«Два образа жизни». История эпатажной фотографии, которая в XIX веке изменила общество
170 лет назад эта фотография произвела в обществе настоящий фурор.
Автор фотографии – британский фотограф и художник Оскар Гюстав Рейландер. Кроме съемок он также занимался фотомонтажом, став пионером в этой индустрии.
В 1857 году он опубликовал фотографию под названием «Два образа жизни». Технически это был очень тяжелый труд. Он сделал огромное количество снимков, выбрал из них 32 и за полтора месяца смонтировал из них единое полотно.
Задача была безумной сложной. Ведь каждый снимок нужно было обработать за короткое время, пока его покрытие не успело полностью высохнуть.
Размеры полотна сейчас бы считались довольно скромными: всего 80 на 40 сантиметров. Но в то время это была очень крупная фотография. Занавес вверху фото - это была простая скатерть, которую Оскар добавил в финале.
Оскар показал свое творение публике, но вместо рукоплесканий в него полетели камни. Фотографию сочли чересчур эпатажной.
На дворе стояла строгая викторианская эпоха. В почете - моральный кодекс, джентльмены, консервативные ценности. Религия брала вверх над искусством.
Внимание публики приковали обнаженные изображения, которые отодвинули мировоззренческие и культурные смыслы, которые заложил в них автор.
В центре картины - отец-философ, который выводит двух своих сыновей - сельских юношей - в свет. Один сразу становится страстным игроком в азартные игры. Его захватывают похоть и удовольствия. Второй юноша воздерживается от искушений и идет по пути брака, создания полноценной семьи и творит добрые дела.
В этой фотографии автор воплотил свободный выбор каждого. Мы в каждом своей шаге принимаем решение между пороком и добродетелью. И чем чаще мы склоняемся в одну сторону, тем больше это формирует соответствующие привычки.
Каждый раз, когда мы совершаем доброе или полезное дело - мы все больше становимся такими людьми. И наоборот. Поэтому каждый шаг, каждый выбор имеет значение. Впоследствии, подобные идеи в литературе будут развивать философы-экзистенциалисты, правда сдобрив их щедрой долей послевоенного пессимизма.
Но публике было совершенно неинтересно, какой смысл заложил здесь автор.
Фотографа обвинили в том, что он платит куртизанкам за то, что они снялись в его проекте. Потому что все были уверены, что ни одна добропорядочная дама не позволила бы себя так сфотографировать.
Однако, со временем шум угас. И фотография сыграла важную роль в перемене общественного сознания.
Королева Виктория купила ее и подарила своему мужу принцу Альберту. И продемонстрировала, что в настоящем искусстве нет никакой пошлости.
А что правильно для королевы, то правильно и для народа.
Излишняя религиозность и консерватизм начинают отступать под давлением культуры и науки.
Искусство может не только фиксировать перемены в обществе, но и ускорять их, способствуя прогрессу.
В 1857 году он опубликовал фотографию под названием «Два образа жизни». Технически это был очень тяжелый труд. Он сделал огромное количество снимков, выбрал из них 32 и за полтора месяца смонтировал из них единое полотно.
Задача была безумной сложной. Ведь каждый снимок нужно было обработать за короткое время, пока его покрытие не успело полностью высохнуть.
Размеры полотна сейчас бы считались довольно скромными: всего 80 на 40 сантиметров. Но в то время это была очень крупная фотография. Занавес вверху фото - это была простая скатерть, которую Оскар добавил в финале.
Оскар показал свое творение публике, но вместо рукоплесканий в него полетели камни. Фотографию сочли чересчур эпатажной.
На дворе стояла строгая викторианская эпоха. В почете - моральный кодекс, джентльмены, консервативные ценности. Религия брала вверх над искусством.
Внимание публики приковали обнаженные изображения, которые отодвинули мировоззренческие и культурные смыслы, которые заложил в них автор.
Оскар Гюстав Рейландер (справа)
В центре картины - отец-философ, который выводит двух своих сыновей - сельских юношей - в свет. Один сразу становится страстным игроком в азартные игры. Его захватывают похоть и удовольствия. Второй юноша воздерживается от искушений и идет по пути брака, создания полноценной семьи и творит добрые дела.
В этой фотографии автор воплотил свободный выбор каждого. Мы в каждом своей шаге принимаем решение между пороком и добродетелью. И чем чаще мы склоняемся в одну сторону, тем больше это формирует соответствующие привычки.
Каждый раз, когда мы совершаем доброе или полезное дело - мы все больше становимся такими людьми. И наоборот. Поэтому каждый шаг, каждый выбор имеет значение. Впоследствии, подобные идеи в литературе будут развивать философы-экзистенциалисты, правда сдобрив их щедрой долей послевоенного пессимизма.
Но публике было совершенно неинтересно, какой смысл заложил здесь автор.
Фотографа обвинили в том, что он платит куртизанкам за то, что они снялись в его проекте. Потому что все были уверены, что ни одна добропорядочная дама не позволила бы себя так сфотографировать.
Королева Виктория, известная своими строгими правилами, не нашла в «Двух образах жизни» ничего предосудительного
Однако, со временем шум угас. И фотография сыграла важную роль в перемене общественного сознания.
В фильме «Молодая Виктория» 2009 года эта пара выглядела так. Помоложе и покрасивее.
Королева Виктория купила ее и подарила своему мужу принцу Альберту. И продемонстрировала, что в настоящем искусстве нет никакой пошлости.
А что правильно для королевы, то правильно и для народа.
Излишняя религиозность и консерватизм начинают отступать под давлением культуры и науки.
Искусство может не только фиксировать перемены в обществе, но и ускорять их, способствуя прогрессу.
Комментарии1