Советская цензура, стимулировавшая рождение шедевров
К концу 80-х годов у нашего общества было сформировано мнение о цензуре не терпевшее возражений. Её однозначно представляли как нечто плохое и ограничивающее творца. Доходило до того, что шли рассуждения о том, что все шедевры советской культуры создавались не благодаря СССР, а вопреки. Мне же всегда казалось это несколько странным. Ну, то есть в юности я об этом и не задумывался, зато став взрослым начал подозревать, что с крушением Советского Союза рухнуло и искусство.
Конечно, нельзя сказать о том, что в 90-е годы не было вообще ничего толкового снято. Какие-то фильмы из того времени всё же можно вспомнить. Снимали занятное кино и в нулевых годах. Но в целом на фоне советской киношколы современная индустрия выглядит неубедительно. И точно тут дело не в финансовой стороне вопроса. Дело тут как раз в отсутствии цензуры. Ведь вместе с её уходом рухнул и общий культурный уровень.
Думаю, объяснять кто такой Эльдар Рязанов нет никакой необходимости. До сих пор спустя почти полвека после премьеры мы ежегодно видим трансляцию его фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Но ведь кроме этой ленты в активе режиссера есть ещё такие вещи как «Служебный роман» или «Вокзал для двоих». Это же знаковые фильмы. Но вот ушла цензура и что он смог снять-то в 90-е? Может быть, кто-то считает фильм «Небеса обетованные» хорошим? Или «Старые ключи»? Бросьте, это проходные и никакие фильмы. То есть на одном этом примере мы видим, что Рязанов без Советского Союза оказался неспособен работать качественно.
Показателен здесь пример и такой глыбы как Станислав Ростоцкий. Только он пошёл иным путём. В СССР он снял такие вещи, как «Доживём до понедельника» и «А зори здесь тихие». Но после 1989 года он отказался работать, объясняя это тем, что современное состояние кино его не устраивает. И прожив до 2001 года, он так и не вернулся на съёмочные площадки ни в каком качестве.
«Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!». Это те фильмы, без которых нельзя представить советскую культуру, а значит и всех нас. Снял всё это дело Георгий Данелия и само собой этими тремя хитами он не ограничивался. Но вопрос в том, что в 90-х он хоть и продолжал снимать, но больше успешных работ у него не было. Хотя вот же. Наступили времена без цензуры и каких-то собраний. Исчезли комиссии, утверждавшие, что можно снимать, а что надо доработать.
Я ни в коем случае не умаляю заслуг перечисленных режиссеров и не собираюсь оспаривать тот факт, что они глыбы. Конечно же, в 90-х попросту денег на реализацию многих проектов не было, и часть вещей вообще снималась ради искусства. Но давайте будем честны. Такие масштабные ленты как, например «Война и мир» Бондарчука и в Советском Союзе были исключением. Большинство же картин становились успешными именно из-за качественного сценария. Пусть его и переписывали несколько раз и вносили правки, но это работало. На выходе ведь был результат, которым мы до сих пор иногда любуемся.
Да, современным молодым людям вряд ли будут интересны все эти «Мимино» или «Москва слезам не верит», но факт остаётся фактом. Сейчас это классика и она появилась именно благодаря существованию тех самых комиссий, которые позже окрестят цензурой.
Самое же печальное заключается в том, что тот же Эльдар Рязанов после распада Советского Союза скатился из сатиры в какую-то чёрную ругань. Он принялся обличать ту самую власть, которая дала ему всё. Вот только после исчезновения мифической цензуры он так и не смог ничего снять толкового. Все его фильмы, начиная с 90-х скучны и кроме недоумения у меня лично ничего не вызывают.
Окончу же я свои размышления таким режиссером как Владимир Меньшов. Это, несомненно, такая же глыба, как и предыдущие режиссеры, но он не стал скатываться в какую-то чернуху. И тем более, никогда и нигде не ругал советскую власть. Да и мог ли человек снявший «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит» поступить иначе? Теоретически мог, но как показал история, он оказался очень разумным человеком, который помнил свои корни и уважал свою историю. Как режиссер же в 90-е он снял такую вещь как «Ширли-мырли». На фоне «Старых кляч» это просто шедевр.
