Алексей Гуськов
Алексей Гуськов
Родился 20.05.1958, г. Бжега, Польша
Заслуженный артист России (2001)
Лауреат Государственной премии РФ за исполнение роли Никиты Голощёкина в сериале "Граница. Таёжный роман" (2002)
Приз "За лучшую мужскую роль" на Венецианском фестивале телевизионных фильмов за фильм "Мусорщик"
Детство
Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в Польше в городе Бжега в семье военного летчика. До шести лет он прожил в Польше, а потом его семья переехала в Киев.
Когда Алексею было 7 лет, его отец погиб "при исполнении служебных обязанностей". Алексей Геннадьевич вспоминает: "Я рано потерял отца, в семь лет. От меня скрывали, что он погиб, но я нашёл траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слёзки плясали, потому что там я прочитал: "…тр…гически погиб". И вот эта буква "а" упала, и мне так было обидно!..".
Мама постаралась сделать так, чтобы семья ни в чём не нуждалась, и у сына не было ощущения неполноценной семьи. "Мы всегда отмечали праздники, - рассказывает Алексей Гуськов. - Часто ездили в Архангельск. Я ведь по корням помор - там жили родители и папы, и мамы. Недавно я был на архангельском фестивале "Сполохи" и в музее нашёл свою родословную, составленную по церковным книгам".
С детства Алексей рос физически крепким мальчишкой. Он занимался в футбольной школе, потом увлекался тяжелой атлетикой, академической греблей, баскетболом.
Выбор профессии
В первый раз Алексей задумался об актерской профессии в девятом классе. Он вспоминает: "Математичка, очень театральная женщина, так сказала: "Алексей, у тебя хорошая фактура". Я даже затаился: "Что это такое - фактура?" А дальше она сказала: "Ты бы мог попробовать поступить в театральный ВУЗ". Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…".
Мама отнеслась к выбору сына спокойно. Она вообще старалась не подталкивать сына к выбору какой-то конкретной профессии, действовала по принципу "Уважать выбор детей". Как рассказывает сам актер, "Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу: "Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр". Но это было не неуважение, а… в общем, понимание нестабильности этого дела, актёрского".
Учеба
После окончания школы Алексей поехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Там он проучился четыре года, одновременно занимаясь в студенческом театре.
В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на премьеры - "Соло для часов с боем" и "Серсо" Анатолия Васильева, "Дон Жуан" и "Женитьба" Эфроса. Алексей под впечатлением увиденных спектаклей и, особенно, увиденной на сцене игры замечательного актера Алексея Петренко принял решение бросить учебу в Бауманском училище и сменить профессию. В 1979 году он подал документы в Школу-студию МХАТ и поступил с первого раза.
Алексей был зачислен на курс В. Монюкова. О своих учителях актер отзывается с теплотой: "У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская. Я считаю себя актёром "мхатовской школы". У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не соврать. Но вторая часть его слов звучит так: "От себя и как можно дальше". Я стараюсь дальше идти, чтобы создать, вылепить образ".
Театр
Окончив в 1983 году учебу в Школе-студии МХАТ, Алексей Гуськов пришел в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Первую роль он сыграл в спектакле "Я - женщина" по пьесе Виктора Мережко. Его герой был влюблён в главную героиню, которую играла Вера Алентова.
В 1986 Алексей Гуськов перешел в Театр на Малой Бронной. В том же году он написал пьесу "В лесу" по мотивам произведений Леонида Андреева, по которой был поставлен спектакль.
Затем Гуськов работал в театре "Детектив" (1988-1991), Театре им. Н.В. Гоголя (1991-1994). В 1994 году актер вновь вернулся Московский драмтеатр им. А.С. Пушкина, где начинал свою карьеру. А с 2003 года работает в МХАТе им. Чехова.
Из-за чего же актер так часто менял свое место работы? Алексей Геннадьевич объясняет это так: "У меня были периоды, когда я сбегал в другие театры. Не мог сидеть и ждать ролей. Для актёра невостребованность губительна. По-моему, Александр Калягин однажды сказал в интервью, что когда он на сцене начинал думать о посторонних вещах, например, о котлетах, профессия заканчивалась. Появлялось ощущение бессмысленности. А с этим ощущением нельзя ни работать, ни жить. Я не хотел думать на сцене о котлетах. И если не получал достойную работу в своём театре, уходил".
