Крис. Сакральное оружие Азии
Существует специальная наука крисология (ilmu kekerisan), которая изучает генезис и эволюцию крисов, технологию изготовления, а также верования в их мистические свойства, их социальную роль и место в культуре. Среди известных специалистов-крисологов Бамбанг Харсринуксмо, Хамзури, Мубирман, Кусни из Индонезии; Комэя Есимити из Японии; Г.Б. Гарднер, А.Х. Хилл, Э. Фрей из Англии; Б. Сольюм из Австралии; Д.Ф. Дрэгер из США; Шахрум бин Юб из Малайзии ; В. Г. Резанов из России. В 2005 крис объявлен ЮНЕСКО в качестве шедевра мирового наследия человечества
Крис (либо керис) — национальный кинжал с характерной асимметричной формой клинка. Появился на острове Ява, распространен по всей Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Этимология связана с древнеяванским словом нгерис (ngeris), что означает «колоть», «пронзать».
Говорят, что крис был священным предметом и не мог продаваться, а только передаваться от отца к сыну. О дочери, к сожалению, легенды молчат.
Говорят, что ковались они только из метеоритного железа, поскольку местная железная руда очень плохого качества.
Говорят, что обладание крисом было привилегией знати и местных колдунов, а простолюдинам было вообще запрещено было владеть ими.
Говорят, что вкладываемый в ножны крис никогда не хочет «влезать» и отчаянно сопротивляется, издавая при этом шипящий звук, словно разъяренная змея.
Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?
В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик — длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.
Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.
Какие же особенности оружия ? Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.
Первой, по-настоящему полной книгой, познакомившей Европу с крисами, был фундаментальный труд известного сатаниста и колдуна Джеральда Б. Гарднера, изданный в Англии в 1939 г. и переизданный повторно в 1973 г. Эта работа до сих пор остается классической по предмету. Представленная в ней информация ценна тем, что чудовищный автор едва ли не треть сознательной жизни провел на Борнео и знает обо всем из первых рук, лично.
Итак, крис по справедливости может считаться национальным символом народов, населяющих целое созвездие островных и полуостровных государств — Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней и т. д. По мнению специалистов, это оружие зародилось как вид где-то между IX и XIV веками. Понадобилось около 200 лет для того, чтобы он приобрел внешность, дожившую до наших дней практически без изменений и знакомую сегодня уже многим. Жители каждого из островов оспаривают друг у друга право называть именно свою землю родиной криса, но самые древние упоминания о нем найдены в яванской мифологии. На Филиппинах и Малайзии крис был и остается обязательной частью национального костюма, как кинжал наших горцев или меч самурая. Раньше всякий мужчина обязан был постоянно носить хотя бы один, а во время войны — до трех крисов. При этом главный клинок располагался, как повсюду в мире, у левого бока, а два дополнительных — справа и сзади. В мирные дни единственный крис помещали справа, и другое его положение считалось агрессивным, неприличным и оскорбительным.
Скорее всего, искушенный читатель уже отметил целый ряд совпадений с самурайской этикой, и надо сказать, что таких параллелей просматривается великое множество. Кое в чем экзотические клинки даже сумели переплюнуть невероятно ритуализированный японский меч, так как церемониальный и мистический аспекты криса гораздо утонченнее, нежели у их смертоносных собратьев. Специальностей у криса тьма — фамильная реликвия, объект наследования, символ социального статуса, визитная карточка, культовый инструмент, оружие, палаческая оснастка для приведения в исполнение смертных приговоров и т. д. В точности как в самурайских семьях, крис передавался от отца к сыну, и порой это было единственное наследство. Последний нищий не дерзал отойти к предкам, не завещав чаду хотя бы его.
