Легендарная река двенадцати битв
Автор: Александр Викторов.
На границе между Италией и Словенией протекает небольшая, длиной в 138 километров, узенькая речушка, которую местные называют "Изумрудная красавица". Не самая длинная, не самая широкая, в некоторых местах можно с одного берега на другой плюнуть и попасть. В горной части течение бурное, однако в низинах она совершенно успокаивается и неторопливо течет в сторону Адриатического моря мимо фруктовых рощ и виноградников Венето. Совершенно мирный и пасторальный пейзаж. Идя по залитым ласковым летним солнцем тропинкам, никогда и не подумаешь, что каких-то сто лет назад берега этой реки были завалены тысячами трупов, а ее название станет синонимом итальянской безвыходной упертости. 11 раз итальянцы попробуют преодолеть ее крутые берега. На двенадцатый раз им нанесут ответный визит вежливости.
Словенцы ее называют Соча.
В мировую историю она войдет как Изонцо.
В общем, восточное направление для итальянцев было единственным возможным для проведения крупномасштабных операций. Разумеется, австрийцы понимали ровно то же самое при первом же взгляде на географическую карту. Причем известно это было очень давно, еще с конца 19 века, когда обе страны оказались в тесном "дружеском союзе" друг с (против) другом(-а). Плотные немецкие обнимашки, распевавшие песенки о Тройственном союзе, не мешали Австро-Венгрии и Италии готовиться к войне друг с другом. А потому к 1915 году части прикрытия итальянской границы спешно подготовили укрепления, которые дружно и заняли.
Об которые год за годом итальянцы били голову. Дружно. Многосоттысячными колоннами. Не то чтобы итальянские генералы были идиотами. Просто больше было некуда. Совсем некуда. ВООБЩЕ некуда. Ну вот все. Требовалось наступать. Соображения престижа требовали побед, новых и ярких, требовали присоединения населенных итальянцами территорий восточной части Адриатики, требовали поверженных императорских и королевских знамен под ногами у Виктора Эммануила III. Союзники требовали отвлечь как можно больше сил от своих фронтов, так как 1915 и 1916 года были той еще задницей. В конце концов, просто стоять на месте в принципе не выход, так как только победитель получит обещанное, а обещали Париж и Лондон много и щедрой рукой. В конце концов, сербы могут и перебиться. Хрена им, а не Далмацию. Если будут бесполезными.
Но увы. Итог первой десятки сражений был, по большей части, печальным. Артиллерия и пулеметы делали свое дело, разнокалиберно издеваясь над человеческими телами, которые столь щедрой рукой генералы бросали в бой под уверения политиков о будущем процветании. Холода и тяжести снабжения охотно добивали успешно выживших. И все же ценой неимоверных усилий, обошедшихся Италии куда дороже, чем все эти ваши Вердены, ей удалось загнать своего противника в угол. Императорский и Королевский Генеральный Штаб был вынужден констатировать, что эти продвижения на 1-4 квадратных километра вглубь все же смогли создать опасную ситуацию. Еще один-два удара могли обрушить австро-венгерские войска и создать во фронте дыру, которую совершенно нечем было затыкать. Все доступные резервы сжирала бездонная бочка Русского фронта, только что пережившего жесточайшее изнасилование генералом Брусиловым.
Прекрасно понимая всю глубину доступных глубин, Берлин прислал подкрепления и срочно приказал контратаковать, дабы выбить итальянцев с захваченных позиций и стабилизировать фронт. Итальянцы этот факт выявили, выяснили место и время проведения операции, после чего дружно забили, решив не предпринимать никаких мер. Итог простой - 12-я битва при Изонцо стала последней для них. Германские и австро-венгерские войска обрушились на противника, неожиданно быстро прорвали фронт и волной покатились вперед, гоня перед собой обезумевшую от ужаса толпу, еще недавно бывшей весьма боеспособной армией. Повальный характер приняло дезертирство. Австрийцам сдалось огромное количество пленных (честно говоря, куда полезнее для экономики и гуманнее для самих итальянцев было бы этих пленных не брать и отпустить по дома) и достались внушительные запасы военного имущества. Казалось бы, успех.
Но нет. Решительное наступление до предела растянуло линии снабжения. То, что начиналось как операция по спасению, просто вколотило еще один гвоздь в крышку имперского и королевского гроба. Казалось уже, достаточно ткнуть пальцем, чтобы фронт рассыпался.
Правда, у итальянцев на тот момент не было даже пальца. Армию приходилось фактически набирать заново.
Какая коварная речка. Будьте осторожнее, переходя ее. Вдруг это проклятие?