DIRE STRAITS
В 1977 году 28-летний учитель английского Марк Нопфлер (соло-гитара, вокал), его младший брат, социальный работник Дэвид Нопфлер (ритм-гитара), студент социологии Джон Иллсли (бас) снимали квартиру в Дептфорде, Лондон. Марк сочинял песни, и компания, укомплектовавшись сессионным барабанщиком Пиком Уитерсом, начала их разучивать. Марк с детства никогда не расставался с гитарой, даже спал, не выпуская ее из рук, а в отрочестве, по слухам, даже ходил с ней в туалет. Выпускник Школы грамматики в Лидсе, он подрабатывал там в газете, но решил переехать в Лондон, чтобы заняться музыкой, устроившись для начала работать в школу по специальности. Первое выступление на панк-фестивале в Farrar House прошло под «бранд-нэймом» предыдущей команды Марка, Cafe Racers, однако затем решено было переименоваться в Dire Straits. Это название отражало стесненные материальные обстоятельства, в которых находились музыканты (его можно приблизительно перевести как «На мели»). Однако 120 фунтов на запись демо-пленки все же наскребли, подсунули кассету на радиостанцию ВВС, песня «Sultans Of Swing» прозвучала в эфире, и довольно скоро Dire Straits был предложен контракт со стороны фирмы «Vertigo».Здесь следует заметить, что музыка Dire Straits значительно отличалась от панка, с которым музыканты начинали свой творческий путь и которым тогда повально увлекалась вся Британия.
Dire Straits играли прозрачную смесь свинга, блюза, кантри, фанка и чего-то трудноопределимого, что относилось уже к области пост-панка и «новой волны». Их музыка, к тому же, отдавала холодноватой интеллектуальностью, далекой от анархического панк-безумия, царившего на тогдашней музыкальной сцене. Визитной карточкой саунда Dire Straits стало выверенное звучание полуакустической гитары Ноплфера, на которой он весьма искусно играл пальцами (а все потому, что медиаторы Марк постоянно терял!). Картину дополнял характерный голос Марка, которым он не пропевал, а, скорее, проговаривал песенный текст, внося в свое исполнение философски-умудренные интонации. Понятно, что подобная манера не могла прийтись по душе молодым бунтарям-нигилистам, и первый (одноименный названию группы) LP, вышедший в 1978 году, благополучно провалился в чартах. Музыка Dire Straits должна была дождаться своего часа. Впрочем, профессионалы группу оценили сразу, и Марка начали активно ангажировать как сессионно-«гостевого» музыканта. В конце 1978 года Dire Straits приступили к записи второго альбома, грустного и одновременно ироничного «Communique» (1979), в котором нашли отражение наблюдения Нопфлера над журналистской средой. Этот альбом был принят очень горячо, занял высшие строчки в мировых чартах, а в Германии даже добрался до 1 места. И неудивительно – ведь по музыкальному материалу, мелодике и аранжировке этот альбом оказался ярче своего предшественника, в исполнении появилась некая основательность, в вокале Нопфлера – глубина и особая мужественность.
Оттачивалась его гитарная манера: легкие «слайды», изящные стаккато, мягкие bends (подтяжки струн) все больше характеризовали фирменный нопфлеровский стиль. В успехе альбома была также заслуга Джерри Уэкслера и Барри Беккета из Warner Brothers (эта компания стала дистрибьютером продукции Dire Straits в США), взявших в свои руки продюсерские бразды. Такие вещи, как «Once Upon A Time In A West», «Lady Writer», «Angel Of Mercy» сегодня считаются классикой. На волне успеха начал стремительно набирать очки и дебютный альбом.Тем временем в составе происходили перемены: гитарист Дэвид Нопфлер покинул группу (он больше не желал находится под влиянием брата, и начал соло-карьеру), зато появился пианист/клавишник Рэй Биттэн, внесший в звучание новые краски. Таким составом Dire Straits записали следующий альбом, «Making Movies» (1980), который оказался не столь интересным, сколь предыдущий, хотя сингл «Romeo and Juliet» достиг в хит-парадах неплохих результатов. Продюсером диска, наряду с Джимми Айовином, выступил сам Марк. Этот альбом стал в некотором роде черновиком к следующей работе, «Love Over Gold» (1982), которой суждено было принести группе поистине всемирную славу. В составе опять случились перестановки: в качестве второго гитариста пришел Хэл Линдз, за клавишами устроился Алан Кларк, а партию вибрафона и маримбы (в двух треках) исполнил Майк Майнери. Продюсером же на этот раз полновластно выступил Нопфлер. 40-минутный альбом содержал всего 5 композиций, но каждая из них была настоящей поэмой.
