Храмовые проститутки и пивные оргии: какой была проституция в Междуречье
Шумерский царь, исполняя ритуал, совокупляется со жрицей богини Инанны, а аккадский отец предостерегает сына, чтобы тот не женился на храмовой проститутке. Ремесленники лепят из глины изображения женщин, занимающихся сексом и попивающих при этом пиво через трубочку, а чиновники записывают на глиняных табличках количество зерна, выданное семи проституткам за работу.
Все это — эпизоды из жизни древнейшей профессии в том самом месте, где она, вероятнее всего, возникла — в землях шумеров и сменивших их вавилонян и ассирийцев.
Строгие нравы, но легальная проституция
Междуречье рек Тигр и Евфрат — одна из колыбелей цивилизации. Примерно в одно время с появлением древнеегипетских царств в этой плодородной долине зародились первые города-государства. Они прославились своими земледельцами, ремесленниками и воинами, а также нравами, свобода которых поражала соседние народы. Впрочем, все несколько сложнее: формально личная жизнь жителей Междуречья была строго регламентирована законами, которые дошли до нас на глиняных табличках.
Женщина, вышедшая замуж, оставалась на своей половине дома, ведя хозяйство, и не имела возможности выйти лишний раз на улицу. Домогательства до такой матроны были строго запрещены, а человека, пойманного за подобным, ждала смерть.
Например, в знаменитых законах вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 1792-1750 годах до н.э., 130-й закон указано:
«Если кто сделает насилие над женою (обрученною или детородною) другого человека, которая никогда не знала мужчины и живет в доме отца своего, и переспит с нею, то этот человек должен быть предан смерти, а жена непорочна».
Ассирийские законы более позднего времени, 1075 года до н.э., также беспощадны к насильникам:
«Если жена мужчины будет идти по дороге, и мужчина схватит ее и скажет ей: «Я непременно совокуплюсь с тобою»; если она не захочет и не будет защищаться, и он схватит ее силою и изнасилует ее, то поймают ли его на жене мужчины, или по слову женщины, которую он изнасиловал, старейшины будут судить его, и предадут его смерти. Для женщины нет наказания».
Такие же жесткие законы были и против адюльтера. Например, 129 статья законов Хаммурапи гласила:
«Если жена мужчины будет неожиданно (поймана в разгаре адюльтера) с другим мужчиной, то оба должны быть связаны и брошены в воду, но муж может помиловать свою жену, а царь — своих рабов».
Что же оставалось неженатым молодым мужчинам, путешественникам и другим людям, которые не могли законно заняться сексом с женой? Их одиночество скрашивала проституция, вполне легальная и считавшаяся чем-то обыденным.
Сколько стоили услуги проститутки: от хлебного пайка до месячной зарплаты простого рабочего
Глиняные таблички, в большом количестве найденные в Междуречье, содержат множество текстов, от поэм и мифов до описи товаров. И именно в них мы впервые встречаем упоминание проституции, а также узнаем имена первых шести известных нам представительниц древнейшей профессии.
Эти таблички принадлежат шумерскому городу Шуруппак, центру зернохранения, и относятся к периоду 2600-2500 до н.э. В данных записях говорится о распределении зерновых пайков среди работников, чиновников, виночерпиев, врачей, глашатаев и плакальщиц. В этой пестрой толпе затесались семь проституток. Девицы находились на официальной работе и получали за нее паек. Как и остальные простые работяги, они должны были стоять за хлебом в очереди.
Имя одной девушки стесало время, но шесть других вполне читаемы. Позвольте представить: Ан-ама-гу, Ан-му-да, Иги-гун, Нин-гу-гал, Нин-мен и Нин-ни-ги. Особенно любопытно, что рядом с Нин-мен в очереди стоял некий Шиму, являющийся ее законным мужем. Следовательно, он занимается тем, что продает собственную жену и наживается на этом. А вот и первый оставшийся в истории сутенер!
Не стоит излишне удивляться подобным моментам. Как полагает исследователь Джеральд Купер в статье «Сексуальная работа. Социальная и экономическая роль проституток в древней Месопотамии», девушек, а особенно рабынь в Междуречье, часто использовали для такого ремесла. Нередко богатые женщины «удочеряли» девочек из бедных семей, чтобы потом зарабатывать, заставляя их заниматься проституцией.
