Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
3
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Интересное

Археологическое изучение Чепинской резни XV века

C 1997 по 2007 проводились серии раскопок на территории хорватского кладбища города Чепин. Оно включало в себя захоронения разных эпох, но одно сильно выбивалось. 22 человека были похоронены в одно время (на одной глубине) и датировались относительно узким диапазоном 1414-1452 год. От прочих захоронений из отличало аномально большой процент травм от холодного оружия, если в среднем на кладбище на Балканах приходилось буквально несколько процентов убитых, то в Чепине их доля составляла 17 %. 12 мужчин, 7 женщин и 3 детей (или подростков) были убиты и характер травм оказался весьма нетипичным

Археологическое изучение Чепинской резни XV века
Черным закрашено положение убитых на кладбище

Количество травм очень специфично – на 12 мужчин было нанесено 25 ударов суммарно, а на 7 женщин приходилось 52 раны (!), в 2 раза больше. Удельная разница и вовсе была трехкратной на одного мужчину приходилось в среднем 2 удара, а на женщину 7,4. Травмы мужчин концентрировались преимущественно на передней стороне скелета, все это порезы клинком.

Археологическое изучение Чепинской резни XV века

У женщин ситуация была сильно иной. Более-менее хорошо сохранилось 5 скелетов и по ним можно составить картину произошедшего. Эти пятеро получили 28 травм, примерно равномерно спереди/сзади (15/13). Ни одна из травм не проникла в свод черепа, иначе говоря, ни одна не была нанесена с такой силой, чтобы убить ударом в голову, что мы наблюдали в боевых захоронениях. В современной криминалистике характер этих следов описывается словосочетанием «чрезмерное насилие», иначе говоря, они получили столько травм, сколько не нужно было для убийства. Женщин пытали. Две имеют повреждения в районе левой глазницы, вероятно, оставленные, когда им выкалывали глаза. Другая девушка в возрасте  15-29 лет имела 8 параллельных неглубоких порезов на голове.


Еще у одной женщины, которой было от 30 до 44 лет были зафиксированы огибающие череп порезы, иначе говоря, ей сняли скальп (или пытались).


В отличие от мужчин, где много травм вне черепа, в женской подвыборке только двое получили удары ниже головы. Две травмы лучевой кости (левая рука) у одной жертвы и 22 (вдумайтесь) у другой. Эти 22 удара были нанесены тремя видами оружия – клюв боевого молота на правой подвздошной кости (в положении «руки на пояс» она у вас будет под пальцами), сабля и нож. Последний оставил 6 порезов на тазу – ей вскрыли живот. Это, кстати, ответ скептикам, которые писали, что травмы живота мы не увидим.


Детей не пытали, их просто убили, возраст троих составлял соответственно 4-9 лет, 1-4 (3,9) и 10-14,9. Им досталось 5 травм, три на теле и 2 на конечностях.

Итак, в середине XV века, было убито 22 человека, 12 мужчин, 7 женщин и 3 детей. Девушек зверски пытали. Причем все жертвы были относительно молодыми.

Что там случилось?

Распределение травм у мужчин, хотя и очень похоже на боевые травмы, но все же имеет заметные различия. Во-первых, нет явного предпочтения левой и правой стороны – удары сыпались на них отовсюду. Есть следы на руках, которые свидетельствуют, что они пытались защищаться от ударов. Однако, большое количество повреждений сзади свидетельствует о том, что в какой-то момент времени, сопротивление было сломлено и они побежали.

У женщин все было еще хуже – ни одно из 28 повреждений головы, не проникло в череп. Обычно, когда удар идет по касательной, царапая кости, но не проникая – это свидетельствует о том, что он промахнулся, либо жертва бежала. Однако, на телах обнаружены примерно параллельные следы, т.е. удары наносились человеку, который не мог бежать.

Кто это сделал?

Город Осиек контролировал важную переправу через реку Драва, которая отделяла территорию современной Хорватии от хищного соседа. Османская Империя. На службе османов была иррегулярная легкая конница –  «акынджи». В мирное время, они представляли собой обычных земледельцев или ремесленников (небольшая часть набиралась в городах). Они были освобождены от налогов,  однако, в военное время жили на том, что награбили (особую выгоду приносила им работорговля). При вторжении турки посылали вперед легкую конницу акынджей, задачей которой было устраивать хаос и террор. Военный секретарь Императора Священной Римской Империи Фердинанда I Петер Штерн фон Лабах описывал действия акынджей в 1529 году - «детей вырезали из чрева матери и насаживали на пики; молодые женщины были замучены до смерти, а их трупы оставляли на дороге». Один из таких рейдов акынджей произошел в  1441 году и затронул регион Чепина, его результаты мы и видим.

История этой резни была опубликована в 2010 году в «Американском  журнале физической антропологии» и получила странное (на мой взгляд) продолжение.  В том же году в журнал пришло письмо с замечаниями к этой статье, которые вкратце сводились к четырем пунктам
  1. Это не могли быть османы, поскольку это могли быть венгры
  2. «Так называемые жертвы» (авторская стилистика) в Чепине были спокойно похоронены, что доказывает, что в деревне остались живые.
  3. Акынджи были мирными земледельцами, которые сражались исключительно во время войны и только с солдатами.
  4. Когда этот регион был захвачен османами позднее, то жителей не истребили под корень
Подписано Юсуф Изчи и Сердар Кайя (Военно-медицинская академия Гюльхане, Турция)

Марио Слаус автор  исходной статьи не оставил без ответа письмо в редакцию и также написал свое мнение. В нем он с академической корректностью замечает, что, безусловно, ошибки возможны, однако, венгры вряд ли подходят больше на эту роль, в силу того, что данный регион был частью Венгерского государства. Да и находка уникальная, а в случае, если Венгрия сама себя обстреляла, то такие кладбища были бы и в других регионах.  Кроме того, набег акынджей 1441 был задокументирован, а рейд венгров придется придумать. Учитывая, сказанное, авторы предпочли остаться при своей точке зрения.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}