В музыкальном мышлении Dire Straits явно обозначились признаки того, что принято называть «прогрессивным роком»: единое сквозное дыхание, объемный саунд, акцент на инструментальном развертывании, глубокие философские тексты, полные сосредоточенных раздумий об общественной и духовной жизни современного человека. Альбом немедленно взлетел на первую позицию в 16 странах (включая Британию), а каждая из вошедших в него песен стала безусловным хитом: «Private Investigations», «Industrial Disease», «Love Over Gold», «It Never Rains» и, конечно, 14-минутная «Telegraph Road», открывавшая диск. Любопытная деталь: именно из этого альбома «выпала» композиция «Private Dancer», вошедшая затем в репертуар Тины Тёрнер и сыгравшая знаменательную роль в ее карьере (позже Тина исполнила еще одну вещь Нопфлера, «Overnight Sensation»). В том же 1982 году Марк впервые получил предложение поработать над саундтреком к фильму (это была картина «Local Hero» Дэвида Паттхема; впоследствии Марк участвовал также в создании звуковых дорожек к фильмам «Cal», «Comfort And Joy», «The Princess Bride», «Last Exit To Brooklyn», «The Colour Of Money»). Между тем группу покинул барабанщик Пик Уитерс, давно испытывавший склонность к джазу, и его место занял Терри Уильямс. Однако в студийной работе наступил существенный перерыв, заполнявшийся активной гастрольной деятельностью (с гостевым участием саксофониста Мэла Коллинза), выпуском двойного концертника «Alchemy» (1983). Марк также помогал своему брату Дэвиду в записи дебютного сольного альбома.
Лишь в 1985 году вышел в свет очередной LP «Brothers In Arms», и оказалось, что поклонники ждали так долго не зря. Альбом получился не менее успешным, чем предыдущий; в нем отчетливо прослушивалась высокая нота гражданственности, и, как прежде, тема внутренней печали (хотя сам драматургический замысел был более традиционным: 9 среднестатистических по продолжительности песен). Тихая, спокойная, сосредоточенная музыка Dire Straits вновь взорвала мир. Звучание очень украсило присутствие второго клавишника, Гая Флэтчера, а также прочувствованные соло на духовых, исполненные Крисом Уайтом. В «Money For Nothing» засветился сам Стинг, спевший сакраментальную фразу припева «I want my MTV». Популярности добились также «Walk Of Life», «Your Latest Trick», «Ride Across The River»… – нет смысла перечислять названия, ведь это был именно альбом, а не диск нескольких хитов. Нет ничего удивительного, что он возглавил чарты во всех странах, до сих пор оставаясь бестселлером. При этом исторически сложилось так, что именно «Brothers In Arms» стал проводником технологии цифровой записи (и формата CD) в широкие потребительские массы. Однако после этого группа замолчала уже на шесть лет. Конечно, Нопфлер никуда не исчезал, он принимал участие во всех крупномастшатбных концертных акциях, продолжал работу в различных «сторонних» и совместных записях (сегодня в его активе – сотрудничество со Steely Dan, Бобом Диланом, Вэном Моррисоном, Джоан Арматрейдинг, Эриком Клэптоном, Филом Эверли, Рэнди Ньюменом, Четом Эткинсом и др.), занимался продюсированием, писал музыку к фильмам. На досуге поигрывал любимый кантри-блюз со своими старыми друзьями Стивом Филлипсом и Бренданом Крокером, выпустив под названием Notting Hillbillies пластинку и дав серию концертов. Выступала со сцены и группа Dire Straits, например, закрывая грандиозное мероприятие в честь 70-летия Нельсона Манделы на стадионе Уэмбли (1988). В том же году вышел сборник хитов «Money For Nothing».Однако для новой, 6-й по счету студийной работы пришло время лишь в 1991 году, когда о группе уже начали забывать. Помимо отцов-основателей Нопфлера и Иллсли, в записи участвовали оба клавишника – Кларк и Флэтчер, новый гитарист, маэстро нэшвилльской steel-гитары Пол Фрэнклин, а также множество приглашенных музыкантов. Струнной секцией заведовал знаменитый Джордж Мартин. Еще более меланхоличный, проникновенный и внутренне-углубленный, чем предшественники, альбом «On Every Sreet» вызвал восторг истосковавшихся фэнов. «Calling Elvis», «On Every Street», «Fade To Black», «The Bug», «You And Your Friends» – перечислять хиты вновь нет надобности. Их, как и старые вещи Dire Straits, по сей день с удовольствием крутят радиостанции, опровергая распространенное мнение о том, что интеллектуальная музыка не может обрести широкую популярность. Вот только новыми альбомами Dire Straits нас больше не балуют.
