Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
3
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Интересное

История дореволюционных платьев: о значении цветов в нарядах

Сегодняшний пост – продолжение рассказа о том, из чего шили одежду в старину. В прошлый раз речь шла о том, как делали ткани и где они применялись. На этот раз – о том, как ткани окрашивали, а также о том, какие цвета были популярны.

История дореволюционных платьев: о значении цветов в нарядах
Ф. А. Малявин "Крестьянская девушка за Вышиванием"

Надо заметить, что значительную часть материалов не окрашивали. Так называемый дикий цвет мог быть желтоватым, сероватым, иногда даже слегка голубоватым. Поэтому когда в литературе упоминается, что вещь была дикого цвета, имеется в виду цвет необработанного полотна, а  не то, что ее хозяин любил несуразные расцветки. Позже так могли называть и «грязный» светлый серо-голубой цвет, в который иногда красили, например, здания.

История дореволюционных платьев: о значении цветов в нарядах

Окрашивание тканей можно условно разделить на сделанное в домашних/ кустарных условиях и при промышленном производстве. Крестьяне ткани чаще всего просто отбеливали. Для этого готовую ткань или пряжу вымачивали в щелочи, которую получали из золы. В теплое время года готовые холсты раскладывали на солнце и ждали, пока они выгорят, на что уходило много времени. Иногда обработка могла быть в несколько циклов, в течение которых ткань «золили» в щелоке, споласкивали и выставляли на солнце. С каждым новым циклом цвет становился все светлее. Процесс производства тканей, прежде всего льна, в хозяйствах был непрерывным и долгим. В мае на солнце лежали ткани из еще прошлогоднего урожая. Готовые изделия из отбеленного полотна часто украшали вышивкой, которая в разных регионах имела свои нюансы, и это уже отдельная тема.

З. Е. Серебрякова "Беление холста" (1917)

Если хотели цветное окрашивание, то использовали растительные компоненты, например, сок смородины, кору дуба (для темно-коричневого цвета), луковую шелуху (для светло-коричневого), крушину (как ягоды, так и кору, чтобы получить разные оттенки красно-коричневого цвета), крапиву (серо-зеленый цвет), резеду (желтый цвет)  и не только. В качестве закрепителя цвета могли использовать квасцы, капустный рассол, уксус, даже мочу (иногда животных, иногда человеческую), и он тоже мог оказывать влияние на конечный цвет. Рецептов было множество. Самую лучшую черную краску долгое время получали из чернильных орешков – личинок насекомых из семейства орехотворок. Орешки содержат танин, который в сочетании с солями железа дает стойкий краситель черного цвета. Из них же делали чернила, которыми писали.

чернильные орешки

Существовали частные красильни, куда люди могли приносить домотканое полотно для последующей окраски. Красильщики использовали уже профессиональные краски, прежде всего синего цвета, который был доступнее всего и который особенно любили старообрядцы.  На территории южных регионов Российской империи росла вайда, из которой получали краситель синего цвета. Также в России была популярна краска индиго, которую везли прежде всего из британских колоний.


Помимо вышивки ткани могли украшать набойкой. Обычно набойные ткани были промышленного производства, например, любимый в народе набойный ситец. Но набойные узоры на тканях также делали артели. В 19 веке была очень популярна так называемая кубовая набойка, которой занимались именно артели. Особенно часто она встречалась в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Тверской, Псковской губерниях. Крестьяне приносили мастерам для окраса свои домотканые материалы и выбирали из готовых вариантов рисунок, который хотели получить. Узор наносился с помощью особых досок – манерок. Манерки иногда были деревянными и вырезались вручную, но встречались и с металлическими деталями. С помощью проволоки на манерках создавались более тонкие ажурные узоры. В крупных артелях были манерки с десятками вариантов декора. На промышленных предприятиях  узор набивался на уже окрашенных в один цвет материалах, а при кубовом окрашивании все было наоборот. С помощью манерок на ткань наносили «резервный» состав - вапу, которая должна предохранять от окрашивания. Далее ткань отправляли в большой чан с краской. Раствор индиго называли кубом, поэтому синий цвет иногда называли кубовым. После окрашивания в кубе ткань промывали, удаляя вапу, и на ее месте оставался узор белого цвета. Рецепты вапы были разными, и со временем в нее тоже стали добавлять красящие вещества, поэтому расцветка могла быть не только сине-белой. Таким образом украшалась одежда, скатерти, покрывала и даже церковное облачение. В каждом регионе были свои характерные узоры, поэтому знатоки могут, взглянув на такую вещь, точно сказать, откуда она.


Если говорить о том, какие красители использовали артели красильщиков и более крупные производства, то в 18 веке они использовали натуральные компоненты. Синий цвет получали с помощью уже упомянутых индиго и вайды. Черный цвет – из уже упомянутых чернильных орешков. Также пытались использовать иные растительные компоненты и их комбинации. Встречаются упоминания ореховых чернил, которые делали из зеленой оболочки  грецкого ореха. Таким образом можно получить краситель разных оттенков коричневого, в том числе близкий к черному.


Иногда могли поочередно использовать несколько красителей (чаще всего сначала красили в темно-синий, затем повторно другими красителями, пока цвет не станет совсем темным). Красный цвет получали с помощью крапа – красителя на основе морены. Крап везли из Европы, чаще всего из Франции, и стоил он достаточно дорого. В 19 веке отечественные производители стали использовать морену, которую выращивали на Кавказе. Красивые оттенки красного давала кошениль – краска на основе кармина, добытого из высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов. Кошениль везли из Мексики, и стоила она огромных денег. Насекомых  собирали на кактусах опунциях, умерщвляли, сушили, после чего они выглядели как сморщенные зернышки, которые продавали вразвес производителям краски. В России эти «зернышки» называли «канцелярным семенем». В 1768 императрица Екатерина II особым указом велела изыскать на территории Российской империи «красного червеца», но в то время это не получилось. В 19 веке стали использовать араратскую кошениль. Она была известна в Европе задолго до мексиканской, но с открытием Америки о ней надолго забыли. Мексиканская кошениль давала более яркий цвет, и ее можно было собирать в бОльших количествах. По другой версии помешали политические катаклизмы и завоевание этой территории Турцией. В начале 19 века в Эчмиадзинском монастыре архимандрит Исаак Тер-Григорян, он же миниатюрист Саак Цахкарар, опытным путем смог восстановить забытые рецепты. Спустя три десятилетия араратской кошенилью заинтересовался академик Императорской академии наук России Иосиф Христианович Гамель.

Польская кошениль

Также в ходу был кермес, получаемый из червецов в некоторых европейских странах, например, в Польше, и на Ближнем Востоке. Червецов из Польши называли польской кошенилью. Червонный цвет – красный – получил название в честь тех самых червецов. Червонец (монета из червонного золота) тоже, получается, имеет некоторую связь с червями. Есть версия, что это нашло это отражение и в календаре. Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков — червец, у чехов и — червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии — червенец). Кермес был в ходу в России, Франции, Испании, Турции и применялся преимущественно для окраски шерстяных тканей. Более нежные оттенки красного, розового, иногда желтого давал краситель, получаемый из растения сафлор. Желтый цвет получали из шафрана, цервы и дрока. Зеленые оттенки получали из красок на основе меди, а иногда поочередно окрашивая в синий и желтый. В начале 19 века немецкий химик Карл Шееле изобрел очень красивый изумрудно-зеленый краситель, который одно время был очень популярен. Однако потом оказалось, что «шеельская зеленая» краска содержит мышьяк, поэтому окрашенные ей ткани оказались токсичны. Иногда цвета получали путем комбинации нескольких красителей.

Зеленое платье выставлено в Музее обуви Бата для выставки «Жертвы моды». Платье датируется примерно 1865–1870 годами. Ткань содержит мышьяк

Для протравы ткани, чтобы краски держались лучше, использовали оксид железа и иных металлов. В средневековье был примитивный рецепт протравы, которым иногда пользовались недобросовестные красильщики. Недобросовестные, так как он был вреден для ткани, хотя при этом давал красивый насыщенный цвет. Для этого красильщики брали металлические стружки в кузнице или у точильщиков, затем вымачивали в уксусе и добавляли это в чан с краской.

