Почему аборигены не съели Кука
Автор: Вася Куролесов.
С европейской точки зрения история выглядит следующим образом. В июле 1776 стартовала третья экспедиция Джеймса Кука, целью которой был поиск северо-западного прохода со стороны Тихого океана. В ходе этой экспедиции, 18 января 1778 и были открыты острова, названные «Сэндвичевыми», в честь первого лорда Адмиралтейства. (Да, да, этот конкурс тоже назван тоже в честь этого человека. Граф Сэндвич любил часами резаться в карты и предпочитал перекусывать куском мяса между двумя тостами не прерывая игры).
Британское название не прижилось, теперь эти острова известны как Гавайские. Экспедиция пробыла здесь 2 недели. Аборигены были настроены дружественно и радостно приобщились к достижениям цивилизации: металлическим инструментам и сифилису.
В январе 1779 года британские корабли причалили к самому большому острову архипелага. Экспедицию снова торжественно встретили, самого Кука наградили накидкой из красных перьев. Никто не смотрел на европейцев с гастрономической точки зрения.
Гавайи были неплохим местом для жизни по меркам Океании. Острова были крупными: хватало и дерева и камней и глины. Здесь строили ирригационные системы и выращивали рыбу в прудах. Белковой пищи хватало, поэтому каннибализмом здесь не занимались, в отличие от Новой Зеландии, например. Зато занимались сёрфингом. На конец XVIII века здесь сложилось несколько протогосударств, население которых было поделено на 4 касты.
Во главе общества стояли алии, чья власть регулировалась множеством обязанностей и запретов. Брак только внутри касты, постоянное место жительства только на своей территории. Кое-где даже практиковался ежегодный обряд кидания копий в вождя, если не поймает, значит, плохой был алия, давайте нового. Впрочем, капу были наложены и на простых людей. На вождя нельзя много смотреть, прикасаться к нему и его вещам, тень алии тоже трогать нельзя. Да, привычное нам слово «табу» на гавайском звучит «капу». Кстати, накидку из перьев, которой одарили Кука, мог носить только вождь.
Второй по значимости кастой были кахуна, специалисты. Навигаторы, умелые ремесленники. Что интересно, жрецы тоже входили в эту группу, то есть, по местным меркам разговор с богами проходил по тому же разряду, что и нанесение татуировок.
Третей кастой были макааинана, земледельцы. Простые люди тоже были повязаны капу, например, мужчины и женщины готовили и принимали пищу раздельно. И банан женщинам есть нельзя из-за его формы. Если бабушка будет есть бананы, то станет дедушкой.
На дне общества обитали каува, потомки покорённых и первые претенденты на жертвоприношение. На Гавайях было нормой убивать людей в честь объявления войны и заключения мира, но не всегда.
Дело в том, что гавайцы делили год на два сезона. Четыре лунных месяца, примерно с октября по февраль длился Макахики. Время ритуалов, посвящённых богу Лоно, богу ветров и плодородия. Работы прекращались, война в это время – капу. Бог плодородия не принимал человеческие жертвы, а плоды земли. Его храмы были открыты для всех. В это время положено было молиться, развлекаться, ловить волну. Восемь месяцев находились во власти бога войны и политики Ку, чьи храмы Луакини были предназначены для крови людей и животных.
Ещё одним краеугольным камнем гавайского мировоззрения является мана, жизненная энергия. Почему сын маминой подруги сильный умный и красивый? У него просто маны много. А больше всего энергии у алии. Собственно, поэтому и не положено простому человеку вождя трогать и наступать на его тень, это расценивалось как попытка украсть ману. Кроме человека маной могли обладать священные места, как естественные, так и искусственные, а также предметы. Для этой истории важно то, что, по мнению гавайцев, энергия великого человека сохранялась в его костях. Поэтому останки умершего вождя распределялись между наследниками как магические артефакты.
А теперь настало время взглянуть на эту историю с гавайской точки зрения. Первые два раза британская экспедиция останавливалась на островах в январе, в сезон бога Лоно. Поведение европейцев могло показаться похожим на ритуальное: паруса кораблей напоминали предметы богослужения. Скорее всего, экспедицию приняли за людей, как-то связанных с Лоно, не случайно же она прибывала два раза подряд в его сезон.
А вот третий визит противоречил гавайским религиозным воззрениям. Последователь бога Лоно прибывает не в сезон своего покровителя, что само по себе производит скрепоразгибающий эффект. Поэтому никто и не устраивал торжественных встреч. Начался сезон Ку, сам бог велел воровать и убивать, вот гавайцы и бросились таскать всё, что прибито гвоздями (гвозди – главная ценность, поэтому не прибитые вещи их не интересовали). Ну а попытка захвата вождя, когда простые воины тащат алию и топчут его тень, по местным меркам выглядит полным беспределом. Гавайцы не выдержали святотатства и убили Кука.
Аборигены его действительно расчленили и запекли, но не для того, чтоб съесть, а для того, чтобы побыстрее отделить мясо от костей. Кук, всё-таки великий вождь, командует кучей народа, а значит, его кости содержат много маны. Другие убитые европейцы, по мнению гавайцев, имели мало маны, поэтому их телами никто не заинтересовался. Часть костей аборигенам удалось зажать, они несколько десятилетий хранились в целости и сохранности, а потом вернулись в Британию.
В итоге, стороны расстались, глубоко уверенные в варварстве друг друга. Европейцы были в ужасе от приготовленного человеческого тела. Гавайцы не оценили нарушения капу. Да и морской погребальный обряд по гавайским меркам выглядит как феерическая глупость: взять крутые магические артефакты и выкинуть их в море. Ни себе, ни людям.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!