Фаланга – монстр из класса паукообразных
Фалангами или сольпугами этих крупных паукообразных называют у нас в России. В остальных странах они наиболее известны как «верблюжий паук» (из-за пустынной среды обитания) или же «скорпион ветра» (из-за высокой скорости передвижения).
В мире их насчитывается около 1000 видов. Характер этих паукообразных полностью соответствует их внешнему виду. Вдобавок они чрезвычайно прожорливы. Так в неволе фаланга может есть до тех пор, пока не лопнет, в буквальном смысле.
Фаланги, или сольпуги, или бихорки, или верблюжий паук (лат. Solifugae) — отряд паукообразных (Arachnida). Населяют засушливые области.
Фаланги — довольно крупные паукообразные. Среднеазиатская фаланга, например, достигает в длину 5—7 сантиметров. Их тело и конечности покрыты длинными волосками. Щупальца-педипальпы, расположенные впереди, очень похожи на конечности и выполняют их функцию.
Все фаланги очень подвижны и почти все они — ночные хищники. Фаланги плотоядны или всеядны, питаются термитами, пчелами, жуками-чернотелками, и другими мелкими членистоногими, но также могут употребл*ть в пищу более крупных животных, например, ящериц.
Внешний вид сольпуг достаточно необычен.
Длина их тела достигает 5-7 сантиметров, но есть и небольшие виды, которые не превышают 15 мм. Все их длинное тело покрыто многочисленными волосками и щетинками, которые придают сольпуге еще более угрожающий внешний вид.
Фаланги характерны для пустынных областей.
На территории бывшего СССР фаланги встречались в Нижнем Поволжье, Калмыкии, Северном Кавказе, Закавказье, в республиках Средней Азии, в Казахстане. В Европе также известны в Испании и Греции. Встречаются на южном берегу Крымского полуострова.
Фаланги в большинстве активны ночью. Днем они прячутся в различных укрытиях, под камнями, в норах грызунов и других животных, или сами роют норы с помощью хелицер, отбрасывая землю ногами. Некоторые используют одну и ту же нору длительное время, другие каждую ночь устраивают новое логово. Ночные виды привлекаются различными источниками света. В жарких пустынных районах фаланги нередко приходят на свет костра, скопляются под фонарями, проникают в освещенные жилые помещения.
Фаланги чрезвычайно прожорливы и поедают самых различных животных, с которыми только могут справиться, главным образом насекомых, а также многоножек, пауков, мокриц и др. Они вылавливают термитов, прогрызая стенки их построек. Крупные фаланги нападают на небольших ящериц, птенцов мелких птиц, детенышей грызунов.
В схватках со скорпионами при равных размерах противников обычно побеждает фаланга. Добыча молниеносно схватывается, крепко удерживается, разрывается и разминается хелицерами. Некоторые виды известны в Калифорнии как опустошители ульев. Ночью, пробравшись через леток в улей, фаланга уничтожает большое количество пчел. Дно улья покрывается их остатками, а фалагна с раздутым брюшком от обилия проглоченной пищи не в состоянии выйти из улья через леток. Утром пчелы зажаливают ее насмерть.
Интересно, что при атаке фаланга устрашает противника громким звуком, получаемым при соприкосновении и трении хелицер друг о друга.
Благодаря специфической форме тела фаланги чрезвычайно подвижны и маневрены. Отдельные особи способны развивать скорость 16 км/ч. Это их свойство обусловило происхождение одного из названий вида на английском языке – «wind scorpion» («Скорпион ветра).
Фаланги предпочитают засушливый климат и пустынную местность. Таким образом, чаще всего они встречаются в крупнейших мировых пустынях. Удивительно, но фаланги практически не распространены в Австралии.
Крупной особи фаланги под силу прокусить кожу человека и это делает фаланг опасными для людей. Дело в том, что хотя у фаланг нет желез, вырабатывающих яд, и специфических приспособлений для его впрыскивания, как у их ближайших родственников – пауков и скорпионов, но на их челюстях часто остаются фрагменты предыдущих жертв, гниющие и вследствие этого – весьма токсичные. При попадании в открытую рану при укусе образовавшиеся в результате разложения вещества могут вызвать как местное воспаление, так и общее заражение крови. Сам по себе укус фаланги даже без последствий – вещь неприятная и болезненная.
Как отряд фаланги имеют следующие научные названия: Solpugida, Galeodea, Solifugae Sundevall, Mycetophorae. Из общеупотребительных названий фаланг стоит отметить русские варианты – бихорки, сольпуги – и английские – wind scorpion, sun scorpion, camel spider, sun spider.
Так как фаланги наиболее распространены в пустынных областях, то и окраска у них подходящая для такой среды обитания – песчано-желтая или буро-желтая, встречаются и более светлые виды. Несколько тропических видов имеют яркую окраску.
Особенностью сольпуг является их мощная развитая трахейная система. Основные трахейные стволы открываются парными дыхальцами на брюшке у задних краев второго и третьего сегментов.
Эти паукообразные в большинстве случаев активны ночью, но есть и солнцелюбивые виды. Большинство сольпуг прячутся от дневного света в укрытиях: под камнями, в норах грызунов или же сами выкапывают себе норки.
С наступлением периода размножения самец находит самку с помощью обонятельных органов на педипальпах. Само спаривание происходит ночью. Самец выпускает на поверхность почвы клейкое вещество со сперматофорами, потом подхватывает его хелицерами и переносит в половое отверстие самки. После этого ему лучше поскорее убраться, так как самка после оплодотворения становится очень подвижной и агрессивной, и может съесть самца.
Через некоторое время она отправляется на сооружение норки, куда откладывает от 30 до 200 яиц. Развитие эмбрионов происходит уже в яйцеводах самки, поэтому из отложенных яиц уже вскоре появляются маленькие сольпуги. До первых линек они практически неподвижны. Но после, их новые покровы расчленяются и твердеют, а на теле появляются волоски. Самка находится рядом с потомством, пока оно не окрепнет. Некоторые предполагают, что она приносит им еду.
Отталкивающую картину обжорства фаланг можно воспроизвести при содержании их в неволе. Если фаланге предоставить неограниченное количество пищи, например, подносить ей пинцетом насекомых, то она наедается настолько, что брюшко раздувается и может даже лопнуть. Такая обреченная на гибель фалагна тем не менее продолжает схватывать и поедать подносимую ей пищу, пока хелицеры не перестанут двигаться. В природе такие случаи, по-видимому, исключены: наевшаяся фаланга с увеличенным брюшком теряет способность гоняться за добычей, раньше чем насытится чрезмерно.