В качестве своеобразного удостоверения личности крис четко характеризовал владельца, беззвучно и правдиво повествуя о его социальном положении, профессии, вероисповедании и «прописке». Большая часть информации считывалась с поверхности ножен. Так, на Яве их красный цвет говорил о принадлежности к царской семье, зеленый — к рангу министров, коричневые носили придворные, а черные — рядовые обыватели. Памор — рисунок дамаска — также не выбирался по настроению. Мастер мог наотрез отказаться делать клинок, не соответствующий статусу заказчика. Некоторые виды были запретными для простолюдинов как предназначенные лишь венценосным особам. Кроме того, неправильно подобранный узор мог навредить. К примеру, если крестьянин вынуждал изготовить для него крис с рисунком «бунтел маит», имитирующий силуэт савана, характерный для военного сословия, то этим саваном вскорости могли накрыть его самого. Разумеется, прекрасные крисы были наградным оружием, так сказать, «с царского плеча», а также могли служить своего рода верительной грамотой, точно визитка в наши дни. Если вас пригласили на некое торжество или свадьбу, а вы по уважительной причине не в состоянии прибыть лично, следовало вместо себя послать крис как полноценный и признанный заменитель.
Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.
Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцу
Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.
Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.
Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.
В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.
Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами
Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.
Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» — символизирует единство, власть и богатство.
Мистическая составляющая культа крисов не просто существенна — она огромна. Если в Японии взаимоотношения с мечом зиждятся на эстетике и отработанном этикете, то аура криса есть прежде всего аура колдовская, оккультная и насквозь таинственная. Местный фольклор переполнен волшебными историями о крисах, способных предупреждать владельца об опасности, грохоча в ножнах, способных летать по воздуху и разить врагов, словно небесная кара, убивать на расстоянии, когда хозяин не поленится просто указать острием на неприятеля и так далее. Из клинка могла течь вода и, подобно самурайским мечам, некоторые крисы имели злобную душу, причиняя владельцу неисчислимые беды вплоть до могильного исхода.
В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.
Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.
Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском «Параратоне» («Книге царей»), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирипев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли.
Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Так же, кинжал вешали у входа в дом, в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис носился по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошенных гостей.
Среди легендарных кисов – крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в 14 в. в период расцвета государства Маджипахит. Крис оказался могущественным, но «своенравным». В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.
Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.
Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.
Техники реального, а не колдовского боя с крисом в руках мало отличаются от техник использования любого иного короткого оружия на близкой дистанции. Значительный угол наклона рукоятки делает хват почти пистолетным и смещает акценты в сторону преобладания колющих ударов. Если клинок волнистый, то он способен на чрезвычайно коварный и полезный (смотря для кого) маневр — автоматически подстраиваться под препятствие, словно бы интуитивно находя в нем слабое место. В частности, крис сам подворачивается в руке, чтобы войти между ребер плашмя, а не остановиться, уткнувшись в кость. Хотя и мелкие, но отчетливые зубцы на гандже, своеобразной плоской гарде криса, позволяли ловко прихватывать чужое оружие. История знает множество примеров использования в гуще битвы сразу двух крисов, при помощи которых могучие герои производили опустошение в рядах противников.
Знакомство с португальцами, с их рапирами и шпагами, заставило модернизировать крис, создав длинную его разновидность, именуемую «панджанг», получившую вдобавок вторую, мрачную профессию инструмента для казни. Помимо классического короткого криса известны большие, тяжелые модификации, своего рода мечи — «калис» с островов Сулу и «сунданг» с Минданао. Их длина достигала 60 см при ширине клинка 5 см. Но даже они остаются более колющим, нежели рубящим или хотя бы универсальным оружием.
