Почему символ свободы Франции изображен с голой грудью? И что думают об этом сами французы?
Марианна – так именуют молодую женщину, олицетворяющую национальные идеалы Франции. Её скульптурные изображения являются неизменным атрибутом государственных учреждений, а профиль отражен на почтовых марках и местной монете.
Но почему французы изображают её полуголой? Что символизирует обнаженная грудь Марианны?
Занимательная Франция
История государственного символа началась в 1792 году, после Великой революции и основания Первой Французской республики. Тогда в государственной печати начали изображать женщину с копьем – безымянную греческую богиню во фригийском колпаке.
Индивидуальность богиня приобрела в 1830 году в пожаре Второй Французской революции. В основу персонажа, легли реальные исторические личности, но версии расходятся. По одним – парижская прачка Анна-Шарлотта. По другим – ирландская пиратка Энн Бонни по прозвищу «Повелительница морей»
После отречения от престола Наполеона Бонапарта в 1815 году власть во Франции была возвращена королевской династии Бурбонов. Её представитель Карл X, возглавивший страну в 1824 году, попытался вернуть режим к старому монархическому порядку.
В июле 1830 года деятель подписал 4 указа, которые нивелировали достижения Французской революции. Это, прежде всего, равенство общества и гласность. В том же месяце парижане восстали, штурмом захватили королевский дворец и заставили Карла уступить трон более либеральному кузену Луи-Филиппу.
Анна-Шарлота в это время воевала в рядах революционеров, намереваясь отомстить за расстрелянного солдатами брата. Вдохновившись этой историей, современник событий Эжен Делакруа написал картину. У нас она известна под названием «Свобода, ведущая народ».
Труд получил оглушительный успех. Картина была немедленно куплена государством, а её центральная фигура превратилась в эмблему Франции.
Почему Франция обнажена?
Голая грудь – символ отчаянного бесстрашия. В России такой символ олицетворяют голые руки: «броситься с голыми руками/шашкой на танк». Во Франции самоотверженные люди представляются обнаженными по пояс.
Обычно воинская храбрость ассоциируется с мужчинами. Изобразив женщину, Эжен подчеркнул революционный дух. Именно это и обусловило успех картины.
Впрочем, барышня тут ничем не уступает солдату. В одной руке она держит флаг, а в другой – мушкет со штыком. Под ногами у неё погибший брат. Он лежит без штанов. А напротив него – один из девяти убитых Анной-Шарлоттой гвардейцев.
Французская свобода буквально идет по трупам. Прямо перед ней изображен умирающий крестьянин, а в углу видна рука еще одного безликого несчастного.
На самом деле Эжен заложил символизм в каждую деталь картины. Колпак на голове Марианны – атрибут свободного человека, который носили освобожденные рабы в Древнем Риме. Драпировка платья отсылает к Венере Милосской. Вооруженная толпа позади символизирует разные социальные слои.
Нужно заметить, столь грозный символ нравится далеко не всем французам. Картина критикуется за слишком откровенный и жестокий характер.
Искусствоведы уверены: полуголая бунтарка, готовая заплатить любую цену за осуществление мести и шагающая прямо по трупам, – не лучшая аллегория свободной, равной и братской Франции. Хотя у каждого, как обычно, своё собственное мнение.
История государственного символа началась в 1792 году, после Великой революции и основания Первой Французской республики. Тогда в государственной печати начали изображать женщину с копьем – безымянную греческую богиню во фригийском колпаке.
Индивидуальность богиня приобрела в 1830 году в пожаре Второй Французской революции. В основу персонажа, легли реальные исторические личности, но версии расходятся. По одним – парижская прачка Анна-Шарлотта. По другим – ирландская пиратка Энн Бонни по прозвищу «Повелительница морей»
После отречения от престола Наполеона Бонапарта в 1815 году власть во Франции была возвращена королевской династии Бурбонов. Её представитель Карл X, возглавивший страну в 1824 году, попытался вернуть режим к старому монархическому порядку.
В июле 1830 года деятель подписал 4 указа, которые нивелировали достижения Французской революции. Это, прежде всего, равенство общества и гласность. В том же месяце парижане восстали, штурмом захватили королевский дворец и заставили Карла уступить трон более либеральному кузену Луи-Филиппу.
Анна-Шарлота в это время воевала в рядах революционеров, намереваясь отомстить за расстрелянного солдатами брата. Вдохновившись этой историей, современник событий Эжен Делакруа написал картину. У нас она известна под названием «Свобода, ведущая народ».
Труд получил оглушительный успех. Картина была немедленно куплена государством, а её центральная фигура превратилась в эмблему Франции.
Почему Франция обнажена?
Голая грудь – символ отчаянного бесстрашия. В России такой символ олицетворяют голые руки: «броситься с голыми руками/шашкой на танк». Во Франции самоотверженные люди представляются обнаженными по пояс.
Обычно воинская храбрость ассоциируется с мужчинами. Изобразив женщину, Эжен подчеркнул революционный дух. Именно это и обусловило успех картины.
Современная карикатура на картину, вдохновлённая митингами во Франции в 2018 году
Впрочем, барышня тут ничем не уступает солдату. В одной руке она держит флаг, а в другой – мушкет со штыком. Под ногами у неё погибший брат. Он лежит без штанов. А напротив него – один из девяти убитых Анной-Шарлоттой гвардейцев.
Французская свобода буквально идет по трупам. Прямо перед ней изображен умирающий крестьянин, а в углу видна рука еще одного безликого несчастного.
На самом деле Эжен заложил символизм в каждую деталь картины. Колпак на голове Марианны – атрибут свободного человека, который носили освобожденные рабы в Древнем Риме. Драпировка платья отсылает к Венере Милосской. Вооруженная толпа позади символизирует разные социальные слои.
Эжен Делакруа и его ещё одна работа «Греция на руинах Месолонгиона»
Нужно заметить, столь грозный символ нравится далеко не всем французам. Картина критикуется за слишком откровенный и жестокий характер.
Искусствоведы уверены: полуголая бунтарка, готовая заплатить любую цену за осуществление мести и шагающая прямо по трупам, – не лучшая аллегория свободной, равной и братской Франции. Хотя у каждого, как обычно, своё собственное мнение.
Комментариев пока нет