Dire Straits играли прозрачную смесь свинга, блюза, кантри, фанка и чего-то трудноопределимого, что относилось уже к области пост-панка и «новой волны». Их музыка, к тому же, отдавала холодноватой интеллектуальностью, далекой от анархического панк-безумия, царившего на тогдашней музыкальной сцене. Визитной карточкой саунда Dire Straits стало выверенное звучание полуакустической гитары Ноплфера, на которой он весьма искусно играл пальцами (а все потому, что медиаторы Марк постоянно терял!). Картину дополнял характерный голос Марка, которым он не пропевал, а, скорее, проговаривал песенный текст, внося в свое исполнение философски-умудренные интонации. Понятно, что подобная манера не могла прийтись по душе молодым бунтарям-нигилистам, и первый (одноименный названию группы) LP, вышедший в 1978 году, благополучно провалился в чартах. Музыка Dire Straits должна была дождаться своего часа. Впрочем, профессионалы группу оценили сразу, и Марка начали активно ангажировать как сессионно-«гостевого» музыканта. В конце 1978 года Dire Straits приступили к записи второго альбома, грустного и одновременно ироничного «Communique» (1979), в котором нашли отражение наблюдения Нопфлера над журналистской средой. Этот альбом был принят очень горячо, занял высшие строчки в мировых чартах, а в Германии даже добрался до 1 места. И неудивительно – ведь по музыкальному материалу, мелодике и аранжировке этот альбом оказался ярче своего предшественника, в исполнении появилась некая основательность, в вокале Нопфлера – глубина и особая мужественность.
Оттачивалась его гитарная манера: легкие «слайды», изящные стаккато, мягкие bends (подтяжки струн) все больше характеризовали фирменный нопфлеровский стиль. В успехе альбома была также заслуга Джерри Уэкслера и Барри Беккета из Warner Brothers (эта компания стала дистрибьютером продукции Dire Straits в США), взявших в свои руки продюсерские бразды. Такие вещи, как «Once Upon A Time In A West», «Lady Writer», «Angel Of Mercy» сегодня считаются классикой. На волне успеха начал стремительно набирать очки и дебютный альбом.Тем временем в составе происходили перемены: гитарист Дэвид Нопфлер покинул группу (он больше не желал находится под влиянием брата, и начал соло-карьеру), зато появился пианист/клавишник Рэй Биттэн, внесший в звучание новые краски. Таким составом Dire Straits записали следующий альбом, «Making Movies» (1980), который оказался не столь интересным, сколь предыдущий, хотя сингл «Romeo and Juliet» достиг в хит-парадах неплохих результатов. Продюсером диска, наряду с Джимми Айовином, выступил сам Марк. Этот альбом стал в некотором роде черновиком к следующей работе, «Love Over Gold» (1982), которой суждено было принести группе поистине всемирную славу. В составе опять случились перестановки: в качестве второго гитариста пришел Хэл Линдз, за клавишами устроился Алан Кларк, а партию вибрафона и маримбы (в двух треках) исполнил Майк Майнери. Продюсером же на этот раз полновластно выступил Нопфлер. 40-минутный альбом содержал всего 5 композиций, но каждая из них была настоящей поэмой.
В музыкальном мышлении Dire Straits явно обозначились признаки того, что принято называть «прогрессивным роком»: единое сквозное дыхание, объемный саунд, акцент на инструментальном развертывании, глубокие философские тексты, полные сосредоточенных раздумий об общественной и духовной жизни современного человека. Альбом немедленно взлетел на первую позицию в 16 странах (включая Британию), а каждая из вошедших в него песен стала безусловным хитом: «Private Investigations», «Industrial Disease», «Love Over Gold», «It Never Rains» и, конечно, 14-минутная «Telegraph Road», открывавшая диск. Любопытная деталь: именно из этого альбома «выпала» композиция «Private Dancer», вошедшая затем в репертуар Тины Тёрнер и сыгравшая знаменательную роль в ее карьере (позже Тина исполнила еще одну вещь Нопфлера, «Overnight Sensation»). В том же 1982 году Марк впервые получил предложение поработать над саундтреком к фильму (это была картина «Local Hero» Дэвида Паттхема; впоследствии Марк участвовал также в создании звуковых дорожек к фильмам «Cal», «Comfort And Joy», «The Princess Bride», «Last Exit To Brooklyn», «The Colour Of Money»). Между тем группу покинул барабанщик Пик Уитерс, давно испытывавший склонность к джазу, и его место занял Терри Уильямс. Однако в студийной работе наступил существенный перерыв, заполнявшийся активной гастрольной деятельностью (с гостевым участием саксофониста Мэла Коллинза), выпуском двойного концертника «Alchemy» (1983). Марк также помогал своему брату Дэвиду в записи дебютного сольного альбома.
Лишь в 1985 году вышел в свет очередной LP «Brothers In Arms», и оказалось, что поклонники ждали так долго не зря. Альбом получился не менее успешным, чем предыдущий; в нем отчетливо прослушивалась высокая нота гражданственности, и, как прежде, тема внутренней печали (хотя сам драматургический замысел был более традиционным: 9 среднестатистических по продолжительности песен). Тихая, спокойная, сосредоточенная музыка Dire Straits вновь взорвала мир. Звучание очень украсило присутствие второго клавишника, Гая Флэтчера, а также прочувствованные соло на духовых, исполненные Крисом Уайтом. В «Money For Nothing» засветился сам Стинг, спевший сакраментальную фразу припева «I want my MTV». Популярности добились также «Walk Of Life», «Your Latest Trick», «Ride Across The River»… – нет смысла перечислять названия, ведь это был именно альбом, а не диск нескольких хитов. Нет ничего удивительного, что он возглавил чарты во всех странах, до сих пор оставаясь бестселлером. При этом исторически сложилось так, что именно «Brothers In Arms» стал проводником технологии цифровой записи (и формата CD) в широкие потребительские массы. Однако после этого группа замолчала уже на шесть лет. Конечно, Нопфлер никуда не исчезал, он принимал участие во всех крупномастшатбных концертных акциях, продолжал работу в различных «сторонних» и совместных записях (сегодня в его активе – сотрудничество со Steely Dan, Бобом Диланом, Вэном Моррисоном, Джоан Арматрейдинг, Эриком Клэптоном, Филом Эверли, Рэнди Ньюменом, Четом Эткинсом и др.), занимался продюсированием, писал музыку к фильмам. На досуге поигрывал любимый кантри-блюз со своими старыми друзьями Стивом Филлипсом и Бренданом Крокером, выпустив под названием Notting Hillbillies пластинку и дав серию концертов. Выступала со сцены и группа Dire Straits, например, закрывая грандиозное мероприятие в честь 70-летия Нельсона Манделы на стадионе Уэмбли (1988). В том же году вышел сборник хитов «Money For Nothing».Однако для новой, 6-й по счету студийной работы пришло время лишь в 1991 году, когда о группе уже начали забывать. Помимо отцов-основателей Нопфлера и Иллсли, в записи участвовали оба клавишника – Кларк и Флэтчер, новый гитарист, маэстро нэшвилльской steel-гитары Пол Фрэнклин, а также множество приглашенных музыкантов. Струнной секцией заведовал знаменитый Джордж Мартин. Еще более меланхоличный, проникновенный и внутренне-углубленный, чем предшественники, альбом «On Every Sreet» вызвал восторг истосковавшихся фэнов. «Calling Elvis», «On Every Street», «Fade To Black», «The Bug», «You And Your Friends» – перечислять хиты вновь нет надобности. Их, как и старые вещи Dire Straits, по сей день с удовольствием крутят радиостанции, опровергая распространенное мнение о том, что интеллектуальная музыка не может обрести широкую популярность. Вот только новыми альбомами Dire Straits нас больше не балуют.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии10