Winamp, который мы потеряли
Наверное, многие помнят о Winamp — он в свое время стоял практически на каждом ПК. Простота в использовании, наличие плагинов, включая графические, качество воспроизведения звука — все это привело к тому, что Winamp стал одним из наиболее популярных плееров, если не самым популярным.
Его история началась в 1997 году, когда американец Джастин Франкель представил альфа-версию своего проекта — WinAMP 0.20a. Но уже через 18 месяцев после выхода программы ее скачало 15 миллионов человек. Это, безусловно, был успех.
Новый MP3-плеер решал главную проблему, которая беспокоила пользователей ПК конца 90-х. Какую проблему? Организацию своих музыкальных файлов (речь об mp3) и их проигрывание. Да, существовали различные программы, включая проигрыватель WinPlay3, но это все было не то. Функциональность у такого софта была минимальна, да и самих плееров были единицы.
Фракель решил разработать собственный плеер потому, что «я всегда делал ПО, которое хотел бы использовать сам», как он говорил впоследствии. А в середине 90-х ни один из плееров не умел создавать нормальные плейлисты, работать со скинами или демонстрировать красивые визуальные эффекты. Те программы, которые хоть что-то умели, были просто огромными. Минималистичность и сегодня отличительная черта плеера Winamp. К примеру, размер установщика для того же Mac до сих пор не превышает объем в 4 МБ.
Впервые Windows Advanced Multimedia Products (отсюда и пошло его сокращенное название 0 WinAMP) был представлен миру в апреле 1997 года. Это была бесплатная программа. Чуть позже плеер стал «шароварным», то есть распространялся по shareware-лицензии с ценой в $10. Думаете, никто не платил? На самом деле, платили, и неплохо. Самое интересное то, что у пользователей, которые не хотели отдавать свои кровные за медиаплеер, был доступ абсолютно ко всем функциям программы. Несмотря на это, люди платили, и через некоторое время после того, как Winamp стал популярным, он стал приносить своему создателю по $100 000 ежемесячно. Чеки высылались в компанию по почте.
В дальнейшем разработка плеера велась внутри компании Nullsoft.Команда проекта состояла всего из нескольких энтузиастов своего дела. Их энергия привела к тому, что плеер стал еще лучше, причем за очень короткий период времени.
В 1999 году компанию и плеер выкупила AOL, заплатив за этот актив целых 100 млн долларов США. Франкель перешел на работу в AOL, будучи уже очень богатым человеком (и это в 20 лет). Кстати, компания Nullsoft получала предложения о покупке и до AOL. До поры до времени разработчики плеера сопротивлялись корпорациям и их предложениям. Но после того, как была озвучена сумма в $100 млн, сопротивляться стало трудно, так что Nullsoft и Winamp все же было решено продать.
Тогда все, кто был знаком с этой сделкой, ожидали от работы Nullsoft в составе AOL очень многого, ведь America OnLine в 90-х и 2000-х представляла собой очень сильного игрока на ИТ-рынке. Ожидалось, что компания сможет сделать что-то значительное и в музыкальной сфере. Winamp был на пике популярности и получал сотни миллионов просмотров своей страницы в конце 90-х. Кроме того, он приносил прибыль, причем очень неплохую. В то время число пользователей плеера насчитывало уже 60 миллионов человек и многие из них платили.
К сожалению, сотрудничество между создателем плеера и его покупателем не было плодотворным. Франкель хотел совершенствовать программу, исходя из своего понимания качественного продукта. Но корпорация придерживалась несколько иного мнения — для нее главным было получение прибыли. В этом нет ничего плохого, но из-за такого положения вещей работа велась не в том направлении, в котором ее хотели вести создатели плеера. Постоянные административные проблемы, бюрократизация и отсутствие инициативы со стороны руководства привели к тому, что активное развитие плеера прекратилось.
В принципе, некоторое время работа у Франкеля в качестве сотрудника AOL шла неплохо. Но с течением времени Nullsoft преобразовали в корпоративное подразделение со своими задачами. А компании, несмотря на то, что она была куплена AOL, этого не хотелось. В это время для того, чтобы «сделать что-то полезное» руководитель Nullsoft создал Gnutella, децентрализованную систему, где не было главного сервера и возможности полного отключения. Франкель представил свое детище в начале 2000 года, сообщив, что «AOL все же может делать хорошие вещи». И это было действительно так. Тем не менее, внутрикорпоративные проблемы очень мешали структурному подразделению AOL развивать свой продукт.
