Памяти Клиффа Бёртона
10 февраля Клиффу Бёртону, превосходному бас-гитаристу, исполнилось бы 45 лет....
Текст большой, но очень интересный
CLIFF BURTON
1962 - 1986
10 февраля 1962, в 21:38, в долине Кастро у Жан и Рей Бfртон родился сын, которого они назвали Клиффорд Ли Бартон. .Жан и Рей оба были хиппи из Сан-Франциско, наверное поэтому Клифф не носил ничего кроме клешей, хотя в то время это была не такая уж популярная одежда. Рей Бартон был уроженцем Теннесси, а его жена из Калифорнии. У Клиффа были старший брат Скотт и сестра Конни. 19-ого мая 1975, в семействе Бартона произошла трагедия, Скотт Дэвид Бертон умер в результате мозговой аневризмы. Он скончался в 11:50, по пути в больницу. Ему было всего 16. Возможно, это дало Клиффу такой большое стремление к жизни. И теперь, в Маршальской Начальной школе, в Долине Кастро есть мемориальная доска в честь Скотта и Клиффа, где они учились.
Клифф рос тихим и спокойным. “Он был очень дружелюбным, внимательным и заботливым мальчиком, и ужасно честным” – вспоминает Жан, “Я порой восклицала: “ Клифф! Ну, нельзя же быть честным до такой степени!“. “В 22 месяца он уже начал учиться! – рассказывает отец музыканта, мы были обеспокоены и даже справлялись у врача – нормально ли это? “Таким образом, уже во втором – третьем классе Клифф был порядком образованней своих сверстников, что однако не мешало юному вундеркинду иметь множество друзей.
Юношой он играл в бейсбол в небольшой Лиге. Клифф был самым молодым ребенком во дворе, Все смеялись на его длинные волосы, на что в ответ он всегда говорил: ” Они (волосы) когда-то будут кормить меня!” Все любили, этого уникального паренька, к тому же всегда жизнерадостного, и с хорошим чувством юмора. С раннего возраста, было понятно, что у Клиффа огромная тяга к музыке. Уже, в шесть лет он начал учиться играть на виоланчеле (это его первый музыкальный инструмент). А в колледже изучал фортепьяно и после окончания учебы был очень подкован в теории музыки, любил не только классику, но и блюз, джаз. Стив Доэртай преподавал бас-гитару Будущему кумиру миллионов с сентября 1978 по январь 1980. Он учил Клиффа разным стилям, от классического до того же джаза и вот, как вспоминает своего самого знаменитого ученика: "Клифф был прекрасным студентом, сосредоточенным, к тому же очень дисциплинированным, он всегда знал то, чего хотел. Не могу припомнить, что бы он приходил с неготовым уроком. У нас было множество всевозможных занятий по изучению техники. И уже тогда я слышал какие-то необыкновенные, странные ритмы в его манере игры". Стив всегда описывал Клиффа, как потрясающего ученника. "У меня было много серьезных студентов, но Клифф имел тот редкий внутренний заряд, чтобы кое-чего достичь в музыке, и именно так и вышло. Я не могу объяснить, но это уже тогда было видно, когда я еще только преподавал ему".
В 1980 Клифф закончил школу. И сразу присоединился к группе Truama . Известно также, что он играл в группах Easy Street, Agents Of Misfortune. В то время его музыкальными предпочтениями были: Misfits «Walk Among Us», Blue Oyster Cult «On Your Feet Or On Your Knees», Robin Trower «Twice Remowed From Yesterday», GBH «City Baby, Attacked By Rats», Be Bop Deluxe «Live In The Air-Age», Tank «Filth Houds Of Hades», Thin Lizzy «Black Rose», Lynard Skynard «Second Helping», Misfits «Earth A.D», CCR «Chronical», Eagles «Greatest Hits 1971 – 1975», Fanfland Shark «EP», Thin Lizzy «Live», Walter Carlos «Switched On Bach», A. D. 2.000.000. «Maxwell Tapes»
Любимыми группами Клиффа были Thin Lizzy, Aerosmith, R.E.M., Black Sabbath, Samhain, Mistfis. А среди басистов он равнялся на Джеди Ли из Rush и Гизера Батлера из Black Sabbath.
“Конечно, я очень любил и многих гитаристов,- рассказывал Бертон, - Джимми Хендрикс, Ули Рот, Майкл Шенкер, оба гитариста Thin Lizzy, Тони Йоми – все они оказали также большое влияние на меня ". Примерно в то время Клифф познакомился с Faith No More, особенно подружившись с Дэниелем Донато и Джимом Мартином. Они часто приходили к Клиффу домой, вместе или играли, или просто сидели, смотрели видео и болтали на разные темы, засиживаясь порой до утра.