Заложник образа
Практически одновременно с дебютом в театре Алексей Гуськов дебютировал в кино, сыграв в мелодраме Ильи Фрэза "Личное дело судьи Ивановой" (1985). А первой большой работой в кино стала роль в драме Наталье Киракозовой "Дикий пляж" (1990).
Через год на экраны вышла детективно-психологическая драма "Волкодав", где Алексей Гуськов сыграл бандита Шурика Волкова. Этот фильм на какое то время закрепил за Гуськовым амплуа бандита, что совершенно не устраивало актера.
В 1995 году Алексей Гуськов в очередной раз сыграл бандита в российско-польском вестерне Марека Новицки "Золотое дно", после чего на три года оставил кинематограф.
Алексей Геннадьевич вспоминает: "С 95-го по 98 год я вообще не снимался. Меня добил один польский режиссёр. Хороший режиссёр, не буду его называть, но я играл очередного какого-то бандита типового. После "Волкодава" я никак не мог выкрутиться из этого амплуа. Так вот, он меня просил: сделай "шэлюсть" пострашнее. Я говорю: "Не надо пострашнее". Ну, наверное, назрел у меня уже некий кризис жанра, тупик. "Русская культура, - говорю, - она уж если и пугает, то не страшной челюстью всё-таки. Это с душой должно быть связано, с муками героя". А он говорит: "Ничего, не надо мучиться, у нас здесь боевик, а у тебя такая, такая, ну вот…" "Рожа, - подсказываю. - Ну да, я знаю, если я её сделаю страшной, дети пугаться будут". А он: "Ну вот, мне больше ничего и не надо!" "К сожалению, - отвечаю, - мне надо". А картина получилась ничего, боевичок - его часто показывают".
Всенародная известность
В 1998 году Алексей Гуськов вернулся в кинематограф, снявшись в психологическом триллере Георгия Шенгелия "Классик". "Я только с 98 года начал понимать, что в кино так же можно создавать образ, как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, - и мне стало необыкновенно интересно работать в кино" - говорит актер.
В 2000 году на экраны страны вышел многосерийный фильм Александра Митты "Граница. Таежный роман". Алексей Гуськов сыграл в этом фильме офицера-пограничника Никиту Голощекина. Казалось бы простой сюжет - лучший друг Голощекина Иван влюбляется в его жену, очаровательную докторшу Марину. Но дело происходит в маленьком гарнизоне на границе с Китаем. Разгораются нешуточные страсти…
Благодаря восхитительной игре Алексея Гуськова, его отрицательный персонаж Никита Голощекин для многих стал даже более привлекательным чем положительные персонажи Марата Башарова и Михаила Ефремова.
С выходом фильма, исполнители главных ролей Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие в одно мгновение стали необычайно популярными и всенародно любимыми.
На волне популярности вышел фильм Георгия Шенгелия по мотивам повести Ивана Охлобыстина "Мусорщик", где Алексей Гуськов сыграл главную роль - человека, который поставил крест на своей прежней профессии киллера, переехал из столицы в провинцию (съемки проходили в Ярославле) и стал работать дворником.
"Меня больше всего занимало в этой истории то, что главным человеком в городе оказался человек, который убирает мусор, - говорит актер. - Наверное, это так и есть. Представляете, что бы с нами было, если бы у нас грязь на улицах не убирали? К моему герою и отношение окружающих соответствующее. Он вхож в круги городской элиты. С ним общается мэр, здоровается главный банкир города. И это объясняется отнюдь не его устрашающим прошлым".
Надо сказать, что у режиссера был план снять в главных ролях нераскрученных актёров. Гуськов и был таким, когда снимался у него в авантюрной драме из жизни бильярдистов "Классик", но после выхода "Границы..." его знала уже вся страна. Георгий Шенгелия даже поругался с Гуськовым по этому поводу: на дешёвую сериальную известность-де потянуло?
