Магия слов: Секреты рассказов от Священника Иоанна
Автор: Ольга Шпортько.
В XII веке жил в Новгороде крайне умный, хитрый и везучий человек. Звали его Иоанн (а если точнее сначала Иоанн, потом Илия, а потом снова Иоанн). Первый «Архиепископ Великоновгородский и Псковский», политик, святой, строитель церквей и сын купца.
Однажды утром, а может и днем или вовсе вечером, но точно между 1165 и 1186 годами, Иоанн, архиепископ, вещал для прихода своего исключительно поучительный и богоугодный сказ. Он вообще любил вести духовные беседы «с честны́ми мужами: с игуменами, священниками и благочестивыми гражданами».
Иоанн (в то время еще Илия) поведал пастве своей праведную историю о том, как один священник усмирил беса крестным знаменем и заставил того в облике лошади, отвезти священника на себе в Иерусалим, – поклониться святыням, – и обратно.
К нему в тот момент вообще было много вопросов, ибо все чаще посетители «благонравного мужа» замечали у него в келье то украшения, то забытые туфли, то какую женскую одежду, которой у монаха оказаться было никак невозможно. По городу потихоньку расползались шепотки о том, что такому грешнику недолжно оставаться в таком чине.
Граждане славного города постепенно закипали праведным возмущением. И если некоторое время назад новгородцы слезно просили Иоанна стать архиепископом против его воли, «ибо он был угоден Богу и людям», то в те дни разгневанная толпа пришла разбираться к самим покоям богоугодного.
Но стоило честным и благонравным людям подойти к келье епископа, как оттуда выскочила девица явного гулящего вида.
Девицу догнать и расспросить не удалось, зато Иоанну припомнили весь прошлый компромат и спросили, как он объяснится?
Не моргнув глазом, Иоанн покаялся в том… что рассказал в своем поучении не всю правду, а утаил немного, ведь дело было так:
Однажды ночью, молясь в своей келье, Иоанн услышал страшный шум и грохот от рукомойника. Подойдя к нему, епископ понял, что в него залез бес, и, мешая воду, создавал звон и плеск, дабы смутить священника и помешать ему молиться. Недолго думая, Иоанн перекрести рукомойник так, что бес немедля в нем застрял.
Намучившись в заточении бес взмолился, чтоб его отпустили, обещая больше никогда не возвращаться к рабу Божьему. Иоанн сказал, что непременно отпустит его, если тот отвезет его в град Иерусалим, к храму Гроба Господня. Делать черту было нечего и, изнемогая под крестом, он согласился.
Выпустил Иоанн беса, и обернулся бес конем. Сел на него епископ, и конь в миг по воздуху домчал его до святого города.
Иоанн так искренне молился перед дверьми храма, что по чуду Божьему, они распахнулись перед ним и было позволено рабу Божьему поклониться самому Гробу Господню.
Исполнив свое желание, Иоанн снова сел верхом на беса и вернулся в Новгород, в свою келью. Бес же, невероятно стыдясь того, что священника на горбу своем катал, попросил его никому об этой ночи не рассказывать. Угрожая, в ином случае, ославить Иоанна как блудника и грешника.
Однако Иоанн, восхищенный турпоездкой к святым местам, не удержался и поделился все же историей, но будто бы не о себе, а про другого человека. Бес же, опозоренный, начал наводить поклеп на честного мужа. Пакостил, то подкидывая в келью чужие одежды, то показываясь под видом блудной девицы.
«Верите ли вы мне, люди?»
«Ага. Конечно. Верим» - сказали граждане и решили сплавить Иоанна в назидание.
* Примечание: выражение «сплавить кого-то» берет свои корни из новгородской традиции буквально сплавлять на плоту по реке Волхов неугодных людей вниз по течению в Ладогу. С минимальным шансом на выплывание живым.
* Примечание второе: граждане настроены были решительно, поэтому с санкционированным гражданскими властями митингом (архиепископ как политик, разумеется, перетягивал на себя одеяло и многим мешал) подошли аккурат, дождавшись сезона бурь, чтобы волны стопроцентно разбили плот возле Ладоги.
Так посадили святого на плот. Откатило его сильным течением вниз, и вдруг река остановилась. Плот замер. А потом неожиданно поплыл вверх. Чудо! Не иначе как указали новгородцам на их ошибку и несправедливость обвинений.
Епископ спокойно доплыл вверх по течению до ближайшего монастыря и величественно вернулся из него с крестным ходом.
Князь покаялся, люд поплакался, клир покаялся и поплакался. Епископ вежливо всех простил. На месте происшествия чуда поставили крест и жили с тех, пор все в любви и согласии. А на стенах трапезной церкви Иоанна написали фреску, где он на бесе летит в Иерусалим.
Самое прекрасное в этой истории то, что река Волхов действительно периодически разворачивается в обратном направлении. Происходит так из-за того, что река достаточно коротка и течет по равнине между озерами Ильмень и Ладожским. Когда в одном из них меняется уровень воды, начинает работать закон сообщающихся сосудов. Поэтому, когда Ладога повышается, вода уходит в Ильмень.
Когда новгородцы дождались подходящей погоды, на самом деле они сами выбрали момент подъема уровня в Ладоге и обеспечили чудо.
Историю эту в свое время в новгородских архивах откопал Александр Сергеевич Пушкин, и, пребывая в восторге от нее, рассказывал сюжет в столице, где ее услышал Николай Васильевич Гоголь, который в свою очередь использовал ее как основу, – да-да, – «Вечеров на хуторе близ Диканьки».