«Потом, с парой своих приятелей мы объединились в группу под названием Easy Street и играли в баре «Сан-Матео», - говорил Клифф Бертон, - мы исполняли довольно разнообразный материал, но главным образом очень глупый. Играли разные кавер-версии. С ними я проиграл года два, пока не встретил Trauma. Я решил, что там я уж точно смогу чего – то добиться, да впрочем, и другого выхода–то у меня не было.»
Тогда–то Клифф и решил стать профессиональным музыкантом. «Мы были согласны, потому что знали, что Клифф никогда не бросал слов на ветер», - вспоминает Жан Бертон,- мы с мужем сказали: «O ’ кей, мы даем тебе 4 года. Все это время будем кормить тебя, платить за жилье. Но если по прошествии этого время не увидим никаких твоих достижений и ты все еще будешь топтаться на месте изволь тогда найти другую работу». Конечно Клифф был согласен, и помимо репетиций и концертов с Trauma, продолжал заниматься дома, играя по 4-6 часов каждый день, все время повторяя: «Музыкант какой–нибудь подвальной команды несомненно играет намного лучше меня».
Однако у Клиффа начались трения с другими музыкантами Trauma. Те неожиданно стали больше думать о деньгах, чем о музыке, что никоим образом не поддерживал Клифф, уже твердо решивший посвятить этому всю свою жизнь. Впрочем как показало время, из Trauma ничего путного так и не получилось. Британская рок-энциклопедия 1984 года издания выразила все это буквально двумя строчками: «Trauma – американская группа, играющая в кабаках и клубах за небольшую плату. Однажды они открывали концерт Saxon».
В это самое время Клифф Бартон и встретился с Ларсом и Джеймсом из Metallica. Сразу же после того, уже можно сказать, исторического концерта Trauma, оба Metallicа-вца, одержимые чумовым укротителем четырех струн рванули за сцену в его поисках. Наверное они очень удивились когда, вместо того ужасающего монстра, что был на сцене, они увидели тихого худощавого парня, но Джеймса с Ларсом это ничуть не смутило, и они на перебой начали рассказывать про свою «супер – группу» Metallica, равной которой в мире просто нет. Однако Клифф Бертон, что называется, не поддался на провокацию. Он спокойно выслушал своих новых знакомых и также спокойно сказал, что не собирается никуда уходить из своей группы. Но Клифф так крепко засел в головах основателей Metallica, что сдаваться они не собирались. «Они звонили ему из Лос Анджелеса каждую неделю, - вспоминает мать Бертона, - но Бертон все не соглашался». А через месяцок–другой и Клифф попал на сейшн Metallica. Парни ему понравились, но смущало одно: Metallica, была группой из Лос Анджелеса, а Клифф-то, жил в Сан-Франциско. И если бы проблема была только в перемене места жительства! При одной только мысли, что ему придется работать на этой «протраханной глэмовой сцене Лос Анджелеса». Клиффу становилось не по себе.
Заехать на пару выступлений – это еще куда ни шло, но остаться там навсегда – уже было выше его сил. И Клифф Бертон по-прежнему был тверд: «Нет!». Так и потекали день за днем, месяц за месяцом. Metallica все звали Клиффа к себе, Клифф же все отказывался. «Мы просто не могли успокоиться, - вспоминает Ларс,- что нас потрясло - у Клиффа были и способности и свой стиль, в то время как обычно приходиться выбирать между одним и другим». «Никогда не забуду одну из наших встреч еще до Metallica, - продолжает Хэтфилд, - мы уже были знакомы с Клиффом, и как-то, приехав в Сан-Франциско, шатались по Бродвею в 2 часа ночи и говорили о музыке. Клифф тогда подал нам идею для песни. Он жужжал нам рифф, родившийся у него в голове, размахивал хаером в разные стороныи я твердо решил , что этот маньяк во что бы то ни стало должен играть в нашей группе». А тут еще, в начале декабря, ушел Рон МакГоуни (первый басист Metallica). Его подруга услышала, как-то разговор Джеймса и Ларса, превозносящих Клиффа Бертона до небес, и поведала обо всем Рону. Тот оказался парнем сообразительным и поняв, что ловить ему тут больше нечего, тихонечко исчез. Исчез, как в переносном так и в прямом смысле: его дальнейшая судьба практически неизвестна. Услышали что-то о нем лишь в начале 1987 года, когда вместе с бывшим вокалистом Hirax Кэтоном Де Пэна он сколотил группу Phantasm и записал демо. Но дальше дела у них, видно не пошли и о группе забыли, так же как и о первом басисте Metallica Роне МакГоуни.