Продюсерская деятельность
В роли продюсера Алексей Геннадьевич начал пробовать себя еще с 1993 года. Впервые это получилось, как признается актер как-то само-собой. Произошло это следующим образом: "В 1993 году мне предложили роль в фильме "Дорога в рай", но съёмки застопорились из-за отсутствия денег. Несколько моих друзей, бывших сокурсников по Бауманскому училищу, предложили: "Открой счёт, мы дадим тебе на кино деньги…" Обратился к одному из своих приятелей-актёров, тоже хотевшему в 91-м завязать с миром кино, и предложил: "Давай попробуем поиграем: ты - в генерального директора, а я - в продюсера и президента кинокомпании". Так началось моё продюсирование художественного кино. Это была одна из первых картин режиссёра Виталия Москаленко, замечательного ныне оператора Серёжи Мачильского… Нашим редактором стал Валерий Семёнович Фрид. По тем временам мы сделали очень удачный фильм, учитывая, что создавали его безо всяких связей: не было тех людей, которые бы позвонили куда надо и подстраховали… "Дорога в рай" участвовала в XI Венецианском фестивале, откуда мы вернулись с призом ФИПРЕССИ (международный федерации кинопрессы)".
Впоследствии Алексей Геннадьевич былПродюсером таких известных фильмов, как: "Граница. Таежный роман", "Мусорщик", "Раскаленная суббота".
В 1994 году Алексей Гуськов стал Президентом анимационной кинокомпании "Фрист.А.Фильм" ("F.A.F.Entertainment"). Увлёкшись анимацией, он в качествеПродюсеручаствовал в создании анимационных фильмов "Волшебная свирель", "Незнайка на луне" и других.
И все же при выборе конкретного сценария, актер в Алексее Гуськове пересиливаетПродюсер. "Раньше я в этом публично не признавался, а теперь махнул рукой, - говорит актер. - Слабости есть у всех, у меня тоже, и пусть мне это простят. Поверьте, из тех 30-35 картин, в которых я сыграл, действительно стоящих не наберётся и пяти. А ведь актёру небезразлично то, что останется после него. Кроме этого, у меня появляется возможность прожить вместе с героем целый этап его жизни, от какого-то переломного момента и фактически до его смерти, и мне нравится длительность этих дистанций. Хотя я достаточно часто гибну на экране. Один буддист меня этим озадачил, но я его успокоил: ведь где-то у меня всё-таки сохраняются открытые финалы".
Последние работы в кино
В последние годы Алексей Гуськов снимается много и интересно. В 2003 году зрители увидели его в роли приемщика металлолома Прохорова в сериале "Участок". А в 2005 году на экраны выйшла российско-австрийская картина "Рагин" - вольная фантазия на тему чеховской "Палаты No 6" молодого, но уже состоявшегося театрального режиссера Кирилла Серебренникова.
Алексей Гуськов, рассказывая о фильме, неоднократно подчеркивает, что тот снимался по оригинальному сценарию. "Чехов описывает трагедию одного человека. Мы же попытались создать фильм, идея которого - показать истоки всех трёх русских революций, - говорит Алексей Гуськов. - В то время как у Чехова пациенты и второстепенные герои изображены довольно схематично, у нас они представляют все слои той, буржуазной, России, а сам Рагин - символ деградации русского духа".
Личная жизнь
Алексей Гуськов женат во второй раз. Его жена - Лидия Вележева - популярная актриса кино ("Воровка", "Следствие ведут знатоки", "Идиот") и театра (играет в театре им. Евг. Вахтангова).
"Я женат на женщине, которую увидел по телевизору, еще будучи далеким от актерского пути, - говорит Алексей Гуськов. - Она мне так понравилась, что невольно мысль пробежала: "Как жена она была бы очень даже ничего!" А через 11 лет, уже окончив театральный, я ее встретил. Бежал на репетицию в театре "Детектив", а мне сказали: у тебя новая партнерша. Я кивнул, взглянул на нее на бегу, и только когда мы уже начали вместе репетировать, сообразил, что это та самая, "из телевизора", которую я себе мысленно в супруги наметил".
Лидия Вележева вспоминает о своей первой встрече с будущим мужем: "Это было в театре "Детектив", куда нас с Лешей пригласил Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Я пришла пораньше и стала ждать партнера. Вижу торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо меня, вдруг останавливается и говорит: "Девушка, у вас есть спички?" Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить. Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное… Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем.
Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились".
У актерской четы два сына - Владимир (1989) и Дмитрий (1994).
"…у нас очень крепкая семья, мы не так часто видимся, не надоели друг другу… - говорит Алексей Гуськов. - Это тыл мой - я точно могу сформулировать. Ничего другого не приходит в голову умнее, оригинальнее… Мне с ней хорошо… Мы с ней прошли очень много: от общежития до комнаты в коммуналке, до двух комнат в коммуналке, до полностью квартиры, первой машины… У нас много совместных радостей. Это хорошая такая формула, мне нравится, что надо стареть вместе…".
