Радиоаппаратура, которую СССР делал лучше всех в мире
Ни один другой вид радиоаппаратуры так массово и разнообразно не производили в СССР. Причем производили и множество предприятий и огромная армия любителей. Видимо у людей было в крови тяга к яркому и прекрасному.
Еще в конце 19 века появилась теория наличия у человека "цветного слуха", названная по аналогии музыкального слуха. Смысл этого таланта в умении гармоничной игрой цветов передать музыкальное произведение. Многие композиторы того времени увлекались цветовой иллюстрацией своих произведений.
Дальше всех продвинулся композитор и философ Александр Скрябин. Кроме собственного распределения цветотональности, он еще использовал яркость.
В 1910 он сочинил эпохальное произведение "Прометей" ("Поэма огня"). Светодинамической установки, способной воспроизвести замысел композитора, тогда не было. Профессор Мозер, желая помочь другу, собрал небольшую домашнюю установку в виде обруча с разноцветными лампочками. Лампочки включались от отдельной клавиатуры по подобию фортепианной. По сути, это была первая бытовая цветомузыка.
Первое полноценное исполнение поэмы "Прометей" состоялось в 1915 году в Карнеги-Холле. Музыку исполнял оркестр Русского симфонического общества, а цветомузыкальную часть исполняли на световом органе Томаса Эдисона.
Дальнейшее развитие цветомузыки сдерживало отсутствие электронных приборов, способных плавно управлять яркостью цветных софитов.
В 1964 году советские инженеры разработали интересную радиолу "Гамма". На первый взгляд, она ничем не отличалась от десятка других моделей радиол, выпускаемых в СССР.
Но стоило включить радиолу, сразу за решеткой динамика начинали переливаться разноцветные огни.
Представьте себе реакцию покупателей-ведь в те года еще не было цветного телевидения.
За счет применения магнитных усилителей, электрическими лампочками управляют маломощные транзисторы
Все было прекрасно, кроме размера экрана-уж больно он маленький. Так же выпускалась радиола модели "Бирюза", где экраном служила крышка проигрывателя, но этого все равно было мало. Для подключения дополнительных лампочек нужны были более мощные транзисторы. Советская промышленность выпускала мощные транзисторы П4, но достать их радиолюбителям было очень сложно
Первую цветомузыку на тиристорах КУ201А разработал инженер Бердичевский в 1975 году. Весь музыкальный спектр разделялся на три канала. Максимально разрешенное напряжение тиристоров КУ201А всего 25 вольт, поэтому для электропитания понадобился мощный понижающий трансформатор.
Эту цветомузыку с 1977 года начали выпускать на Ульяновском приборостроительном заводе в виде конструктора "Прометей-1". Тут уже экран был размером 40х40 см. и светорассеиватели были из стеклянных трубочек. Цена конструктора 60 рублей.
Увы, этот набор раскупался моментально и ждать следующего завоза смысла не было.
В 1979 году на экраны выходит фильм "Экипаж", где Леонид Филатов наглядно показывает короткую дорогу к сердцу дамочек, через ЦМУ.
Это был взрыв интереса к цветомузыке. Радиолюбители правдами и неправдами доставали заветные тиристоры. Главное, чтобы марка тиристоров была с буквенным индексом "Л" и выше. Они выдерживали уже выше 300 Вольт и можно было использовать лампочки на 220 Вольт.
Потихоньку расшевелилась промышленность и многие радиозаводы начали выпускать цветомузыкальные установки. По моим подсчетом получилось всего 86 моделей.
Перечислить все нереально, но самые распространенные стоит вспомнить:
"Спектр-10" Выпускался на Орловском радиозаводе с 1978 года. Цена 70 рублей
Цветомузыкальная приставка "Шоола" . Выпускалась с 1981 года Майли-Сайским заводом средств вычислительной техники. Цена 125 рублей
ЦМУ "Электроника Е1-04". Выпускалась с 1981 года Волгоградским заводом электронного машиностроения. Цена 145 рублей
ЦМУ "Ростов-Дон" С 1982 года выпускался на Ростовским РПО "Горизонт". Цена 110 рублей
Устройство светового сопровождения музыки "Электроника ЦМ-46". С 1984 года выпускали в Саратове. Цена225 рублей
"Телемеханика-3" Выпускалась в виде конструктора с 1985 года. Производитель: Нальчикское ПО "Телемеханика". Цена 40 рублей
"Радуга-3" Выпускалась с 1986 года Гомельским заводом радиотехнологического оснащения. Цена 110 рублей
ЦМУ "Спектр-301" Выпускалась с 1987 года Минским заводом "Калибр". Цена 125 рублей
"Электроника СДУ-3" Выпускалась с 1985 года на Фрязинском заводе им. 50-летия СССР. Цена 55 рублей
ЦМУ "Сполох-3". Выпускалась с 1986 года на Красноярском радиотехническом заводе. Цена 120 рублей.
Радиоконструктор - цветомузыкальная приставка "Электроника ЦМП-02"с 1987 года выпускалась Нововоронежским заводом "Алиот". Цена 37 рублей.
ЦМУ "Искра". Выпускалась с 1988 года Уфимским ПО имени С.М.Кирова. Цена 95 рублей.
Цветомузыкальный электронный конструктор "Радуга" выпускался с 1988 года Правдинским радиозаводом. Цена 42 рубля.
"Электроника ЦМ 17" Выпускалась с 1989 года Николаевским трансформаторным заводом. Цена 160 рублей
ЦМУ "Мираж" Выпускалась с 1989 года Конструкторским Бюро Автоматики НПО "Химавтоматика". Цена 198 рублей
Сколько различных радиолюбительских конструкций было уже и не вспомнить. Простое перемигивание надоедало и цветомузыку совмещали с стробоскопом, со схемами различных световых эффектов.