Джеральд Купер пишет: «Дети обоих полов отдавались в залог или продавались для «усыновления». Из такой практики легко развивалась проституция женщин-членов семьи в интересах главы семьи. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство, или их обнищавшие мужья могли использовать их таким образом».
Купер же упоминает и стоимость услуг. Речь идет об одном-полутора сиклях серебра. Столько же получал наемный рабочий в Междуречье за месяц. Чаще всего уличные девушки стояли или у ворот города, или у его стен, а также могли поджидать клиента в тавернах.
Пиво, кабаки и секс
Таверны во все времена были символом кутежа и разврата. И именно в Междуречье мы находим первые доказательства того, что проституция в этих землях крепко ассоциировалась с алкоголем и кабаками. Например, в статье «Богиня в простынях, проститутка на улицах: Изучение общественного и частного разделения полов в месопотамских городах» исследовательница Джорджия Вэнс приводит слова правителя Ассирии Шамши-Адада, царствовавшего в 1810-1775 годах до н.э. где тот жалуется, что его люди сбежали из дворца «для вечеринок, для bīt sābītim и для разврата».
Bīt sābītim — это и есть таверна, причем именно содержащаяся женщиной. Для таверны, хозяином которой являлся мужчина, используется термин bīt sābîm. Царь вполне справедливо ожидает от своих непутевых подданных адской пьянки и оргий именно в тавернах, которые содержат женщины. Этот момент позволяет нам предположить, что хозяйки таких заведений выполняли те же функции, что и «маман» в борделе.
Более того, в гимне, записанном на глиняной табличке, шумерская богиня Инанна, позже известная как Иштар, говорит о себе:
«Когда я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».
Таверна в этом отрывке напрямую связана с платным сексом, раз даже богиня становится проституткой, сидя у ее ворот. Более того, в другом шумерском произведении «Проклятие Агаде», датированном 2100 годом до н.э., есть такие слова:
«Пусть твой скотобоец зарежет свою жену, пусть твой мясник овец зарежет своего ребенка! Пусть ваша проститутка повесится у входа в свою таверну! Пусть ваши беременные жрицы и храмовые проститутки абортируют своих детей!»
Существует большое количество глиняных пластинок, на которых оттиснуты изображения вполне порнографического характера. И все они объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.
Изображения трактуют по разному. В статье «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» приводятся слова израильского исследователя Илана Пеледа о том, что эти изображения могли быть предметами для почитания богини любви и войны Иштар, амулетами для отпугивания злых духов или просто изображали занятие проституцией в таверне.
Уже упомянутый нами Джеральд Купер считает: «Изображения на терракотовых бляшках начала второго тысячелетия, показывающие стоящее гетеросексуальное соитие сзади, в то время как женщина, наклонившись вперед, пьет пиво через питьевую трубку, не следует воспринимать буквально, оно, скорее, символизируют связь между потреблением алкоголя и сексуальной активностью».
Скорее всего, не стоит искать сложных ответов на простые вопросы. По мнению все того же Илана Пеледа: «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле».
Более того, в гимне, записанном на глиняной табличке, шумерская богиня Инанна, позже известная как Иштар, говорит о себе:
«Когда я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».
Таверна в этом отрывке напрямую связана с платным сексом, раз даже богиня становится проституткой, сидя у ее ворот. Более того, в другом шумерском произведении «Проклятие Агаде», датированном 2100 годом до н.э., есть такие слова:
«Пусть твой скотобоец зарежет свою жену, пусть твой мясник овец зарежет своего ребенка! Пусть ваша проститутка повесится у входа в свою таверну! Пусть ваши беременные жрицы и храмовые проститутки абортируют своих детей!»
Существует большое количество глиняных пластинок, на которых оттиснуты изображения вполне порнографического характера. И все они объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.
Изображения трактуют по разному. В статье «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» приводятся слова израильского исследователя Илана Пеледа о том, что эти изображения могли быть предметами для почитания богини любви и войны Иштар, амулетами для отпугивания злых духов или просто изображали занятие проституцией в таверне.
Уже упомянутый нами Джеральд Купер считает: «Изображения на терракотовых бляшках начала второго тысячелетия, показывающие стоящее гетеросексуальное соитие сзади, в то время как женщина, наклонившись вперед, пьет пиво через питьевую трубку, не следует воспринимать буквально, оно, скорее, символизируют связь между потреблением алкоголя и сексуальной активностью».
