Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
2
Evrocot
На uCrazy 9 лет 28 дней
Интересное

Жрец Уну-Амон и история маленького человека

Автор: Алексей Пикалов.

Заключение торговых соглашений и доставка импорта даже в наше время может быть не самым простым занятием. А с какими проблемами мог столкнуться посланник фараона, которому поручили доставить заморскую древесину в Египет? Давайте проследим за невероятным приключением этого человека, которое случилось три с лишним тысячи лет назад.

Жрец Уну-Амон и история маленького человека

Эта увлекательнейшая история началась в древнем городе Фивы в первой половине XI века до нашей эры. Египет купался в солнечных лучах, и по-прежнему был одним из важнейших государств в регионе. А его правителей знали и уважали в близких и дальних землях.

В то время в Фивах жил жрец и чиновник по имени Уну-Амон. И было у него всё хорошо, а занимался он самыми типичными для своей должности делами: молился богам, пачкал папирус чернилами и пил пиво. И, наверное, он до определённого момента даже не мог догадываться, что его имя навеки будет сохранено в истории, и спустя три с лишним тысячелетия люди узнают о нём и его приключении.

Скорее всего, имя этого жреца кануло бы в Лету, подобно неизмеримому количеству имён других жителей древних Фив, если бы не Херихор, который был верховным жрецом Амона и фактическим правителем этого города. Херихор решил разнообразить размеренную и спокойную жизнь Уну-Амона, отправив его в Финикию за древесиной кедра, которая была нужна для изготовления священной ладьи Амона. Жрец с радостью согласился на такую командировку, ибо в противном случае ему всё равно могли бы отрубить голову.

Жрец Уну-Амон и история маленького человека

И вот, в ясное египетское утро, мускулистые и блестящие от пота и палящего южного солнца, гребцы дружно налегли на вёсла, направив лодку вниз по течению Нила. Путешествие началось. Уну-Амон пребывал в чудесном расположении духа, поглядывая на живописные берега и потягивая пиво, возможно, «тёмное фиванское», или «нубийское нефильтрованное».

В то время в Верхнем и Нижнем Египте правили разные фараоны, поэтому Уну-Амону предстояло получить разрешение на следование по нижнему течению Нила от Несубанебдеда (Смендеса), который властвовал в северной части страны. Политическое разделение государства могло стать первым серьёзным препятствием на пути Уну-Амона, однако всё сложилось как нельзя лучше:

В день моего прибытия в Танис, в местопребывание Несубанебдеда и Тент-Амун, я дал им указы Амон-Ра, царя богов, и они приказали, чтобы они были оглашены перед ними. Они сказали: «Сделаю, сделаю как сказал Амон-Ра, царь богов, наш владыка». Я провёл (время) до 4-го месяца лета, находясь в Танисе. Несубанебдед и Тент-Амун послали меня с капитаном судна Мангабатом. Я спустился в великое море Сирии…

Правители Таниса подыскали для жреца корабль с командой, и спустя несколько месяцев довольный и уверенный в своих силах Уну-Амон продолжил своё путешествие. Действительно, какие могут быть страхи и сомнения, если ты можешь оглашать волю самого Амон-Ра, царя всех богов? Однако египетская часть пути подходила к концу, и воды Нила стремительно несли корабль Уну-Амона навстречу Средиземному морю. В те земли, где имя Амона-Ра не имело столь сильной власти, как на родине жреца. Настоящее путешествие только ещё начиналось.

Изображение морского судна древних египтян из храма Хатшепсут

Корабль Уну-Амона рассекал водные просторы Средиземного моря и держал путь в Левант. Когда-то влияние Египта в этих землях было велико, но ничто не вечно под Луною, и после событий, известных нам как Катастрофа бронзового века, власть фараонов в Леванте практически сошла на нет. Первой остановкой в этих землях стал портовый город Дор, принадлежавший в то время тевкрам, одному из народов моря. Здесь его встретил местный правитель по имени Бедер (Беджер) и щедро одарил, доставив на корабль 50 хлебов, 1 сосуд вина и 1 ногу быка.

