Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
12
2
2
penrosa
На uCrazy 13 лет 4 месяца
Всячина

Падающая башня и демидовские подземелья

"Под весом человеческого тела широкая кованая дверь медленно отворилась. Проржавевшие петли громко заскрежетали.
Болезненный стон металла нарушил таинственную тишину, царившую вокруг Невьянской башни. Вырвавшийся из чрева
башни сквозь приоткрытую дверь мрак поглотил скорбный вздох железа. Повеяло холодом, сыростью и страхом. Этот воздух
пахнет свежевырытой могилой. Казалось, что в нем еще витают пары человеческой крови, — так начинает свой рассказ о
тайнах демидовских подземелий"

В. Константинов.




Оказывается не только в далеком городе Пиза есть падающая башня. Вот вам ее российский аналог. Да не простой, а с исторической загадкой ...


Невья́нская ба́шня — наклонная башня, расположенная в центре Невьянска. Построена в первой половине XVIII века по приказу Акинфия Демидова.

Отклонение сооружения от вертикаль­ной оси происходило в процессе стро­ительства и продолжалось уже после его
завершения; к 1935 году оно со­ставило два метра, сейчас - более 2 метров 20 см. Официально причиной наклона башни считаются неравно­мерная осадка грунта и подмывание берега пруда.
«Много греха приняла, оттого и покосилась», - говорят са­ми невьянцы. Одно из преданий гла­сит, что Демидов сбросил с верхнего этажа архитектора башни, чтобы тот не построил лучшего здания. Мастер разбился, а башня, оплакивая своего строителя, наклонилась вслед за ним.


В этот момент непроизвольно соприкасаешься с неразгаданной тайной демидовских злодеяний. Уже более двухсот лет стены Невьянской башни, расположенной под Екатеринбургом, в бывшей вотчине Демидовых, хранят молчание. Окутана тайной и история создания этого памятника. До сих пор неизвестно, кто же был автором проекта Невьянской башни, кто был ее строителем. Заказчиками же однозначно были Демидовы.



Башня задумывалась ими как административный и производственный комплекс. Высота ее примерно с двадцатиэтажный дом, ведь башня была своего рода сторожевой вышкой. Особо следует отметить комнату на четвертом этаже, называлась она акустической. Если в любом из ее углов вполголоса что-либо скажешь, то слова отчетливо слышались во всех других углах. Но вот если человек стоит за спиной говорящего, он ничего не сможет разобрать — услышит только бормотание.



Сегодня уже возможно объяснить подобный феномен, но тогда, в 1725 году, когда возводилась Невьянская башня, это было в диковинку. Очень роскошными для того времени были и часы-куранты в верхней части восьмигранного яруса. Гигантские циферблаты смотрели на север, юг и запад и могли играть двадцать музыкальных мелодий.

Не каждый состоятельный господин в те времена мог позволить себе строительство подобного сооружения. Но Демидовы смогли. Возможно, так они хотели увековечить память о своей всесильной семейной династии? Ведь Невьянская башня стала, по сути, символом могущества уральских железных магнатов.



Да, Демидовы были по-настоящему богаты, их состояние росло из года в год. За неполное столетие им удалось построить около 50 металлургических предприятий: каждые два года появлялся новый завод. Вместе с растущими в небо ярусами Невьянской башни росло и финансовое благополучие братьев Демидовых. Простая ли это случайность?

Лабиринты ужасов


Мы специально вначале не обмолвились о еще одной примечательной особенности Невьянской башни. А она является, пожалуй, основной в ряду загадок. Первое, что бросается в глаза при визуальном знакомстве с башней, это то, что сооружение наклонено. Она напоминает «падающую» башню в Пизе. Сегодня нет доказательств того, было ли невьянское сооружение построено с наклоном (как определенная дань моде, Демидовы питали слабость ко всему итальянскому) или наклонилась по каким-то другим причинам. Мнения многих сводятся к тому, что башня начала «падать» в результате осадки фундамента.



Достоверно известно, что под башней находились огромные подвалы, лабиринты ходов, которые связывались с невьянским металлургическим заводом и домом Демидовых. Для чего же они были сооружены? На этот вопрос хотели дать ответы еще во времена демидовской династии. Но некоронованные короли Урала свято охраняли свою тайну.

Бытует легенда, что Невьянская башня покосилась именно от «злодеяний демидовских». Акинфий Демидов, прослышав как-то, что на завод с правительственной комиссией прибудет князь Вяземский, распорядился затопить вместе с людьми подвальные помещения башни. Вода размыла фундамент, и сооружение наклонилось.



И если это легенда, то имеется достоверный факт, как все тот же Акинфий своими доносами и жалобами, отправляемыми в Петербург, затерроризировал начальника уральских горных заводов В. Н. Татищева. Последний был неосмотрительным и пытался проникнуть в тайны «благородного семейства», за что и поплатился должностью (хорошо, что не жизнью!).

А были ли подвалы?


Сохранились свидетельства невьянских старожилов, которые спускались в подземелья Демидовых. Путешествуя по лабиринтам, они находили небольшие комнатки с деревянными нарами, возле которых валялись глиняные чашки. А к стенам были прибиты цепи с оковами. Иногда попадались человеческие кости.

