Смерть - почему она и с косой
Фрэнк Фразетта. Женщина с косой. 1969
С давних времен люди одушевляли различные природные явления. Солнце, ветер, гроза – все это считалось объектами, управляемыми богами. Жизнь – плодородие, как и Смерть – сбор урожая (уже наводит на мысль, откуда коса) в понимании людей древности также были чем-то божественным. Это и стало причиной, по которой в различных существующих и уже ушедших культурах Смерти придают образ человека. Так же как и Жизни – образ Бога, по «образу и подобию» которого мы с вами и созданы.
В чем смысл жизни? В пределах жизни это тяжело понять, поэтому люди и попытались выйти за рамки жизни, назвав то, что там – Богом. Так же тяжело понять и Смерть.
В чем смысл жизни? В пределах жизни это тяжело понять, поэтому люди и попытались выйти за рамки жизни, назвав то, что там – Богом. Так же тяжело понять и Смерть.
Альфред Ретель. Смерть-победитель. Гравюра на дереве из цикла «Еще одна пляска смерти». 1849 г.
Символом плодородия у первобытных людей был серп. А если точнее – символом сбора урожая. И так же как люди собирают урожай к сроку, Смерть «собирала урожай» в положенное, известное только ей, время. Отсюда и пошло, что «от Смерти не уйдешь».
Серп использовали для ручного скашивания – за один раз можно срезать только небольшие пучки травы. Для более эффективного сбора урожая лучше подходила коса. Если в далекие времена Смерть приходила к одному или нескольким людям «косила серпом», а, например, когда свирепствовала чума, – тут серпом она бы не обошлась, – и люди «дали ей в руки» косу.
Способы ведения войн в те времена также могут дать понимание, почему в руках Смерти серп или коса. В древнем Египте серпы дали начало мечам. В Средневековье поверженному рыцарю легче всего было вскрыть доспех серповидным клинком, а восставшим крестьянам легче всего было использовать косы как оружие. Ни одна война не прошла без «выкашивания» людей, к тому же, смерть несли люди – вот и еще один шаг для создания образа человека с косой.
Жан Милле "Смерть и дровосек" 1859г.
Почему Смерть изображают в виде костлявой старухи?
Во-первых, костлявость указывает на «неживость» того, кто за этим стоит. Противоречие Жизни. Ведь здоровый живой человек не будет таким. А больной, медленно подходящий к смерти, костлявым к ней и приходит. И, естественно, что и сама Смерть не могла иметь вид здорового человека.
Во-вторых, почему старая. Тут все просто: старые люди ближе всего к смерти.
И, в-третьих, почему старуха. Одно из объяснений: Бог (жизнь) – он, скорее, мужчина. Смерть же – его противоположность – женщина. Другое, более приятное для женщин, объяснение: женщина дает жизнь, женщина ее и забирает.
Уэймут 1985 г.
А, может, все намного проще? Люди стали хоронить умерших, не отдавая их на съедение, вот и увидели, как выглядит скелет. Монахи одели балахон, крестьяне дали косу – она острая и изящнее, чем топор. А, может, у них другого ничего и не было?
Комментарии2