Существует распространенное заблуждение относительно формы («дапур») криса. Отчего-то большинство людей полагают, что он имел только один вид — извилистый, «пламенеющий», наподобие змеи. Действительно, подобная разновидность является самой популярной, но вместе с тем изрядное число клинков прямы, сохраняя прочие детали монтировки вполне традиционными. Возможно, начало любви к изогнутым линиям следует искать в индуистских змеиных культах, тем более что и сами названия форм содержит это скользкое слово — прямые клинки именуются «сарпа тала» (созерцающая змея), а витиеватые — «сарпа лумука» (движущаяся змея). Всего же видов дапура известно около 150. Количество извивов никак не произвольно и обязательно нечетно. Обычно их от 3 до 13, а самые популярные — 3, 9 и 13. Счет «волн» ведется от рукоятки, и каждая имеет свое собственное сакральное значение. Суммируясь, они насыщают клинок тем или иным смыслом:
3 - верность и удача;
5 - любовь к носителю знаний (ученому, гуру);
7 - порядочность, честность, достоинство;
9 - невозмутимость, выдержка, лидерство;
11 - благородство, великодушие, изобилие;
13 - мощь, сила, миролюбие.
Но какова технология столь одухотворенного оружия?
Как всякий слоистый дамаск, крис ковали с использованием полос различного химического состава, а затем шлифовали и вытравливали, проявляя тем самым сварочный рисунок. При этом подход к изготовлению оставляет далеко позади синтоистскую атрибутику японских мастеров. Те просто готовили себя к процессу сотворения меча, стараясь вложить в холодную сталь свою чистую душу, мало соотнося все это с параметрами, скажем так, будущего владельца. Ну, разве что грозная репутация или высокий ранг последнего заставляй! слегка подтянуться и проявить особенное рвение и скрупулезность. В случае с крисом дело обстояло сложнее. Считалось, что источник его астральной мощи кроется в гармоничном слиянии искусства кузнеца и натуры клиента. А потому настоящему мастеру обязательно требовались исчерпывающие сведения о личности заказчика, в первую очередь — дата и место его рождения. Также крайне важным было очное знакомство. Разумеется, маэстро молился, постился и обходился без сна (в точности как в Японии), но (!) при этом то же ожидалось и от соучастника по таинству. Конечно, никто не стоял у него над душой, проверяя рвение в аскезе, однако если он хотел получить действительно волшебный предмет, то, как мы говорим сегодня, «совесть — лучший контролер».
Дальше начинается путаница. Некоторые источники сообщают, что для изготовления криса требовалось 12 кг железа, 0,5 кг никеля и небольшой (?) железный метеорит, не считая соответствующего количества древесного угля. Давайте разбираться: если учесть, что 15-сантиметровый клинок весил около 200 граммов, а здоровенный 60-сантиметровый монстр дотягивал до килограмма, то все равно непонятно, куда исчезал остальной материал, потому что никакой угар, нагар и прочая окалина не в состоянии съесть больше 10 кг ценного сырья. Теперь насчет никеля. Поистине, загадка, каким образом туземное население умудрялось получать этот металл XX века, для извлечения которого из особенных и редких руд даже сегодня нужны высокотехнологичные производственные мощности и специальное оборудование. Пусть удивительный факт остается на совести тех, кто подкинул его на всеобщее обозрение.
Наличие метеорита выглядит куда естественнее, тем более что изрядная их часть как раз железо-никелевые, а потому вариант изготовления легированных клинков достаточно правдоподобен. Но вот относительно процентного содержания этого полезного элемента… Те же источники говорят о 3 или 5%, хотя прекрасные марки нержавеющих сталей обходятся десятикратно меньшими цифрами — соответственно, 0,3 и 0,5%, и лишь чрезвычайно высоколегированные, жаропрочные и жаростойкие, пассивные в отношении едких сред особые марки содержат до 14% никеля. Сомневаюсь, что вам удастся с первого раза произнести наименование одной из них — 10Х17Н13М2Т.
Сообщается также, что на отменный крис у высококлассного мастера уходил год работы. Неясно, чем он умудрялся заниматься, если даже в Японии укладывались в гораздо более сжатые сроки, хотя крис отнюдь не полируется до зеркального блеска три недели подряд. Вероятно, в общую копилку попадало время, затраченное на тончайшую резьбу рукоятки, выделку ножен, и так далее, но японский меч содержал несравненно больше художественно оформленных (и как оформленных!) деталей. Таким образом, время и материя исчезали невесть куда. Воистину колдовское оружие!
