Colorado Avalanche
История
Команда «Колорадо Эвеланш» («Лавина»), базирующаяся в американском штате Колорадо, является правопреемницей славной канадской команды «Квебек Нордикс» (на канадском слэнге «Северяне»), представлявшей в Национальной хоккейной лиге канадскую провинцию Квебек, в которой в хоккей играли, как говорится, «испокон веков». Впрочем, это явление характерно не только для Квебека, но и практически для любого другого уголка Страны Кленового Листа, где хоккей всегда был и остаётся спортом номер один.
Примечательно, что команда из этой провинции участвовала в первом чемпионате НХЛ, который прошёл в 1917 году (кстати, этот год впоследствии и стали считать годом рождения Национальной хоккейной лиги), и в котором, помимо «Квебек Бульдогз» («Бульдоги») - именно так тогда называлась команда - участвовали ещё пять команд: по две из Торонто и Монреаля и одна из Оттавы.
Долгий век «Бульдогам» не был уготован, ибо в следующем чемпионате команда уже не участвовала (по финансовым причинам) , а вскоре и вовсе распалась. Хоккей после этого в Квебеке, естественно, не умер, однако на высшем уровне команды из этого города не играли.
Это «безвременье» продолжалось до 1979-го года, когда в НХЛ была принята команда под названием «Квебек Нордикс». Официальная дата рождения клуба - 22 июня 1979 года. Главным тренером вновь созданной команды стал Жак Дэмэр, впоследствии получивший в Лиге достаточно широкую известность, не в последнюю очередь благодаря работе с «Детройт Ред Уингз». Капитаном был назначен Марк Тардиф, а обязанности генерального менеджера исполнял Морис Фильон.
«Первый блин» у возродившегося «Квебека» вышел комом, и команда с 61-м очком (тогда, напомним, каждая команда Лиги в регулярном чемпионате проводила по 80 матчей) заняла последнее место в своей конференции. Однако, затем «Нордикс» постепенно, шаг за шагом, и, надо заметить, довольно быстрыми темпами, стали выбираться из записных аутсайдеров в середину турнирной таблицы, набирая порядка 50% возможных очков.
Пик «Квебек Нордикс» пришёлся на середину 80-х годов, когда команда, ведомая Мишелем Бержероном, постоянно набирала в среднем больше очка за игру и уверенно попадала в плей-офф. Однако, подобная стабильность длилась недолго, и невезучий «Квебек» опять пополз вниз по турнирной лестнице. Падение началось с сезона 86/87, за результаты в котором Бержерон был снят с должности главного тренера команды, а Морис Фильон, до того момента являвшийся бессменным генеральным менеджером команды с первого дня её основания, освободил свой кабинет для Мартина Меддэна. В чемпионате 87/88 обязанности главного тренера в «Квебек Нордикс» исполняли уже Андре Савар и Рон Лапойнт. Но, видимо, судьбе всё же было угодно, чтобы города Квебека на карте НХЛ не было, ибо то, что стало происходить с клубом с конца 80-х и вплоть до момента продажи в американский Денвер, с трудом поддаётся описанию (за исключением, разве что, сезонов 92/93 и 94/95, но об этом чуть позже) . Два года подряд «Северяне» занимают последнее место в Лиге по набранным очкам, причём в регулярном чемпионате 89/90 и вовсе набирают 31 (!!!) очко. После этого руководство клуба, видимо, уставшее искать добра от добра, вернуло на капитанский мостик Мишеля Бержерона, а обязанности генерального менеджера вместе с Меддэном стал исполнять наш старый знакомый - Морис Фильон. Но прежние рубежи так и остались непокорёнными - непонятно по какой причине прогневавшийся на «Квебек» Хоккейный Бог продолжил своё «возмездие»: опять последняя строчка в таблице с 46 очками.
В это самое время в команду пришёл Пьер Паже, который сначала руководил командой в дуэте с Дэйвом Чемберсом, а затем занял этот пост единолично. Спустя год, Паже уже определял и кадровую политику клуба - руководство наделило его для этого всеми необходимыми полномочиями, в том числе и полномочиями генерального менеджера.
Именно в это время стал закладываться фундамент того «Квебека»/«Колорадо», который в 96-м году с блеском завоюет главный трофей североамериканского хоккея - Кубок Стэнли. Как раз в те годы в команду стали приходить такие игроки, как Джо Сакик, который, кстати, с 1992-го года до сих пор является капитаном команды , Валерий Каменский, Петер Форсберг, Оуэн Нолан, Сильвен Лефевр, Адам Фут и другие. Сейчас эти имена известны на всю Лигу, тогда же это были лишь молодые подающие надежды игроки. Естественно, что эти хоккеисты, как, впрочем, и вся команда, заблистали не сразу. И если в сезоне 91/92 от последнего места «Северян» (52 очка) спасли только что образовавшиеся и проводящие свой первый регулярный чемпионат в Национальной хоккейной лиге «Сан Хосе Шаркс» (39 очков), то уже в следующем году «Нордикс» набрали рекордные в своей квебекской истории 104 очка, в итоговой таблице двух Конференций пропустив вперёд себя только «Бостон Брюинз», «Чикаго Блэк Хоукс» и «Питтсбург Пингвинз».