Но именно в Доре с жрецом случилась первая пренеприятнейшая история, и была она связана с «корабельными крысами». Во время стоянки в порту какой-то член экипажа украл деньги, выделенные Уну-Амону. Очевидно, что жреца сильно огорчила утрата финансов, и он обратился за помощью к правителю Дора:

Я встал и отправился в местопребывание правителя. Я сказал ему: «Я ограблен в твоей гавани; ведь ты правитель этой страны; ведь ты также её судья; сыщи моё серебро. Воистину, что касается этого серебра, оно принадлежит Амону-Ра, царю богов, владыке обеих земель…»

Он сказал мне: «Серьёзен ли ты, шутишь ли ты? Ведь смотри, я не понимаю ничего в этой речи, которую ты сказал мне. Если бы вор, который принадлежит моей стране, спустился на твоё судно и похитил твоё серебро, я бы возместил его тебе из моей кладовой до того, как найдут твоего вора по имени его. Воистину, что касается вора, обокравшего тебя - твой человек он, он принадлежит твоему судну. Проведи несколько дней здесь у меня и я поищу его».

Моряк-финикиец с недоверием смотрит на вас

Девять дней ждал Уну-Амон. Но вор так и не был найден, а может быть никто его и не искал. Огорчённый жрец принял решение продолжить путешествие и направился в город Библ. Он понимал, что без серебра его путешествие будет лишено всякого смысла, и он не сможет раздобыть древесины для Херихора. Поэтому Уну-Амон решился на отчаянный шаг. В гавани Библа он по сути ограбил корабль тевкров из Дора.

… судно. Я нашёл серебро в нём - дебенов 30. Я захватил его… ваше серебро. оно будет лежать у меня, пока вы не найдёте моё серебро, или укравшего его…

Очевидно, что тевкры не оценили такой «дипломатический жест» Уну-Амона, и впоследствии этот народ снова появился в его жизни. Но что может значить недовольство каких-то там дикарей, если жреца ведёт воля самого бога Амона? Гордого и довольного собой Уну-Амона ждал большой город Библ и его царь Чекер-Баал (Закарбаал). Или всё-таки не ждал?

… они ушли. Я…шатёр на берегу моря… Я положил его вещи внутрь его… Правитель Библа послал ко мне сказать «Удались из моей гавани». Я послал ему сказать «Куда же отправлюсь я?»… чтобы доставить на вёслах меня. Пусть я буду взят в Египет снова. Я провёл 29 дней в его гавани, тогда как он проводил время, посылая ко мне ежедневно сказать «Удались из моей гавани».

Может показаться, что дипломатическая миссия египтянина провалилась полностью. Но могущество бога Амона было столь велико, что даже в далёком Библе он смог выручить своего верного жреца. Дело было так.

Когда он приносил жертвы своим богам, бог овладел одним жрецом из его жрецов, и сделал его неистовым. Он сказал ему: «Доставь бога наверх, доставь посланца, который с ним; это Амон послал его, это он приказал, чтобы он пришёл»

Нам неведомо, на самом ли деле бог Амон овладел душой местного жреца, или его карманом овладело серебро египтянина. Однако известно, что в шатре Уну-Амона стояла большая золотая статуя Амона, поэтому очевидно о каком боге кричал неистовый жрец из Библа. С богами спорить в то время было не принято и даже опасно для здоровья, поэтому местный царь сменил гнев на милость и снова отправил своего человека к Уну-Амону. На этот раз уже не с пожеланием удалиться из гавани.

…начальник гавани пришёл ко мне, говоря: «Останься до утра - так говорит он, правитель». Я сказал ему: «Разве не ты, тот который проводит время, приходя ко мне ежедневно, говоря: «Удались из моей гавани»; разве не говоришь ты: «Останься на ночь», чтобы дать уйти судну, которое я нашёл, и не придёшь ли ты опять, чтобы сказать: «Ступай себе!». Он ушёл, он сказал это правителю…

Правитель Библа согласился принять египтянина. Наступило утро и с первыми лучами яркого солнца Уну-Амон направился в царский дворец. Он был уверен, что Чекер-Баал, страшась гнева бога Амона, с радостью выделит ему нужное количество древесины.

