Тамары де Лемпицка
«Св.Тереза Авильская (1930)
Среди владельцев работ художницы Тамары де Лемпицка – Мадонна, Барбара Стрейзанд, Джек Николсон, дизайнеры Вольфганг Йопп и Донна Каран. В 2020 году «Портрет Марджори Ферри» был продан за 21.2 млн $. Это вторая по величине сумма, уплаченная когда-либо за картину женщины-художницы. После себя она оставила больше 500 картин и 250 рисунков. А еще она прожила яркую и скандальную жизнь, достойную экранизации. При этом она сама весьма вольно обращалась со своей биографией, поэтому даже об известных фактах информация часто противоречивая.
По официальной версии будущая художница родилась в 1898 году в Варшаве, которая в то время была частью Российской империи. Позже она называла своим годом рождения 1902-й и утверждала, что младшая из двух сестёр, хотя на самом деле старше своей сестры Адриенны, которая появилась на свет в 1899 году. Но многие исследователи считают, что на самом деле она эта женщины родилась в Москве. Её отцом был Борис Моисеевич Гурвич-Гурский, адвокат еврейского происхождения. Мать – дочь крупного банкира и польская светская львица еврейского происхождения Мальвина Деклер. Родители познакомились на одном из зарубежных курортов. Они были христианами, поэтому действовавшие в Российской империи ограничения для иудеев на них не распространялись. Семья некоторое время жила в Москве, где в тот момент работал отец. Девочку при рождении назвали Марией, а Тамарой она стала называть себя позже. Мать художницы любила путешествия, много времени проводила за границей и детьми мало интересовалась. Когда Марие было 5 лет, отцу потребовалось ненадолго уехать, и она с сестрой и братом жила с родителями матери. У Деклеров был большой дом в Москве недалеко от Кремля и еще один в Варшаве. Позже художница вспоминала, что росла капризным и избалованным ребенком, которому всё сходило с рук. В 1911 году девочку отправили в пансион в Лозанне, но ей там не понравилось, и она притворилась больной, чтобы вернуться домой. После этого она снова жила с бабушкой и дедушкой. С ними она путешествовала по Италии.
Бабушка поощряла интерес к искусству. Когда именно будущая художница впервые взяла в руки кисть, история умалчивает. По самой распространённой версии первый портрет она написала в подростковом возрасте, когда мать заказала портрет дочери художнику. Позировать Марии не нравилось, и результат работы ей тоже категорически не понравился. Тогда она тоже взялась за кисть и написала портрет своей младшей сестры, чтобы показать, как надо. В 1912 году родители Марии развелись, а дочь на некоторое время отправили гостить к богатой тёте и ее мужу в Петербург. Когда мать вскоре повторно вышла замуж, отчима девочка так и не приняла. В 1915 году на фронте погиб её старший брат, что стало для всей семьи большим ударом. Марию вновь отправили к тёте в Петербург.
В столице она посещала занятия в Академии художеств и познакомилась с будущим мужем – молодым и привлекательным польским юристом Тадеушем Лемпицким. Тот сначала не обратил на неё внимание, но позже охотно женился на богатой невесте с большим приданым. Пара венчалась в 1916 году в Петербурге, по словам художницы, в Мальтийской капелле, но документальных свидетельств этому не нашлось. Есть версия, что свадьба на самом деле была скромной. Тадеуш был из уважаемой, но небогатой семьи, его отец наплодил долгов, а невеста, по утверждению некоторых авторов, была в положении. В том же году родилась дочь Мария Кристина, которую в семье называли Кизеттой. В некоторых источниках пишут, что дочь родилась в 1919 году, но это, вероятно, очередная мистификация. Пара жила на широкую ногу и случившуюся революцию поначалу всерьез не воспринимала. В декабре 1917 года Тадеуша арестовали, и несколько месяцев он провел в застенках. Тамара смогла добиться его освобождения с помощью шведского консула. Ходили слухи, что консул помогал не безвозмездно, и плата была не деньгами, а интимными услугами. После этого супруги смогли выехать за границу, сначала в Копенгаген, потом Лондон, затем осели в Париже, где поселились и другие родственники Тамары. Они жили в маленькой квартирке на пятом этаже на деньги, полученные от продажи украшений Тамары, а Тадеуш впал в депрессию, злоупотреблял алкоголем, скандалил и работать не желал.
Сестра Адриенна стала одной из первых женщин в Европе, которая получила диплом архитектора. Её пример вдохновил Марию учиться живописи дальше. Она посещала занятия в Академии Гранд-Шомьер и Академии Рансон. Ее наставниками были Мориса Дени и Андре Лота, который оказал особенно большое влияние. Молодая художница писала натюрморты, портреты дочери и подруги Иры Перро.
Иру Перро художница писала не раз. Они были соседками в доме на площади Ваграм и однажды вместе ездили в Италию. Женщин связывала не только дружба, но и многолетние романтические отношения.
Помимо Иры Перро ее музой была «прекрасная Рафаэла» (по другой версии картина «Прекрасная Рафаэла» написана просто с красивой незнакомки, встреченной на улице), позже был роман со скандальной писательницей Колетт.
Ещё одной дамой, с которой художницу связывала не только дружба, была герцогини де ла Саль. Эта женщина родилась в Греции в бедной семье, и в неё влюбился герцог. Пара поженилась, родилась дочь. Отец парня был, мягко говоря, не в восторге от мезальянса и со скандалом пытался аннулировать брак. Позже герцогиня с мужем все же развелась, но сохранила титул и получала внушительные алименты. Она ходила в мужской одежде и не скрывала нетрадиционных пристрастий.
Свои работы художница продавала их через галерею Колетт Вейл. С помощью этой галереи она смогла наладить связи с Салоном Независимых, Осенним салоном и Салоном де Муа де-Трент Ан. В 1922 году она впервые представила свою картину на Осеннем салоне – «Портрет молодой дамы в голубом платье». На нём изображена Ира Перро. Свои работы художница стала подписывать «Т. де Лемпицки». По распространенной версии, она таким образом скрывала половую принадлежность автора картин, так как к женскому творчеству в то время относились предвзято. Т. – предположительно, инициалы мужа. Так она подписывалась в течении пяти лет. Муж к тому времени нашел работу в «Банк де Коммерс», и, казалось, жизнь наладилась.
Первый настоящий успех пришел в 1925 году на проходившей тогда в Париже Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, которая дала название стилю ар-деко. Некоторые работы художницы заинтересовали «Harper’s Bazaar» и другие американские журналы. В том же году она продемонстрировала 30 работ на персональной выставке в Милане, которую организовал граф Эммануэле Кастельбарко. Там же она получила выгодные заказы от князя Эристова, маркиза дАффилито, маркиза маркиза Сомми Пиченарди, который стал её любовником.
Художница познакомилась также с известным итальянским поэтом и драматургом Габриеле д’Аннунцио. Она позже дважды гостила на его вилле, но знакомство закончилось неудачно. Художница хотела, чтобы литератор заказал у неё портрет, а итальянец интересовался ее прелестями, а не живописью. И разошлись они в итоге, недовольные друг другом. Тем не менее, она до конца жизни носила кольцо с крупным топазом, которое он ей подарил
В 1927 году Тамара де Лемпицка удостоилась своей первой официальной награды — первой премии на Международной выставке изящных искусств в Бордо за картину «Кизетта на балконе». На тот момент она была уже модной и востребованной художницей, получавшей большие деньги. К 30 годам она заработала свой первый миллион.
В 1928 году Тамара и Тадеуш развелись. У супругов были весьма сложные и запутанные отношения. У художницы были романы на стороне и с мужчинами, и с женщинами. Она любила вечеринки, праздники, танцы, была завсегдатаем ресторанов и баров, в том числе тех, где собирались лица нетрадиционной ориентации. С герцогиней де ла Саль художница часто проводила время в кафе «Ротонда», пользовавшемся неоднозначной репутацией.
В своей книге Кизетта вспоминала забавный эпизод. В «Ротонде» художница познакомилась с основоположником кубизма Филиппо Томмазо Маринетти, который пришел со своими учениками. Компания изрядно перебрала, и Маринетти стал призывать спалить Лувр как символ устаревшего искусства. Художница идею поддержала, и они вместе решили отправиться на этот сомнительный подвиг. Но тем временем машину художницы увезли за неправильную парковку, а идти пешком пьяные художники не захотели. Также Тамара де Лемпицка была любительницей кокаина. Секс, наркотики, только рок-н-рола еще не было, всё в лучших традициях богемы того времени. Был ли муж в курсе подобного досуга жены, история умалчивает.
В 1928 году Тадеуш уехал в Польшу, где познакомился с дочерью владельца фармацевтической фабрики Людвика Шписса Иреной, которая стала его новой женой. Сначала художница отправилась вслед за ним в Польшу и пыталась уговорить его вернуться, но затем смирилась. После развода она стала подписываться Тамарой де Лемпицка. Имя «Тамара» для французов звучало куда более экзотично, чем Мария, а значит, и запоминалось лучше
В 1928 году художница познакомилась с Раулем Куффнером, бывшим австро-венгерским бароном и коллекционером произведений искусства. Тот, официально женатый человек, хотел заказать портрет своей любовницы испанской танцовщицы Наны де Эрреры. Тамара де Лемпицка изобразила её не слишком привлекательной, а вскоре сама стала любовницей Куффнера, за которого в 1934 году уже после смерти его первой жены вышла замуж. Её стали называть «баронессой с кисточкой».
В 1929 году Тамара де Лемпицка впервые побывала в США. Она провела персональную выставку в Питтсбурге в музее искусств Карнеги. Там она написала портрет невесты нефтяного магната Руфуса Т. Буша. Однако Буш с невестой вскоре расстался, и о портрете на долгие годы забыли. Во время этой поездки художница заработала большие деньги, которые положила в банк и потеряла из-за банковского краха.
В этот же год она написала одну из самых известных своих работ – «Автопортрет в Bugatti». Её для обложки заказал немецкий журнал «Die Dame». Редактор познакомилась с художницей в Монте-Карло. Тамара в тот момент находилась в процессе развода. У самой художницы был жёлтый автомобиль «Рено», но она решила изобразить себя за рулем более дорого гоночного автомобиля. У автомобилей Bugatti в то время руль был справа. Может, художница этого не знала, может, допустила вольность умышленно, так как считала себя в таком ракурсе привлекательнее. Картина осела в частной коллекции, как и большая часть других работ.
На 1930-е годы приходится пик карьеры художницы. Она купила квартиру на улице Мешен, которая была одновременно и студией. К необычному дизайну интерьера приложила сестра Адреанна. Там она организовывала светские мероприятия, устраивала «американский коктейль-бар», приглашала знаменитостей. Про написанный ею «Портрет Сюзи Солидор» был снят короткометражный фильм. Сюзи тоже была её любовницей.
В 1939 году Тамара де Лемпицка с мужем переехала в США. Позже она рассказывала, что к этому решению её подтолкнул увиденный марш гитлерюгенда. В США переехала и дочь Кизетта. У художницы с дочерью были сложные отношения, тем более что воспитанием её она практически не занималась. В США мать и дочь стали больше общаться. Кизетта вышла замуж за техасского геолога Гарольда Фоксхолла и почти всю оставшуюся жизнь прожила в США. Позже Кизетт де Лемпицка-Фоксхолл опубликовала книгу «Страсть к дизайну», посвящённую матери.
Тамара жила сначала в Лос-Анжелесе, потом в Беверли-Хиллз, затем Нью-Йорке. Сначала дела шли хорошо, но со временем заказов было всё меньше. Художница была одним из символов эпохи арт-деко, время которой истекло. Критики стали называть её работы китчем. Тамара де Лемпицка пыталась подстроиться под новые вкусы, но без особого успеха. В 1961 года во время круиза внезапно умер муж, и это стало для неё большим ударом. После этого она писала все меньше, в основном новые варианты старых работ. В 1974 году Тамара де Лемпицка решила переехать в Куэрнаваку (Мексика). После смерти своего мужа в 1979 году Кизетта также перебралась туда, чтобы заботиться о матери. Баронесса с кисточкой умерла во сне 18 марта 1980 года, и ее прах развеяли над жерлом вулкана Попокатепетль. Как это нередко бывает, после смерти художницы интерес к её творчеству резко вырос. Вырос и интерес к самому стилю арт-деко, одним из символов которого стала Тамара де Лемпицка.