тем временем появились проблемы и Клиффа Бертона, как уже было сказано Trauma решила заняться коммерцией и чем дальше, тем больше притесняла Клиффа, лишая всякой творческой свободы и даже давая ему понять его второстепенную роль в группе. Из-за этого, по жизни спокойный Клифф стал даже нервным и раздражительным. И вот он вроде бы выход из положения - Metallica! Так нет, - Лос Анджелес. И тогда Клифф решает идти ва-банк: «Я поставил им твердые условия, - рассказывал потом Бертон,- сказал, что буду играть в Metallica, если они переедут в Сан-Франциско. Я всегда любил свой город, и мне совершенно не хотелось что–то делать в Лос Анджелесе. А они все равно уже ни о чем не думали, так что проблем, вроде никаких и не было». И в самом деле – Metallica, не раздумывая, согласились.
«Договор» как и полагается, решено было скрепить алкоголем. И вот на Рождество Джеймс Ларс и Дейв (Мастейн) прибыли в Сан-Франциско, где в доме 3132 на Карлсон – бульваре, где жил Марк Уитокер, их дожидались уже сам Марк и новый бас – гитарист Metallica Клифф Бертон. Пиво, как говорится, уже стыло, но парни, минуя накрытый стол, схватили свои гитары и замочили в новом составе «Seek And Destroy». Это была фантастика! Это была настоящая Metallica! Весь январь 1983 и начало февраля занимались различными организационными вопросами, утрясали последние финансовые и личные дела, готовились к переезду. С жильем на новом месте проблем, слава Богу, не было. Ларс и Джеймс поселились у Марка Уитокера, а Дейва определили в дом к бабушки Марка. Итак, 15 февраля Metallica официально стала именоваться группой из Сан-Франциско. Переехали, и тут же за работу. Джеймс дописал, наконец, текст для «Whiplash», которую играли на концертах с ноября месяца, кроме того, доделали еще одну вещь «No Remorse». Вот эти две песни и записали в виде демо в конце февраля. А 5 марта в клубе уже родного Сан-Франциско под названием «Стоун» Metallica отыграла свой первый концерт с Клиффом Бартоном. Уже тогда он запиливал свое легендарное бас-соло «(Antstesia) Pullin’ Teeth». Это был долгожданный клич свободы Клиффа после его «заключения» в Trauma. «Antstesia» сразу же стала визитной карточкой Бартона, и присутствовала в сете самого его последнего концерта. С Metallic’ой Клифф Бартон записал три альбома. Иммено он, практически «поставил на ноги» Metallica, научил их нотам и теории музыки. Как сказал Джейсон Ньюстед – «Бартон, это Хендрикс баса».
Хочется еще сказать об одной странной команде под названием Spastic Children. Кроме басиста Клиффа Бертона и (!) Джеймса ударника, в этот проект вошли также гитарист Джеймс МакДональд и вокалист Фред Коттон. Сбственно и группой – то их нельзя было назвать – просто несколько приятелей по пьянке решили поиграть вместе, насочиняли тут же всякой билеберды, а протрезвев, просто ради хохмы, решили дать парочку сейшенов для друзей и знакомых. Падкие же до всяких сенсаций жерналисты не врубились в эту шутку и набросились на музыкантов.
Вот уж когда эта журналистская братия пожалела, что барабанщик Spastic Children не известный болтун Ларс Ульрих! Джеймса Хэтфилда в те годы непросто было развести на интервью, МакДональда и Коттона вообще невозможно было выловить, так что отдуваться за все и всех пришлось Клиффу Бертону. «Какие подробности?! – раздражено кричал он,- мы вообще не думали ни о чем. Просто как – то вечером от нечего делать мы придумали это и все, Никаких серьезных мыслей! Spastic Children – это всего лишь алкогольные глупости. И не пишите ничего про это – я не хочу , чтобы меня потом замучали подобными вопросами . Все, хватит! Забудьте.