Интерес к цветомузыке начал снижаться в середине 90х. Явную причину даже не скажешь: то ли сказалось распространение видеомагнитофонов, то ли уже люди стали другими....
Дальше всех продвинулся композитор и философ Александр Скрябин. Кроме собственного распределения цветотональности, он еще использовал яркость.
В 1910 он сочинил эпохальное произведение "Прометей" ("Поэма огня"). Светодинамической установки, способной воспроизвести замысел композитора, тогда не было. Профессор Мозер, желая помочь другу, собрал небольшую домашнюю установку в виде обруча с разноцветными лампочками. Лампочки включались от отдельной клавиатуры по подобию фортепианной. По сути, это была первая бытовая цветомузыка.
Первое полноценное исполнение поэмы "Прометей" состоялось в 1915 году в Карнеги-Холле. Музыку исполнял оркестр Русского симфонического общества, а цветомузыкальную часть исполняли на световом органе Томаса Эдисона.
Дальнейшее развитие цветомузыки сдерживало отсутствие электронных приборов, способных плавно управлять яркостью цветных софитов.
В 1964 году советские инженеры разработали интересную радиолу "Гамма". На первый взгляд, она ничем не отличалась от десятка других моделей радиол, выпускаемых в СССР.
Но стоило включить радиолу, сразу за решеткой динамика начинали переливаться разноцветные огни.
Представьте себе реакцию покупателей-ведь в те года еще не было цветного телевидения.
За счет применения магнитных усилителей, электрическими лампочками управляют маломощные транзисторы
Все было прекрасно, кроме размера экрана-уж больно он маленький. Так же выпускалась радиола модели "Бирюза", где экраном служила крышка проигрывателя, но этого все равно было мало. Для подключения дополнительных лампочек нужны были более мощные транзисторы. Советская промышленность выпускала мощные транзисторы П4, но достать их радиолюбителям было очень сложно
Первую цветомузыку на тиристорах КУ201А разработал инженер Бердичевский в 1975 году. Весь музыкальный спектр разделялся на три канала. Максимально разрешенное напряжение тиристоров КУ201А всего 25 вольт, поэтому для электропитания понадобился мощный понижающий трансформатор.
Эту цветомузыку с 1977 года начали выпускать на Ульяновском приборостроительном заводе в виде конструктора "Прометей-1". Тут уже экран был размером 40х40 см. и светорассеиватели были из стеклянных трубочек. Цена конструктора 60 рублей.
Увы, этот набор раскупался моментально и ждать следующего завоза смысла не было.
В 1979 году на экраны выходит фильм "Экипаж", где Леонид Филатов наглядно показывает короткую дорогу к сердцу дамочек, через ЦМУ.
Это был взрыв интереса к цветомузыке. Радиолюбители правдами и неправдами доставали заветные тиристоры. Главное, чтобы марка тиристоров была с буквенным индексом "Л" и выше. Они выдерживали уже выше 300 Вольт и можно было использовать лампочки на 220 Вольт.
Потихоньку расшевелилась промышленность и многие радиозаводы начали выпускать цветомузыкальные установки. По моим подсчетом получилось всего 86 моделей.
Перечислить все нереально, но самые распространенные стоит вспомнить:
"Спектр-10" Выпускался на Орловском радиозаводе с 1978 года. Цена 70 рублей
Цветомузыкальная приставка "Шоола" . Выпускалась с 1981 года Майли-Сайским заводом средств вычислительной техники. Цена 125 рублей
ЦМУ "Электроника Е1-04". Выпускалась с 1981 года Волгоградским заводом электронного машиностроения. Цена 145 рублей
ЦМУ "Ростов-Дон" С 1982 года выпускался на Ростовским РПО "Горизонт". Цена 110 рублей
Устройство светового сопровождения музыки "Электроника ЦМ-46". С 1984 года выпускали в Саратове. Цена225 рублей
"Телемеханика-3" Выпускалась в виде конструктора с 1985 года. Производитель: Нальчикское ПО "Телемеханика". Цена 40 рублей
"Радуга-3" Выпускалась с 1986 года Гомельским заводом радиотехнологического оснащения. Цена 110 рублей
ЦМУ "Спектр-301" Выпускалась с 1987 года Минским заводом "Калибр". Цена 125 рублей
"Электроника СДУ-3" Выпускалась с 1985 года на Фрязинском заводе им. 50-летия СССР. Цена 55 рублей
ЦМУ "Сполох-3". Выпускалась с 1986 года на Красноярском радиотехническом заводе. Цена 120 рублей.
Радиоконструктор - цветомузыкальная приставка "Электроника ЦМП-02"с 1987 года выпускалась Нововоронежским заводом "Алиот". Цена 37 рублей.
ЦМУ "Искра". Выпускалась с 1988 года Уфимским ПО имени С.М.Кирова. Цена 95 рублей.
Цветомузыкальный электронный конструктор "Радуга" выпускался с 1988 года Правдинским радиозаводом. Цена 42 рубля.
"Электроника ЦМ 17" Выпускалась с 1989 года Николаевским трансформаторным заводом. Цена 160 рублей
ЦМУ "Мираж" Выпускалась с 1989 года Конструкторским Бюро Автоматики НПО "Химавтоматика". Цена 198 рублей
Сколько различных радиолюбительских конструкций было уже и не вспомнить. Простое перемигивание надоедало и цветомузыку совмещали с стробоскопом, со схемами различных световых эффектов.
Интерес к цветомузыке начал снижаться в середине 90х. Явную причину даже не скажешь: то ли сказалось распространение видеомагнитофонов, то ли уже люди стали другими....
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии3