Откуда у обычных людей берутся замашки садистов. Любопытный эксперимент американского психолога
Для многих жителей планеты Вторая мировая война не только принесла неисчислимые бедствия, но и оставила после себя необъяснимые вопросы. Понять, почему добропорядочные германские бюргеры вдруг резко возненавидели своих соседей еврейской национальности простому человеку было практически нереально.
Не одно столетие немцы прожили бок о бок с евреями, может и без особой взаимной любви, но ничего подобного Холокосту мировая история не знала. Это явление невозможно объяснить длительной и жестокой войной, ведь «Хрустальная ночь» прокатилась по рейху в ноябре 1938 года, а ненависть к евреям начала распространяться среди простых граждан Германии значительно раньше.
Не понимал этого и Стэнли Милгрэм, чьи родители, будучи евреями, эмигрировали в США из Восточной Европы. Но тема Холокоста сильно волновала мужчину, который став ученым-психологом, решил попробовать понять, откуда у людей, ранее не проявлявших склонности к насилию, берутся замашки садистов.
В рамках своего исследования Милгрэм провел в Йэльском университете в 1963 году эксперимент, ставший одним из самых знаменитых в психологии.
Жестокий учитель и глупый ученик
Со стороны пригласили людей (истинных испытуемых), которым объяснили, что они примут участие в эксперименте по влиянию боли на память. Эти люди ни о какой «подставе» со стороны организатора не подозревали. Еще для опыта были приглашены актеры, которые действовали по полученной от Милгрэма инструкции, а сам экспериментатор осуществлял общее руководства и фиксировал полученные результаты.
Поначалу «по жребию» между актером и испытуемым распределялись роли «учителя» и «ученика». При этом все было подстроено так, чтобы «учеником» становился актер. Затем «учителя» усаживали в кресло с электродами, и он получал проверочный удар током, чтобы отпали последние сомнения в достоверности эксперимента.
После демонстрации в это кресло садился «ученик», которого привязывали, чтобы он во время эксперимента не сбежал. «Учителя» переводили в другую комнату, где не было визуального контакта с «учеником».
В случае ошибки «учитель» должен нажать на генераторе тока соответствующий переключатель. Возле переключателей (всего 30 штук) указывалось номинальное напряжение начиная с 15 Вольт и заканчивая 450 Вольт. Также возле переключателей имелись надписи, поясняющие эффект воздействия - «легкий удар», «средний удар», «интенсивный удар», «труднопереносимый удар» и тому подобное.
После нажатия переключателя тот оставался в утопленном положении, чтобы испытуемый не мог снизить силу удара током и волей-неволей в случае ошибки ученика увеличивал напряжение. Кроме переключателей на панели генератора имелся стрелочный вольтметр, который в точности дублировал показания переключателей, при подаче тока загорались лампочки, раздавались щелчки реле. Это приводило к тому, что «учитель» был полностью уверен в ударе «ученика» током.
В свою очередь от актера требовалось соблюдать данную экспериментатором инструкцию. Естественно, никаких ударов током он не получал, но должен был вести себя так, будто ему все больнее и больнее, при этом давать неверные ответы так, чтобы «учитель» не заподозрил подвох.
В итоге актеры блестяще справились с поставленной перед ними задачей. «Ученик», в среднем, давал 1 правильный ответ на 3 неверных, так что до отметки в 150 Вольт участники эксперимента добирались довольно быстро. При таком напряжении «ученики» начинали просить прекратить процедуру, а с повышением напряжения их мольбы срывались на крик, актеры начинали имитировать удары головой в стенку.
Однако испытуемый должен был повышать напряжение вне зависимости от реакции актера, таково было условие эксперимента. Если «учитель» все же начинал колебаться, экспериментатор напоминал ему, что опыт должен продолжаться.
Итоги эксперимента
Еще до начала эксперимента Милгрэм попросил своих коллег психиатров предположить, сколько испытуемых доведут напряжение до 450 Вольт. Психиатры предположили, что до 225 Вольт доведут напряжение не более 20% испытуемых, и не более одного человека дойдет до максимума. Реальность превзошла все ожидания....
Хотя при напряжении в 330 Вольт из комнаты актера переставали поступать как крики боли, так и стук в стену, большинство участников эксперимента продолжали наращивать напряжение. В первом эксперименте участвовало 40 человек, из них только один испытуемый не довел напряжение до 300 Вольт. А 26 человек из 40 довели электрический удар до максимальных 450 Вольт, после чего эксперимент прекращался по требованию Милгрэма.
Оппоненты Милгрэма предположили, что изначально испытуемые были склонны к садизму, но это возражение было отклонено, так как перед испытанием специально отбирали психически здоровых людей. По окончании эксперимента испытуемые были подвергнуты дополнительным тестам для оценки их психического здоровья, тесты показали, что участники эксперимента ничем не отличаются в психологическом плане от обычных людей.
Критики пытались объяснить итоги опыта тем, что испытуемыми были мужчины, а они изначально более агрессивны. Был проведен специальный эксперимент с участием женщин — принципиальной разницы в результате обнаружить не удалось. Всего Милгрэмом и его последователями было проведено 19 различных вариаций эксперимента, во всех из них результаты оказались схожими с первым опытом.
Для объяснения результатов своих опытов Милгрэм выдвинул сразу две теории — теорию конформизма, основанную на экспериментах Соломона Аша, когда субъект отдает принятие решения из своих рук на волю группы и ее вождя. Вторую теорию выдвинул сам Милгрэм — согласно его теории субъектности человек рассматривает себя как инструмент для выполнения пожеланий другого человека, и не считает себя ответственным за выполнение его устремлений.
Здесь, вероятно, стоить вспомнить о германских военных, которые в Нюрнберге не признавали себя виновными, поскольку «Я выполнял приказ». Эти люди даже не думали, что выполнение преступного приказа есть преступление.
В 21 веке эксперимент Милгрэма был повторен в нескольких усложненных вариациях. Принципиальной разницы с классическим опытом 1963 года обнаружено не было.