Практически все компании, которые становились в различное время частью AOL, всегда были на вторых позициях у руководства корпорацией. Компания выделяла основное подразделение (которому отдавала приоритет) и вторичные. Все проблемы решались сначала внутри самой AOL, на что иногда уходило немало времени, а потом уже рассматривались вопросы и запросы подразделений вроде Nullsoft. Еще один отрицательный момент — не самое хорошее отношение жителей США к самой AOL. Она проводила интенсивную маркетинговую кампанию в течении многих лет и успела нажить себе если не врагов, то людей, которые относились к ней негативно. Ну а то, что во время установки плеера пользователи начали получать предложения установить еще что-то, повлияло на популярность самого Winamp.
У самой AOL не было стратегии развития своего музыкального подразделения. А ведь компания могла стать чем-то вроде Pandora или Spotify. У нее были для этого все возможности — музыкальный плеер, библиотека контента, радиосервис, талантливые инженеры. Но не сложилось.
А уже в 2001 году Стив Джобс представил iPod. На то время существовали и другие аппаратные MP3 плееры. Но они не были удобными, и ими пользовались, скорее, от безысходности. А вот iPod был чем-то новым, и это новое оказалось очень удобным. К 2003 году компания Apple продала миллион iPod и открыла iTunes Music Store. В результате многие гики и любители музыки перешли в стан Apple и забыли о Winamp и AOL.
И даже тогда руководство последней не спохватилось. «AOL сделала очень многое для того, чтобы сделать невозможным свое развитие», — заявил один из представителей команды Winamp начала 2000-х. «Больше, чем кто-бы то ни было. Они бюрократизировали любое решение. Хорошие идеи просто умирали». AOL запустила собственный музыкальный сервис, MusicNet. Но ограниченное количество скачек музыки дало возможность Apple вырваться вперед.
Франкель говорил о своей работе в AOL следующее: «Я всегда надеялся, что они оглянутся назад и поймут, что они убивают плеер, после чего начнутся попытки найти более подходящий способ развития. Но AOL, похоже, слишком занята своей собственной внутренней политикой, чтобы делать что-нибудь еще».
В 2004 году сотрудники компании Nullsoft, которые стояли у истоков, решили покинуть ее, и заняться чем-то другим. Тем не менее, в 2009 у плеера еще оставались преданные пользователи — и немало. Целых 70 млн человек продолжали работать с плеером, слушая любимую музыку под интересные визуальные эффекты (плагинов к тому времени было очень много). Тогда, в 2004, незадолго до увольнения Франкель написал несколько строк о своих впечатлениях от сотрудничества с AOL на своем сайте: «Для меня программирование — форма самовыражения. Компания контролирует наиболее эффективные средства самовыражения, которые у меня есть. Это неприемлемо для меня, как для индивидуальности, поэтому я должен уйти».
Новая история Winamp
После ухода основателя Nullsoft AOL почти перестала заниматься плеером. Нет, программа обновлялась и даже получала все новых пользователей. Так, в 2007 году плеером пользовались 90 миллионов человек. Это на 30 миллионов больше, чем на момент покупки Nullsoft. При этом разработкой Winamp занималась небольшая группа программистов из 6 человек. Какой-либо стратегии развития не было, или она была нежизнеспособной.
Спустя некоторое время руководство все же обратило внимание на эту проблему и приняло решение активнее заниматься развитием Winamp. Внезапно оказалось, что у плеера есть не только англоязычные пользователи, но и представители многих других языковых групп. В итоге было решено осуществлять техническую поддержку пользователей из Германии, Польши, России, Франции. Кроме того, в AOL обратили внимание на то, что называется сегодня «фримиум моделью». Основной функционал был вполне рабочим, но вот «плюшки» приходилось докупать.
в 2010 году появилась Android-версия проигрывателя. Годом позже была выпущена и Mac-версия. Спустя несколько лет было заявлено, что поддержка Winamp прекращена. Ряд СМИ написал, что «Winamp — всё». К счастью, это оказалось не так, плеер еще держится на плаву и вполне успешно. На данный момент количество пользователей Winamp составляет 30 миллионов человек. Это по-прежнему очень много, и понятно, что плеер отнюдь не умер. С момента выпуска Android-версии пользователи установили это приложение более 19 млн раз.
Компания AOL сейчас не является владельцем Winamp. Все активы были выкуплены Radionomy в 2014 году. А еще год спустя, в декабре 2015 года 64% акций Radionomy выкупила компания Vivendi S.A.R.L. Текущие владельцы утверждают, что Winamp и SHOUTcast стали одними из самых значимых их активов. Несмотря на то, что Winamp не обновляется уже несколько лет, есть возможность того, что это все-таки произойдет.
