Краткая история мафии
Мафия - это криминальное сообщество, первоначально сформировавшееся на Сицилии во второй половине ХIХ века и распространившее свою деятельность на крупные города США и других стран. Представляет собой объединение (семью) криминальных групп, имеющих общую организацию, структуру и кодекс поведения (омерту). Каждая группа работает на определенной территории.
В последние десятилетия слово «мафия», употребляемое не всегда к месту, стало расхожим. Пришло оно в русский и множество других языков из Италии, но даже там, на его прародине, происхождению слова и обозначаемому им явлению нет однозначных объяснений, на этот счет имеются лишь разные предположения. Однако же не столь важна этимология слова, сколь сама суть мафии. Как относиться к этой организации? Настолько ли она страшна на самом деле и были ли в ее богатой истории действительно «славные страницы», которыми можно по праву гордиться?
ИНДУСТРИЯ НАСИЛИЯ
Прилагательное mafiusu, возможно, происходит от арабского mahyas, означающего «хвастовство, бахвальство». По мнению социолога Диего Гамбеты, в XIX веке на Сицилии термин mafiusu в отношении людей имел два значения: «заносчивый задира» и «бесстрашный, гордый». Вообще существует множество вариантов расшифровки этого термина. Слово «мафия» непосредственно в отношении преступных группировок впервые было озвучено в 1843 году в комедии Гаэтано Моска «Мафиози из тюрьмы Викариа».
А через 20 лет Антонио Гваптерио, префект Палермо, впервые использовал его официально: в докладе правительству он писал: «Так называемая мафия, то есть преступные ассоциации, стала смелее». Леопольдо Франчетти, путешествовавший по Сицилии и написавший в 1876 году одну из первых серьезных работ о мафии, охарактеризовал ее как «индустрию насилия».
Он писал: «Термин «мафия» подразумевает класс жестоких преступников, претендующих с учетом той роли, какую они играют в жизни сицилийского общества, на особое для себя название, иное, нежели просто вульгарное «преступники», как в других странах».
Впоследствии термин «мафия» стали использовать также для обозначения любых этнических преступных группировок, отчасти копирующих структуру классической сицилийской мафии (например, мафия мексиканская, японская, кавказская, русская и т. д.). На родине, в Сицилии, мафия имеет собственное имя коза ностра. Но полной идентичности тут нет: коза ностра — всегда мафия, но не всякая мафия коза ностра. В тех же Италии, США или Японии действуют каморра, ндрангета, сакра, унита, якудза и другие национальные мафии.
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ ИЛИ РАЗБОЙНИКИ?
Пресловутый кодекс поведения мафии, написанный, согласно легенде, одним из «крестных отцов» коза ностры, Сальваторе Пикколо, состоит из 10 заповедей. Вот некоторые:
1. Никто не может сам подойти и представиться кому-то из наших друзей. Он должен быть представлен другим нашим другом.
2. Никогда не смотрите на жен друзей.
3. Ваш долг — всегда находиться в распоряжении «семьи», даже если ваша жена рожает.
4. Являйтесь на назначенные встречи вовремя.
5. Уважительно обращайтесь с женами... ит. д.
Согласитесь — вполне сойдет в качестве правил поведения порядочного джентльмена. Заповеди мафии носят отнюдь не рекомендательный характер, за их неуклонным соблюдением зорко следит глава клана («семьи») — Дон.
Возможно, исходя из этого, а также благодаря стараниям авторов голливудских боевиков сложился устойчивый облик типичного мафиози. Примерно такой:
• всегда одет в дорогой черный в белую полоску костюм, на голове широкополая фетровая шляпа-борсалино, на ногах черные лакированные туфли;
• гладко выбрит или носит короткие пижонские усики;
• длинный плащ, под которым угадывается автомат Томми или пара кольтов;
• говорит гнусаво-сиплым голосом;
• ездит исключительно на «кадиллаке», двигатель которого никогда не глушит при остановке.
ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ И ОБРАТНО
За свою почти двухвековую историю мировая мафия явила миру целую плеяду донов, обретших широкую известность. Первое имя, всплывающее в памяти при упоминании мафии, это легендарный Аль-Капоне, или Большой Аль. Он родился в1899 году в Неаполе, в семье парикмахера. Еще мальчишкой вместе с семьей отправился в Америку, как и многие бедные сицилийские семьи тех лет. Они поселились в нью-йоркском Бруклине.