По официальной версии будущая художница родилась в 1898 году в Варшаве, которая в то время была частью Российской империи. Позже она называла своим годом рождения 1902-й и утверждала, что младшая из двух сестёр, хотя на самом деле старше своей сестры Адриенны, которая появилась на свет в 1899 году. Но многие исследователи считают, что на самом деле она эта женщины родилась в Москве. Её отцом был Борис Моисеевич Гурвич-Гурский, адвокат еврейского происхождения. Мать – дочь крупного банкира и польская светская львица еврейского происхождения Мальвина Деклер. Родители познакомились на одном из зарубежных курортов. Они были христианами, поэтому действовавшие в Российской империи ограничения для иудеев на них не распространялись. Семья некоторое время жила в Москве, где в тот момент работал отец. Девочку при рождении назвали Марией, а Тамарой она стала называть себя позже. Мать художницы любила путешествия, много времени проводила за границей и детьми мало интересовалась. Когда Марие было 5 лет, отцу потребовалось ненадолго уехать, и она с сестрой и братом жила с родителями матери. У Деклеров был большой дом в Москве недалеко от Кремля и еще один в Варшаве. Позже художница вспоминала, что росла капризным и избалованным ребенком, которому всё сходило с рук. В 1911 году девочку отправили в пансион в Лозанне, но ей там не понравилось, и она притворилась больной, чтобы вернуться домой. После этого она снова жила с бабушкой и дедушкой. С ними она путешествовала по Италии.
Бабушка поощряла интерес к искусству. Когда именно будущая художница впервые взяла в руки кисть, история умалчивает. По самой распространённой версии первый портрет она написала в подростковом возрасте, когда мать заказала портрет дочери художнику. Позировать Марии не нравилось, и результат работы ей тоже категорически не понравился. Тогда она тоже взялась за кисть и написала портрет своей младшей сестры, чтобы показать, как надо. В 1912 году родители Марии развелись, а дочь на некоторое время отправили гостить к богатой тёте и ее мужу в Петербург. Когда мать вскоре повторно вышла замуж, отчима девочка так и не приняла. В 1915 году на фронте погиб её старший брат, что стало для всей семьи большим ударом. Марию вновь отправили к тёте в Петербург.
В столице она посещала занятия в Академии художеств и познакомилась с будущим мужем – молодым и привлекательным польским юристом Тадеушем Лемпицким. Тот сначала не обратил на неё внимание, но позже охотно женился на богатой невесте с большим приданым. Пара венчалась в 1916 году в Петербурге, по словам художницы, в Мальтийской капелле, но документальных свидетельств этому не нашлось. Есть версия, что свадьба на самом деле была скромной. Тадеуш был из уважаемой, но небогатой семьи, его отец наплодил долгов, а невеста, по утверждению некоторых авторов, была в положении. В том же году родилась дочь Мария Кристина, которую в семье называли Кизеттой. В некоторых источниках пишут, что дочь родилась в 1919 году, но это, вероятно, очередная мистификация. Пара жила на широкую ногу и случившуюся революцию поначалу всерьез не воспринимала. В декабре 1917 года Тадеуша арестовали, и несколько месяцев он провел в застенках. Тамара смогла добиться его освобождения с помощью шведского консула. Ходили слухи, что консул помогал не безвозмездно, и плата была не деньгами, а интимными услугами. После этого супруги смогли выехать за границу, сначала в Копенгаген, потом Лондон, затем осели в Париже, где поселились и другие родственники Тамары. Они жили в маленькой квартирке на пятом этаже на деньги, полученные от продажи украшений Тамары, а Тадеуш впал в депрессию, злоупотреблял алкоголем, скандалил и работать не желал.
Портрет Тадеуша Лемпицкого
Сестра Адриенна стала одной из первых женщин в Европе, которая получила диплом архитектора. Её пример вдохновил Марию учиться живописи дальше. Она посещала занятия в Академии Гранд-Шомьер и Академии Рансон. Ее наставниками были Мориса Дени и Андре Лота, который оказал особенно большое влияние. Молодая художница писала натюрморты, портреты дочери и подруги Иры Перро.
Ее печаль (1923) На картине изображена Ира Перро
Портрет Иры Перро (1930)
Иру Перро художница писала не раз. Они были соседками в доме на площади Ваграм и однажды вместе ездили в Италию. Женщин связывала не только дружба, но и многолетние романтические отношения.
«Розовая туника»
Сон (Рафаэла на зеленом фоне) (1927)
Помимо Иры Перро ее музой была «прекрасная Рафаэла» (по другой версии картина «Прекрасная Рафаэла» написана просто с красивой незнакомки, встреченной на улице), позже был роман со скандальной писательницей Колетт.
«Портрет герцогини де ла Саль» (1925)
Ещё одной дамой, с которой художницу связывала не только дружба, была герцогини де ла Саль. Эта женщина родилась в Греции в бедной семье, и в неё влюбился герцог. Пара поженилась, родилась дочь. Отец парня был, мягко говоря, не в восторге от мезальянса и со скандалом пытался аннулировать брак. Позже герцогиня с мужем все же развелась, но сохранила титул и получала внушительные алименты. Она ходила в мужской одежде и не скрывала нетрадиционных пристрастий.
«Автопортрет с дочерью
«Печаль в глазах (Беженцы)
Свои работы художница продавала их через галерею Колетт Вейл. С помощью этой галереи она смогла наладить связи с Салоном Независимых, Осенним салоном и Салоном де Муа де-Трент Ан. В 1922 году она впервые представила свою картину на Осеннем салоне – «Портрет молодой дамы в голубом платье». На нём изображена Ира Перро. Свои работы художница стала подписывать «Т. де Лемпицки». По распространенной версии, она таким образом скрывала половую принадлежность автора картин, так как к женскому творчеству в то время относились предвзято. Т. – предположительно, инициалы мужа. Так она подписывалась в течении пяти лет. Муж к тому времени нашел работу в «Банк де Коммерс», и, казалось, жизнь наладилась.
«Девушка в перчатках»
Первый настоящий успех пришел в 1925 году на проходившей тогда в Париже Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, которая дала название стилю ар-деко. Некоторые работы художницы заинтересовали «Harper’s Bazaar» и другие американские журналы. В том же году она продемонстрировала 30 работ на персональной выставке в Милане, которую организовал граф Эммануэле Кастельбарко. Там же она получила выгодные заказы от князя Эристова, маркиза дАффилито, маркиза маркиза Сомми Пиченарди, который стал её любовником.
портрет Эристова
Портрет маркиза д'Аффлито (1925)
Художница познакомилась также с известным итальянским поэтом и драматургом Габриеле д’Аннунцио. Она позже дважды гостила на его вилле, но знакомство закончилось неудачно. Художница хотела, чтобы литератор заказал у неё портрет, а итальянец интересовался ее прелестями, а не живописью. И разошлись они в итоге, недовольные друг другом. Тем не менее, она до конца жизни носила кольцо с крупным топазом, которое он ей подарил
В 1927 году Тамара де Лемпицка удостоилась своей первой официальной награды — первой премии на Международной выставке изящных искусств в Бордо за картину «Кизетта на балконе». На тот момент она была уже модной и востребованной художницей, получавшей большие деньги. К 30 годам она заработала свой первый миллион.
«Лето
В 1928 году Тамара и Тадеуш развелись. У супругов были весьма сложные и запутанные отношения. У художницы были романы на стороне и с мужчинами, и с женщинами. Она любила вечеринки, праздники, танцы, была завсегдатаем ресторанов и баров, в том числе тех, где собирались лица нетрадиционной ориентации. С герцогиней де ла Саль художница часто проводила время в кафе «Ротонда», пользовавшемся неоднозначной репутацией.
с Сальвадором Дали
В своей книге Кизетта вспоминала забавный эпизод. В «Ротонде» художница познакомилась с основоположником кубизма Филиппо Томмазо Маринетти, который пришел со своими учениками. Компания изрядно перебрала, и Маринетти стал призывать спалить Лувр как символ устаревшего искусства. Художница идею поддержала, и они вместе решили отправиться на этот сомнительный подвиг. Но тем временем машину художницы увезли за неправильную парковку, а идти пешком пьяные художники не захотели. Также Тамара де Лемпицка была любительницей кокаина. Секс, наркотики, только рок-н-рола еще не было, всё в лучших традициях богемы того времени. Был ли муж в курсе подобного досуга жены, история умалчивает.
