Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
5
111qwe
На uCrazy 15 лет 4 месяца
Интересное

История Малики: чеченка, не побоявшаяся дать пощечину Салману Радуеву

Ездила на работу на БТР, с пистолетом Макарова в сумочке. Малика Гезимиева - довольно известная и авторитетная чеченская женщина. Свою работу начала еще в 1970-е годы, обычной учительницей в средней школе города Гудермес. И доросла до директора своего учебного заведения.

Свою школу Малика, кстати, защищала и оберегала все страшные 90-е. Не допускала, чтоб там прекращались занятия.

История Малики: чеченка, не побоявшаяся дать пощечину Салману Радуеву

В 1995-м году Гудермес, как и вся Чечня, оказался в тяжелом военном положении. В городе начал собирать свои отряды полевой командир Салман Радуев, сам уроженец здешних мест. Назначенный сюда руководителем района по приказу своего родственника Джохара Дудаева (был женат на дочери троюродного брата Дудаева).

* * *
📜Справка: С. Радуев - военачальник «Ичкерии», террорист. 9 января 1996 г. отряд из 350 боевиков под руководством Радуева, Исрапилова и Атгериева совершил вылазку на территорию Дагестана, в ходе которой атаковал местный аэродром и военный городок батальона Внутренних войск МВД России. Под натиском подошедших сил федеральных войск боевики отступили в город, изначально захватив в городской больнице около 3 тысяч заложников и потребовав гарантии безопасности на их пути следования обратно в Чечню.

10 января отряды боевиков, продолжая удерживать в заложниках свыше 100 человек, покинули город. У приграничной реки Аксай колонна была остановлена предупредительным огнём федеральных сил с воздуха. Расценив эти действия как попытку уничтожения, бойцы Радуева закрепились в селении Первомайское. В ночь на 19 января отрядам удалось с большими потерями вырваться из окружения и уйти в Чечню. Со слов Радуева, его отряд насчитывал 256 человек, а уничтожено и пленено более 200.

7 марта 1996 г. 63 из 101 депутата парламента Эстонии подписали обращение к Джохару Дудаеву, в котором выражалось «глубокое сочувствие чеченскому народу» и Дудаеву «лично» в связи с «утратой командира Салмана Радуева». В этом обращении заявлялось: «чудовищное убийство выдающегося борца за свободу глубоко потрясло нас». 20 марта 1996 года Госдума России приняла постановление, в котором заявила, что это обращение депутатов эстонского парламента является грубым вмешательством Эстонии во внутренние дела России и проявлением агрессивной русофобии, «ставшей стержневой линией эстонской внутренней и внешней политики». В постановлении Госдумы отмечалось, что Радуев являлся инициатором и руководителем крупной террористической акции, жертвами которой стали десятки мирных жителей Дагестана.
* * *

Активность боевиков привлекала внимание российской артиллерии и авиации. И жители Гудермеса решили потребовать от Радуева и его людей покинуть населенный пункт.

Малика Шамсуддиновна вызвалась в состав делегации, направленной к Радуеву. Так как хорошо знала Салмана еще по школе, где тот был ее учеником. А также отличником и старательным пионером...

Радуев принял делегацию местных жителей у себя на сборном пункте. Узнав, что хотят от него парламентёры, сказал: «Из Гудермеса я не уйду. Буду тут против неверных до последнего воевать, что б с городом ни случилось». Малика сама еще раз попробовала словами убедить вооруженного боевика покинуть город. Не доводить до беды и пожалеть земляков.

Однако тот ответил Малике, пожилой женщине, уже бранной фразой. Тогда она влепила ему пощечину. Своей тяжелой рукой сельской труженицы. Не взирая на стоявших рядом нескольких его телохранителей, тут же кинувшихся с оружием на женщину.

- Не стреляйте, - процедил Радуев. – Это моя директор школы. Пусть уходит с миром.

История Малики: чеченка, не побоявшаяся дать пощечину Салману Радуеву

Малика с делегацией покинула лагерь Радуева. А тот через несколько дней сам оставил Гудермес - вокруг города стремительно сжималось кольцо федеральных сил.

Гезимиева обрела еще больший авторитет среди земляков. Особенно после того, как Малика вышла и к российским военным частям, добилась, чтоб Гудермес не подвергался лишним разрушениям и зачисткам.

- Любого мужика за пояс в два счета заткнет! - говорили о ней в городе.

Будучи противницей «Ичкерии», Малика Гезимиева не покинула Чечню после августа 96-го. Когда из республики уехали почти все пророссийски настроенные люди. В ноябре 99-го Малика Гезимиева принимала участие в переговорах братьев Ямадаевых и А. Кадырова с генералом Геннадием Трошевым. По итогам которых, Гудермес мирно и бескровно был сдан федералам.


Саму Малику тогда же ее благодарные земляки выбрали главой Гудермесского района. Места, где в начале 2000-х, кстати, временно размещалось руководство всей Чеченской Республики (до восстановления Грозного).

На этом посту Малика Шамсуддиновна многого добилась для малой родины. Восстановила здесь свет, отопление, вернула в поля на пахоту трактора...

И всё это невзирая на постоянные угрозы со стороны боевиков, страшно не желавших возвращения в Гудермес мирной жизни. В том числе, от самого Басаева нашей героине постоянно приходили «черные метки». Малике приходилось ездить на работу на БТР.

- Ни один простой чеченец, клянусь вам своими детьми, не хочет, чтобы военные уходили отсюда, - сказала однажды Малика Шамсутдиновна. – Мы армии и милиции верим, надеемся на них. Мы ведь и Масхадова избрали в президенты во многом потому, что видели в нем в отличие от других кандидатов на президентский пост советского офицера. А он предал наши интересы, связанные с честной, спокойной жизнью.


На фото: Радуев в московском СИЗО "Лефортово".

В Чечне на руководителей местных органов власти была объявлена охота. Несколько раз обстреливался дом главы Ножай-Юртовского района Иситы Гайрибековой, в результате чего погибли её мать и брат. Расстрелян был глава селения Хатуни Веденского района Мезиев, подорвался на мине заместитель главы администрации Урус-Мартана Шамсуев. Несколько раз взрывные устройства находили у дома Ахмада-Хаджи Кадырова в Центорое. Уничтожать «пособников оккупационного режима», тех, кто стремится установить мир и спокойствие на чеченской земле, Масхадов регулярно требовал в своих радиообращениях. «Никому не быть нашим господином, кроме Аллаха. Проклятым рабам Москвы не уйти от кары всевышнего и всемощнего», - вещал каждый день самопальный чеченский радиоканал, призывая народ республики к новой бойне.


- Потому мне постоянно надо было носить в своей дамской сумочке не совсем привычный для дамы аксессуар - пистолет Макарова, - делилась позже в интервью сама Гезимиева. - Так, на всякий случай. Но надо было б - я б оружие применила сразу. Ибо никогда не боялась: ни Басаева, ни Хаттаба, ни Радуева, ни всех их арабов! Это они меня боялись!

И совсем не случайно у Малики Шамсутдиновны в сумочке всегда находится готовый к применению пистолет Макарова. А если вдуматься: в чем виновата эта честная образованная женщина перед откровенными отморозками, которые в очередной раз из-за собственных сомнительных амбиций втянули чеченский народ в кровавую бойню? В том, что в ее районе уже появились свет и газ, что заработали школы и больницы? Что люди понемногу стали вспоминать, что такое нормальная жизнь? Или в том, что уже в прошлом году на поля района после почти десятилетнего перерыва вышли трактора, вспахали и засеяли землю? В том, что после сбора урожая заработали сельхозпредприятия и люди наконец вспомнили, как выглядят заработанные честным трудом деньги?

- Я никого не боюсь, - гордо сказала Малика Шамсутдиновна. – Ни Басаева, ни черных арабов Хаттаба. Это они пусть боятся. Не меня, а гнева чеченского народа, из жизни которого вычеркнули десятилетие достойной цивилизованной жизни.

За работу на благо послевоенной родины её наградил в Кремле Владимир Владимирович Путин. Ныне Малика по выслуге лет пребывает на почетной пенсии, живет в родной Чеченской Республике.

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}