Nirvana
Nirvana — культовая американская рок-группа, созданная вокалистом и гитаристом Куртом Кобейном и басистом Кристом Новоселичем в Абердине, штат Вашингтон в 1987 году. У группы было много разных барабанщиков, но дольше всех из них с группой играл Дэйв Грол, присоединившийся в 1990 году.
В 1989 году Nirvana стала частью Сиэтлской музыкальной сцены, выпустив на инди-лейбле Sub Pop их первый альбом Bleach. После подписания контракта с крупным лейблом DGC Records Nirvana приобрела неожиданный успех с песней «Smells Like Teen Spirit», выпущенной на втором альбоме Nevermind в 1991 году. Впоследствии Nirvana вошла в музыкальный мейнстрим, привнеся с собой поджанр альтернативного рока, названный гранжем. Курт Кобейн оказался в глазах СМИ не просто музыкантом, а «голосом поколения», а Nirvana — флагманом «поколения Х». В 1993 году вышел третий и последний студийный альбом In Utero, музыка на котором сильно отличалась от предыдущего альбома группы.
Недолгая, но яркая история группы прервалась в связи со смертью Курта Кобейна 5 апреля 1994 года. Но в последующие годы известность группы лишь росла. В 2002 году незавершённая демозапись песни «You Know You're Right», над которой группа работала незадолго до смерти Кобейна, заняла первые строчки хит-парадов по всему миру. Со времени выхода их дебютного альбома записи Nirvana были проданы в количестве более 25 миллионов экземпляров в США и более 50 миллионов по всему миру.
Ранние годы
Курт Кобейн и Крис Новоселич впервые встретились в школе Aberdeen High, но, по словам Кобейна, долгое время не общались. Они стали друзьями, часто посещая репетиционную точку группы The Melvins. Кобейн хотел создать с Новоселичем группу, но Крис долго не соглашался. Через три года после знакомства Крис наконец послушал запись Fecal Matter, первого проекта Кобейна, и предложил Курту начать играть вместе. В качестве барабанщика в группе сначала играл Боб МакФедден, но через месяц он покинул проект. Зимой 1987 года Крис и Курт наняли ударника Аарона Буркхарда. Трио играет композиции Fecal Matter, но вскоре начинает писать новый материал.
Через несколько месяцев Буркхард ушёл из группы и был временно заменён участником The Melvins Дейлом Кровером. Его барабаны можно услышать на первых демозаписях. После краткого пребывания Кровера на посту барабанщика его заменил Дейв Фостер. За первые месяцы существования группа поменяла несколько названий: «Skid Row», «Pen Cap Chew», «Bliss Throad Oyster», «Windowpane» и «Ed Ted Fred». В конце концов, в начале 1988 года участники остановились на названии Nirvana, которое, как говорил Кобейн, было выбрано, потому что «я думал о названии, которое было бы красивым, приятным или милым, вместо грубого, грязного панк-рок названия, вроде Angry Samoans». Первое их выступление под этим именем состоялось в марте того же года. Через пару месяцев появился и постоянный барабанщик Чэд Ченнинг.
Первые выпуски пластинок
Первой официальной пластинкой Nirvana стал сингл «Love Buzz/Big Cheese», вышедший в 1988 году. В июне 1989 года группа выпускает свой первый альбом Bleach на лейбле Sub Pop. Продюсирует альбом Джек Эндино. В звучании Bleach чувствовалось сильное влияние групп The Melvins, Mudhoney и таких известных рок-коллективов 1970-х годов, как Black Sabbath и Led Zeppelin. 22 июня 1989 года Nirvana отправилась в большое американское турне, выступив в 26 городах. В 2001 году Новоселич рассказал в интервью журналу Rolling Stone, что, сидя в своём фургончике во время этого турне, группа слушала кассету, на одной стороне которой был записан альбом команды The Smithereens, а на другой — альбом группы Celtic Frost, игравшей в стиле блэк-метал, и что, возможно, эта комбинация тоже сильно повлияла на их игру. Bleach сразу стал самым популярным альбомом на небольших радиостанциях американских колледжей (особенно на KCMU, радиостанции Вашингтонского университета).
Деньги на запись альбома, в сумме 606 долларов и 17 центов, дал Джейсон Эверман. С Кобейном его познакомил Дилан Карлсон, а Ченнинга Эверман знал с пятого класса. Эверман стал проводить свободное время с группой, и, когда ребятам понадобились деньги на запись Bleach, он, проработавший к тому времени несколько летних сезонов рыбаком на Аляске, легко одолжил им необходимую сумму. На обложке альбома, в списке музыкантов, участвовавших в записи, указано: «Джейсон Эверман — гитара», хотя сам Эверман в записи участия не принимал. Позже Крис Новоселич рассказывал, что «они хотели, чтобы Эверман почувствовал себя в группе своим». После завершения записи Эверман ненадолго остался в группе в качестве второго гитариста, но ушёл после первого американского турне. Однако музыку он оставил ненадолго и вскоре уже играл на бас-гитаре в Soundgarden, а потом присоединился к группе Mind Funk. Деньги за альбом Nirvana так ему и не вернула.
В интервью конца 1989 года Кобейн отметил, что музыка группы меняется: «Наши первые песни были по-настоящему злыми… Но со временем они становятся попсовее и попсовее в то время, как я становлюсь всё счастливее и счастливее. Теперь в песнях говорится о конфликтах в отношениях, эмоциях по отношению к другим людям». В начале 1990 года Nirvana начинает работать над материалом для нового альбома с продюсером Бутчем Вигом на Smart Studios в Мэдисоне, штат Висконсин. Во время студийной работы Курт и Крис решают, что Чэд не тот барабанщик, который нужен группе, а сам Ченнинг выражает недовольство в связи с тем, что он почти не влияет на написание песен. После этого Чэд покидает группу. Несколько недель на барабанах играет Дейл Кровер из The Melvins, после чего его заменяет ударник группы Mudhoney Дэн Питерс. С ним группа записывает песню «Sliver», которая в 1990 году выходит в качестве сингла. Через несколько недель Базз Озборн из Melvins знакомит Курта и Криса с Дэйвом Гролом. Дэйв играл в вашингтонской хардкор-команде Scream, которая распалась в сентябре 1990 года. Несколько дней спустя после приезда Грола в Сиэтл Курт и Крис послушали его игру, и, как впоследствии говорил Новоселич: «Через две минуты мы знали, что он был подходящим барабанщиком».
Успех в мейнстриме
После работы на Smart Studios Nirvana решает подыскать мейджор-лейбл. Следуя постоянным рекомендациям Ким Гордон из Sonic Youth, группа подписывает контракт с DGC Records в 1990 году. После этого группа начинает записывать свой следующий альбом Nevermind. Лейбл предложил группе несколько продюсеров на выбор, но Nirvana потребовала Бутча Вига. Вместо того, чтобы записываться в студии Вига в Медисоне, как они уже делали в 1990 году, группа отправилась на студию Sound City, расположенную в районе Лос-Анджелеса Ван-Найс. За два месяца в студии Nirvana проработала с множеством своих песен. Некоторые из них, включая «In Bloom» и «Breed», присутствовали в репертуаре группы несколько лет, в то время как другие, например «On a Plain» и «Stay Away», ещё не имели законченных текстов. После того как запись всех песен была закончена, Виг и группа начали микширование. Однако запись заняла много времени, в том числе и часть времени, отведённую на микширование, в результате чего созданные в спешке миксы были сочтены неудовлетворительными. Энди Уоллес, микшер группы Slayer, был приглашён, чтобы сделать финальное микширование. После выхода Nevermind Nirvana выразила недовольство «отполированным» звуком, который придал микшер альбому.
Изначально менеджеры DGC Records планировали продать 250 тысяч экземпляров Nevermind, то есть обеспечить приблизительно тот же уровень продаж, что и для альбома Goo группы Sonic Youth. Однако первый сингл с альбома, «Smells Like Teen Spirit», стал очень быстро популярным, главным образом благодаря тому, что его клип часто показывали на MTV. Во время турне в конце 1991 года группа начала замечать, что билеты на выступления Nirvana стремительно раскупали, тележурналисты регулярно появлялись на всех концертах и что «Smells Like Teen Spirit» постоянно играла почти на всех радиостанциях и музыкальных каналах. К рождеству 1991 года Nevermind в Америке продавался по 400 тысяч экземпляров в неделю. 11 января 1992 года он достиг первого места в чартах Billboard, сместив альбом Dangerous Майкла Джексона. Пластинка также возглавила чарты многих стран по всему миру. В тот месяц, когда Nevermind достиг первого места, Billboard заявил: «Nirvana — это одна из тех редких групп, у которых есть всё: признание критиков, уважение музыкальной индустрии, поп-привлекательность и внушительная колледж-альтернативная основа».