Немного сбавив обороты на следующий год, «Квебек», несмотря на многочисленные финансовые неурядицы, вновь «выстрелил» в укороченном из-за локаута сезоне 94/95, когда набрал 65 очков и занял первое место в Восточной конференции, а в итоговой таблице всей Лиги разместился на втором месте после находящегося тогда в фаворе «Детройта» (70 очков). Как ни печально, но огромный прогресс в игре команды никак не сказался на её тяжёлом финансовом положении, и терпящие убытки хозяева вынуждены были продать нерентабельных «Северян» из небогатой, да и к тому же проводящей драконовскую налоговую политику Канады в более благополучные в этом плане США.
В качестве небольшой ремарки стоит отметить, что «Квебек» оказался не одинок в своём горе: из-за огромных налогов, а также из-за отсутствия поддержки хоккея со стороны правительства, из страны Кленового Листа через год после «Нордикс» сменил прописку ещё один канадский клуб - «Виннипег Джетс» («Реактивщики»), прописавшийся в США в городе Финиксе, штат Аризона, и получивший название «Финикс Койотис» («Койоты»). Финансовые страсти не утихают в Канаде до сих пор. А в прессе нет-нет да и проскакиваю сообщения о том, что либо «Эдмонтон», либо «Калгари», либо «Оттава» скоро сменят «место жительства». И пока, судя по ситуации, всё именно к этому и идёт.
Но вернёмся в «Квебек Нордикс», или, точнее сказать, к «Колорадо Эвеланш», ибо именно так стали именоваться «Северяне» после того, как переехали в горный штат Колорадо. Перед тем, как открыть «золотые» страницы хоккейной истории «Квебека»/«Колорадо», стоит немного рассказать о Денвере, а точнее, о развитии Денвера, как хоккейного города...
Вообще говоря, первая профессиональная команда появилась в Денвере в 1963-м году. Предтечей профессионального хоккея в Денвере явилась команда «Денвер Фэлконз» («Соколы»), основанная в июне 1950-го года и игравшая в Американской Хоккейной Лиге (АХЛ). Владели «Соколами» Вилл и Эдди Николсоны, а также Чарльз Боччер Третий. Они и пригласили в команду первого главного тренера - Билли Хука, работавшего ранее в клубе «Нью-Йорк Рейнджерз». «Соколы» прекратили своё существование уже через год, летом 1951-го года, вместе с распадом АХЛ, и хоккейному Денверу пришлось ждать ещё целых восемь лет, прежде чем в городе появилась следующая команда. Произошло это в 1959-м году, блягодаря Евгению Клиффу. Команда получила название «Денвер Маверикз» («Бродяги») и все домашние матчи проводила в «Колизее». Однако, и этой команде была уготована более, чем короткая жизнь: фактически она развалилась быстрее «Соколов» - не протянув и года «Бродяги» расформировались по ходу сезона. Разобранная «на запчасти» команда переехала в Миннесоту, где получила название «Миннеаполис Миллерз» («Мельники»). Но и эта команда в хоккейной летописи не оставила сколь-нибудь значимого отпечатка и вскоре затерялась где-то на задворках.
Следующим шагом было образование в Колорадо новой команды под названием «Денвер Инвэйдерз» («Захватчики»), которая поначалу являлась собственностью клуба НХЛ «Торонто Мэйпл Лифс». Как и предыдущие покорители сердец горного штата («Маверикз»), «Захватчики» тоже «оккупировали» «Колизей». Но затем, боссы «Мэйпл Лифс» перевезли денверскую команду на новую арену в штат Бритиш Коламбия. О дальнейшей судьбе этого коллектива история, к сожалению, умалчивает...
В январе 1968-го года произошла ещё одна попытка создания в городе профессиональной команды. На этот раз коллектив назывался «Денвер Спёрз» («Шпоры») и выступал в Западной Хоккейной Лиге (ЗХЛ) США. Поиграв четыре года, в 1972-м году клуб был продан Ивану Муллениксу. В 1974-м году «Шпоры» уже играли в Центральной Хоккейной Лиге (ЦХЛ), а уже через год перешли в Мировую Хоккейную Ассоциацию (МХА). То, что произошло с командой потом, вообще покрыто мраком неизвестности: отправившись в 1976 году на очередной выезд, «Спёрз» будто растворились.
Но пришёл таки праздник в горный Колорадо и в его столицу - город Денвер! Наконец-то многострадальные денверские болельщики были вознаграждены за своё терпение: руководство НХЛ объявило о своём решении принять Денвер в Лигу. Радости горожанам добавил тот факт, что к этому моменту в городе было закончено строительство нового ледового дворца, и «МакНиколз Арена» была сдана «под ключ».
