Пьянки, скандалы и похабщина: как зажигали и троллили Церковь ваганты — «панки» Средневековья
Вагантов иногда считают кем-то вроде средневековых прототипов панк-рокеров. В основном ими были студенты-богословы из разных университетов — Оксфорда, Болоньи и Парижа. Эти молодые люди отходили от церковных догм и предписаний, позволяя себе то, что в обществе не очень-то приветствовалось.
Вне занятий, ваганты вместо зубрежки скучных церковных текстов отправлялись развлекаться в таверны, игорные дома и бордели. Так сказать, "изучали" пороки общества не только в книгах, но и на практике. Разумеется, разгульный образ жизни требовал немалых средств, поэтому ваганты регулярно писали родителям письма с просьбами "скинуть на прожиточный минимум", а сами зарабатывали на хлеб в основном подаянием и мелким воровством.
Свое свободолюбие ваганты выражали в едких сатирических стихах и песнях на латыни, в которых высмеивали жадность и лицемерие духовенства, коррупцию и тиранию власти, невежество и суеверия народа. Они высмеивали себя и своих собратьев, свою бедность и бездомность, грехи и пороки - в общем все, что им казалось нелепым, несправедливым или глупым. При этом песни ваганты исполняли на манер церковных гимнов.
Вот например слова из песни «Таверна», где ваганты поют о своем пьянстве:
Кстати, помните песню со словами: «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я — не сказать словами… Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами!»? Эти строки основаны на одном из текстов вагантов, написанном более семи веков назад.
Помимо веселых песенок, ваганты славились и непристойными выходками. Например, они могли заявиться на мессу, таща за собой селедку на веревке. При этом они старались наступить на селедку идущего впереди, не давая наступить на свою рыбу идущему сзади.
Одним из самых ярких произведений вагантов была «Месса ослов, пьяниц и игроков» - пародия на католическую церковную службу с обилием ругательств, в которой восхвалялись азартные игры и алкоголь. Разумеется, власти и Церковь были крайне недовольны поведением студентов-клириков. Им неоднократно угрожали наказаниями вплоть до отлучения от церкви, но ваганты продолжали вести веселую и разгульную жизнь. Но в конце концов на бунтарей махнули рукой, решив, что буйство молодежи — просто способ выпустить пар и это быстро проходит.
Тем не менее среди историков и искусствоведов есть мнение, что большинство дошедших до нас произведений не были автобиографичны. В реальности разгульные студенты вряд ли удосуживались что-то записывать для потомков. А вот образованные поэты использовали мотивы вагантов как художественный прием для социальной критики.
Некоторые песни вагантов сохранились благодаря тому, что были включены в рукописные сборники, составленные монахами или учёными. Самый известный из таких сборников — Carmina Burana (Песни Бойерна), найденный в 1803 году в баварском монастыре Бенедиктбойерн. Песни и стихи вагантов из этого сборника вдохновили композитора Карла Орфа написать к ним оркестровую музыку, которую стали использовать в качестве саундтреков для фэнтезийных фильмов и компьютерных игр.
Свое свободолюбие ваганты выражали в едких сатирических стихах и песнях на латыни, в которых высмеивали жадность и лицемерие духовенства, коррупцию и тиранию власти, невежество и суеверия народа. Они высмеивали себя и своих собратьев, свою бедность и бездомность, грехи и пороки - в общем все, что им казалось нелепым, несправедливым или глупым. При этом песни ваганты исполняли на манер церковных гимнов.
Вот например слова из песни «Таверна», где ваганты поют о своем пьянстве:
«Сто кругов обходят чаши,
И не сохнут глотки наши,
Коли пьем, не зная счету,
Позабывши всю заботу.
Век без хлеба, век без шубы,
Злобным людям мы не любы,
Но отступит злоба черная,
Нашей правдой помраченная»
И не сохнут глотки наши,
Коли пьем, не зная счету,
Позабывши всю заботу.
Век без хлеба, век без шубы,
Злобным людям мы не любы,
Но отступит злоба черная,
Нашей правдой помраченная»
Кстати, помните песню со словами: «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я — не сказать словами… Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами!»? Эти строки основаны на одном из текстов вагантов, написанном более семи веков назад.
Помимо веселых песенок, ваганты славились и непристойными выходками. Например, они могли заявиться на мессу, таща за собой селедку на веревке. При этом они старались наступить на селедку идущего впереди, не давая наступить на свою рыбу идущему сзади.
Одним из самых ярких произведений вагантов была «Месса ослов, пьяниц и игроков» - пародия на католическую церковную службу с обилием ругательств, в которой восхвалялись азартные игры и алкоголь. Разумеется, власти и Церковь были крайне недовольны поведением студентов-клириков. Им неоднократно угрожали наказаниями вплоть до отлучения от церкви, но ваганты продолжали вести веселую и разгульную жизнь. Но в конце концов на бунтарей махнули рукой, решив, что буйство молодежи — просто способ выпустить пар и это быстро проходит.
Тем не менее среди историков и искусствоведов есть мнение, что большинство дошедших до нас произведений не были автобиографичны. В реальности разгульные студенты вряд ли удосуживались что-то записывать для потомков. А вот образованные поэты использовали мотивы вагантов как художественный прием для социальной критики.
Некоторые песни вагантов сохранились благодаря тому, что были включены в рукописные сборники, составленные монахами или учёными. Самый известный из таких сборников — Carmina Burana (Песни Бойерна), найденный в 1803 году в баварском монастыре Бенедиктбойерн. Песни и стихи вагантов из этого сборника вдохновили композитора Карла Орфа написать к ним оркестровую музыку, которую стали использовать в качестве саундтреков для фэнтезийных фильмов и компьютерных игр.
Комментариев пока нет