В 1928 году Тадеуш уехал в Польшу, где познакомился с дочерью владельца фармацевтической фабрики Людвика Шписса Иреной, которая стала его новой женой. Сначала художница отправилась вслед за ним в Польшу и пыталась уговорить его вернуться, но затем смирилась. После развода она стала подписываться Тамарой де Лемпицка. Имя «Тамара» для французов звучало куда более экзотично, чем Мария, а значит, и запоминалось лучше
«Делимся секретами
В 1928 году художница познакомилась с Раулем Куффнером, бывшим австро-венгерским бароном и коллекционером произведений искусства. Тот, официально женатый человек, хотел заказать портрет своей любовницы испанской танцовщицы Наны де Эрреры. Тамара де Лемпицка изобразила её не слишком привлекательной, а вскоре сама стала любовницей Куффнера, за которого в 1934 году уже после смерти его первой жены вышла замуж. Её стали называть «баронессой с кисточкой».
В 1929 году Тамара де Лемпицка впервые побывала в США. Она провела персональную выставку в Питтсбурге в музее искусств Карнеги. Там она написала портрет невесты нефтяного магната Руфуса Т. Буша. Однако Буш с невестой вскоре расстался, и о портрете на долгие годы забыли. Во время этой поездки художница заработала большие деньги, которые положила в банк и потеряла из-за банковского краха.
«Автопортрет в Bugatti»
В этот же год она написала одну из самых известных своих работ – «Автопортрет в Bugatti». Её для обложки заказал немецкий журнал «Die Dame». Редактор познакомилась с художницей в Монте-Карло. Тамара в тот момент находилась в процессе развода. У самой художницы был жёлтый автомобиль «Рено», но она решила изобразить себя за рулем более дорого гоночного автомобиля. У автомобилей Bugatti в то время руль был справа. Может, художница этого не знала, может, допустила вольность умышленно, так как считала себя в таком ракурсе привлекательнее. Картина осела в частной коллекции, как и большая часть других работ.
«Девушка с кувшином (1937)
На 1930-е годы приходится пик карьеры художницы. Она купила квартиру на улице Мешен, которая была одновременно и студией. К необычному дизайну интерьера приложила сестра Адреанна. Там она организовывала светские мероприятия, устраивала «американский коктейль-бар», приглашала знаменитостей. Про написанный ею «Портрет Сюзи Солидор» был снят короткометражный фильм. Сюзи тоже была её любовницей.
В 1939 году Тамара де Лемпицка с мужем переехала в США. Позже она рассказывала, что к этому решению её подтолкнул увиденный марш гитлерюгенда. В США переехала и дочь Кизетта. У художницы с дочерью были сложные отношения, тем более что воспитанием её она практически не занималась. В США мать и дочь стали больше общаться. Кизетта вышла замуж за техасского геолога Гарольда Фоксхолла и почти всю оставшуюся жизнь прожила в США. Позже Кизетт де Лемпицка-Фоксхолл опубликовала книгу «Страсть к дизайну», посвящённую матери.
Девушка в окне
Тамара жила сначала в Лос-Анжелесе, потом в Беверли-Хиллз, затем Нью-Йорке. Сначала дела шли хорошо, но со временем заказов было всё меньше. Художница была одним из символов эпохи арт-деко, время которой истекло. Критики стали называть её работы китчем. Тамара де Лемпицка пыталась подстроиться под новые вкусы, но без особого успеха. В 1961 года во время круиза внезапно умер муж, и это стало для неё большим ударом. После этого она писала все меньше, в основном новые варианты старых работ. В 1974 году Тамара де Лемпицка решила переехать в Куэрнаваку (Мексика). После смерти своего мужа в 1979 году Кизетта также перебралась туда, чтобы заботиться о матери. Баронесса с кисточкой умерла во сне 18 марта 1980 года, и ее прах развеяли над жерлом вулкана Попокатепетль. Как это нередко бывает, после смерти художницы интерес к её творчеству резко вырос. Вырос и интерес к самому стилю арт-деко, одним из символов которого стала Тамара де Лемпицка.
Идиллия (отъезд)
Девушки
Ирен и её сестра
Молитва (1928)
Комментариев пока нет