Мышцы, которые мы потеряли: почему люди утратили крайне полезную способность подёргивания кожей?
Люди заметно выделяются среди других млекопитающих. Понятно, что наши тела покрыты волосами, как у них, и мы вскармливаем новорожденных грудным молоком. Однако анатомических отличий между нами предостаточно. И речь сегодня пойдет не о выдающемся по своему развитию мозге или прямохождении. У человека нет мышц, которые можно встретить под кожей большинства млекопитающих. Они называются Panniculus carnosus, что в переводе с латыни означает «мясистая ткань».
Это тонкий слой мышц, крепящийся к коже и соединительным тканям, и проходящий вдоль спины и верхних частей конечностей. Основное предназначение этих мускулов состоит в том, чтобы очень быстро сокращаться, приводя в движение кожу. В результате мы видим, как мирно пасущаяся лошадь характерно подергивает холкой.
Считается также, что этот слой мышц способствует терморегуляции и более быстрому заживлению ран. Особенно интересно то, во что превратили Panniculus carnosus ехидны. Это однопроходные (птицезвери) – млекопитающие, откладывающие яйца. Все их тело покрыто острыми шипами, из-за чего они довольно сильно напоминают дикобразов. Однако в отличие от последних, они приноровились сворачиваться в компактный шар и выставлять свои иглы наружу. Не надо, наверное, уточнять, что это призвано защитить животное от внешней агрессии. Подобная тактика обороны стала возможной именно благодаря мышцам Panniculus carnosus.
Так почему природа не видит необходимости у людей того, что идеально подходит множеству других млекопитающих?
В этот момент надо уточнить, что некоторые мышцы, в том числе на голове, лице, шее, руках, туловище и мошонке развились у Homo sapiens из Panniculus carnosus. Все они не обременены сколько-нибудь заметными функциями, и подавляющее большинство людей не способны двигать ими, даже если очень того захотят. Об их нынешней неважности говорит также то, что количество этих «атавистических» тканей заметно отличается у людей.
Чтобы понять, почему предки человека отказались от этих мышц, достаточно взглянуть на наших близких эволюционных родственников. Panniculus carnosus есть у большинства приматов, в том числе лемуров, лори и нескольких видов обезьян. Но последние, по всей видимости, в какой-то момент времени утратили их.
Анатомические исследования показали, что мышц panniculus carnosus нет у большинства горилл, и даже если они наличествуют, то, как и у нас, являются рудиментарными и нефункциональными. Причина здесь, как кажется, предельно проста. Ни нам, ни многим другим приматам не нужно избавляться от насекомых с помощью мелкого подергивания кожным покровом.
У нас есть гибкие передние конечности и плечи. Мы можем спокойно дотянуться практически до любой части своего тела и расправиться с настырным паразитом. Если бы эти мышцы служили ещё какой-нибудь цели, увеличивая шансы на выживание, они бы наверняка сохранились. Однако естественный отбор славен как раз тем, что легко избавляется от всего ненужного. Именно это, видимо, произошло и в данном конкретном случае.