Шансы выжить у раненого воина в Средневековье
Жизнь средневекового солдата несложно реконструировать. До нас дошли более-менее комплектные образцы оружия и снаряжения, описания каких-то бытовых моментов, изображения одежды (да и сами вещи по музеям встречаются), трактаты по фехтованию, исторические хроники, расходные ведомости… Это все свести воедино хлопотно, но не так уж и невозможно. Куда сложнее восстановить или представить судьбу раненого бойца, поскольку тут мы вступаем на зыбкую почву своих собственных предрассудков. Поскольку повсеместно принято считать, что обязательные для средневековья антисанитария и религиозное мракобесие должны отбросить свои зловещие тени и на эту сферу, так что почти любое серьезное ранение в ту пору, когда наиболее действенными лекарствами считались стоялая моча и молитва, означало неизбежную гибель. Но вот факты говорят о другом.
Внимательное исследование солдатских захоронений после крупных сражений дает интересную картину. Да, мягкие ткани исследовать не представляется возможным (они попросту истлели), а следы на костях остаются не после каждого ранения. И тем не менее. Оказалось, что в эпоху доминирования холодного оружия основные ранения приходились на голову. Им по массовости уступали поражения конечностей. А вот остальному человеку доставалось совсем ничего – что понятно и объяснимо. Во-первых, тело старались упаковать в доспех и добраться до него сложно. Во-вторых, удар по голове куда надежнее выводит противника из строя, чем попадание в торс. Ну а ранение рук и ног тоже несложно объяснить – прежде ем стукнуть врага по черепушке, хорошо бы заставить его прекратить размахивать опасными железками или перенаправить из строя в партер – так с ним проще совладать. Для чего и били по ногам или рукам.
Комбинированное изучение письменных источников и археологических материалов дало ученым детальное понимание вопроса. Военно-полевая медицина в ту пору была несовершенна, но она была. А выживаемость пациента зависела от характера ранения и зоны поражения, но в общем и целом была на высоте. Что во многом объясняется относительной "безопасностью" тогдашнего оружия – в рану попадало не так уж и много грязи, как то случается при огнестрельном ранении. Хотя и тут имелись особенности – колотые раны от меча грозили в меньшей степени сепсисом, нежели удары копья или стрелы.
Подсчитано, что примерно 90 процентов ранений брюшной полости в ту пору заканчивались плачевно. Все по причине тех же инфекций. Примерно 60 процентов ранений грудной клетки имели тот же финал. А вот ранения рук, ног и головы давали уже впечатляющую картину исцеления – примерно 70 процентов пострадавших возвращались в строй!
Так какие методы помогали? Раздробляющие поражения конечностей и переломы (порой, очень сложные) лечили примерно так же, как и сейчас – обеспечивали неподвижность конечности при помощи лубка или шины. С комбинацией тугой повязки. Колотые и резаные раны обрабатывали вином или уксусом (антисептик) и стягивали швами. Причем необходимость дренирования гнойных ран понимали и тогда. Также, в случае нужды, широко применяли кровоостанавливающие жгуты из кожи, а в каких-то случаях кровотечения оперативно останавливали прижиганиями маслом или железом. Ну и инструментарий тогдашнего лекаря примитивным назвать сложно – достаточно вспомнить приспособление, при помощи которого извлекли наконечник стрелы из лицевой кости одного английского принца…
Травы с вяжущим и антивоспалительными свойствами знали в ту пору неплохо. И даже анестетики регулярно применяли (в основном на основе опиумного мака или белладонны), хотя не сказать, что оно всегда благополучно оканчивалось для пациента – с дозировками могли и крепко ошибиться. И все же факт – применяли. Судя по всему, достаточно широко, о чем говорят и медицинские сочинения, и исследования выгребных ям рыцарских госпитальных заведений.
Интересно, что очень многое европейцы переняли у восточных врачей во времена крестовых походов. В ту пору сарацинские врачеватели обладали куда более совершенными знаниями, чем их европейские коллеги. В частности, от арабов крестоносцы переняли практику особой исцеляющей и укрепляющей диеты, куда входили сухофрукты, орехи и мясо вне зависимости от наличия религиозных запретов – молитва пьяного и пост больного, как известно, до Бога не доходят. Оттуда же стремление к соблюдению чистоты вокруг раны и регулярная смена дышащих повязок – раньше все больше полагались на кровопускание и смирение плоти. По сути, античные врачебные знания сумели сохранить на востоке. И во время крестовых походов произошел их реэкспорт.
В любом случае, у раненого в средневековом сражении, если он не был затоптан в горячке драки и сумел пережить кровопотерю, дотянув до момента сбора пострадавших, что происходило не особо спешно, шанс выжить имелся неплохой. Картина резко поменяется в эпоху огнестрела. Неудивительно, что порох первое время воспринимали как дьявольское изобретение. И дело тут не только в запахе серы, а в совершенно ином характере ранений, лечить которые научились не сразу.