Атака мотопехоты в пешем порядке
Автор: Виталий Илинич.
В своих статьях я так или иначе касался действий мотопехоты, действующей на боевых машинах. Однако намного больше было в Вермахте пехоты, действующей в пешем строю – обычной пехоты и мотопехоты на автомобилях или мотоциклах. От читателей поступил запрос на описание атаки такой вот более «обычной» пехоты и спешенной мотопехоты. В целом, конечно же, общие тактические принципы там похожи, но есть и отличия. Сразу скажу, что не надо ориентироваться на то, что показывают в кино и хронике. Там могут снять так, как режиссеру показалось зрелищнее или понятнее. Или вообще как он сам видит. А он далеко не всегда хорошо разбирается в тактике. В те времена и офицеры не всегда в ней хорошо разбирались, судя по отчетам обеих сторон.
В случае же атаки мотопехоты за танками выглядеть это будет следующим образом. Разумеется, сперва должна быть произведена разведка и рекогносцировка, местность тоже должна быть разведана, установлено взаимодействие, составлен план огня, выпущен приказ с внятным указанием того, что нужно делать, кто с кем и как взаимодействует, что известно о противнике, о местности, какая общая задача и так далее. Перейдем же скорее к самой атаке.
Атака производится во взаимодействии мотопехоты, мотопехоты на БТР (если она есть), саперов, артиллерии и танков. Может также добавляться авиация и прочие средства, но основа – мотопехота, саперы, танки и артиллерия. Артиллерия производит артиллерийскую подготовку и сопровождение атаки. В процессе артподготовки артиллерия поражает и подавляет артиллерию противника, стреляет по вскрытым, предполагаемым или потенциально возможным позициям ПТ артиллерии, поражает и ослепляет наблюдательные пункты, ведет огонь по вскрытым скоплениям бронетехники. В процессе сопровождения атаки (т.е. когда атака уже идет) артиллерия продолжает подавлять артиллерию противника, поражает и подавляет (прижимает к земле) вскрывшие себя огнем артиллерийские батареи, в первую очередь на флангах и в глубине обороны, ослепляет наблюдательные пункты, окаймляет дымом фланги наступления, обстреливает подходящие резервы, а также прижимает к земле противника в месте непосредственного прорва перед фронтом наступающих танков.
Тяжелое оружие пехоты (82-мм и 120-мм минометы, 75-мм и 150-мм пехотные орудия, станковые пулеметы) взаимодействует с артиллерией – цели и время воздействия разделяются таким образом, чтобы, когда артиллерия переносит удар в глубину и на фланги, подавление позиций обороны в месте прорыва велось бы тяжелым оружием пехоты. Тяжелое оружие пехоты (минометы, пехотные орудия, тяжелые пулеметы) выдвигается насколько возможно близко к атакуемому рубежу, чтобы иметь возможность поддерживать атаку, развивающуюся в глубину, без длительного маневра. По мере продвижения тяжелое оружие подтягивается за наступающими порядками своей мотопехоты, передвигаясь перекатами от рубежа к рубежу, от укрытия к укрытию. 81-мм минометы ведут огонь по целям, которые укрыты с фронта от настильного огня (огня пулеметов, пушек), и которые не были поражены артиллерией. В момент прорыва минометы сосредотачивают огонь на участке прорыва. Разумеется, с учетом безопасной дистанции для своей наступающей пехоты.
75-мм пехотные пушки поражают настильным огнем укрепленные позиции, пулеметные точки и тяжелое вооружение. ДЗОТ-ы могут быть ослеплены дымовыми снарядами, поражены огнем тяжелых 150-мм пехотных орудий. Пехота в окопах может быть поражена огнем «на рикошет» со взрывом в воздухе отскочившего от земли снаряда – это вполне нормальная артиллерийская практика. Особую важность при атаке пехоты с танками приобретает своевременное обнаружение и поражение тех огневых средств противника, которые ведут фланкирующий (косоприцельный) огонь. Такой огонь может отделить пехоту от наступающих танков. Обязанность по борьбе с такими средствами лежит на тяжелом вооружении пехоты и на артиллерии.
В целом пехота и ее вооружение при атаке совместно с танками в первую очередь должны заботиться о танках – выявлять, брать под обстрел, подавлять и уничтожать танкоопасные цели (ПТА, охотников на танки). Танки, в свою очередь, подавляя оборону противника, обеспечивают пехоте возможность идти в атаку. Также танки должны защищать пехоту от танков и бронетехники противника. Атака танков строится эшелонами. В зависимости от количества танков, атака может проходить в два или три эшелона (или в один, если танков очень мало).
Первый эшелон танков на максимальной скорости прорывается в глубину, его цель – артиллерия обороны, ведущая огонь с закрытых позиций. Первый эшелон может сопровождаться мотопехотой, наступающей на БТР. В процессе атаки первый эшелон танков и мотопехоты на БТР поражает на поле боя цели, которые сможет выявить, но его задача лежит глубже, поэтому он прорывается далеко в глубину для поражения артиллерии. Танки и мотопехота на БТР атакуют рывками от укрытия к укрытию (укрытиями обычно выступают складки местности), по принципу огня и движения (т.е. часть прикрывает, часть движется, подтягиваясь по очереди друг за другом).
