует бороться любому нормальному человеку.
Все эти истории пересказываются и в наше время, в том числе в форме телесериалов, длящихся по десятку сезонов. Но что же такое вуду на самом деле? В чем суть этой изуверски перевранной религии?
Гаитянские её последователи описывают себя скорее как почитателей духов, которым можно найти множество аналогий: это и древнегреческие боги, и католические святые, и синтоистские божества. Верующие молятся этим сущностям, выпрашивая у них удачу, здоровье, благополучие и тому подобные вещи. Это крайне наивно, но в данном отношении они ничем не отличаются от адептов большинства других религий.
У новоорлеанского вуду («voodoo») много пересечений с гаитянским. Оно также имеет западноафриканские и католические корни, и концентрируется на поклонении духам. Однако это вполне самостоятельная религия, исповедующаяся чернокожими жителями штата Луизиана и по-прежнему остающаяся важной частью их жизни.
Гаитянское вуду («vodou») – это зародившаяся в Западной Африке религия, представляющая собой смесь туземных обрядов и католицизма. Она сыграла ключевую роль в гаитянской революции, приведшей к появлению первого независимого государства чернокожих в новой истории. Именно последователи вуду в 1791-ом восстали против французов, владевших островом. Началась война, закончившаяся в 1803 году очень печально для европейцев – они были вырезаны практически поголовно.
То, как бывшие невольники поступили со своими хозяевами, действительно вызывает оторопь. Факт, однако, остается фактом – это был единственный случай в истории человечества, когда восставшие рабы смогли провозгласить собственное государство. Естественно, политические элиты как находящихся рядом Соединенных Штатов, так и гораздо более далеких европейских стран стали воспринимать вуду как реальную угрозу рабовладению и колониализму.
Мысль о том, что революционные настроения передадутся другим невольникам, была сущим кошмаром для эксплуататоров. Именно тогда данная религия стала преподноситься как квинтэссенция зла и варварства. Борьба с этой «мерзостью» явилась поводом для нескольких вторжений на остров.
Американские солдаты на Гаити, 1915 год.
В 1915 году президент Вудро Вильсон отправил на Гаити морскую пехоту. Предлогом стало установление мира в стране, где не прекращались беспорядки, и за четыре года сменились шесть правителей. Впрочем, ни для кого не было секретом, что американцам понадобились природные ресурсы острова. Солдаты обращались с местными чернокожими отвратительно, зарекомендовав себя жестокими расистами. Но при этом они на подсознательном уровне боялись гаитян – так страшатся всего чужого, непонятного и неизвестного.
Возвращаясь после службы на родину, морские пехотинцы описывали друзьям и знакомым кровавые ритуалы вуду, которые якобы включали в себя человеческие жертвоприношения. Жуткие рассказы захватили воображение американской творческой интеллигенции, и та очень быстро приписала островитянам заклания младенцев, поклонение дьяволу, участие в диких оргиях и множество других непотребных деяний.
Особенно выделился в этом плане писатель и путешественник Уильям Сибрук, издавший книгу под названием «Волшебный остров». Он не постеснялся положить в ее основу фантазии американских солдат – о том, в частности, что последователи вуду превращают людей в зомби.
Церемония вуду. Фото: Рамон Эспиноза/AP
Выдержки из литературного труда Сибрука, повествовавшие о черной магии и половой распущенности гаитян, неоднократно цитировались в научных журналах. Все это происходило в то время, когда чернокожие постепенно набирали в обществе вес и авторитет, в том числе политического характера. Не удивительно, что многие белые американцы стали испытывать иррациональный страх перед перспективой прихода этих людей к власти.
Эти дикие фантазии почти все до единой были отражены в «Белом зомби» – самом первом фильме ужасов на эту тему. За ним последовало бесчисленное количество других кинокартин, комиксов и книг, в которых фигурируют оживление мертвецов и прочие магические практики, приписывающиеся культу вуду.
В конечном итоге деятелям искусства удалось насадить в сознании зрителя более чем узнаваемую картинку: зловещие ритуалы, извивающиеся в диких танцах вокруг костров последователи культа, групповые плотские игрища...
Фильмы о зомби для подавляющего большинства американцев стали единственным «источником информации» о вуду. Черная магия и ходячие мертвецы оказались органичными метафорами зла, с которыми следует бороться любому нормальному человеку.
Все эти истории пересказываются и в наше время, в том числе в форме телесериалов, длящихся по десятку сезонов. Но что же такое вуду на самом деле? В чем суть этой изуверски перевранной религии?
Гаитянские её последователи описывают себя скорее как почитателей духов, которым можно найти множество аналогий: это и древнегреческие боги, и католические святые, и синтоистские божества. Верующие молятся этим сущностям, выпрашивая у них удачу, здоровье, благополучие и тому подобные вещи. Это крайне наивно, но в данном отношении они ничем не отличаются от адептов большинства других религий.
У новоорлеанского вуду («voodoo») много пересечений с гаитянским. Оно также имеет западноафриканские и католические корни, и концентрируется на поклонении духам. Однако это вполне самостоятельная религия, исповедующаяся чернокожими жителями штата Луизиана и по-прежнему остающаяся важной частью их жизни.
Комментарии1