В феврале 1992 года после большого турне по странам тихоокеанского бассейна Кобейн женится на лидере рок-группы Hole, Кортни Лав, на Гавайях. 18 августа того же года у них рождается дочь Френсис Бин Кобейн. Ссылаясь на усталость, участники группы решают не проводить ещё один тур по Америке в поддержку Nevermind, вместо чего проводят только несколько концертов позднее в этом же году. Через несколько дней после рождения Френсис Бин Nirvana даёт один из своих самых известных концертов на фестивале Рединг в Англии в качестве хедлайнера. На тот момент ходили слухи о плохом здоровье Кобейна и возможного распада группы. Ради шутки Курта ввезли на сцену на инвалидной коляске, после чего он поднялся и присоединился к другим членам группы, сыграв на концерте большое количество песен, как старых, так и совершенно новых.
Менее чем через две недели Nirvana выступила на MTV Video Music Awards. Руководство MTV хотело, чтобы группа сыграла «Smells Like Teen Spirit», но музыканты пожелали исполнить новую песню, которая называлась «Rape Me» (русск. Изнасилуй меня). Руководители MTV были недовольны песней, так как, по словам продюсера шоу Эми Финнерти, они решили, что в тексте речь идёт о них. Они настояли на том, что группа не будет играть «Rape Me», пригрозив тем, что они не дадут группе выступить на шоу и перестанут показывать их клипы по MTV. После напряжённых споров MTV и Nirvana договорились, что группа сыграет песню «Lithium» из их последнего на тот момент сингла. Когда Nirvana начала выступление, Курт неожиданно сыграл и спел начало из «Rape Me», после чего заиграла «Lithium». Ближе к концу песни Новоселич, недовольный тем, что его усилитель перестал работать, подкинул бас-гитару в воздух для драматического эффекта, но не смог её поймать, и она ударила его по голове. Крис упал со сцены, чуть не потеряв сознание, потом поднялся и выбежал из студии. В это время Кобейн разбивал аппаратуру, а Грол схватил микрофон и начал кричать: «Эй, Эксл!»(англ. Hi, Axl!), имея в виду вокалиста группы Guns N' Roses Эксла Роуза, с которым у Nirvana вышла небольшая размолвка перед выступлением.
В декабре 1992 года Nirvana выпустила Incesticide — сборник раритетных записей и бисайдов. Большое количество радиозаписей и ранних неизданных материалов ходило по рукам, и целью выпуска альбома была борьба с такими пиратскими подделками.
In Utero
Для записи альбома 1993 года In Utero группа приглашает продюсера Стива Альбини, уже получившего известность своей работой над альбомом Surfer Rosa группы Pixies. Nevermind получил признание у аудитории, которая в большинстве своём не имела понятия о тех альтернативных, неизвестных и экспериментальных музыкантах, которых Nirvana считала своими предшественниками. Поэтому приглашение Альбини выглядело хорошо обдуманным ходом участников Nirvana, желающих, чтобы альбом звучал грубо, сыро и без излишней обработки. К примеру, в одной из песен, иронично названной «Radio Friendly Unit Shifter», слышится продолжительный резкий звук фидбэка. Однако Кобейн подчёркивал, что звучание Альбини как раз то, о котором он всегда мечтал: «натуральный» звук без излишних наложений и студийных эффектов. Студийные сессии с Альбини были короткими, но весьма насыщенными и продуктивными: альбом был записан и сведён в течение двух недель на студии Pachyderm в городе Каннон-Фолс, на что было потрачено 25 тысяч долларов.
Через несколько недель после записи альбома в журналах Chicago Tribune и Newsweek напечатали информацию о том, что руководство DGC Records не удовлетворено записанным материалом и может отказаться выпускать альбом. В результате поклонники решили, что на свободное творчество группы влияют боссы лейбла. И, хотя слухи об отказе DGC выпускать альбом были неправдой, группа была не согласна с некоторыми музыкальными решениями Альбини, которые он принял при микшировании альбома. Особенно тем, что, как они считали, Альбини слишком приглушил частоты бас-гитары. Также Кобейн считал, что «Heart-Shaped Box» и «All Apologies» не звучат «идеально». Долгое время продюсировавший R.E.M. Скотт Литт был приглашён для сведения этих двух песен. В результате были добавлены дополнительные инструменты и бэк-вокал.
In Utero дебютировал в хит-параде Billboard 200 в сентябре 1993 года, заняв там первое место. Кристофер Джон Фарли в своём обзоре альбома в журнале Time писал: «Несмотря на то, что фанаты альтернативной музыки боялись, Nirvana не ушла в мейнстрим, хотя этот мощный новый альбом может ещё раз заставить мейнстрим уйти в Nirvana». Однако будучи коммерчески успешным, альбом не достиг того же успеха, что Nevermind. В ту осень группа отправилась в первый большой тур по США за два года. Для его проведения Nirvana пригласила в качестве второго гитариста Пэта Смира из панк-группы Germs.
Последние месяцы и смерть Кобейна
В ноябре 1993 года Nirvana вместе со Смиром выступают на акустическом концерте MTV Unplugged. Группа сыграла только два своих хита — «All Apologies» и «Come as You Are». Грол позже сказал: «Мы знали, что не будем делать акустическую версию Teen Spirit… это было бы ужасно глупо». Среди песен было также несколько относительно неизвестных, например три песни группы Meat Puppets, которая присоединилась к Nirvana для исполнения. В то время как репетиции были проблематичными, продюсер MTV Unplugged Алекс Колетти сказал, что само выступление прошло весьма хорошо, каждая песня была записана с первой попытки. Сам концерт длился менее часа, что было нехарактерно для обычных unplugged-выступлений. После последней исполненной песни (кавер на «Where Did You Sleep Last Night?» Лидбелли) Колетти попросил группу сыграть на бис. «Курт сказал: „Я не смогу превзойти эту последнюю песню“. И, когда он произнёс это, я отступил. Потому что знал, что он прав». Выступление группы впервые показали на MTV 14 декабря 1993 года.
В начале 1994 года группа отправляется на гастроли в Европу. После концерта 1 марта в зале Terminal Eins в Мюнхене Кобейн заболевает бронхитом и тяжёлым ларингитом. Следующее шоу, которое должно было состояться в том же зале на следующую ночь, откладывают. Утром 4 марта в Риме Лав находит Кобейна без сознания в комнате отеля, и его отвозят в больницу. Позже доктор на пресс-конференции заявляет, что Кобейн принял прописанный ему рогипнол и большую дозу алкоголя. Гастроли, включая много концертов в Великобритании, окончательно отменяют.
В последующие недели давняя зависимость Кобейна от героина вновь даёт о себе знать. Через несколько дней его уговаривают отправиться в реабилитационную клинику. Через несколько дней он перелезает через ограждение клиники и улетает на самолёте в Сиэтл. Через неделю в пятницу 8 апреля 1994 года Кобейна обнаруживают мёртвым в его доме в Сиэтле: официально считается, что он выстрелил себе в рот из дробовика. Группа распадается.
После Nirvana
После распада группы Крис Новоселич и Дэйв Грол не оставили музыкальную деятельность. Через некоторое время после смерти Кобейна Грол сделал несколько демозаписей, позже ставших дебютным альбомом его новой группы Foo Fighters. Она стала главным проектом Грола и в последующие годы выпустила несколько коммерчески успешных альбомов. Помимо Foo Fighters Грол играл на барабанах в таких группах, как Tom Petty and the Heartbreakers, Queens of the Stone Age, Tenacious D, Nine Inch Nails и Killing Joke. Также он играл с Полом Маккартни и Майком Уаттом. Под именем Probot он записал альбом в стиле хеви-метал, на котором перепел множество своих любимых исполнителей начала 80-х. В настоящее время он также является барабанщиком в супергруппе Them Crooked Vultures.
Крис Новоселич после Nirvana создал группу Sweet 75. Позже вместе с Куртом Кирквудом из Meat Puppets и Бадом Гафом из Sublime он основал группу Eyes Adrift. Он также выступил на единственном концерте просуществовавшей всего один день группы No WTO Combo с Кимом Тайилом из Soundgarden и Джелло Биафрой из Dead Kennedys. Они случайно встретились на акции протеста на встрече ВТО в 1999 году. В декабре 2006 года Новоселич заменял бас-гитариста Бруно ДеСмартаса из группы Flipper во время их турне по Великобритании и Ирландии и нескольких американских шоу. Кроме того, Новоселич стал политическим активистом, основав комитет JAMPAC для защиты прав музыкантов. В 2004 году он выпустил книгу под названием «Of Grunge and Government: Let’s Fix This Broken Democracy», в которой написал о своём музыкальном прошлом и политических стремлениях в настоящем.
Выпуски пластинок после смерти Курта Кобейна
Несколько альбомов Nirvana были выпущены уже после смерти Кобейна. Первый из них, MTV Unplugged in New York, вышел в ноябре 1994 года и содержал в себе полностью записанное выступление группы на акустическом концерте MTV Unplugged в 1993 году. Через две недели после его выхода был выпущен видеосборник выступлений Nirvana под названием Live! Tonight! Sold Out!!. Курт сам отбирал значительную часть видеоматериала для сборника, на который вошли многие кадры, записанные во время турне в поддержку альбома Nevermind. Сначала MTV Unplugged планировали выпустить вместе со вторым диском, на котором бы содержался материал с электрических концертов группы — в противовес акустическому выступлению. Однако оставшиеся члены группы вынуждены были отменить своё решение, так как не нашли тогда в себе сил работать с записями умершего Кобейна. Диск с записями живых выступлений группы всё-таки увидел свет в октябре 1996 года под названием From the Muddy Banks of the Wishkah.
В августе 1997 года на посвящённом музыкальным новостям сайте Wall of Sound появилась информация о том, что Грол и Новоселич работают над сборником раритетных записей Nirvana. Четыре года спустя лейбл группы объявил, что сборник полностью готов и выйдет в сентябре, на десятилетие после выпуска альбома Nevermind. Однако перед самой датой выхода, Кортни Лав добилась судебного запрета на выпуск бокс-сета и подала в суд на Новоселича и Грола, обвинив их в незаконном использовании наследия Курта. Начались затяжной судебный процесс за право владения музыкальным наследием Курта Кобейна, продлившийся более года.
Основной спор разгорелся вокруг неизданной ранее песни «You Know You're Right», последней студийной работы группы. Грол и Новоселич хотели включить её в сборник, тем самым выпустив все раритетные записи за один раз. Однако Лав оспорила это намерение, заявив, что эта песня важнее записей, обычно называемых раритетными, и её следует издать на сборнике лучших песен группы. Судебные споры продлились более года, и в результате стороны пришли к компромиссу: не откладывая, выпустить диск с лучшими песнями группы (включая и «You Know You’re Right»). Диск назывался просто — Nirvana. В ответ Лав согласилась отдать кассеты с демозаписями Кобейна для использования материала в сборнике.
Сборник Nirvana вышел 29 октября 2002 года. Помимо песни «You Know You're Right», в альбом были включены хиты со всех трёх студийных альбомов, а также некоторые альтернативные версии знакомых песен группы. Сборник With The Lights Out был выпущен в ноябре 2004 года. Собрание включало в себя множество ранних демозаписей Кобейна, съёмок репетиций и записей живых выступлений из разных периодов истории группы. Избранные композиции сборника были выпущены отдельным альбомом под названием Sliver: The Best of the Box осенью 2005 года. Компакт-диск содержал девятнадцать композиций из сборника и три ранее неизданных записи, включая версию песни «Spank Thru» с демозаписи 1985 года ранней группы Кобейна Fecal Matter. В интервью Джиму ДеРогатису Лав рассказала о бесчисленных записях репетиций, демо- и просто домашних записях (множество которых Курт делал прямо в собственной спальне), оставшихся после смерти Кобейна.
В апреле 2006 года Лав объявила о своём решении продать за 50 миллионов долларов двадцать пять процентов из принадлежащих ей песен Nirvana. Покупателем стал Ларри Местель, бывший исполнительный директор «Virgin Records» и нынешний глава издательства «Primary Wave Music Publishing». Чтобы предупредить беспокойство поклонников по поводу коммерциализации наследия группы, считающейся независимой, Лав обратилась к поклонникам с заверениями, что права на музыку не будут просто проданы тому, кто даст бо́льшую цену. В своём обращении Лав написала: «Мы останемся верными духу Nirvana и будем очень разборчивыми при передаче музыки в новые руки».
В 2006 году Live! Tonight! Sold Out!! был переиздан на DVD; полная необрезанная версия MTV Unplugged in New York была выпущен на DVD в 2007 году. Live at Reading, выступление группы 1992 года на фестивале Рединг в Англии, был выпущен на CD и DVD в ноябре 2009 года. Первый альбом группы Bleach был переиздан в 2009 году на CD и виниле, двадцать лет спустя после выхода оригинального издания. Помимо заново сведённых песен, на альбоме присутствовал ранее невыпускавшаяся запись концерта группы 9 февраля 1990 года в Pine Street Theatre, Портленд, Орегон.
Музыкальный стиль
Кобейн описывал раннее звучание группы, как «копирование Gang of Four и Scratch Acid». Когда Nirvana записывала Bleach, Кобейн решил, что им нужно было соответствовать ожиданиям Sub Pop в плане гранж-звучания, что подавляло его желание писать более лёгкие песни.
Кобейн стремился создать смесь тяжёлого и лёгкого звучания; он говорил: «Я хотел быть похож на Led Zeppelin, играть экстремальный панк-рок и делать медленные поп-песни». Когда после записи Bleach Курт услышал альбом Surfer Rosa 1988 года группы Pixies, он почувствовал, что на нём был именно тот звук, которого он хотел добиться, но не мог, стараясь играть более тяжёлые гранж-песни. Последующая популярность The Pixies дала толчок Кобейну следовать своим музыкальным инстинктам.
Nirvana в своих песнях использовала резкие переходы от медленного, тихого звука к громкому. Незадолго до смерти Кобейн говорил, что группе надоела однообразная формула написания музыки, но в то же время выражал мнение, что группа вряд ли была достаточно умела, чтобы пробовать что-либо другое. Стиль игры Кобейна на ритм-гитаре, который основывался на пауэр-аккордах, низких риффах и небрежной игре правой рукой, содержал в себе ключевые компоненты песен группы. Кобейн часто играл рифф куплета песни в чистом тоне, затем удваивал его с дисторшн-гитарой, повторяя уже сыгранную часть. Он редко исполнял гитарные соло, которые у него представляли собой лёгкие вариации главной мелодии песни. Его соло в большинстве своём были основаны на блюзе и звуке расстроенной гитары.
Игра на барабанах Грола «подняла звук Nirvana на новый более энергичный уровень». Азеррад, биограф группы, пишет, что «мощная игра Грола подняла уровень группы на более высокую планку, как в визуальном плане, так и в музыкальном», отмечая, что «хотя Дейв и играет на барабанах очень жёстко, он достаточно музыкален — нетрудно определить, какую песню он играет, даже если ему никто не аккомпанирует».
Во время живых выступлений Кобейн и Новоселич всегда настраивали свои гитары на строй E flat. Кобейн однажды сказал: «Мы играем так сильно, что не успеваем настраивать наши гитары». У группы была привычка крушить аппаратуру после концертов. Новоселич говорил, что он и Кобейн создали эту «фишку», чтобы побыстрее уйти со сцены. Кобейн заявил, что всё это началось как выражение его негативных эмоций, появлявшихся из-за того, что он с Чедом Ченнингом делали ошибки во время концертов.
Написание песен и тексты
Музыкальную основу каждой песни, манеру исполнения и тексты создавал Кобейн, обычно сочиняя их на акустической гитаре. Он подчёркивал, что Новоселич и Грол «играли большую роль в принятии решений относительно того, насколько длинной и из скольких частей должна быть песня. Поэтому я не люблю, когда меня считают единственным автором песен». На вопрос, какую часть песни он пишет первой, Кобейн ответил: «Я не знаю. Я правда не знаю. Наверное, я начинаю с куплета, а затем перехожу к припеву».
Обычно Кобейн писал слова для песен за минуты до того, как записывать их в студии. Он говорил: «Когда я пишу песню, слова для меня наименее важны. В моей песне могут пересекаться две или три различные темы, а название может абсолютно ничего не означать». В 1993 году в интервью журналу Spin Кобейн сказал, что ему «глубоко по фигу», о чём говорится в словах к песням с альбома Bleach в то время, как слова к песням с Nevermind были взяты из написанных им за два года стихов, которые он нарезал и выбрал строчки наиболее ему понравившиеся. Что касается последнего альбома In Utero, Кобейн заявлял, что тексты были «более сфокусированы на определённых темах».
Комментарии29