Как всякий дамаск, малайская сварочная сталь после травления показывала великолепный памор — поверхностный узор. Особенностью практически всей тамошней традиции является довольно значительная его величина. То есть, попросту говоря, клинки крисов содержат малое количество слоев металла, причем наиболее распространены именно те, в которых равномерность структуры выдерживалась весьма точно. Внешне это сказывалось так, что линии рисунка (если он был продольным).
самостоятельно и непредсказуемо формировавшийся в процессе ковки клинка «памор тибан», заранее оговоренный с клиентом и сформированный сознательно и целенаправленно «памор рекан».
Принято считать, будто неверно избранный тип способен навредить владельцу. Вообще же мастерство оружейников достигало такой искушенности, что они могли создавать любые композиции. Так, в годы победного шествия ислама распространилась мода на крисы с изображением стихов из Корана. По направлению залегания узор достаточно четко делится на две категории — продольный (млумах) и поперечный (миринг), отдаленно напоминающий птичье перо. То ли в силу заметно меньшей прочности, то ли по каким-то мистическим причинам, но миринг не получил широкого распространения, чего не скажешь о его победоносном сопернике. Всеобщее мнение приписывало продольному узору несравненно большую демоническую силу, да и крепостью он превосходил собрата благодаря оптимально ориентированной внутренней структуре. Разновидностью продольного является несколько «разбитый» рисунок, состоящий из деформированных причудливым образом колец и петель, чем-то напоминающий поверхность лужи под дождем или замысловатую текстуру дерева. Разумеется, безграничной силой обладали клинки с изображением стилизованной человеческой фигуры.
Длина криса никоим образом не выбиралась из простой прихоти, а задавалась совокупностью личностных параметров заказчика. Истово верующие при этом важном действе предавались чтению сутр, и могли отказаться от превосходного экземпляра, если тот не подходил им по размеру. Способы травления узора абсолютно те же, что и везде, за исключением химического состава ванны. Лишенные сомнительных благ цивилизации, смуглые мастера не имели понятия о промышленных кислотах, используя взамен сок недозрелых плодов, в основном цитрусовых. Такой реактив работал медленно, но верно, а в союзе с соединениями мышьяка и морской солью придавал темным фрагментам узора аспидно черный тон, которого мы не находим в Европе. Помимо всего прочего, многие клинки отравлялись крепким, долговечным ядом. И отнюдь не пустым звуком выглядит предостережение хранителя оружейной коллекции Эрмитажа, сделанное одному моему доброму знакомому, когда его тихонько впустили в бездонные музейные запасники, строго-настрого запретив прикасаться именно к крисам во избежание таинственной и неотвратимой смерти.
Кроме большого размера и контрастного сочетания линий, узор на крисах отличается известной фактурностью или рельефом, поскольку его травили долго и вглубь, тогда как европейская традиция предусматривает мгновенное прерывание процесса при первых же признаках появления узоров (см. главу 6). Более того — полагалось время от времени подновлять рисунок легким травлением во время ежегодного ритуала генеральной чистки клинков. Смазывают крисы ароматическими маслами, и потому настоящие экземпляры обладают неистребимым «восточным» запахом. Как и в Японии, чисткой занимается особый специалист, награждаемый по завершении сложной церемонии разными хорошими подарками.
Едва ли найдется на земле другое место, где национальное оружие являлось бы основой духовной и обрядовой жизни народа так, как это происходило на островах малайского архипелага — и как оно в известной степени сохранилось до наших дней, спокойно шагнув в XXI век. Потеряв естественным образом изначальную суть предмета для умерщвления, крис, несомненно, переживет века и века в качестве талисмана и произведения специфического искусства.