…Я сказал ему: «Да восхвалит тебя Амон». Он сказал мне: «Сколько прошло до сего дня с тех пор, как ты вышел из местопребывания Амона?» Я сказал ему: «5 месяцев в днях до сего дня».Он сказал мне: «Вот, ты прав? Но где он, указ Амона, который был в руке твоей? Где оно, письмо первого жреца Амона, которое было в твоей руке?»Я сказал ему: «Дал я их Несубанебдеду и Тент-Амун». Он очень, очень разгневался. Он сказал мне: «Ведь вот, указа и письма нет в руке твоей. Где оно, судно из кедра, которое дал тебе Несубанебдед? Где она, его сирийская команда?…»Он изрёк, говоря мне: «Прибыл ты по какому поручению?» Я сказал ему: «Я прибыл за строительным лесом для великой священной ладьи Амона-Ра, царя богов. Делал это твой отец, делал это отец твоего отца, ты сделаешь это так же». Так сказал я ему.Он сказал мне: «Они делали это, воистину. Если ты дашь мне необходимое для выполнения его поручения, я выполню его. Воистину, выполняли мои отцы это поручение, после того, как приказал фараон, да будет он жив, невредим и здрав, чтобы доставили 6 судов, которые были гружены добром Египта, и они выгрузили их в свои кладовые. А ты, что же доставил ты мне, именно мне?»

Видно, что царь Библа по достоинству оценил дипломатические и управленческие способности Уну-Амона, который умудрился неясно где и когда потерять не только корабль, но и всю команду вместе с капитаном, а также не довёз до места назначения необходимые фараоновы документы.

Кроме того, Чекер-Баал категорически не хотел отдавать древесину египтянину просто так, и напоминал ему о том, что прежде фараоны платили за кедр, причём платили очень неплохо. Он распорядился принести документы прежних лет, в которых чётко было написано, что раньше египтяне давали за древесину эквивалентную цену. Также царь Библа, утверждал, что он не раб фараона и уже не хотел отдавать древесину даже в обмен на товары из Египта.

Но если дипломатические и управленческие способности Уну-Амона не были его сильной стороной, то его ораторское мастерство проявилось в полной мере. Уже не надеясь получить желаемое даром, египтянин смог убедить правителя Библа заключить сделку. Договор был подтверждён правителем Таниса Несубанебдедом, и Чекер-Баал велел начать заготавливать древесину для Уну-Амона.

Храм обелисков в Библе, ок. 1900 года до н. э.

С момента начала путешествия прошло уже больше двух лет. Кедры для Египта пролежали всю зиму в том месте, где были срублены, а на третий месяц лета их перетащили к берегу моря. Уну-Амон с радостью ожидал того момента, когда он сможет отправиться домой и привезёт драгоценную древесину. Однако неудачи продолжали преследовать его, и Чекер-Баал всё никак не отпускал египтянина.

Однажды Уну-Амон отправился на берег моря, туда, где был сложен лес. Там его ожидал очередной неприятный сюрприз.

Я увидел 11 судов, которые приближались с моря, которые принадлежали тевкрам, чтобы сказать: «Задержи его и не допусти суда, которые у него в страну Египет». Я сел и заплакал. Письмоводитель правителя вышел ко мне. Он сказал: «Что с тобой?» Я сказал ему: «Разве не видишь ты птиц, совершивших дважды спуск в Египет?… До каких же пор я буду здесь пребывать? Разве ты не видишь этих тевкров, которые хотят задержать меня?»

Посланник передал эти слова правителю Библа, который очень сильно расстроился и тоже заплакал. Чекер-Баал так проникся печалью Уну-Амона, что приказал доставить египтянину 2 сосуда вина и одного оленя. И не только.