Турне по Европе 1986 года стало последним для Клиффа Бертона. 26 сентября группа играла в Сона, одном из районов Стокгольма. Все было как обычно. В конце шоу как всегда, все четверо вышли на край сцены, благодаря фанов и прощаясь до следующего раза. Если бы кто знал, что один из них стоял на сцене последний раз в жизни!!! Около полуночи концертный автобус снова отправился в путь. Следующим вечером, 27 сентября Metallica должна была играть в Копенгагене, Дания. В 6.10 утра автобус выехал на шоссе Е–4, ведущее из Вернамо в Юнгбю, Южная Швеция. Дорога проходила рядом с лесом и многочисленными озерами. Было тихое прохладное утро. Солнце только поднималось из-за горизонта. Казалось, ничто не предвещало беды. Вдруг автобус повернул вправо и резко затормозил на расстоянии 1,80 м. от края дороги. По инерции автобус пронесло 18 метров вниз по насыпи, после чего он остановился и упал на бок. Было 6.50 утра 27 сентября 1986 года… «Обычно я всегда сидел напротив Клиффа, - рассказывает Джеймс Хэтфилд о том трагическом утре, - но у меня немного побаливало горло, а в автобусе были сквозняки, и я в ту ночь лег на заднем сидении. Проснулся я от сильной встряски и удара по голове откуда-то упавшей кофеваркой. Автобус завалился на бок, началась неразбериха. Моего соседа начало душить его же собственным одеялом, откуда-то на нас свалился Бобби Шнейдер – наш концертный менеджер. Я слышал так же, как кричит Джон Маршалл – наш роуди, который сидел рядом с Клиффом, но ничего не было видно, потому что салон наполнился дымом. Мотор гудел еще минут 5, и я думал, что автобус вот–вот взорвется. Потом все стихло, и все потихоньку начали выбираться наружу. Было довольно прохладно, и я тут же задубел. Сразу же я заметил Клиффа, он лежал весь исполосованный стеклом. Рядом бродили еще несколько человек, и самое ужасное, что никто еще не знал, что случилось». А случилось непоправимое: Клифф Бертон, 24 – летний американец, был мертв. Спящий Клифф умер, не почувствовав боли. Когда автобус начал переворачиваться, его с силой выбросило через окно, и падающая огромная машина перебила Клиффу позвоночник. Смерть наступила мгновенно.
Вскоре на место проишествия прибыли полицейскии и машины скорой помощи. Дело об аварии было поручено вести инспектру шведской дорожной полиции Эрне Петерсону. 48 летний водитель автобуса утверждал, что хотел объехать замерзшую лужу. Хотя послетщательного обследования дороги не было найдено и следа от лужи. Версии о том, что он просто–напросто заснул за рулем, шофер пытался опровергнуть, говоря, что хорошо выспался перед дорогой.В конце концов он был задержан полицией и дальнейшая история этой аварии никому не известна. Да и кому было дело, виноват ли водитель или нет? Все мысли были только о погибшем Клиффе Бертоне. Все металлисты мира были потрясены случившемся. Ушел из жизни один из лучших музыкантов, содрогавший залы и арены. Он никогда больше не выйдет на сцену – в это невозможно было поверить. Во многих городах, через которые должно было пройти турне, Фаны Металлики не сговариваясь собирались в местах так и не состоявшихся концертов, чтобы отдать послелний долг тому, кого они не знали лично, но кто, тем не менее, был им очень близок по духу. Джеймс, Ларс и Кирк потеряли, кроме всего прочего, и лучшего друга, а родители – любящего и любимого сына. «Он никогда не называл себя звездой, - вспоминает о сыне мать Клиффа Жан Бертон, - хотя и был ей. Он до последних своих дней скромно говорил, что является просто хорошим музыкантом, но никакой не звездой». «Он выбрал себе дрогу. У него была цель, и он достиг ее, - продолжает Рэй Бертон, отец музыканта, - он всегда говорил: «Когда – нибудь мы совсем потеряем нюх, но все равно будем делать то, что нам нравитя». Да, именно «мы» - Клифф никогда не говорил «Я». Он всегда думал о трех остальных и получал взаимность. Были у них, конечно, и неудачи, но я всегда восхищался сыном и его друзьями - Джеймсом, Ларсом и Кирком. Это была фантастическая компания, работающая на полном взаимопонимании. И очень печально, что Клифф так рано ушел от нас».
Что можно добавить к этому? Не каждому музыканту посвящались целые альбомы и композиции, как это сделали Metal Church в 1986 году (альбом «The Dark»). Дэйв Мастейн в песне «In My Darkest Hour» с альбома Megadeth «So Far, So Good… So What» 1988 года «выплеснул» все свои чувства и боль о рано ушедшем из жизни друге и коллеге Клиффе Бертоне. Послушайтете!
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!