Традициям выделки крисов весьма близко интересное направление обработки металлов, издавна практиковавшееся в многомудрой Индии, хотя вернее было бы расположить сравнения в обратном порядке, потому что, несомненно, технология сварки Дамаска пришла на острова с континента, а никак не наоборот.
Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.
Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…
В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий — это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…
Говорят, что ковались они только из метеоритного железа, поскольку местная железная руда очень плохого качества.
Говорят, что обладание крисом было привилегией знати и местных колдунов, а простолюдинам было вообще запрещено было владеть ими.
Говорят, что вкладываемый в ножны крис никогда не хочет «влезать» и отчаянно сопротивляется, издавая при этом шипящий звук, словно разъяренная змея.
Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?
В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик — длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.
Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.
Какие же особенности оружия ? Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.
Первой, по-настоящему полной книгой, познакомившей Европу с крисами, был фундаментальный труд известного сатаниста и колдуна Джеральда Б. Гарднера, изданный в Англии в 1939 г. и переизданный повторно в 1973 г. Эта работа до сих пор остается классической по предмету. Представленная в ней информация ценна тем, что чудовищный автор едва ли не треть сознательной жизни провел на Борнео и знает обо всем из первых рук, лично.
Итак, крис по справедливости может считаться национальным символом народов, населяющих целое созвездие островных и полуостровных государств — Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней и т. д. По мнению специалистов, это оружие зародилось как вид где-то между IX и XIV веками. Понадобилось около 200 лет для того, чтобы он приобрел внешность, дожившую до наших дней практически без изменений и знакомую сегодня уже многим. Жители каждого из островов оспаривают друг у друга право называть именно свою землю родиной криса, но самые древние упоминания о нем найдены в яванской мифологии. На Филиппинах и Малайзии крис был и остается обязательной частью национального костюма, как кинжал наших горцев или меч самурая. Раньше всякий мужчина обязан был постоянно носить хотя бы один, а во время войны — до трех крисов. При этом главный клинок располагался, как повсюду в мире, у левого бока, а два дополнительных — справа и сзади. В мирные дни единственный крис помещали справа, и другое его положение считалось агрессивным, неприличным и оскорбительным.
Скорее всего, искушенный читатель уже отметил целый ряд совпадений с самурайской этикой, и надо сказать, что таких параллелей просматривается великое множество. Кое в чем экзотические клинки даже сумели переплюнуть невероятно ритуализированный японский меч, так как церемониальный и мистический аспекты криса гораздо утонченнее, нежели у их смертоносных собратьев. Специальностей у криса тьма — фамильная реликвия, объект наследования, символ социального статуса, визитная карточка, культовый инструмент, оружие, палаческая оснастка для приведения в исполнение смертных приговоров и т. д. В точности как в самурайских семьях, крис передавался от отца к сыну, и порой это было единственное наследство. Последний нищий не дерзал отойти к предкам, не завещав чаду хотя бы его.
В качестве своеобразного удостоверения личности крис четко характеризовал владельца, беззвучно и правдиво повествуя о его социальном положении, профессии, вероисповедании и «прописке». Большая часть информации считывалась с поверхности ножен. Так, на Яве их красный цвет говорил о принадлежности к царской семье, зеленый — к рангу министров, коричневые носили придворные, а черные — рядовые обыватели. Памор — рисунок дамаска — также не выбирался по настроению. Мастер мог наотрез отказаться делать клинок, не соответствующий статусу заказчика. Некоторые виды были запретными для простолюдинов как предназначенные лишь венценосным особам. Кроме того, неправильно подобранный узор мог навредить. К примеру, если крестьянин вынуждал изготовить для него крис с рисунком «бунтел маит», имитирующий силуэт савана, характерный для военного сословия, то этим саваном вскорости могли накрыть его самого. Разумеется, прекрасные крисы были наградным оружием, так сказать, «с царского плеча», а также могли служить своего рода верительной грамотой, точно визитка в наши дни. Если вас пригласили на некое торжество или свадьбу, а вы по уважительной причине не в состоянии прибыть лично, следовало вместо себя послать крис как полноценный и признанный заменитель.
Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.
Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцу
Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.
Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.
Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.
В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.
Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами
Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.
Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» — символизирует единство, власть и богатство.
Мистическая составляющая культа крисов не просто существенна — она огромна. Если в Японии взаимоотношения с мечом зиждятся на эстетике и отработанном этикете, то аура криса есть прежде всего аура колдовская, оккультная и насквозь таинственная. Местный фольклор переполнен волшебными историями о крисах, способных предупреждать владельца об опасности, грохоча в ножнах, способных летать по воздуху и разить врагов, словно небесная кара, убивать на расстоянии, когда хозяин не поленится просто указать острием на неприятеля и так далее. Из клинка могла течь вода и, подобно самурайским мечам, некоторые крисы имели злобную душу, причиняя владельцу неисчислимые беды вплоть до могильного исхода.
В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.
Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.
Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском «Параратоне» («Книге царей»), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирипев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли.
Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Так же, кинжал вешали у входа в дом, в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис носился по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошенных гостей.
Среди легендарных кисов – крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в 14 в. в период расцвета государства Маджипахит. Крис оказался могущественным, но «своенравным». В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.
Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.
Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.
Техники реального, а не колдовского боя с крисом в руках мало отличаются от техник использования любого иного короткого оружия на близкой дистанции. Значительный угол наклона рукоятки делает хват почти пистолетным и смещает акценты в сторону преобладания колющих ударов. Если клинок волнистый, то он способен на чрезвычайно коварный и полезный (смотря для кого) маневр — автоматически подстраиваться под препятствие, словно бы интуитивно находя в нем слабое место. В частности, крис сам подворачивается в руке, чтобы войти между ребер плашмя, а не остановиться, уткнувшись в кость. Хотя и мелкие, но отчетливые зубцы на гандже, своеобразной плоской гарде криса, позволяли ловко прихватывать чужое оружие. История знает множество примеров использования в гуще битвы сразу двух крисов, при помощи которых могучие герои производили опустошение в рядах противников.
Знакомство с португальцами, с их рапирами и шпагами, заставило модернизировать крис, создав длинную его разновидность, именуемую «панджанг», получившую вдобавок вторую, мрачную профессию инструмента для казни. Помимо классического короткого криса известны большие, тяжелые модификации, своего рода мечи — «калис» с островов Сулу и «сунданг» с Минданао. Их длина достигала 60 см при ширине клинка 5 см. Но даже они остаются более колющим, нежели рубящим или хотя бы универсальным оружием.
Существует распространенное заблуждение относительно формы («дапур») криса. Отчего-то большинство людей полагают, что он имел только один вид — извилистый, «пламенеющий», наподобие змеи. Действительно, подобная разновидность является самой популярной, но вместе с тем изрядное число клинков прямы, сохраняя прочие детали монтировки вполне традиционными. Возможно, начало любви к изогнутым линиям следует искать в индуистских змеиных культах, тем более что и сами названия форм содержит это скользкое слово — прямые клинки именуются «сарпа тала» (созерцающая змея), а витиеватые — «сарпа лумука» (движущаяся змея). Всего же видов дапура известно около 150. Количество извивов никак не произвольно и обязательно нечетно. Обычно их от 3 до 13, а самые популярные — 3, 9 и 13. Счет «волн» ведется от рукоятки, и каждая имеет свое собственное сакральное значение. Суммируясь, они насыщают клинок тем или иным смыслом:
3 - верность и удача;
5 - любовь к носителю знаний (ученому, гуру);
7 - порядочность, честность, достоинство;
9 - невозмутимость, выдержка, лидерство;
11 - благородство, великодушие, изобилие;
13 - мощь, сила, миролюбие.
Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и острый ум.
Но какова технология столь одухотворенного оружия?
Как всякий слоистый дамаск, крис ковали с использованием полос различного химического состава, а затем шлифовали и вытравливали, проявляя тем самым сварочный рисунок. При этом подход к изготовлению оставляет далеко позади синтоистскую атрибутику японских мастеров. Те просто готовили себя к процессу сотворения меча, стараясь вложить в холодную сталь свою чистую душу, мало соотнося все это с параметрами, скажем так, будущего владельца. Ну, разве что грозная репутация или высокий ранг последнего заставляй! слегка подтянуться и проявить особенное рвение и скрупулезность. В случае с крисом дело обстояло сложнее. Считалось, что источник его астральной мощи кроется в гармоничном слиянии искусства кузнеца и натуры клиента. А потому настоящему мастеру обязательно требовались исчерпывающие сведения о личности заказчика, в первую очередь — дата и место его рождения. Также крайне важным было очное знакомство. Разумеется, маэстро молился, постился и обходился без сна (в точности как в Японии), но (!) при этом то же ожидалось и от соучастника по таинству. Конечно, никто не стоял у него над душой, проверяя рвение в аскезе, однако если он хотел получить действительно волшебный предмет, то, как мы говорим сегодня, «совесть — лучший контролер».
Дальше начинается путаница. Некоторые источники сообщают, что для изготовления криса требовалось 12 кг железа, 0,5 кг никеля и небольшой (?) железный метеорит, не считая соответствующего количества древесного угля. Давайте разбираться: если учесть, что 15-сантиметровый клинок весил около 200 граммов, а здоровенный 60-сантиметровый монстр дотягивал до килограмма, то все равно непонятно, куда исчезал остальной материал, потому что никакой угар, нагар и прочая окалина не в состоянии съесть больше 10 кг ценного сырья. Теперь насчет никеля. Поистине, загадка, каким образом туземное население умудрялось получать этот металл XX века, для извлечения которого из особенных и редких руд даже сегодня нужны высокотехнологичные производственные мощности и специальное оборудование. Пусть удивительный факт остается на совести тех, кто подкинул его на всеобщее обозрение.
Наличие метеорита выглядит куда естественнее, тем более что изрядная их часть как раз железо-никелевые, а потому вариант изготовления легированных клинков достаточно правдоподобен. Но вот относительно процентного содержания этого полезного элемента… Те же источники говорят о 3 или 5%, хотя прекрасные марки нержавеющих сталей обходятся десятикратно меньшими цифрами — соответственно, 0,3 и 0,5%, и лишь чрезвычайно высоколегированные, жаропрочные и жаростойкие, пассивные в отношении едких сред особые марки содержат до 14% никеля. Сомневаюсь, что вам удастся с первого раза произнести наименование одной из них — 10Х17Н13М2Т.
Сообщается также, что на отменный крис у высококлассного мастера уходил год работы. Неясно, чем он умудрялся заниматься, если даже в Японии укладывались в гораздо более сжатые сроки, хотя крис отнюдь не полируется до зеркального блеска три недели подряд. Вероятно, в общую копилку попадало время, затраченное на тончайшую резьбу рукоятки, выделку ножен, и так далее, но японский меч содержал несравненно больше художественно оформленных (и как оформленных!) деталей. Таким образом, время и материя исчезали невесть куда. Воистину колдовское оружие!
Как всякий дамаск, малайская сварочная сталь после травления показывала великолепный памор — поверхностный узор. Особенностью практически всей тамошней традиции является довольно значительная его величина. То есть, попросту говоря, клинки крисов содержат малое количество слоев металла, причем наиболее распространены именно те, в которых равномерность структуры выдерживалась весьма точно. Внешне это сказывалось так, что линии рисунка (если он был продольным).