А сам Winamp могут выкупить прежние владельцы, во всяком случае, об этом идут разговоры. Как бы там ни было, а плеер далеко не мертв, он продолжает существовать. Хотя, наверное, это вопреки, а не благодаря обстоятельствам.
Фракель решил разработать собственный плеер потому, что «я всегда делал ПО, которое хотел бы использовать сам», как он говорил впоследствии. А в середине 90-х ни один из плееров не умел создавать нормальные плейлисты, работать со скинами или демонстрировать красивые визуальные эффекты. Те программы, которые хоть что-то умели, были просто огромными. Минималистичность и сегодня отличительная черта плеера Winamp. К примеру, размер установщика для того же Mac до сих пор не превышает объем в 4 МБ.
Впервые Windows Advanced Multimedia Products (отсюда и пошло его сокращенное название 0 WinAMP) был представлен миру в апреле 1997 года. Это была бесплатная программа. Чуть позже плеер стал «шароварным», то есть распространялся по shareware-лицензии с ценой в $10. Думаете, никто не платил? На самом деле, платили, и неплохо. Самое интересное то, что у пользователей, которые не хотели отдавать свои кровные за медиаплеер, был доступ абсолютно ко всем функциям программы. Несмотря на это, люди платили, и через некоторое время после того, как Winamp стал популярным, он стал приносить своему создателю по $100 000 ежемесячно. Чеки высылались в компанию по почте.
В дальнейшем разработка плеера велась внутри компании Nullsoft.Команда проекта состояла всего из нескольких энтузиастов своего дела. Их энергия привела к тому, что плеер стал еще лучше, причем за очень короткий период времени.
В 1999 году компанию и плеер выкупила AOL, заплатив за этот актив целых 100 млн долларов США. Франкель перешел на работу в AOL, будучи уже очень богатым человеком (и это в 20 лет). Кстати, компания Nullsoft получала предложения о покупке и до AOL. До поры до времени разработчики плеера сопротивлялись корпорациям и их предложениям. Но после того, как была озвучена сумма в $100 млн, сопротивляться стало трудно, так что Nullsoft и Winamp все же было решено продать.
Тогда все, кто был знаком с этой сделкой, ожидали от работы Nullsoft в составе AOL очень многого, ведь America OnLine в 90-х и 2000-х представляла собой очень сильного игрока на ИТ-рынке. Ожидалось, что компания сможет сделать что-то значительное и в музыкальной сфере. Winamp был на пике популярности и получал сотни миллионов просмотров своей страницы в конце 90-х. Кроме того, он приносил прибыль, причем очень неплохую. В то время число пользователей плеера насчитывало уже 60 миллионов человек и многие из них платили.
К сожалению, сотрудничество между создателем плеера и его покупателем не было плодотворным. Франкель хотел совершенствовать программу, исходя из своего понимания качественного продукта. Но корпорация придерживалась несколько иного мнения — для нее главным было получение прибыли. В этом нет ничего плохого, но из-за такого положения вещей работа велась не в том направлении, в котором ее хотели вести создатели плеера. Постоянные административные проблемы, бюрократизация и отсутствие инициативы со стороны руководства привели к тому, что активное развитие плеера прекратилось.
В принципе, некоторое время работа у Франкеля в качестве сотрудника AOL шла неплохо. Но с течением времени Nullsoft преобразовали в корпоративное подразделение со своими задачами. А компании, несмотря на то, что она была куплена AOL, этого не хотелось. В это время для того, чтобы «сделать что-то полезное» руководитель Nullsoft создал Gnutella, децентрализованную систему, где не было главного сервера и возможности полного отключения. Франкель представил свое детище в начале 2000 года, сообщив, что «AOL все же может делать хорошие вещи». И это было действительно так. Тем не менее, внутрикорпоративные проблемы очень мешали структурному подразделению AOL развивать свой продукт.
Практически все компании, которые становились в различное время частью AOL, всегда были на вторых позициях у руководства корпорацией. Компания выделяла основное подразделение (которому отдавала приоритет) и вторичные. Все проблемы решались сначала внутри самой AOL, на что иногда уходило немало времени, а потом уже рассматривались вопросы и запросы подразделений вроде Nullsoft. Еще один отрицательный момент — не самое хорошее отношение жителей США к самой AOL. Она проводила интенсивную маркетинговую кампанию в течении многих лет и успела нажить себе если не врагов, то людей, которые относились к ней негативно. Ну а то, что во время установки плеера пользователи начали получать предложения установить еще что-то, повлияло на популярность самого Winamp.