Второй эшелон танков идет впереди спешенной пехоты и не привязан к ней (кроме общей тактической связи). Т.е., важно понимать, что «наступление впереди спешенной пехоты» - это не танки, за которыми гуськом, прикрываясь их броней, ковыляет пехота. Нет, такой вид действий (хоть и имел порой место) в большинстве случаев будет НЕПРАВИЛЬНЫМ и ведет к потерям танков и пехоты. Уставы и наставления рекомендуют так НЕ делать. Танки должны наступать на максимальной скорости рывками от укрытия к укрытию, а огонь вести из-за укрытий. Иначе они будут легко поражены огнем артиллерии и бронетехники. Пехота должна двигаться в развернутых порядках, тогда она сможет полноценно наблюдать за полем боя и использовать свое вооружение на подавление танкоопасных целей – ПТ артиллерии, в первую очередь. Если же связать танки и пехоту и поставить пехоту гуськом за танками, мы и танки обречем на скорость пешехода, и пехота из-за них ни черта не будет видеть, толпясь за боевыми машинами мишенью для навесного и флангового огня. В итоге и танки будут потеряны, и пехота ничего без них не добьется.
Поэтому танки второго эшелона атакуют на расстоянии, например, пары-тройки сотен метров от пехоты, а пехота старается поспевать за ними в развернутых порядках. Танки поражают цели, мешающие продвижению пехоты, подавляют оборону, врываются на линию обороны и тем самым позволяют пехоте достичь этой линии. При этом непосредственно с пехотой может идти и эдакий третий эшелон – танки в роли штурмовых орудий, которые движутся уже ЗА передовыми подразделениями пехоты, от укрытия к укрытию, и прикрывают огнем свою пехоту, непосредственно с ней взаимодействуя. Но опять же не в роли броневого щита, а в роли труднопоразимого орудия и пулеметов.
Пехота, опираясь на поддержку танков, артиллерии и своего тяжелого вооружения, а также на действия первого эшелона против артиллерии, движется в развернутых порядках за вторым эшелоном танков, перебежками от укрытия к укрытию, применяясь к местности, по принципу огня и движения (одни прикрывают, другие движутся, по очереди подтягиваясь друг за другом вперед, например, повзводно). Сигналом к началу действий пехоты является момент, когда действие огня обороняющихся значительно ослабевает. Обычно это происходит в момент, когда танки второго эшелона открывают по обороне противника огонь. Приказ о начале атаки отдают командиры пехотных рот, которые своим личным примером увлекают пехоту в атаку за танками.
В момент, когда до позиций остается 100 м, пехота примыкает штыки, готовит пулеметы к огню в движении, готовит к бою пистолеты, лопатки и гранаты. На расстоянии последнего рывка – 30 м – пехота изготавливается к метанию гранат и рывку в ближний бой. После броска гранаты пехота с криком: «Hurra!» – бросается в ближний бой с использованием пехотных лопаток и штыков, пулеметчики ведут огонь в движении. Командиры отделений и взводов своим примером ведут свои группы за собой, первыми врываясь на позиции противника, ведя огонь из пистолет-пулеметов. Производится зачистка узлов сопротивления.
Вот примерно так в самых общих чертах происходит атака спешенной мотопехоты вместе с танками. В чем же отличие атаки мотопехоты перед танками? В том, что оборона противника в таком случае обычно лучше подготовлена, а подавление ее – это в первую очередь роль артиллерии. В этом случае требуется намного больше артиллерии, чтобы ее сил хватило и на надежное подавление артиллерии противника, и на сильное подавление огневых средств на линии обороны, помимо остальных перечисленных выше пунктов. Т.е. всё то же самое, только подавлению артиллерии, пехоты и ее огневых средств уделяется намного больше внимания, так как танки этим заниматься по понятным причинам не могут – они ждут вклинения пехоты. Разумеется, какая-то небольшая часть танков может быть придана наступающей пехоте, чтобы действовать из-за ее боевых порядков, ведя огонь из-за укрытий. Также в этом случае пехоте могут быть приданы штурмовые орудия, в том числе тяжелые – опять же для действий в боевых порядках пехоты или из-за них.
В совсем редких случаях впереди пехоты могут быть поставлены особо мощные боевые средства – тяжелые танки или тяжелые САУ, такие как Тигр или Фердинанд. Такие машины в исключительных случаях могут наступать перед пехотой даже на очень сильно подготовленную оборону, так как их броня очень хорошо защищает их от огня ПТ артиллерии и бронетехники. Но ни в коем случае не вместо пехоты, как это было под Курском – оторвавшись слишком далеко от пехоты и саперов тяжелые машины теряют их поддержку, им сложно преодолевать препятствия, минные заграждения, а сам их наступательный порыв, не поддержанный действиями пехоты, теряет свой смысл.
Огнем «со второй линии» наступающую пехоту могут поддерживать штурмовые танки Sturmpanzer IV. Мощная лобовая броня рубки позволяет им, при стрельбе из-за укрытия, оставаться малочувствительными к ответному огню артиллерии. А если не пытаться кидать их впереди пехоты, то они не подставят свои слабые борта под огонь ПТРД и 45-мм пушек
В любом случае пехота будет, как и до этого, пользуясь эффектом подавления обороны и ведя огонь из своих огневых средств, продвигаться от укрытия к укрытию, применяясь к местности, до расстояния финального рывка, а дальше примкнет штыки, подготовит гранаты, пистолет-пулеметы и пулеметы, и с криком Hurra! кинется в бой. Достигнув достаточно глубокого вклинения в оборону, в ПТ рубежи, отведя фронт наступления достаточно далеко, чтобы саперы могли снять заграждения, пехота обеспечит возможность ввести танки без риска потерять их на мощной ПТ обороне и препятствиях. Танки, САУ и мотопехота на БТР устремятся в глубину, а спешенная пехота зачистит поле боя и обеспечит возможность провести за танками артиллерию и снабжение. Вот так в самых общих чертах выглядит атака спешенной пехоты в составе или в интересах танковой дивизии.