Несколько примеров, когда люди смогли спасти вымирающий вид несмотря на все трудности
Человечество на протяжении всей своей истории занималось истреблением животных. А вот борьба за спасение исчезающих видов началась относительно недавно. К счастью, некоторые свои ошибки людям удается исправить. Сегодня мы расскажем, как совместными усилиями ученых и активистов из разных стран мира удалось спасти животных, которые были на грани исчезновения.
Если и есть остров невезения, то это — Пуэрто-Рико. По крайне мере, для пуэрто-риканского амазона. Всё началось с того, что на некогда девственной земле поселились люди и принялись активно вырубать лес. На пернатых это повлияло так сильно, что к 1975 году в природе осталось всего 13 птичек. Тогда-то человеки начали чесать репу и думать, как сохранить оставшихся попугаев.
Думаете, на этом несчастья закончились? Как бы не так! В 2017 году на остров налетает сразу два урагана — Мария и Ирма. В результате погибает от 15 до 20 диких птиц. Цифры, может, и не большие, но только не для вымирающего вида, у которого каждая особь на счету. Приложив огромные усилия, вопреки всем катаклизмам, браконьерам и ворам, зоозащитникам всё же удалось не только сохранить вид, но и преумножить его! По состоянию на декабрь 2020 года в дикой природе насчитывается около 150 пуэрто-риканских амазонов, в неволе находится еще около 400 птиц.
У тасманийского дьявола судьба не менее драматичная. Вид спасли, но сейчас он вновь находится на грани полного исчезновения. Всё началось с того, что прибывшие в Тасманию колонисты сразу невзлюбили зверька. Они-то и начали называть его дьяволом. Отчасти из-за ужасающего рева, будто из самой преисподней, отчасти — из-за нападений зверя на домашних птиц. Как итог, популяция сумчатого редела с каждым годом.
В 1941 году вид берут под охрану. Всё происходит достаточно успешно: популяция увеличивается до 140 тыс. особей. Но тут случается эпидемия. Она выкосила почти всё восстановившееся поголовье — 120 тысяч зверей! Болячка, которой сумчатые начали массово заражаться, называется лицевой опухолью дьявола — DFTD (devil facial tumour disease).
Как несложно догадаться, болезнь поражает морду животного. На ней начинают неконтролируемо расти злокачественные опухоли, да так быстро, что за год они приводят к летальному исходу. Так как дьяволы — животные драчливые, DFTD моментально распространился. У 80% поголовья наблюдались признаки этой болезни.
Самое страшное, что у заразы нет никаких ранних признаков. Зараженное животное можно определить лишь тогда, когда становится слишком поздно. Сейчас ученые снова борются за жизнь дьявола. Изучают болезнь, чтобы найти лекарство, и попутно переселяют здоровых особей в новые места обитания.
А бермудский буревестник, символ бермудских островов, буквально восстал из мёртвых. Популяция этих птиц стала уменьшаться, как и всегда, с появлением людей на островах. Крупные пернатые служили морякам отличным обедом — за ночь убивалось до 4000 птиц.
Дело людей продолжили домашние животные — завезённые на остров крысы, кошки, собаки и свиньи вытаптывали кладки, съедали птенцов и птиц. Ситуация настолько ухудшилась, что бермудские буревестники попали под один из самых ранних законов об охране природы. Но он не помог — вид внесли в список вымерших аж в 17 веке.
Так и ходил бермудский буревестник в покойниках 300 лет. Пока в 1951 году исследователи не увидели 18 гнездящихся пар вымерших птиц. Сейчас за пернатыми ведется пристальное наблюдение: вид стали разводить в неволе, а экосистему начали активно восстанавливать. И небезрезультатно: на 2015 год насчитывается около 300 особей.