И струились от рукоятки до острия, не прерываясь и не путаясь между собой.
Различают два вида памор:
Различают два вида памор:
самостоятельно и непредсказуемо формировавшийся в процессе ковки клинка «памор тибан», заранее оговоренный с клиентом и сформированный сознательно и целенаправленно «памор рекан».
Принято считать, будто неверно избранный тип способен навредить владельцу. Вообще же мастерство оружейников достигало такой искушенности, что они могли создавать любые композиции. Так, в годы победного шествия ислама распространилась мода на крисы с изображением стихов из Корана. По направлению залегания узор достаточно четко делится на две категории — продольный (млумах) и поперечный (миринг), отдаленно напоминающий птичье перо. То ли в силу заметно меньшей прочности, то ли по каким-то мистическим причинам, но миринг не получил широкого распространения, чего не скажешь о его победоносном сопернике. Всеобщее мнение приписывало продольному узору несравненно большую демоническую силу, да и крепостью он превосходил собрата благодаря оптимально ориентированной внутренней структуре. Разновидностью продольного является несколько «разбитый» рисунок, состоящий из деформированных причудливым образом колец и петель, чем-то напоминающий поверхность лужи под дождем или замысловатую текстуру дерева. Разумеется, безграничной силой обладали клинки с изображением стилизованной человеческой фигуры.
Длина криса никоим образом не выбиралась из простой прихоти, а задавалась совокупностью личностных параметров заказчика. Истово верующие при этом важном действе предавались чтению сутр, и могли отказаться от превосходного экземпляра, если тот не подходил им по размеру. Способы травления узора абсолютно те же, что и везде, за исключением химического состава ванны. Лишенные сомнительных благ цивилизации, смуглые мастера не имели понятия о промышленных кислотах, используя взамен сок недозрелых плодов, в основном цитрусовых. Такой реактив работал медленно, но верно, а в союзе с соединениями мышьяка и морской солью придавал темным фрагментам узора аспидно черный тон, которого мы не находим в Европе. Помимо всего прочего, многие клинки отравлялись крепким, долговечным ядом. И отнюдь не пустым звуком выглядит предостережение хранителя оружейной коллекции Эрмитажа, сделанное одному моему доброму знакомому, когда его тихонько впустили в бездонные музейные запасники, строго-настрого запретив прикасаться именно к крисам во избежание таинственной и неотвратимой смерти.
Кроме большого размера и контрастного сочетания линий, узор на крисах отличается известной фактурностью или рельефом, поскольку его травили долго и вглубь, тогда как европейская традиция предусматривает мгновенное прерывание процесса при первых же признаках появления узоров (см. главу 6). Более того — полагалось время от времени подновлять рисунок легким травлением во время ежегодного ритуала генеральной чистки клинков. Смазывают крисы ароматическими маслами, и потому настоящие экземпляры обладают неистребимым «восточным» запахом. Как и в Японии, чисткой занимается особый специалист, награждаемый по завершении сложной церемонии разными хорошими подарками.
Едва ли найдется на земле другое место, где национальное оружие являлось бы основой духовной и обрядовой жизни народа так, как это происходило на островах малайского архипелага — и как оно в известной степени сохранилось до наших дней, спокойно шагнув в XXI век. Потеряв естественным образом изначальную суть предмета для умерщвления, крис, несомненно, переживет века и века в качестве талисмана и произведения специфического искусства.
Традициям выделки крисов весьма близко интересное направление обработки металлов, издавна практиковавшееся в многомудрой Индии, хотя вернее было бы расположить сравнения в обратном порядке, потому что, несомненно, технология сварки Дамаска пришла на острова с континента, а никак не наоборот.
Крис, остров Бали
Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.
Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…
В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий — это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…
[media=http://www.youtube.com/watch?fea
ture=player_embedded&v=KNsYI2zYUls]
ture=player_embedded&v=KNsYI2zYUls]
Комментарии1