Просто жаба
Ткань ее туники разошлась с треском, представив на суд взрослых членов ареопага красоту, сравнимую с которой они никогда не видели. Молодая и стройная женщина вскрикнула, пытаясь безуспешно закрыть себя руками.
"Посмотрите на нее! - вскричал оратор, поднимая, словно флаг, тунику, которую он только что сорвал со своей подзащитной. - Разве такая красота может быть преступной? Разве в таком храме могут таиться демоны?".
В иллюстративных целях.
В зале раздался одобрительный шум. Большинство мужчин полностью поддерживали гетеру, но были и те, кто требовал продолжения судилища над несчастной.
"Гиперид! - визгливым голосом обратился к защитнику толстый афинянин с потным, злым лицом. - "Жаба" прекрасна, спору нет, но дает ли красота право на снисхождение?".
"Тебе бы молчать, Евфий! - выкрикнул Гиперид, потрясая туникой перед застывшей в скорбной позе женщиной, не знающей, куда деться от взглядов членов ареопага. - Единственная твоя претензия к ней, это то, что эта "Жаба" не снизошла до тебя!".
В зале засмеялись, и никому не было дела до слез, которые бежали по прекрасным щекам..
В 380 году до н.э. супруга Эпикла, небогатого и незнатного жителя небольшого греческого городка Феспия, разрешилась от бремени очаровательной девочкой. Назвали малышку Мнесаретой, что с древнегреческого можно перевести как "Помнящая о добродетелях".
Мать Мнесареты с разрешения отца подрабатывала на местных улочках, продавая мужчинам то, чем щедро наделила ее природа. Конечно, девочке в таких условиях трудно было вырасти, "помнящей о добродетелях".
Уже в 13 лет мать впервые вывела Мнесарету на улицу, где та пользовалась огромным успехом.
В 365 году до н.э. 15-летней Мнесарете стало слишком тесно в Феспии, и она перебралась в Афины. В большом городе юная красавица не затерялась, став одной из самых востребованных гетер. В этом Мнесарете помогла, прежде всего, ее фигура, которую все называли идеальной.
Во внешности девушки была еще одна особенность: ее кожа имела желтоватый оттенок. Именно из-за желтизны кожи Мнесарета и получила прозвище, под которым она вошла в историю. "Фрина" - с древнегреческого это слово переводится как "Жаба".
Фрина ничуть не огорчилась из-за своего прозвища, ведь оно имело охранительный характер и вводило в заблуждение темных духов, которые могли позавидовать ее невероятной красоте.
Количество поклонников Фрины росло с каждым днем. Одним из самых пылких был знаменитый скульптор Пракситель, который сделал красавицу своей основной натурщицей.
Для Праксителя Фрина была живым воплощением греческих богинь, подлинным идеалом и носительницей истинной красоты.
Ранние образцы совместной работы Фрины и Праксителя, к сожалению, не сохранились. До наших времен дошли копии статуи "Афродита Книдская", которую Пракситель создал в 350 году до н.э. Несмотря на то, что для этого произведения искусства позировала уже 30-летняя Фрина, совершенство ее форм поразило воображение современников. Статуя была установлена на острове Книд, и привлекала огромное количество паломников со всей Эллады.
Менее популярной была вторая работа, "Афродита Косская", на которой, в отличие от первой, Фрина была изображена в одежде.
Отношения с Праксителем и работа натурщицей дорого обошлись Фрине. В 340 году до н.э. некий Евфий, который безуспешно пытался добиться расположения гетеры, обратился в ареопаг с тяжким обвинением в адрес женщины. Отвергнутый поклонник заявил, что Фрина - безбожница, которая посмела опорочить образ богини Афродиты, а также создала на острове Книд новый культ своего имени.
Защищать гетеру в суде вызывался Гиперид, который давно делил с Фриной ложе. Несмотря на славу Гиперида как величайшего оратора, его выступление не произвело впечатления на членов ареопага, и они все также требовали примерно наказать "Жабу".
Тогда оратор внезапно схватил подол туники стоящей рядом с ним Фрины и резко дернул. Судьи были поражены открывшейся их глазам красоте. Согласно популярной тогда судебной концепции калокагатии, в совершенном теле не могло скрываться несовершенной души. Фигура Фрины была безупречной, а, значит, и преступницей она не была. Гетеру полностью оправдали.
Евфий, который предстал в ареопаге в качестве обвинителя, был настолько разочарован итогами судилища, что бросил юридическую карьеру.
Не оставили суд над гетерой без внимания и литераторы. Так, известный комедиограф Посидипп выдвинул следующую версию оправдания Фрины:
Многие современные историки считают, что версия литератора может быть ближе к истине, чем ставшая легендарной версия о тунике. Чтобы избежать тюрьмы, а то и казни, Фрина вполне могла заранее "обойти весь суд и тронуть каждого" члена ареопага. Подкупленные таким образом мужчины, конечно же, проголосовали бы за нее.
Несмотря на плохую репутацию в Афинах, Фрина, по свидетельствам, была необычайно стыдлива. В отличие от своих "коллег" она не посещала общественных бань, носила непрозрачные туники, а со своими поклонниками встречалась исключительно в полумраке.
