Ella Fitzgerald
Первая леди джаза
(1917-1996)
Легендарный успех пришел к Элле Фитцджеральд, когда она в семнадцатилетнем возрасте выиграла конкурс в Гарлемском театре Аполло в 1934 году. Уже на следующий год она пела в оркестре Чика Уэбба. Когда в 1939 году Уэбб умер, она получила его оркестр в наследство - к тому времени она по праву стала его краеугольным камнем - и основательно утвердилась на джазовой сцене. Теперь ее называют «Первой Леди Песни», сопоставимой в женском вокале разве что с Сарой Воэн и Билли Холидей. Господь наградил ее голосом такой красоты и диапазона, что ее свингующий вокал воистину ничем не ограничен, вплоть до подражания любому музыкальному инструменту. Все это сопровождалось такой отчетливой мыслью и дикцией, что даже в самом «забойном» куплете можно разобрать слова песни. Единственным минусом, пожалуй, было то, что она всегда была так счастлива самой возможности петь, что лирика ее песен, какой бы она ни была (грустной или веселой), всегда звучит радостно. В этом смысле ярким примером была «Love For Sale» с мрачнейшим содержанием, спетая, как ни странно, в безоблачном мажоре.
До своего прорыва в 1934 году в Аполло она в буквальном смысле была бездомной и жила в крайней нищете. Поднявшись со дна, она стала царицей джазовой сцены – сначала с оркестром Чика Уэбба, а затем, после его распада в 1941, стала выступать сольно до тех пор пока не получила известность своими студийными записями с легкой руки фирмы Decca, выпустившей ее многие хиты. Она сотрудничала с Ink Spots, Луи Джорданом и Delta Rhythm Boys, а в 1946 начала на регулярной основе работать с оркестром Нормана Гранца. Гранц стал ее менеджером, но пройдет еще 10 лет, прежде чем его лейбл станет ее официально представлять. Вот здесь то ее голос и незаурядные возможности импровизации начинают разворачиваться во всю мощь, делая ее несравненной. Известные песни того периода – «Lady Вe Good», «How High The Moon» и «Flying Home» (1945-47).
В период 1948-52 годов Фитцджеральд была замужем за басистом Рэем Брауном, и его трио всегда было группой ее поддержки. После того, как Элла появилась в фильме «Pete Kelly’s Blues» в 1955, она подписывает контракт с лейблом Нормана Гранца Verve и в последующие несколько лет подряд выпускает знаменитые диски серии «Songbooks» с музыкой Кола Полтера, Гершвина, Дюка Эллингтона, Джерома Керна, Харольда Аллена и Джонни Мерсера. В 1960 году она была на пике славы. Ее жизнерадостнейшая версия «Mack The Knife» (в которой она забыла слова и на ходу сочинила новые), прозвучавшая на концерте в Берлине стала классикой джаза, такими же были и практически все записи на лейбле Verve.
В то же время, пластинки на фирмах Capitol и Reprise (1967-70) уже имели более скромный успех, отчасти, наверное, потому, что оказались попытками попасть в современную, несвойственную Фитцджеральд, струю с такими, например, поп-шлягерами как «Sunny» или «I Heard It Through The Grapevine». Позже Норман Гранц спас положение, учредив новый лейбл Pablo. Начиная с выступлений Santa Monica Civic Concert в 1972, прославившихся невероятной версией «C Jam Blues», Элла снова царит. И все же, медленно, но верно, с годами, сила ее голоса угасает. К 1994 году Элла и вовсе скрывается из глаз. Двумя годами позже ее не стало.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии7