Как африканцы на деньги ООН летали на Марс, чтобы с помощью кошек обратить марсиан в христианство
Всё описанное в этой статье происходило на самом деле. А смешно это или грустно, решайте сами...
В начале 60-х годов прошлого века космонавты были суперзвёздами, космические корабли не сходили со страниц газет, в общем, тема была, как любят говорить сегодняшние подростки, «топчик». В детской литературе это, само собой, тоже нашло отражение:
...Мы бочку поставили на серёдку, и Костик приволок какой-то старый ничей самовар. Он его приделал к бочке, чтобы заливать туда горючее. Получилось очень складно. Мы с Мишкой сделали внутреннее устройство и два окошечка по бокам: это были иллюминаторы. Андрюшка притащил довольно здоровый ящик с крышкой и наполовину всунул его в бочку. Я сначала не понял, что это такое, и спросил Андрюшку:
– Это зачем?
А он сказал:
– Как зачем? Это вторая ступеня!
(Виктор Драгунский, «Удивительный день»)
На дворе 1960 год. В космическую гонку между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки вкладываются десятки миллиардов рублей и долларов, лучшие специалисты работают по 14 часов в сутки, без праздников и выходных...
И вот в этот самый момент в новостях вдруг гремит сенсационная новость. О создании и запуске собственной космической программы официально объявляет... африканская страна – бывшая британская колония Северная Родезия, которая в 1964 году получит официальное название Замбия.
Некий Эдвард Макука Нколосо (возраст 41 год, по специальности школьный учитель начальных классов), основывает «Национальную академию наук космических исследований и философии Замбии». Вместе со своими учениками в школьный телескоп он произвёл многочисленные наблюдения планеты Марс – и обнаружил там марсиан!
По его инициативе начинается подготовка «замбийской космической программы»... Не то что «запустить космонавта» или «полететь к Луне». Нет, африканский космический энтузиаст решил сразу, без обиняков, лететь к Марсу...
Знаете, это можно было бы назвать анекдотом, но это происходило в реальности, при молчаливом одобрении замбийского правительства (которым, по сути, была социалистическая Партия Национальной Независимости). Для осуществления африканской космической программы Нколосо запросил у организации ЮНЕСКО грант на 7 миллионов замбийских фунтов, а также поддержку у частных лиц – на «скромную» сумму в 2 миллиарда долларов США. Наверное, получил Нколосо всё-таки немножко меньше, однако энтузиазма это не убавило. Сколько-то всё-таки он получил – и с жаром принялся за работу!
Целью планирующегося полёта на Марс Нколосо объявил... распространение среди марсиан христианства. Согласно первым планам Нколосы, на Марс должны были полететь безымянный чернокожий христианский миссионер, две кошки, 16-летняя девушка Мата Мвамбва и 16-летний юноша Годфри Мванго.
Для того, чтобы тренировать своих «афронавтов» (у СССР были «космонавты», у США были «астронавты», а вот у Замбии – «афронавты»), Нколосо использовал... пустую 200-литровую бочку из-под нефти (см. выше отрывок из детского рассказа, ага). «Афронавты» на тренировках залезали в эту бочку, после чего её... отпускали катиться вниз по склону холма – это была «космическая тренировка номер раз».
В качестве «космической тренировки номер два» Нколосо придумал использовать старую автомобильную камеру, привязанную к дереву на верёвке. Сильное раскачивание на этой камере должно было имитировать невесомость.
Вы спросите – для чего в африканской космической экспедиции на Марс были нужны кошки? Согласно объяснениям самого Макуки Нколосы, по прибытии на Марс афронавты должны были сперва открыть дверь ракеты и выпустить на поверхность Марса кошек. Если кошки не сдох... пардон, будут чувствовать себя хорошо, тогда следом можно будет выходить афронавтам. Всё предусмотрено!
Тренировки проходили на «суперсекретной космической базе», находящейся в семи километрах от столицы страны – Лусаки и расположенной в одном-единственном вагончике, переделанном из старого автобуса.
Готовая замбийская ракета (Нколосо с гордостью демонстрировал её журналистам) представляла собой сделанный из алюминия и меди цилиндр размером 3 на 2 метра.
Ракета гордо называлась «Д-Калу», в честь председателя Партии Национальной Независимости Давида Каунды. Запуск ракеты планировался в день независимости Замбии, 24 октября 1964 года. Запуск сперва хотели произвести с помощью большого количества динамитных шашек, но передумали: всё-таки небезопасно. Тогда ракету решили запустить к Марсу... выдохнули?
При помощи большой верёвочной катапульты!
Длинные верёвки должны были привязать к высокому дереву, а потом сильно «раскрутить» ракету с афронавтами и в нужный момент верёвку перерезать. Как там будет «поехали!» на языке бемба?
Правда, увы, ничего не получилось. Во-первых Мата Мвамбва после очередной тренировки внезапно забеременела, и родственники забрали её из отряда афронавтов домой. Второй афронавт, Годфри Мванго, попросту сбежал после того, как Макука Нколосо решил «усилить тренировки» и сбросить Мванго в частично заполненную водой шахту 120-метровой глубины.
Оставались ещё безымянный христианский миссионер и кошки – но этого Нколосе явно было мало. Многочисленным журналистам Нколоса заявил, что Замбийская космическая программа не удалась из-за диверсий советских и американских спецслужб, которые не хотели допустить триумфа африканской космической науки.
Между прочим, Эдвард Макука Нколосо сделал в своей стране неплохую карьеру. Он получил от президента Каунды важный пост в государственной организации под названием «Центр освобождения», где разрабатывал государственную программу поддержки шаманства и знахарства. Умер в 1989 году и был похоронен с президентскими почестями.