Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
3
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Интересное

Йоки: человек, превративший нацизм в безумие

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

Есть такой человек - Френсис Паркер Йоки. Он знаменит в двух, казалось бы, не связанных друг с другом кругах людей - среди любителей модов на HOI4 и неонацистов. Первые вообще любят всяких шизов, чем тоталитарнее - тем лучше, а вторые, да, в принципе, Йоки они любят за то же самое. Ведь он был автором одной из самых влиятельных среди послевоенных нацистов книг - “Империум” (там не было ни слова о вахе, не надейтесь). А еще он, будучи американцем, ненавидел США за культурное вырождение, фанател по идее объединения Европы, общался с “духом европейской культуры”, стал Чехословацким шпионом… Достаточно.

Йоки: человек, превративший нацизм в безумие

Йоки родился в США в семье выходцев из Ирландии и Германии из среднего класса, воспитавших его в духе английской и европейской культуры. Видимо, уже в то время у Йоки сформировалось отвращение к культуре его родины, которая была не просто производной от европейской, но еще и, по его мнению, “загрязнена элементами культур национальных меньшинств”. Погружаясь в пучину европейской философской мысли, Йоки вначале попробовал себя в марксизме, но быстро разочаровался и стал нацистом, примкнув в 1939 году к пронацисткому “Американскому серебряному легиону”.

Увлечение нацизмом не помешало Йоки в 1941 году закончить юридический факультет университета, после чего он был призван в армию. Несмотря на подозрения в прогерманских симпатиях, комиссовали Йоки не из-за них, а по здоровью, причем, психическому. Если бы в США существовала система государственного психиатрического лечения, то всей остальной статьи не было бы. Но вместо того, чтобы получить необходимое лечение, Йоки стал государственным обвинителем в одном из штатов. На этом посту, с его слов, он провалил несколько дел, просто чтобы почувствовать границы своих возможностей.

Йоки: человек, превративший нацизм в безумие

Уже в то время Йоки считал Гитлера героем, сражавшимся за будущее Европы, но в эту борьбу почему-то не вступал (есть мутнейшая история, что он якобы в 1943 году выполнял в Мексике задание для немецкой разведки, но пруфов у нее никаких нет). А вот после самовыпиливания Гитлера и его Рейха в мае 1945 года, внезапно, Йоки решил, что пора спасать нацистскую мечту в Европе. Для этого он сумел стать обвинителем на процессах против мелкой нацистской шушеры в американской зоне оккупации, несмотря на выявленные ранее ФБР прогерманские симпатии и беды с башкой (обмен информации между ведомствами был налажен просто отвратно). При этом его коллеги испытывали смутные подозрения, что с Йоки явно что-то не то: то сам Йоки скажет нечто явно прогерманское, то начнет в офицерском клубе на пианино играть нацистские мелодии или Интернационал! Подозрения копились аж 11 месяцев, пока в 1947 году к нему в комнату не наведалась с обыском военная полиция.

Однако Йоки к тому моменту уже был в бегах (дух европейской культуры подсказал, не иначе) и драпанул в Ирландию. Там, в небольшом отеле на берегу океана, он решил изложить на бумаге свои мысли о национал-социализме и будущем Европы в книге-манифесте, которую назвал “Империум”. Я не знаю, в какой момент своей жизни Йоки решил отринуть разум в пользу эзотерики, но “Империум” не просто переполнен ей, - он на ней базируется.

В основе его концепции мироздания лежат заметно переработанные идеи Шпенглера, к которым Йоки добавил мысли Гитлера и все это круто замешал на эзотерическом бреде сумасшедшего. Я не буду в рамках этой статьи описывать все его шизоидные построения, лишь самую базу (кто хочет погрузиться в пучину безумия вместе со мной, то читайте тут). По мнению Йоки, культура - это живое существо с самосознанием, которая в процессе своего развития транслирует обществу идеи, чтобы то их воплощало ради реализации в полной мере жизненных сил этой культуры. Нацизм, по мысли Йоки, был последним этапом развития западноевропейской культуры, который должен был вернуть духовное начало в мир победившего материализма и при этом объединить Европу в единое целое - Империум.

Однако “герой” эпохи проиграл из-за противодействия внешних сил, подталкиваемых, как считал Йоки, евреями, мстившими за разрушение Иерусалима. С точки зрения Йоки, СССР представлял для будущего Европы меньшую угрозу, нежели США. Первый якобы не нес с собой никакой высокой культуры, способной заменить плоды культуры западноевропейской. А вот США несли порченую и порочную культуру, которая ни за что не дала бы реализоваться мечте об империуме.