Лишь на Посейдоновы мистерии она показывала народу всю себя и, распустив прекрасные светлые волосы, шла в море через толпу. Воздаяние почестей богам на мистериях считалось благородным и чистым делом, поэтому Фрина подавляла свою природную скромность.
Впрочем, стыдливость не помещала "Жабе" принять участие в одном из самых скандальных пари античного времени. По сообщению Диогена Лаэртского, Фрина побилась об заклад, что легко "разбудит чувства" в философе Ксенократе, которого называли "статуей" за его холодность и погруженность в созерцание.
Увы, чары красавицы оказались бессильны. Вот как древний историк Валерий Максим описал попытку Фрины околдовать Ксенократа:
С возрастом Фрина не теряла своей привлекательности, удивительным образом сохраняя красоту и лица, и тела. В 50 лет живописец Апеллес пригласил ее быть его натурщицей, а Плутарх написал о ней:
Ежедневно принимая множество гостей, Фрина заработала огромное состояние. Денег у гетеры было так много, что в 336 году до н.э., когда Александр Македонский разрушил стены Фив, женщина вызвалась восстановить их за свои деньги, но при условии, что на новом сооружении будет табличка "Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной".
В городе прошел совет, на котором было принято решение отказать гетере, так как добрым горожанам будет стыдно жить в городе, на стенах которого красуется табличка с именем женщины со столь запятнанной репутацией.
Впрочем, богатство оказалось недолгим гостем в доме Фрины. Не умея распоряжаться деньгами, она быстро спустила сквозь пальцы все драхмы, заработанные столь тяжким трудом.
В результате в конце жизни она вынуждена была поселиться рядом с портом Пирей в Афинах и там зарабатывать на жизнь. Как именно она зарабатывала, известно из комедии Анаксила "Птенчик":
В 310 году до н.э. Фрина ушла на покой, а вскоре скончалась в возрасте 70 лет. Многочисленные поклонники устроили "жабе" пышные похороны, а статуи, за которые ее когда-то судили, вскоре стали считаться эталоном женственности и красоты и пережили тысячелетия.
(с) Василий Гавриленко
"Гиперид! - визгливым голосом обратился к защитнику толстый афинянин с потным, злым лицом. - "Жаба" прекрасна, спору нет, но дает ли красота право на снисхождение?".
"Тебе бы молчать, Евфий! - выкрикнул Гиперид, потрясая туникой перед застывшей в скорбной позе женщиной, не знающей, куда деться от взглядов членов ареопага. - Единственная твоя претензия к ней, это то, что эта "Жаба" не снизошла до тебя!".
В зале засмеялись, и никому не было дела до слез, которые бежали по прекрасным щекам..
В 380 году до н.э. супруга Эпикла, небогатого и незнатного жителя небольшого греческого городка Феспия, разрешилась от бремени очаровательной девочкой. Назвали малышку Мнесаретой, что с древнегреческого можно перевести как "Помнящая о добродетелях".
Мать Мнесареты с разрешения отца подрабатывала на местных улочках, продавая мужчинам то, чем щедро наделила ее природа. Конечно, девочке в таких условиях трудно было вырасти, "помнящей о добродетелях".
Уже в 13 лет мать впервые вывела Мнесарету на улицу, где та пользовалась огромным успехом.
В 365 году до н.э. 15-летней Мнесарете стало слишком тесно в Феспии, и она перебралась в Афины. В большом городе юная красавица не затерялась, став одной из самых востребованных гетер. В этом Мнесарете помогла, прежде всего, ее фигура, которую все называли идеальной.
Во внешности девушки была еще одна особенность: ее кожа имела желтоватый оттенок. Именно из-за желтизны кожи Мнесарета и получила прозвище, под которым она вошла в историю. "Фрина" - с древнегреческого это слово переводится как "Жаба".
Фрина ничуть не огорчилась из-за своего прозвища, ведь оно имело охранительный характер и вводило в заблуждение темных духов, которые могли позавидовать ее невероятной красоте.
Количество поклонников Фрины росло с каждым днем. Одним из самых пылких был знаменитый скульптор Пракситель, который сделал красавицу своей основной натурщицей.
Для Праксителя Фрина была живым воплощением греческих богинь, подлинным идеалом и носительницей истинной красоты.
Пракситель.
Ранние образцы совместной работы Фрины и Праксителя, к сожалению, не сохранились. До наших времен дошли копии статуи "Афродита Книдская", которую Пракситель создал в 350 году до н.э. Несмотря на то, что для этого произведения искусства позировала уже 30-летняя Фрина, совершенство ее форм поразило воображение современников. Статуя была установлена на острове Книд, и привлекала огромное количество паломников со всей Эллады.
Менее популярной была вторая работа, "Афродита Косская", на которой, в отличие от первой, Фрина была изображена в одежде.