В НХЛ вступила команда под названием «Колорадо Роккиз» («Скалы»). Через два года Джек Викерз, тогдашний владелец команды, решил перепродать клуб Артуру Императоре, который, в свою очередь, настоятельно хотел перевезти своё новое приобретение в Медоулэндз, штат Нью-Джерси, но поскольку там ещё не была достроена до конца ледовая арена, руководство Лиги отклонило ходатайство Императоре. В 1980-м году Императоре продал команду Питеру Гилберту. Гилберт смог получить у НХЛ разрешение на переезд, который, однако, состоялся уже при следующем хозяине, ибо чуть ранее «Роккиз» были проданы Джону Макмаллену, который и перевёз их в Нью-Джерси в 1982 году. С тех пор это уже не «Роккиз», а всем известные «Нью-Джерси Дэвилз», играющие на сегодняшний день одну из ведущих ролей в Национальной хоккейной лиге.
Хоккейный Денвер опять окунулся в атмосферу 50-60-х годов, когда в городе возникали сменяющие друг друга с калейдоскопической быстротой командочки. Так в 1982-м году лёд «МакНиколз Арены» временно заполнили выступавшие в ЦХЛ «Колорадо Флэймз» («Языки Пламени»), главным тренером которых, между прочим, являлся Пьер Паже - тот самый Паже, что десять лет спустя внёс весомый вклад в подъём «Квебек Нордикс».
Несмотря на все усилия владельца «Флэймз» Дуга Спеддинга, в конце сезона команда развалилась. 1986-й года вернул в Денвер хоккей в лице «Колорадо/Денвер Рейнджерз», права на которых находились у Денниса Чэмпайна и Майка Илича-младшего. Последний «не потянул» команду в финансовом плане, и компаньоны продали команду Ричарду Гэрри и Синди Шленкеру осенью 1988-го. Однако, новым владельцам не удалось изменить бедственное финансовое состояние клуба, и в июне 89-го они были объявлены банкротами.
И опять четыре года Денвер по существу жил без хоккея, пока в 1993-м году не образовались «Денвер Гризлиз» («Гризли»), выступающие в первенстве Интернациональной хоккейной лиги (ИХЛ) и являющиеся собственностью Дэвида Илмора и Дионны Тутл. Надо сказать, что в сезоне 94/95 «Гризлиз» стали самой посещаемой командой ИХЛ, собирая в среднем во 12000 человек за игру. Также впервые в столицу штата Колорадо пришла большая победа, ибо «Гризли» победили в Лиге, завоевав Кубок Тёрнера (в ИХЛ это аналог нхловского Кубка Стэнли). Но это было лишь начало - город, уже один раз вкусивший прелесть НХЛ, желал повторения ощущений, незаслуженно отнятых у него судьбой в начале 80-х.
И вот в мае 1995-го года корпорация КОМСАТ объявило о покупке прав на владение командой НХЛ «Квебек Нордикс». В это же время «Гризли» переехали в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Первого июля 1995-го года КОМСАТ купил «Северян». Примечательный факт: за 37 дней, прошедших с того момента, когда стало известно, что в Денвере будет команда НХЛ, в городе было продано 12000 сезонных абонементов. 10 августа 1995-го года Национальная хоккейная лига получила команду под названием «Колорадо Эвеланш».
С тех пор в многострадальный Денвер, можно сказать, пришла «золотая» пора большого хоккея.
Стоит отметить, что кардинальных перестановок в руководящем составе команды новые владельцы делать не стали: у руля «Эвеланш» остались уже целый год вместе (ещё со времён «Нордикс») молодой специалист Марк Кроуфорд (главный тренер) и Пьер Лакруа (генеральный менеджер). Тщательно собранная команда вышла в НХЛ на ведущие позиции.
Достаточно сказать, что уже в свой первый после переезда в Колорадо сезон команда выиграла для города Кубок Стэнли - то, о чём жители этого города ещё пару-тройку лет назад и мечтать не могли. Причём, выиграла поистине триумфально, в полуфинале одолев маститый «Детройт», которого практически все уже называли без пяти минут обладателем Кубка, а в финале «всухую» переиграв сенсационно пробившуюся туда «Флориду Пантерз».
Как уже было сказано выше, успех этот пришёл не вдруг, а явился результатом долгой и кропотливой работы руководства команды, где наряду с Паже, также восторженных слов заслуживает и его тёзка - Лакруа, которому непостижимым образом удалось собрать под знамёна «Эвеланш» многочисленных «звёзд» НХЛ. А уж построением команды-«звезды» занялся Кроуфорд, который справился со своей задачей на «отлично». Патрик Руа, Сандис Озолиньш, Клод Лемье - всех этих игроков приобрёл для команды Пьер Лакруа, и все они сыграли ключевую роль в выигрыше «Лавиной» Кубка Стэнли’96.
С тех пор не проходит сезона, чтобы специалисты не называли «Колорадо Эвеланш» в числе фаворитов регулярного чемпионата или Кубка Стэнли. Оно и неудивительно. Мало кто может устоять перед горной лавиной.
Комментарии12