Поэтому Йоки, чувствующий желание культуры, написал свою книгу как манифест новой эры - эпохи борьбы за будущее Европы. Он всерьез верил, что подлинные лидеры этого мира будущего тоже чувствуют что-то такое же. Прочитав его шизотеорию, они должны были поверить, что национализм мертв, биологическое понимание расы тоже, а будущее только за интегральным шизотерическим нацизмом, который описывает Йоки.

У меня есть вполне обоснованные сомнения, что Йоки в принципе мог достичь своей цели. Потому что чтение этого бреда сумасшедшего было лучшей антирекламой нацизма для людей, с ним не связанных. И не то чтобы среди сторонников наци ситуация была лучше. Современные исследователи по большей части развенчивают миф о том, что гитлеровский нацизм был тесно связан с эзотерикой. Да, Розенберг в своем “трудночитаемом”, по мнению фюрера, опусе задвигал эзотерические идеи. Аненербе под патронажем Гиммлера тоже интересовалось всяким странным, но в основном это было скорее баловство и на идеологию партии влияло слабо (см. Вермишев Г.А. “Роль оккультного движения в идеологии Третьего Рейха").

После крушения Рейха европейский нацизм, как идея, оказался в глубоком кризисе, однако не породил ничего даже близкого идеям Йоки. Большинство нацистов в той или иной мере оставались верны видению Алоизыча: либо вообще не корректируя взгляды, либо немного их смягчая (как, например, Ремер). Большая часть идеологов наци к тому моменту уже были мертвы, оставшиеся лидеры были военными, т.е. практиками. И что еще более важно - они были немцами, и о панъевропеизме они думали лишь во вторую очередь, а на первом месте была Германия. Одни из них шли на сотрудничество с американцами, чтобы бороться с клятыми коммунистами. Другие наоборот делали ставку на СССР в вопросе объединения Германии (опять же смотрим на Ремера). Ну а третьи, как Скорцени, работали на обе стороны, стремясь играть на противоречиях. Да, сотрудничать между собой нацисты и фашисты Европы хотели, но только в интересах своей страны, а не абстрактной Европы.


И вот в это болото со своими мессианскими шизоидеями решил прийти Йоки и всем все объяснить. Фанаты Кайзерредукса, загибайте пальцы при встрече знакомых персонажей. Начал он с Британии, где целенаправленно искал знакомства с Освальдом Мосли. В 30-е тот руководил Британским союзом фашистов и был “учеником Гитлера”, однако после войны решил чуть смягчить риторику и окучивать более традиционную полянку имперского юнионизма. Поначалу они с Йоки сошлись и даже совместно дискутировали в Гайд-парке, но потом вдрызг разругались. Подозреваю, что виной всему не только скверный характер Йоки, что отмечали многие его знакомые, но и сами эзотерические идеи шизоида, а также неприкрытый фап на Гитлера, что в послевоенной Британии было ну очень осуждаемо.

Однако своих фанатов Йоки нашел и там. Вместе с ними он создал «Фронт освобождения Европы» - политическую организацию, ставящую целью освобождение Европы от влияния США и СССР. После чего опубликовал «Лондонскую прокламацию» - где кратко пересказывал “Империум”, опустив большую часть шизотерики. По мнению Йоки, его движение должно было связать всех нацистов в Европе в единое целое, а изданные на деньги сторонников экземпляры “Империума” стать авангардом борьбы. При этом в своем манифесте он подчеркнул, что первостепенную угрозу Европе несут США и нужно начать немедленно бороться именно с ними.

Европейские наци смотрели на все это со смесью удивления и недоумения. Нет, идеи объединения всех нацистов ради общей цели они приветствовали и даже советовали читать Йоки именно в той части, что связана с практическими вопросами интернационализации нацизма. Но вот от его шизотерики старались держаться подальше все, кроме разве что таких же сумасшедших, как, например, итальянец Юлиус Эвола. Вероятно поэтому Йоки опубликует отдельно вторую часть книги, так как в ней было минимум шизотерики. В Западной Германии Йоки довольно тепло встречал Отто Эрнст Ремер, в тот момент глава Социалистической имперской партии, который и сам планировал помогать СССР в деле борьбы с США ради объединения Германии. Но, кроме слов поддержки и советов читать его книгу, Йоки никакой реальной помощи не добился. Скорцени и прочие лидеры наци открытой поддержки вообще Йоки не выказывали.

Поэтому в 1950 году он поехал в Италию, где на фоне антикоммунистической политики легализовались многие местные фашисты. На съезде, куда пригласили и прочих европейских наци, разразился лютейший срач на тему объединения. Формально подтверждая необходимость действовать совместно, участники форума разосрались по вопросам территориальных претензий, национализма и пониманию расы. Да, Йоки на этом сборище слушали, его книгу советовали многие уважаемые люди - но это не помогало преодолеть ту пропасть, что разделяла нацистов разных стран.

В 1952 году Йоки с чемоданом и своими шизоидеями пробрался в Чехословакию, где шли так называемые “Пражские процессы”. Это были показательные суды над бывшими лидерами чешской компартии, обвиненными в измене и работе на сионистов. Все наблюдаемое настолько поразило Йоки, что тот написал статью для правых журналов, в которой заявил, что СССР разорвал с еврейским большевизмом и теперь Сталин строит национал-большевизм, близкий по духу к нацизму. Так что СССР это не враг нацистов, а лучший друг. После чего Йоки добровольно согласился сотрудничать с разведкой Чехословакии! Так что теперь неугомонный шиз катался по миру не только с целью объединить нацистов, но и по заданиям кураторов из Праги.

Естественно, что Йоки в своей деятельности не обойдет стороной и США. Еще в конце 40-х он создаст организацию правовой защиты Рудольфа Ашенауэра, помогавшую нацистским преступникам избежать наказания. Будет писать письма сенатору Маккарти и госсекретарю Ачесону об ошибочности политики в отношении Германии, а также заведет знакомства с американскими нацистами. Его идеи о “национал-большевистском повороте” в политике СССР и необходимости сотрудничества с коммунистами для борьбы с текущей политикой США с одной стороны оттолкнет от него ортодоксальных наци, типо Рокуэлла, а с другой - приведет к нему Джеймса Мадоле, возглавлявшего “Партию национального возрождения” (NRP).

Мадоле так зайдут идеи объединения нацистов и коммунистов в борьбе с американским империализмом и консьюмеризмом, что NRP начнет активно привлекать в свои ряды левых. “В раме на стене штаб-квартиры партии были представлены быстро сменяемые портреты Гитлера и Сталина — изображение менялось в зависимости от того, кто в данное время проводил в помещении свое мероприятие. Работавший под прикрытием оперативник описывал штаб-квартиру NRP как настоящий дурдом: «Весь день сюда непрерывным потоком шли коммунисты, нацисты в форме, члены банд мотоциклистов, какие-то балетные танцовщики… а также студент-медик с Ямайки, обучавшийся в Колумбийском университете и хранивший в коробке со льдом части трупов»."

Вся эта деятельность Йоки привлекла к нему пристальное внимание ФБР. Когда Гувер связался с ЦРУ и разведкой ВМФ и понял масштаб деятельности сабжа, то за ним объявили охоту. Однако изловить его было непросто - Йоки уже давно жил по принципам конспирации: использовал псевдонимы, поддельные документы, конспиративные квартиры и т.д. Нигде не останавливаясь надолго, Йоки продолжал пытаться сплести всемирную сеть нацистов. В 1960 году, во время очередного возвращения в США, Йоки совершенно случайно удалось вычислить при досмотре багажа в аэропорту. Задержав его, ФБР надеялось выйти на прочих потенциальных антиамериканских агентов, однако в тюрьме Йоки принял цианид.

Итоги деятельности Йоки в его годы жизни были сомнительными. Он был известным в Европе идеологом нацизма, но он так и не сумел превратить движение в единое интернациональное целое. Его идеи были не поняты большинством людей его поколения. Но, что иронично, они дали плоды уже после его смерти, хотя и лишились блеска безумия их создателя. Идеи Йоки, очищенные от шизотерического бреда, легли в основу идеологии ряда нацистских движений 1960-х, самым крупным из которых была “Молодая Европа” Жана Тириара. Именно он в значительной степени популяризировал Йоки в Европе, ссылаясь на него в своей пропаганде. У Йоки же Тириар позаимствовал идею национал-большевизма, которую подхватит в России Эдуард Лимонов.

Со временем изменилось отношение к Йоки и в США. После смерти он стал мучеником за идею для американских ультраправых, а его “Империум” - книгой №2 для многих нацистов. Идея того, что культура США испорчена и страна недостойна существовать в текущем виде, а также что нацизм должен выйти за пределы национальных границ стали благодаря этому мейнстримом современных американских ультраправых. Да, шизотерику Йоки и его философские отсылки едва ли способна понять большая часть тех, кто читает “Империум”, но его идеи в том или ином виде живы. А ведь всего этого могло не быть, если бы его просто отправили в психбольницу лечить протекший чердак…

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}