Подводя итог, могу смело сказать, что с потерей, так называемой цензуры, мы заодно потеряли и качественное кино. И получается, что именно она стимулировала режиссеров снимать хорошие фильмы. Увы, но и до сих пор ничего у нас в кинематографе не поменялось. Ежегодно снимают десятки фильмов, но ничто из новинок не становится чем-то таким же важным как старое кино. Если же кто-то хочет оспорить мой утверждение, то я с удовольствием прочитаю список хотя бы из десяти фильмов, которые и через 20 лет будет смотреть народ. (c) soullaway soullaway
Думаю, объяснять кто такой Эльдар Рязанов нет никакой необходимости. До сих пор спустя почти полвека после премьеры мы ежегодно видим трансляцию его фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Но ведь кроме этой ленты в активе режиссера есть ещё такие вещи как «Служебный роман» или «Вокзал для двоих». Это же знаковые фильмы. Но вот ушла цензура и что он смог снять-то в 90-е? Может быть, кто-то считает фильм «Небеса обетованные» хорошим? Или «Старые ключи»? Бросьте, это проходные и никакие фильмы. То есть на одном этом примере мы видим, что Рязанов без Советского Союза оказался неспособен работать качественно.
Показателен здесь пример и такой глыбы как Станислав Ростоцкий. Только он пошёл иным путём. В СССР он снял такие вещи, как «Доживём до понедельника» и «А зори здесь тихие». Но после 1989 года он отказался работать, объясняя это тем, что современное состояние кино его не устраивает. И прожив до 2001 года, он так и не вернулся на съёмочные площадки ни в каком качестве.
«Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!». Это те фильмы, без которых нельзя представить советскую культуру, а значит и всех нас. Снял всё это дело Георгий Данелия и само собой этими тремя хитами он не ограничивался. Но вопрос в том, что в 90-х он хоть и продолжал снимать, но больше успешных работ у него не было. Хотя вот же. Наступили времена без цензуры и каких-то собраний. Исчезли комиссии, утверждавшие, что можно снимать, а что надо доработать.
Я ни в коем случае не умаляю заслуг перечисленных режиссеров и не собираюсь оспаривать тот факт, что они глыбы. Конечно же, в 90-х попросту денег на реализацию многих проектов не было, и часть вещей вообще снималась ради искусства. Но давайте будем честны. Такие масштабные ленты как, например «Война и мир» Бондарчука и в Советском Союзе были исключением. Большинство же картин становились успешными именно из-за качественного сценария. Пусть его и переписывали несколько раз и вносили правки, но это работало. На выходе ведь был результат, которым мы до сих пор иногда любуемся.
Да, современным молодым людям вряд ли будут интересны все эти «Мимино» или «Москва слезам не верит», но факт остаётся фактом. Сейчас это классика и она появилась именно благодаря существованию тех самых комиссий, которые позже окрестят цензурой.
Самое же печальное заключается в том, что тот же Эльдар Рязанов после распада Советского Союза скатился из сатиры в какую-то чёрную ругань. Он принялся обличать ту самую власть, которая дала ему всё. Вот только после исчезновения мифической цензуры он так и не смог ничего снять толкового. Все его фильмы, начиная с 90-х скучны и кроме недоумения у меня лично ничего не вызывают.
Окончу же я свои размышления таким режиссером как Владимир Меньшов. Это, несомненно, такая же глыба, как и предыдущие режиссеры, но он не стал скатываться в какую-то чернуху. И тем более, никогда и нигде не ругал советскую власть. Да и мог ли человек снявший «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит» поступить иначе? Теоретически мог, но как показал история, он оказался очень разумным человеком, который помнил свои корни и уважал свою историю. Как режиссер же в 90-е он снял такую вещь как «Ширли-мырли». На фоне «Старых кляч» это просто шедевр.
Подводя итог, могу смело сказать, что с потерей, так называемой цензуры, мы заодно потеряли и качественное кино. И получается, что именно она стимулировала режиссеров снимать хорошие фильмы. Увы, но и до сих пор ничего у нас в кинематографе не поменялось. Ежегодно снимают десятки фильмов, но ничто из новинок не становится чем-то таким же важным как старое кино. Если же кто-то хочет оспорить мой утверждение, то я с удовольствием прочитаю список хотя бы из десяти фильмов, которые и через 20 лет будет смотреть народ. (c) soullaway soullaway
Комментарии2