А еще в подвальных помещениях люди обнаруживали плавильные печи. Для чего они нужны были Демидовым и почему находились под землей?



Акинфий Демидов был всегда рад гостям, но только тем, кто совсем не интересовался «железным делом». В картишки любил перекинуться. Азартным был игроком и все на деньги играл.

Приехал к нему как-то ревизор из Петербурга. Человеком оказался сговорчивым. Работу свою сделал, как Акинфий велел, ну и всю командировку с хозяином в карты резался. В один из вечеров Демидов проигрался до нитки. Играли они в Невьянской башне. Зарычал тогда Акинфий, не любил он проигрывать, стукнул кулаком по столу да выскочил из комнаты. Не прошло и нескольких минут, как снова вернулся и, хитро глядя на соперника, высыпал на стол кучу серебряных монет. Каждая монетка была новенькой, блестящей и еще теплой…



Куда же бегал Демидов? Есть основания полагать, что он спускался в те самые подвалы, в которых отливали серебро и чеканили монеты. Чтобы это заключение было убедительным, приведем свидетельство исследователя В. П. Доброхотова. Он рассказывал, что в Невьянске в 1890 году в одном из заводских зданий была обнаружена подземная мастерская с несколькими плавильными горнами. Только вот что приготовлялось на том огне?

В 1970 году исследователи решили сделать анализ сажи. Они соскоблили образцы с дымоходов Невьянской башни, расположенных на уровне четвертого этажа, и выявили, что в саже содержится серебро.


Барабан часового механизма


Пожалуй, именно это свидетельство дает ответ на вопрос, выплавлялось ли серебро в подземельях Демидовых. Еще императрица русская, гостившая в вотчине Акинфия Демидова, вдруг спросила его, увидев серебряные монеты: «Чьей работы, моей или твоей?» Демидов, прищурив один глаз и хитро улыбаясь, тут же нашелся: «Все твое, матушка…»

Конечно же, великий промышленник Урала лицемерил. Ведь не для казны государственной чеканил он «деньгу», а ради собственного благополучия.



Продолжим экскурсию по внутренним помещениям башни.

К сожалению, нету никакой возможности попасть в башню, кроме как с экскурсией с группой. По крайней мере, мне такие возможности не открылись. Группа набирается больше 10 человек, для помещений башни - это очень много. Если решите сходить туда, попытайтесь договориться на человек 5-6 - не больше. И попытайтесь уговорить провести вас побыстрее наверх и побольше времени провести именно там, это стоит того.

Экскурсия начинается крайне уныло. Сначала вообще водят вокруг башни, показывают памятник, рассказывают гуглебельные факты об особенностях конструкции и легенды.


Потом всех заводят в первую комнату и этот ужас надо перетерпеть, дальше будет лучше. В первой комнате установлена невероятно кривая инсталляция, демонстрирующая... да вообщем сами смотрите... там ещё в ногах синяя подсветка на входе.


Потом идёт ещё несколько довольно скучных комнат (просто скучных, страшно уже не будет). В одной копия портрета Демидова, в другой можно отчеканить себе монету. Я не буду всё это показывать, т.к. это совершенно стандартная программа для кучи подобных экскурсий и мне это было совершенно не интересно. Вот, лучше посмотрите на схему башни. В одной из комнат выставлено довольно много всяких документов, фотографий и схем, но хорошенько рассмотреть времени вряд ли хватит.


Или вот ещё особенность конструкции башни. Гораздо интересней это разглядывать пока группа монетки чеканит.



Лестница на следующий уровень башни, конструкция крыши.




Внутри самой башни много узких проходов. Чем выше, тем уже.



Такое вот крутое место есть. Вообще, было гораздо интересней передвигаться по башне по таким вот местам чем рассматривать сами комнаты.





Одна из комнат.



Вот то, что фотографировал мужик с фотографии выше. Кто-то догадался поставить современный девайс здесь. Смотрится дико.



Инструмент.



Потом все спускаются обратно вниз.
Чтобы по винтовой лестнице подняться ещё выше и сломать мозг об геометрию.



Да, кстати, пол невероятно крутой - он железный!



А это очень крутая инфографика. По этим потёртостям от потных лбов в каждом углу слуховой комнаты, можно определить распределение роста туристов, которые проверяли действительно ли можно слышать шёпот, сказанный в противоположном углу комнаты.


Этажами двумя выше (подниматься приходится через промежуточные этажи с деревянным поскрипывающим тонким полом - страшновато) находится очень интересная комната с крутым часовым механизмом. Вот одна из стен:


Люди смотрят на время. Время усыпано острыми шипами.



Если поднять голову в часовой комнате. В центре - отверстие, через которое проходят тросы к колокольному механизму. Колокольный механизм связан с часовым механизмом. Когда наступает нужное время, часовой механизм начинает играть колоколами одну из закодированных шипами мелодий. Напоминает старые клёвые квесты аля Мист.


В колокольню ведёт самая узкая лестница по которой мне приходилось подниматься.



Колокольный механизм.



Колокол классный.





















[media=http://www.youtube.com/watch?v=X
r-qgNtvOQo&feature=player_embedded]

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}