Отношения с Праксителем и работа натурщицей дорого обошлись Фрине. В 340 году до н.э. некий Евфий, который безуспешно пытался добиться расположения гетеры, обратился в ареопаг с тяжким обвинением в адрес женщины. Отвергнутый поклонник заявил, что Фрина - безбожница, которая посмела опорочить образ богини Афродиты, а также создала на острове Книд новый культ своего имени.
Защищать гетеру в суде вызывался Гиперид, который давно делил с Фриной ложе. Несмотря на славу Гиперида как величайшего оратора, его выступление не произвело впечатления на членов ареопага, и они все также требовали примерно наказать "Жабу".
Жан-Леон Жером. "Фрина перед благородным ареопагом".
Тогда оратор внезапно схватил подол туники стоящей рядом с ним Фрины и резко дернул. Судьи были поражены открывшейся их глазам красоте. Согласно популярной тогда судебной концепции калокагатии, в совершенном теле не могло скрываться несовершенной души. Фигура Фрины была безупречной, а, значит, и преступницей она не была. Гетеру полностью оправдали.
Евфий, который предстал в ареопаге в качестве обвинителя, был настолько разочарован итогами судилища, что бросил юридическую карьеру.
Не оставили суд над гетерой без внимания и литераторы. Так, известный комедиограф Посидипп выдвинул следующую версию оправдания Фрины:
Тогда никто не мог сравниться с ФриноюИз нас, гетер. И ты хоть и не виделаСуда над ней, но слышала, наверное:Она казалась пагубою гражданам,И приговор грозил ей казней смертною,Но, обойдя весь суд и тронув каждого,Она, рыдая, вымолила жизнь себе.
Многие современные историки считают, что версия литератора может быть ближе к истине, чем ставшая легендарной версия о тунике. Чтобы избежать тюрьмы, а то и казни, Фрина вполне могла заранее "обойти весь суд и тронуть каждого" члена ареопага. Подкупленные таким образом мужчины, конечно же, проголосовали бы за нее.
Художник Джон Уильям Говард.
Несмотря на плохую репутацию в Афинах, Фрина, по свидетельствам, была необычайно стыдлива. В отличие от своих "коллег" она не посещала общественных бань, носила непрозрачные туники, а со своими поклонниками встречалась исключительно в полумраке.
Лишь на Посейдоновы мистерии она показывала народу всю себя и, распустив прекрасные светлые волосы, шла в море через толпу. Воздаяние почестей богам на мистериях считалось благородным и чистым делом, поэтому Фрина подавляла свою природную скромность.
Впрочем, стыдливость не помещала "Жабе" принять участие в одном из самых скандальных пари античного времени. По сообщению Диогена Лаэртского, Фрина побилась об заклад, что легко "разбудит чувства" в философе Ксенократе, которого называли "статуей" за его холодность и погруженность в созерцание.
Увы, чары красавицы оказались бессильны. Вот как древний историк Валерий Максим описал попытку Фрины околдовать Ксенократа:
"Фрина бывшая славная в Афинах непотребная женщина с ним пьяным всю ночь пролежала, ударясь об заклад с некоторыми молодцами, что может ли она поколебать его воздержность. Ксенократ допустил себя обнимать ей, и говорить сколько ей хотелось: при всём том она в своей надежде обманулась. Поступок воздержной исполненного премудрости духа, но и оказанное непотребною тою женщиною весьма забавно. Ибо как молодые люди ей смеялись, что она будучи столь прекрасна, и так убрана, не могла пьяного старика своими прелестями тронуть, и требовали от нее тех денег, о чем об заклад бились, то ответствовала: что о человеке, а не о истукане с ними об заклад билась".
С возрастом Фрина не теряла своей привлекательности, удивительным образом сохраняя красоту и лица, и тела. В 50 лет живописец Апеллес пригласил ее быть его натурщицей, а Плутарх написал о ней:
«Фрина говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую высокую цену от своих поклонников именно за репутацию».
Ежедневно принимая множество гостей, Фрина заработала огромное состояние. Денег у гетеры было так много, что в 336 году до н.э., когда Александр Македонский разрушил стены Фив, женщина вызвалась восстановить их за свои деньги, но при условии, что на новом сооружении будет табличка "Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной".
В городе прошел совет, на котором было принято решение отказать гетере, так как добрым горожанам будет стыдно жить в городе, на стенах которого красуется табличка с именем женщины со столь запятнанной репутацией.
Впрочем, богатство оказалось недолгим гостем в доме Фрины. Не умея распоряжаться деньгами, она быстро спустила сквозь пальцы все драхмы, заработанные столь тяжким трудом.
В результате в конце жизни она вынуждена была поселиться рядом с портом Пирей в Афинах и там зарабатывать на жизнь. Как именно она зарабатывала, известно из комедии Анаксила "Птенчик":
«Фрина близ играет роль Харибды, что корабль глотает с моряками враз».
В 310 году до н.э. Фрина ушла на покой, а вскоре скончалась в возрасте 70 лет. Многочисленные поклонники устроили "жабе" пышные похороны, а статуи, за которые ее когда-то судили, вскоре стали считаться эталоном женственности и красоты и пережили тысячелетия.
(с) Василий Гавриленко
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2