Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
14
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Всячина

«Ныряющие пушки»




«Триад» против «Энрико Тоти»


Этот необычный бой произошел у самой подошвы итальянского «сапога» – у мыса Колонне. 9 октября 1940 года британская подлодка T-класса «Триад» (HMS Triad) лейтенант-коммандера Джорджа Солта (George Stevenson Salt) вышла в поход с Мальты. 15 октября в 01:10 «Триад» установила обоюдный визуальный контакт с итальянской крейсерской подлодкой «Энрико Тоти» (R.SMG. Enrico Toti) под командованием капитано ди корветта (капитан 3-го ранга) Бандино Бандини (Bandino Bandini). «Тоти» возвращалась на базу в Бриндизи после неудачного выхода в море – у нее вышли из строя электромоторы.

Итальянцы опознали замеченную лодку как субмарину класса «Персей». Противники поменяли курс и начали сближение друг с другом. Британцы первыми открыли огонь из своего 102-мм палубного орудия. Итальянцы ответили огнем из двух спаренных 13,2-мм пулеметных установок и сделали три выстрела из 120-мм палубной пушки, добившись двух попаданий в «Триад». Британцы попали в «Тоти» один раз, всадив снаряд в рубку и ранив при этом двух итальянских подводников.

Во время артиллерийской дуэли противники не забыли и о торпедном вооружении. Первой торпеду выпустила «Триад». Выстрел был точным, но итальянцам чудом удалось увернуться, и торпеда прошла буквально в нескольких метрах от «Тоти». Бандини также ответил торпедой, которая попала в британскую лодку, но… не взорвалась – ее взрыватель не успел встать на боевой взвод из-за небольшой дистанции до цели!

Чуть позже командир «Триад» решил выйти из боя и погрузиться, но уходящая под воду лодка была поражена двумя очередными торпедами, которые успела выпустить «Тоти». Итальянцы не обнаружили на поверхности выживших – «Триад» погибла со всем экипажем. С момента обнаружения лодками друг друга до гибели «англичанки» прошло, по разным данным, не более 30–45 минут.


«Триад» была совсем новой подводной лодкой, вступившей в
строй лишь в сентябре 1939 года.


Долгое время считалось, что жертвой «Тоти» пала другая британская субмарина – «Рэйнбоу» (HMS Rainbow). Она в паре с однотипной подлодкой «Регент» (HMS Regent) была отправлена для действий в районе залива Таранто и ни разу не вышла на связь после того, как покинула гавань Александрии 23 сентября 1940 года. В 1988 году эта версия была изменена, и теперь принято считать, что «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.

Таким образом, «Рэйнбоу» уступила «Триад» печальную славу единственной британской субмарины, потопленной итальянскими подлодками в ходе Второй мировой войны. Итальянцы были столь горды этой победой, что включили сюжет боя в художественный фильм «Альфа Тау!» (Alfa Tau!), снятый ими в 1942 году.

Интересный факт – сын Джорджа Солта, родившийся за полгода до гибели отца, пошел по его стопам и тоже сумел печально прославиться. Когда 4 мая 1982 года в ходе конфликта из-за Фолклендских островов ракета с аргентинского штурмовика попала в британский эсминец «Шеффилд» (HMS Sheffield) и отправила его на дно, командиром корабля был кэптен Джеймс Фредерик Томас Джордж «Сэм» Солт. «Шеффилд» стал первым британским военным кораблем, потопленным с момента окончания Второй мировой.


Лодка «Энрико Тоти», вступившая в строй в 1928 году,
единственная из всех упомянутых в рассказе пережила
войну. В 1943 году она была выведена в резерв,
а в 1946 году пущена на слом


Почему бой «Триад» и «Тоти» вообще состоялся? Причины, побудившие Бандини принять вызов, понятны – у «Тоти» были неисправны электромоторы, что лишало её возможности уклониться от боя погружением. Не ясно, почему Солт так лихо, в стиле корсаров XVII века, бросился сражаться с итальянцами, что в итоге привело к гибели его самого, «Триад» и всего экипажа. Возможно, на этот вопрос поможет ответить история второго подобного боя между итальянской и британской субмаринами, который произошел полгода спустя.

«Триумф» против «Сальпы»


26 июня 1941 года британская подлодка T-класса «Триумф» (HMS Triumph) лейтенант-коммандера Уилфрида Вудса (Wilfrid John Wentworth Woods) вышла в поход из Александрии, чтобы занять позицию в заливе Сирт у побережья нынешней Ливии, и уже утром следующего дня добилась успеха в лучших традициях британского флота.

В восемь часов утра Вудс в перископ заметил на расстоянии в 2000 ярдов всплывающую вражескую субмарину. Противник набрал ход и начал активно маневрировать, что делало невозможным торпедную атаку. Тогда Вудс решился на то, что можно назвать только лихим кавалерийским наскоком.


Вошедшая в строй флота в мае 1939 года, подлодка «Триумф»
действовала на Средиземном море, где потопила и повредила
более десятка немецких и итальянских кораблей и судов.
Лодка погибла в январе 1942 года у берегов Греции —
вероятнее всего, подорвавшись на мине.


Спустя 11 минут после обнаружения противника «Триумф» всплыл и, сблизившись до дистанции в 1500 ярдов, открыл огонь из палубного орудия и пулемета. Удивительно, но противник бой принял! На палубу субмарины выскочили артиллеристы, которые открыли огонь по «Триумфу».

Бой длился семь минут, за это время британцы выпустили 33 снаряда, добившись, по их данным, пяти попаданий. Если сделать расчет по времени, то палубное орудие «Триумфа» выпускало по противнику один снаряд в 12–13 секунд. Получается, что Вудс в буквальном смысле пер на противника, сокращая дистанцию, чтобы его артиллеристы били по врагу в упор, практически не целясь.