Семья бедствовала, еле сводила концы с концами. Вскоре Капоне оказался в рядах молодежной банды. Благодаря своей мощной комплекции он был очень полезен в бесконечных разборках уличных банд, промышлявших грабежами и разбоями. Достигшего совершеннолетия Аль-Капоне заметил босс нью-йоркской мафии Фрэнк Айяле, через пару лет передавший 21-летнего парня своему криминальному коллеге — боссу чикагской мафии Джонни Торрио.
У того в Чикаго были серьезные проблемы с одним из конкурирующих кланов. Торрио нужен был человек, который сможет завоевать в Чикаго репутацию беспредельщика и которого будут бояться не только местные жители, но и враги группировки Торрио. Аль-Капоне отправился в Чикаго вместе со своим новым боссом. Вот там и появился на свет Большой Аль, наводящий своей силой и невероятной жестокостью ужас не только на местных обывателей, но и на гангстеров-конкурентов. Вскоре он сместил своего босса, став фактически королем преступного мира Чикаго, а может, и всей Америки.
Дело дошло до того, что президент США назвал Капоне «врагом общества № 1». На нем висело множество убийств, но ни одно из них не удавалось доказать — свидетелей не находилось. Тогда в 1931 году Аль-Капоне был арестован и приговорен к 11 годам тюрьмы, штрафу в 50 000 долларов и конфискации имущества за уклонение от уплаты налогов.
После пяти лет, проведенных в неприступной тюрьме Алькатрас на одноименном острове в заливе Сан-Франциско, у Капоне открылся застарелый сифилис, начались проблемы с психикой. К тому же в стычке с другими заключенными он получил ножевое ранение. В 1939 году Аль-Капоне вышел на свободу беспомощным и больным. Власть в Чикаго к этому времени уже захватили его вчерашние дружки. Брошенный всеми, он умер в 1947 году в результате инсульта.
Но Большой Аль — лишь один из многих известных «крестных отцов» коза ностры. Не менее популярен был в свое время Вито Кашо Ферро, именуемый обычно Доном Вито. Этот с иголочки одетый статный мужчина с аристократическими манерами усовершенствовал иерархическую систему мафии. Он же ввел понятие u pizzu — право на торговлю, которое получают от мафии, (естественно, не бесплатно) не члены клана. Дон Вито придал мафии международный размах, еще в 1901 году отправившись в Нью-Йорк и наладив связи с местными мафиози.
При этом был столь активен, что после возвращения Вито на Сицилию сюда же прибыл борец с мафией — нью-йоркский полицейский Джо Петрозино. Однако он был сразу же застрелен на одной из городских площадей Палермо. Подозрение пало на Дона Вито, но один из депутатов сицилийского парламента на суде поклялся святой Марией, что на момент убийства обвиняемый был у него на обеде.
И все же в 1927 году Чезаре Мори по прозвищу Железный префект удалось надолго упрятать Дона Вито за решетку. Когда в 1943 году Сицилия подверглась воздушной бомбардировке перед вторжением союзников, тюрьма была немедленно эвакуирована. По странной случайности эвакуировали всех, кроме Вито, впоследствии списав это на чрезвычайную спешку. Знаменитый глава мафии умер спустя неделю в своей камере от истощения.
ВЫГОДА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Но итальянская мафия не только грабила и занималась рэкетом. Случалось ей принять участие и в событиях исторических. 4 мая 1860 года на Сицилии, находящейся под властью главы так называемого Королевства обеих Сицилий, вспыхнуло восстание против короля. Мафия, уже представлявшая собой серьезную силу, воздерживалась до поры от участия, выжидая, куда склонится чаша весов.
Неизвестно, как бы сложилась судьба и Сицилии, и мафии, если бы не Джузеппе Гарибальди, который во главе отряда «краснорубашечников» высадился на острове. Повстанцы, а теперь и мафиози примкнули к нему и, совместными усилиями свергнув правящего островом Франциска Бурбонского, привели к власти народного героя Италии. Однако мафия понимала, что всякая сильная власть будет препятствовать ее деятельности. Поэтому, занимая руководящие посты, мафиози вынудили Гарибальди покинуть остров и создали все условия для своей последующей гегемонии не только на Сицилии, но и в других регионах Италии.
ВРАГ НОМЕР ОДИН
За всю историю итальянской мафии нашелся лишь один человек, которому удалось всерьез ее приструнить и при этом остаться в живых. И этим человеком стал Бенито Муссолини. В 1922 году после известного «похода на Рим» Муссолини пришел к власти. В стране установился фашистский режим. Через год Муссолини решил посетить Сицилию. Его сопровождал тот самый Железный префект Чезаре Мори.