Он приказал, чтобы доставили мне Тентнут, певицу из Египта, которая была у него, говоря: «Пой ему, не допусти, чтобы овладели сердцем его заботы». Он послал ко мне, говоря (мне): «Ешь, пей, не допусти, чтобы владели сердцем твоим заботы. Ты услышишь всё, что я скажу, завтра».

В то время, пока в море стояли 11 кораблей, экипажи которых жаждали выбить долги из египтянина, Уну-Амон беззаботно проводил время за двумя кувшинами вина, оценивая при этом вокальные, а может и иные способности певицы Тентнут. Однако вино было выпито, олень съеден, а певица после успешного выступления удалилась восвояси. Наступило утро.

Правитель Библа приказал, чтобы призвали его совет. Он стал среди них. Он сказал тевкрам: «Что это за ваши странствования?» Сказали они ему: «Мы прибыли за судами, обязательно подлежащими разрушению, которые ты отправляешь в Египет с нашими врагами».Он сказал им: «Я не могу пленить посланца Амона в моей стране. Дайте, чтобы я отправил его, и затем преследуйте его, чтобы задержать его». Он погрузил меня. Он отправил меня из гавани в море.

Примерный маршрут Уну-Амона

Путешествие Уну-Амона продолжилось. И вновь его стремительный корабль мчался по просторам Средиземного моря, но на этот раз не в гордом одиночестве. Разъярённые тевкры следовали за ним по пятам, и ветер, наполнявший паруса египтянина, гнал вперёд и корабли его недругов. Уну-Амон спешил домой. На этот раз удача была на его стороне, и он благополучно смог оторваться от своих преследователей.

Но у жреца снова что-то пошло не так. Ветер прибил корабль Уну-Амона к берегам страны Аласия (Кипр). Местные жители проявили исключительное гостеприимство и попытались убить египтянина. Оторвавшись от своих новых неприятелей, жрец смог найти местную царицу, которую звали Хатиби (Хетеб).

Я приветствовал её. Я сказал людям, которые стояли около неё: «Разве нет одного среди вас, который понимает речь Египта?» Один из них сказал: «Я понимаю».Я сказал ему: «Скажи моей госпоже: я слыхал вплоть до града, до местопребывания Амона, что творят неправедное во всех городах и творят праведное в Аласии. Разве творят неправедное (и) здесь ежедневно?»Она сказала: «Воистину, что это за твои слова?» Я сказал ей: «Если море рассвирепело и ветер прибил меня к стране, в которой ты находишься, разве ты допустишь, чтобы схватили меня за грудь (?), чтобы убить меня? Я есть посланец Амона…»

Красноречивый египетский жрец сумел найти подход к местной царице, и она приказала привести к ней команду корабля. А Уну-Амону велела ложиться, судя по всему для того, чтобы отдохнуть. Или нет?

Так могла бы выглядеть Хатиби - царица Аласии, но автор в этом сильно сомневается. Считайте эту картинку наградой за то, что дочитали статью почти до конца

Необходимое заключение

На этом месте повествование внезапно обрывается, и мы, наверное, никогда не узнаем как сложилось путешествие Уну-Амона в дальнейшем. Известно только, что он смог его пережить, вернулся на родину и ему даже не отрубили голову, по крайней мере, сразу. Ведь он смог написать рассказ о своих приключениях.

Папирус «Путешествие Унамона в Библ». Египет. XI-VIII века до н.э. Папирус, краска. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Возможно эта история специально написана так, чтобы читатели смогли сами придумать такую концовку, которая будет им по душе. Или у рассказа было логичное завершение, которое навсегда для нас утрачено. Быть может, что когда-нибудь будет найдено продолжение, и мы узнаем новые интересные моменты из путешествия Уну-Амона.

Следует отметить, что некоторые учёные сомневаются в правдивости этого повествования и допускают, что вся эта история всего лишь художественный вымысел древних египтян. По сути одно из первых литературных произведений, посвящённых «маленькому человеку». Нам известно лишь, что существует папирус, описывающий непростое путешествие Уну-Амона. А вот правда в нём написана, или нет, пусть решают сами читатели, до тех пор, пока учёные не дадут нам однозначный ответ.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}