Тактика огневого подавления противника себя оправдала. Вражеская пушка после пяти выстрелов замолчала, брошенная расчетом. После попаданий неприятельская лодка начала садиться в воду кормой. Видимо, Вудс этого и ждал, так как в 08:18 с расстояния в 600 ярдов «Триумф» выпустил две торпеды, одна из которых поразила врага, вызвав мощный взрыв. Когда осела вздыбившаяся вода, и рассеялся дым, на поверхности осталось только нефтяное пятно. Британцы не заметили в воде ни одного человека.


Подводная лодка «Сальпа» вступила в строй итальянского
флота в декабре 1932 года. До своей гибели она успела
совершить 15 боевых походов. Фото сделано во время
спуска субмарины на воду — орудие на палубе
еще не установлено.


Так нашла свою гибель итальянская субмарина «Сальпа» (R.SMG. Salpa) под командованием тененте ди вашелло (капитан-лейтенант) Ренато Гуанньи (Renato Guagni). Вместе с ней на дно отправились четыре офицера и 44 рядовых и старшины.

Бой у Бенгази


28 июня Вудс получил приказ перейти к мысу Матапан, где ожидался проход вишистского конвоя, везшего подкрепления в Сирию. Никого не обнаружив, «Триумф» 2 июля вновь занял позицию в заливе Сирт, где спустя трое суток у Бенгази снова дал бой в лучших традициях сэра Френсиса Дрейка.

5 июля в 22:22 Вудс заметил стоявшие на якоре судно и траулер ПЛО. Он принял решение атаковать, и спустя 20 минут лодка сократила дистанцию до 100 ярдов (!), в упор открыв огонь из орудия и пулемета по траулеру. Шесть первых выстрелов зажигательными снарядами были результативными, и, выпустив седьмой снаряд под ватерлинию полыхавшему траулеру, Вудс перенес огонь на торговое судно, которое он оценил в 1500 брт. По «торговцу» лодка вела огонь уже с расстояния 800 ярдов.

Выпустив 15 зажигательных снарядов, Вудс решил перейти на обычные, тем более, что судно уже горело.


102-мм палубное орудие британской подлодки T-класса. Орудие
устанавливалось на надстройку впереди рубки и защищалось
волноотбойником. Часть надстройки, на которой стояло орудие,
имела возможность поворачиваться в обе стороны на 90 градусов.
На снимке орудие и его его обслуга подводной лодки
«Талисман» (HMS Talisman), февраль 1942 года (
Imperial War Museums).


В этой атаке «Триумфом» на самом деле были потоплены итальянские буксир «Данте ди Лютти» (Dante de Lutti) на 266 брт и торговое судно «Нинфеа» (Ninfea) на 607 брт.
Стоит отметить, что после того, как первый снаряд был выпущен, «Триумф» вписала себя в историю подводной войны весьма необычным образом. Дело в том, что дерзкая атака Вудса переполошила береговые батареи, которые начали обстреливать наглеца. Один из залпов с берега лег рядом с лодкой, окатив подводников на мостике водой.
Вудс решил покинуть разворошенное осиное гнездо и приказал отходить в сторону глубокой воды. Как оказалось впоследствии, фонтан воды сопровождал попадание в лодку, хотя англичане этого не поняли. Как выяснилось по возвращении на базу, снаряд с береговой батареи продырявил балластную цистерну №1, но для «Триумфа» и его экипажа всё закончилось благополучно.

«Ныряющие пушки»


Описанные случаи, на самом деле, далеко не единственные, когда командиры подводных лодок шли на подобный риск и атаковали при помощи артиллерии вражеские подлодки, малые военные корабли, береговые объекты и т.п. Разумеется, это не означало, что британские подводники не использовали торпеды. Часто после неудачной торпедной атаки их субмарины всплывали для того, чтобы завершить начатое при помощи пушек.

Порой при ознакомлении с действиями английских субмарин возникает ощущение, что британцы считали их больше «ныряющими пушками», чем носителями торпед. Это косвенно говорит как об исключительной агрессивности командиров, желавших добиться результата в поражении одиночных целей, так и о недостаточном противодействии авиации ПЛО противника, позволявшей британским субмаринам применять артиллерию.


Артиллеристы немецкой крейсерской подлодки U 103 (тип IXB)
за обслуживанием палубного 105-мм орудия. Несмотря на то,
что немецкие субмарины также несли сильное артиллерийское
вооружение, концепция его применения существенно отличалась
от тактики английских подлодок — немцы предпочитали
действовать наверняка и в артиллерийские дуэли не вступать.


Любопытно, что основные противники британцев, немцы, имели совершенно иной взгляд на использование подводными лодками артиллерии. Так, ряд пунктов из V раздела их «Наставления для командиров подводных лодок» гласил:

«Ныряющие пушки»


В одном из своих произведений Валентин Пикуль утверждал, что командиры английских подводных лодок были заинтересованы в каждом пуске торпед в боевых походах, так как производящие их фирмы якобы выплачивали им за это премию. Однако скорее можно предположить, что подобные премии выплачивали производители артиллерийских снарядов, так как на примере Вудса и его коллег видно – англичане жалели их куда меньше, чем торпеды. Конечно, в обоих случаях это не так – бравые британские моряки воевали исключительно за отечество и корону.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 8 месяцев
    Все ж таки составители немецкого наставления правы - пушка для ПЛ не является типичным оружием. Не зря же даже на наши послевоенные "ЭСки" перестали их устанавливать.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}