Скорее всего, не стоит искать сложных ответов на простые вопросы. По мнению все того же Илана Пеледа: «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле».
Междуречье рек Тигр и Евфрат — одна из колыбелей цивилизации. Примерно в одно время с появлением древнеегипетских царств в этой плодородной долине зародились первые города-государства. Они прославились своими земледельцами, ремесленниками и воинами, а также нравами, свобода которых поражала соседние народы. Впрочем, все несколько сложнее: формально личная жизнь жителей Междуречья была строго регламентирована законами, которые дошли до нас на глиняных табличках.
Женщина, вышедшая замуж, оставалась на своей половине дома, ведя хозяйство, и не имела возможности выйти лишний раз на улицу. Домогательства до такой матроны были строго запрещены, а человека, пойманного за подобным, ждала смерть.
Например, в знаменитых законах вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 1792-1750 годах до н.э., 130-й закон указано:
«Если кто сделает насилие над женою (обрученною или детородною) другого человека, которая никогда не знала мужчины и живет в доме отца своего, и переспит с нею, то этот человек должен быть предан смерти, а жена непорочна».
Ассирийские законы более позднего времени, 1075 года до н.э., также беспощадны к насильникам:
«Если жена мужчины будет идти по дороге, и мужчина схватит ее и скажет ей: «Я непременно совокуплюсь с тобою»; если она не захочет и не будет защищаться, и он схватит ее силою и изнасилует ее, то поймают ли его на жене мужчины, или по слову женщины, которую он изнасиловал, старейшины будут судить его, и предадут его смерти. Для женщины нет наказания».
Такие же жесткие законы были и против адюльтера. Например, 129 статья законов Хаммурапи гласила:
«Если жена мужчины будет неожиданно (поймана в разгаре адюльтера) с другим мужчиной, то оба должны быть связаны и брошены в воду, но муж может помиловать свою жену, а царь — своих рабов».
Что же оставалось неженатым молодым мужчинам, путешественникам и другим людям, которые не могли законно заняться сексом с женой? Их одиночество скрашивала проституция, вполне легальная и считавшаяся чем-то обыденным.
Кодекс Хаммурапи
Сколько стоили услуги проститутки: от хлебного пайка до месячной зарплаты простого рабочего
Глиняные таблички, в большом количестве найденные в Междуречье, содержат множество текстов, от поэм и мифов до описи товаров. И именно в них мы впервые встречаем упоминание проституции, а также узнаем имена первых шести известных нам представительниц древнейшей профессии.
Эти таблички принадлежат шумерскому городу Шуруппак, центру зернохранения, и относятся к периоду 2600-2500 до н.э. В данных записях говорится о распределении зерновых пайков среди работников, чиновников, виночерпиев, врачей, глашатаев и плакальщиц. В этой пестрой толпе затесались семь проституток. Девицы находились на официальной работе и получали за нее паек. Как и остальные простые работяги, они должны были стоять за хлебом в очереди.
Одна из тех самых табличек
Имя одной девушки стесало время, но шесть других вполне читаемы. Позвольте представить: Ан-ама-гу, Ан-му-да, Иги-гун, Нин-гу-гал, Нин-мен и Нин-ни-ги. Особенно любопытно, что рядом с Нин-мен в очереди стоял некий Шиму, являющийся ее законным мужем. Следовательно, он занимается тем, что продает собственную жену и наживается на этом. А вот и первый оставшийся в истории сутенер!
Не стоит излишне удивляться подобным моментам. Как полагает исследователь Джеральд Купер в статье «Сексуальная работа. Социальная и экономическая роль проституток в древней Месопотамии», девушек, а особенно рабынь в Междуречье, часто использовали для такого ремесла. Нередко богатые женщины «удочеряли» девочек из бедных семей, чтобы потом зарабатывать, заставляя их заниматься проституцией.
Джеральд Купер пишет: «Дети обоих полов отдавались в залог или продавались для «усыновления». Из такой практики легко развивалась проституция женщин-членов семьи в интересах главы семьи. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство, или их обнищавшие мужья могли использовать их таким образом».
Купер же упоминает и стоимость услуг. Речь идет об одном-полутора сиклях серебра. Столько же получал наемный рабочий в Междуречье за месяц. Чаще всего уличные девушки стояли или у ворот города, или у его стен, а также могли поджидать клиента в тавернах.