Во второй половине 19 века появились искусственные красители. Примечательно, что их созданию способствовали труды российских ученых, в том числе А.И. Бутлерова, Н.Н. Зинина, А.А. Воскресенского, Б.П. Алексеева.  В 1840 году русский ученый Н. Н. Зинин синтезировал анилин, который позже лег в основе недорогих анилиновых красителей. В конце 19 века в ходу были анилиновый черный, синий,желтый, оранжевый и не только.  В 1869 году немецкими учеными был синтезирован другой популярный краситель – ализарин. Он давал красный цвет и применялся вплоть до 1950-х.

Коллекция тканей Музея ивановского ситца

Несмотря на успехи российских химиков, красители до 20 века были преимущественно  импортного производства. В 1914 году начало работу акционерное общество «Русскокраска» приступило к постройке на Донбассе Рубежанского завода. Он считается первым отечественным крупным производством красок для текстильной промышленности.

Коллекция тканей Музея ивановского ситца

Говоря о красках, стоит упомянуть и о популярных цветах. Среди крестьян в 19 веке самыми ходовыми были белый, так как отбелить домотканую ткань было проще всего в домашних условиях, и синий, так как краска индиго была доступнее всего в красильнях.

Н. Н. Дубовский "Пряха"

Также встречались темные цвета, которые считались практичными. Но самыми любимыми и праздничными считались разные оттенки красного. Фабричные ситцы часто включали в себя разные оттенки красного. Желтые и зеленые цвета в одежде были не столь популярны. В 18 веке значительную часть красивых тканей везли из Западной Европы, а там к этим цветам традиционно относились настороженно из-за некоторых старых суеверий. Также неоднозначно относились и к тканям с рисунками, особенно полоской, которую, опять же из-за некоторых старых традиций и суеверий, считали крайне неоднозначной расцветкой. В средневековье ее носили, например, бродячие артисты, проститутки и другие подозрительные личности. Возможно, полосатая тюремная роба – отголосок еще тех времен. Позже полоски ассоциировались с Востоком, экзотикой, поэтому полосатые одежды часто носила чернокожая прислуга, которая была в моде среди аристократов. Добропорядочные европейцы стали активно носить полосатые ткани в 18 веке. Розовый цвет тоже стал популярен только в 18 веке с подачи мадам Помпадур. Примечательно, что голубые и розовые детские костюмчики стали частью гардероба мальчиков и девочек только в середине 19 века. При этом голубой не был цветом, ассоциировавшимся с мальчиками, а розовый – с девочками. К тому же мода эта была только среди аристократов и просто состоятельных людей, которые могли позволить оплатить много детской одежды. Остальные рядили карапузов в белое, так как дети часто пачкали свои вещи, а красители не выдерживали постоянной стирки, включавшей непременное кипячение.

А вот некоторые другие забытые названия цветов:

Аделаида, аделайда — тёмно-синий. В 1840—1850-х годах употреблялось в прессе и литературе: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»)

Жаркий, горячий — оранжевый, насыщенно-оранжевый, в XVII—XVIII веках служило самым распространённым словом для обозначения оранжевого цвета

Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти лошади, светловолосой; изжелта-белесоватой при белом хвосте и гриве

Амарантовый — красно-фиолетовый/ пурпурный/ малиновый

Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX века так называлась ткань из разноцветных треугольников).

Багор (багр, багрец) — густо-красный с синеватым оттенком

Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый)

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет

Буланый — серо-бежевый

Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

Гагатовый — цвета гагата (каменного угля); блестяще-чёрный. Возможно, устаревшая форма от «агатовый»

Иудина дерева — ярко-розовый

Карминный, карминовый — ярко-красный

Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды

Муаровый — переливающийся (о тканях с отливом)

Пукетовый – (от слова букет) – с цветочными узорами

Пюсовый - (от французского «puce» — блоха) — темно-коричневый

Смарагдовый — изумрудный

Смурый — тёмно-серый

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}