У самой AOL не было стратегии развития своего музыкального подразделения. А ведь компания могла стать чем-то вроде Pandora или Spotify. У нее были для этого все возможности — музыкальный плеер, библиотека контента, радиосервис, талантливые инженеры. Но не сложилось.
А уже в 2001 году Стив Джобс представил iPod. На то время существовали и другие аппаратные MP3 плееры. Но они не были удобными, и ими пользовались, скорее, от безысходности. А вот iPod был чем-то новым, и это новое оказалось очень удобным. К 2003 году компания Apple продала миллион iPod и открыла iTunes Music Store. В результате многие гики и любители музыки перешли в стан Apple и забыли о Winamp и AOL.
И даже тогда руководство последней не спохватилось. «AOL сделала очень многое для того, чтобы сделать невозможным свое развитие», — заявил один из представителей команды Winamp начала 2000-х. «Больше, чем кто-бы то ни было. Они бюрократизировали любое решение. Хорошие идеи просто умирали». AOL запустила собственный музыкальный сервис, MusicNet. Но ограниченное количество скачек музыки дало возможность Apple вырваться вперед.
Франкель говорил о своей работе в AOL следующее: «Я всегда надеялся, что они оглянутся назад и поймут, что они убивают плеер, после чего начнутся попытки найти более подходящий способ развития. Но AOL, похоже, слишком занята своей собственной внутренней политикой, чтобы делать что-нибудь еще».
В 2004 году сотрудники компании Nullsoft, которые стояли у истоков, решили покинуть ее, и заняться чем-то другим. Тем не менее, в 2009 у плеера еще оставались преданные пользователи — и немало. Целых 70 млн человек продолжали работать с плеером, слушая любимую музыку под интересные визуальные эффекты (плагинов к тому времени было очень много). Тогда, в 2004, незадолго до увольнения Франкель написал несколько строк о своих впечатлениях от сотрудничества с AOL на своем сайте: «Для меня программирование — форма самовыражения. Компания контролирует наиболее эффективные средства самовыражения, которые у меня есть. Это неприемлемо для меня, как для индивидуальности, поэтому я должен уйти».
Новая история Winamp
После ухода основателя Nullsoft AOL почти перестала заниматься плеером. Нет, программа обновлялась и даже получала все новых пользователей. Так, в 2007 году плеером пользовались 90 миллионов человек. Это на 30 миллионов больше, чем на момент покупки Nullsoft. При этом разработкой Winamp занималась небольшая группа программистов из 6 человек. Какой-либо стратегии развития не было, или она была нежизнеспособной.
Спустя некоторое время руководство все же обратило внимание на эту проблему и приняло решение активнее заниматься развитием Winamp. Внезапно оказалось, что у плеера есть не только англоязычные пользователи, но и представители многих других языковых групп. В итоге было решено осуществлять техническую поддержку пользователей из Германии, Польши, России, Франции. Кроме того, в AOL обратили внимание на то, что называется сегодня «фримиум моделью». Основной функционал был вполне рабочим, но вот «плюшки» приходилось докупать.
в 2010 году появилась Android-версия проигрывателя. Годом позже была выпущена и Mac-версия. Спустя несколько лет было заявлено, что поддержка Winamp прекращена. Ряд СМИ написал, что «Winamp — всё». К счастью, это оказалось не так, плеер еще держится на плаву и вполне успешно. На данный момент количество пользователей Winamp составляет 30 миллионов человек. Это по-прежнему очень много, и понятно, что плеер отнюдь не умер. С момента выпуска Android-версии пользователи установили это приложение более 19 млн раз.
Компания AOL сейчас не является владельцем Winamp. Все активы были выкуплены Radionomy в 2014 году. А еще год спустя, в декабре 2015 года 64% акций Radionomy выкупила компания Vivendi S.A.R.L. Текущие владельцы утверждают, что Winamp и SHOUTcast стали одними из самых значимых их активов. Несмотря на то, что Winamp не обновляется уже несколько лет, есть возможность того, что это все-таки произойдет.
А сам Winamp могут выкупить прежние владельцы, во всяком случае, об этом идут разговоры. Как бы там ни было, а плеер далеко не мертв, он продолжает существовать. Хотя, наверное, это вопреки, а не благодаря обстоятельствам.
Комментарии10