Пиво, кабаки и секс
Таверны во все времена были символом кутежа и разврата. И именно в Междуречье мы находим первые доказательства того, что проституция в этих землях крепко ассоциировалась с алкоголем и кабаками. Например, в статье «Богиня в простынях, проститутка на улицах: Изучение общественного и частного разделения полов в месопотамских городах» исследовательница Джорджия Вэнс приводит слова правителя Ассирии Шамши-Адада, царствовавшего в 1810-1775 годах до н.э. где тот жалуется, что его люди сбежали из дворца «для вечеринок, для bīt sābītim и для разврата».
Bīt sābītim — это и есть таверна, причем именно содержащаяся женщиной. Для таверны, хозяином которой являлся мужчина, используется термин bīt sābîm. Царь вполне справедливо ожидает от своих непутевых подданных адской пьянки и оргий именно в тавернах, которые содержат женщины. Этот момент позволяет нам предположить, что хозяйки таких заведений выполняли те же функции, что и «маман» в борделе.
Иштар
Более того, в гимне, записанном на глиняной табличке, шумерская богиня Инанна, позже известная как Иштар, говорит о себе:
«Когда я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».
Таверна в этом отрывке напрямую связана с платным сексом, раз даже богиня становится проституткой, сидя у ее ворот. Более того, в другом шумерском произведении «Проклятие Агаде», датированном 2100 годом до н.э., есть такие слова:
«Пусть твой скотобоец зарежет свою жену, пусть твой мясник овец зарежет своего ребенка! Пусть ваша проститутка повесится у входа в свою таверну! Пусть ваши беременные жрицы и храмовые проститутки абортируют своих детей!»
Существует большое количество глиняных пластинок, на которых оттиснуты изображения вполне порнографического характера. И все они объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.
Изображения трактуют по разному. В статье «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» приводятся слова израильского исследователя Илана Пеледа о том, что эти изображения могли быть предметами для почитания богини любви и войны Иштар, амулетами для отпугивания злых духов или просто изображали занятие проституцией в таверне.
Уже упомянутый нами Джеральд Купер считает: «Изображения на терракотовых бляшках начала второго тысячелетия, показывающие стоящее гетеросексуальное соитие сзади, в то время как женщина, наклонившись вперед, пьет пиво через питьевую трубку, не следует воспринимать буквально, оно, скорее, символизируют связь между потреблением алкоголя и сексуальной активностью».
Скорее всего, не стоит искать сложных ответов на простые вопросы. По мнению все того же Илана Пеледа: «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле».
Один из вариантов изображения
Более того, в гимне, записанном на глиняной табличке, шумерская богиня Инанна, позже известная как Иштар, говорит о себе:
«Когда я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».
Таверна в этом отрывке напрямую связана с платным сексом, раз даже богиня становится проституткой, сидя у ее ворот. Более того, в другом шумерском произведении «Проклятие Агаде», датированном 2100 годом до н.э., есть такие слова:
«Пусть твой скотобоец зарежет свою жену, пусть твой мясник овец зарежет своего ребенка! Пусть ваша проститутка повесится у входа в свою таверну! Пусть ваши беременные жрицы и храмовые проститутки абортируют своих детей!»
Существует большое количество глиняных пластинок, на которых оттиснуты изображения вполне порнографического характера. И все они объединены одним сюжетом — девица попивает пиво из горшка через длинную трубочку, в то время как некий мужчина занимается с ней сексом в позе сзади.
Изображения трактуют по разному. В статье «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» приводятся слова израильского исследователя Илана Пеледа о том, что эти изображения могли быть предметами для почитания богини любви и войны Иштар, амулетами для отпугивания злых духов или просто изображали занятие проституцией в таверне.
Уже упомянутый нами Джеральд Купер считает: «Изображения на терракотовых бляшках начала второго тысячелетия, показывающие стоящее гетеросексуальное соитие сзади, в то время как женщина, наклонившись вперед, пьет пиво через питьевую трубку, не следует воспринимать буквально, оно, скорее, символизируют связь между потреблением алкоголя и сексуальной активностью».
Скорее всего, не стоит искать сложных ответов на простые вопросы. По мнению все того же Илана Пеледа: «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле».
Один из вариантов изображения
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет