И у шедевров бывают изъяны
Эта знаменитая статуя была высечена из единого куска каррарского мрамора. Кстати, материал остался от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его. Скульптуры Микеланджело, как правило, анатомически безупречны, но в самой известной есть маленький огрех: между позвоночником и правой лопаткой отсутствует одна мышца [если я правильно понял, подостная]. Вины скульптора в этом нет. По-видимому, на эту мышцу просто не хватило материала. [А вот косым Давида скульптор сделал намеренно: так его профиль выглядит идеально с любой стороны. Чтобы скрыть этот дефект, Микеланджело водрузил статую на высокий постамент. Не думал он, что через полтысячелетия появятся фотоаппараты с большим зумом, и дотошные искусствоведы поставят Давиду диагноз «косоглазие»].
На картине изображены волны с изогнутыми гребнями. Айвазовский наблюдал волны с берега и думал, что так волны выглядят везде. Но во время шторма в открытом море волны выглядят иначе, чем у берега, они шишкообразные.
Из-за ошибки в переводе книги «Исход» библейский пророк стал рогоносцем. Еврейское слово karnayim можно перевести и как «лучи», и как «рога». Из головы Моисея исходили лучи света, а ему приделали рога [Микеланджело виноват, но он не виноват!]
Если внимательно посмотреть на зеркало, изображённое на полотне, можно заметить, что отражение не соответствует действительности. Бутылки на стойке бара стоят не так, как они стоят в отражении, да и барменша, глядящая на картине прямо, в зеркале смотрит в сторону на какого-то мужика [Эксперты спорят о том, намеренно или случайно ошибся художник, я смотрю на это проще: Мане больше не наливать!]
Это полотно буквально кишит нерешёнными загадками. Много споров идёт вокруг перчаток капитана Франса Баннинга Кока. На картине он держит в правой руке, одетой в перчатку, ещё одну перчатку, и тоже правую. Многие историки от искусства считают, что художник так пошутил, другие уверены, что перчатка-то левая, вот только держит её капитан Кок за безымянный палец, а большой палец обращён к зрителю. Но это лишь малая часть странностей картины. Нарушение законов композиции и светотени, присутствие на полотне девочки с дохлой курицей на поясе и самого художника (он в шляпе, его лицо прикрыто рукой одного из мушкетёров), намеренно плоские фигуры и безжизненные лица [на мой взгляд, ближе всех к разгадке картины подошёл Питер Гринуэй в фильме «Ночной дозор» (2007). Вместо парадного портрета стрелков ополчения Рембрандт создал едкий шарж, обличающий и высмеивающий пороки персонажей на картине. Ну, и не будем забывать о том, что картина была названа «Ночным дозором» гораздо позже её создания, она уже успела достаточно долго повисеть, чтобы основательно закоптиться. Когда её отреставрировали в 1947 году и сняли копоть, стало ясно, что уместнее было бы назвать её «Дневным дозором». Но название уже прочно приклеилось к картине…]
Если обратите внимание на детали, можно заметить, что корзина с фруктами свешивается с края стола и, в нарушение законов физики, не падает. Кроме того, действие картины происходит в канун Пасхи, когда всех этих фруктов на столе быть просто не могло. Тень от корзины имеет форму рыбы – символа христианства (Ихтис — древний акроним имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель) [возможно, художник поместил корзину на самый край стола и невозможные в это время года фрукты намеренно, подчёркивая могущество Христа].
Искусство Ренессанса отличается анатомической точностью. А вот работы Боттичелли далеки от реализма. Например, его богиня любви имеет такие подозрительные недостатки, как распухшую ступню и чересчур длинную шею [считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье; возможно, художник изобразил её отёчные ступни и удлинённую шею, вызванные какой-то болезнью или наследственностью].
Во-первых, может создаться впечатление, будто у папы Сикста II шесть пальцев на правой руке. При более внимательном рассмотрении видно, что «шестой палец» – это часть ладони. Но на этом фокусы с пальцами не заканчиваются. В другой части картины нарост рядом с мизинцем Мадонны может также содержать намёк на полидактилию – избыточное число пальцев.