Прибыв на остров и увидев количество охраны, обеспечивающей его безопасность, Дуче быстро понял всю серьезность ситуации, сложившейся на мафиозной вотчине. В то время власть здесь фактически принадлежала некоему Дону Чиччо, который сделал большую ошибку, панибратски обратившись к Муссолини. Вскоре бедняга оказался в тюрьме. Очевидно, что мафия, будучи сильной и организованной структурой, была опасна для молодого фашистского государства.
Муссолини не мог на тот момент допустить наличие в стране еще одной какой бы то ни было силы. В результате принятых крутых мер часть мафиози была расстреляна, а спасшиеся боссы отсиживались в подполье. Только Вито Дженовезе (он же Дон Витоне) умудрился втереться в доверие к Дуче, поставляя наркотики его зятю, графу Галеаццо Чиано.
Но когда Вито понял, что фашистам осталось не долго быть у власти, он тут же переметнулся на сторону вторгшихся в страну американских войск, став переводчиком у полковника армии США. И все же закончил он свои дни в тюрьме — весьма распространенное завершение карьеры для человека его рода деятельности.
В результате гонений на мафию во времена фашизма резко вырос поток мафиози в США, где многие сицилийцы осели уже в конце XIX века, поэтому вновь прибывшим было за что зацепиться.
ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ?
Шел 1943 год. Вторая мировая война в разгаре. Успешно завершив разгром немецко-итальянских войск в Северной Африке, западные союзники готовились к вторжению в Европу. После анализа ситуации плацдармом для дальнейшего продвижения вглубь континента была избрана Сицилия. Совместная операция английских и американских войск под кодовым наименованием «Хаски» готовилась в строжайшем секрете, дабы обеспечить эффект внезапности.
А тем временем на территории самих США вовсю работала «пятая колонна», всячески саботируя отправку воинских грузов в Европу. Еще в феврале 1942 года был осуществлен поджог трансатлантического лайнера «Нормандия». Диверсию приписали сочувствующим гитлеровскому режиму иммигрантам — докерам итальянского происхождения, работающим в порту Нью-Йорка. Контрразведка, зная, кто в порту истинный хозяин, обратилась за помощью к Джо Ланца, известному рэкетиру портовых доков, потребовав, чтобы он навел порядок в своем хозяйстве.
Тот в свою очередь намекнул, что может осуществить антидиверсионную операцию только совместно со своим боссом — Чарли Лучано (он же Счастливчик Лучано), в то время отбывающим 50-летний срок в американской тюрьме. Рыцарям плаща и кинжала ничего не оставалось, как согласиться.
Идя на сделку с одним из главарей преступного мира, они надеялись рассчитаться лишь переводом Лучано в более комфортабельную тюрьму и впредь не прибегать к его помощи. Как только за дело взялась мафия, все встало на свои места. Шпионы были пойманы, виновные наказаны, диверсии прекращены. Все остались довольны.
Но вскоре американцам вновь пришлось идти на поклон к главарям преступного мира. Для успешного, с минимальными потерями-проведения сицилийской операции союзникам требовались точные топографические данные местности и поддержка местного населения. Ну а кто, как не сицилийские иммигранты, могли предоставить такую информацию. И кто, как не боссы мафии, могли оказать влияние на местных жителей. Счастливчику было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. Эта сделка коренным образом изменила и ход дальнейших событий в Европе, и судьбу самого Лучано.
С его помощью были мгновенно налажены связи с сицилийскими донами, для которых весть о предстоящем свержении Муссолини стала бальзамом на душу. Они подключили к делу всех преданных людей. Были начерчены наиточнейшие топографические карты местности, куда предстояло высадиться союзным войскам, налажена сеть шпионов.
В деле участвовал даже правящий всей Сицилией Калоджеро Виццини — Дон Кало, как его называли. 14 июня 1943 года, на 5-й день после успешной высадки союзников, в небе над городком Виллальба, что находится неподалеку от Палермо, появился американский самолет, на обоих бортах которого была начертана огромная буква L.
Она была хорошо видна всем жителям города. Из самолета был выброшен сверток. Развернувшие его люди нашли платок с вышитой буквой L, точно такой же, как на самолете. Это был знак. Знак того, что Счастливчик Лучано передает привет своим землякам и сообщает им, что настало время действовать. Так началось освобождение Сицилии от фашистов и одновременно возрождение мафии.
В мае 1945 года специальная комиссия штата Нью-Йорк за особые заслуги досрочно освободила Счастливчика из тюрьмы и депортировала в Италию — страну возрождающейся мафии. Там этот профессионал своего дела до последних дней жизни руководил международным преступным «Синдикатом», опутавшим к 50-м годам XX века своими нитями весь мир. А сам Лучано, благополучно доживший до 1962 года, был торжественно похоронен как национальный герой.
Комментариев пока нет