Кроме того, Алексея Гуськова дочь Наташа от первого брака, с которой он не теряет связь. "Есть у меня и общение со старшей дочерью - от первого брака. Очень плотное. В неделю по два раза. Пусть оно по касательной, пусть чуть-чуть. Но, по крайней мере, дочь знает, что я её друг. И это замечательно. Она знает работу отца - где это находится. И если ей нужна помощь, она обращается смело. Вот это, наверное, важно".
Алексей Гуськов о себе
"Доволен ли я, как складывается моя творческая судьба?.. Так ведь кто ж доволен?.. Судьбу гневить нельзя, но... довольных же всем, по-моему, нет. Остановил мгновение персонаж у одного великого человека, сказал, что оно прекрасно, и все на этом закончилось, и умер... Так что я нахожусь в постоянном поиске, в постоянных сомнениях... Это не рефлексия такая, знаете... нервная, а просто путь, мой путь, который я сам себе прокладываю. И я осознаю, что сейчас у меня много сил, энергии и, самое главное, понимания в профессии. А я её чем дальше, тем больше люблю и ПОНИМАЮ... И, кстати, не скажу, что у меня много предложений в кино. Это вот заблуждение. Кажется, что Гуськов вот ТАК востребован, ТАК засыпан сценариями и, дескать, вообще не вылезает со съемок - ничего подобного. Мне, конечно, хочется не терять ни дня, ни месяца, но, увы, к сожалению, жизнь это жизнь. Не всегда идут к тебе роли ТАКОГО масштаба, ТАКОГО уровня... А я мечтаю. Мне очень хотелось бы поучаствовать в картине уровня "Война и мир", "Рублев", "Они сражались за Родину". Я говорю о масштабе и о вопросах, которые в этих фильмах ставились".
АКТЁРСКАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1985 - Личное дело судьи Ивановой (реж. И.Фрэз)
1986 - Плюмбум, или опасная игра (реж. В.Абдарашитов)
1990 - Окаянная Джанет (реж. Х.Мартинес)
1990 - Дикий пляж (реж. Н.Киракозова)
1991 - Жертва для императора (реж. Р.Орынбасарова)
1991 - Волкодав (реж. М.Туманишвили)
1993 - Бездна, круг седьмой (реж. В.Басов-мл.)
1993 - День обаятельного человека (реж. Ю.Петкевич)
1993 - Горячев и другие (реж. Ю.Беленький)
1994 - Дорога в рай (реж. В.Москаленко)
1994 - Одинокий игрок (реж. О.Басова, В.Басов-мл.)
1995 - Золотое дно (реж. М.Новицкий)
1997 - Клубничка (реж. Ю.Беленький)
1998 - Классик (реж. Г.Шенгелия)
1999 - Простые истины (реж. Ю.Беленький)
2000 - Граница. Таежный роман (реж. А.Митта)
2000 - Таежный роман (реж. А.Митта)
2001 - Подозрение (реж. В.Сорокин)
2001 - Мусорщик (реж. Г.Шенгелия)
2002 - Раскалённая суббота - (реж. А.Митта)
2002 - Смерть Таирова - (реж. Б.Бланк)
2002 - Вовочка - (реж. И.Мужжухин)
2002 - По ту сторону волков (реж. В. Хотиненко)
2003 - Дневник убийцы (реж. К. Серебренников)
2002 - Не привыкайте к чудесам... (реж. Е. Малевский)
2003 - Слова и музыка (реж. И. Соловов)
2004 - Рагин (реж. К. Серебренников)
2004 - Узкий мост (реж. О. Базилов)
2004 - Участок (реж. А. Баранов)
2005 - Охота на изюбря (реж. А. Карпыков)
2005 - Турецкий гамбит (реж. Д. Файзиев)
2006 - Русские деньги (реж. И.Масленников)
2006 - Мошенники - телесериал
2006 - Заколдованный участок (реж. А. Баранов)
2007 - Танкер "Танго" (реж. Б. Худойназаров)
2007 - Отец (реж. И. Соловов)
2007 - Неверность (реж. Е. Звездаков)
2007 - Важнее, чем любовь... (реж. В. Островский)
2007 - Государь (реж. А. Либенсон)
2007 - 1814 (реж. А. Пуустасмаа)
2007 - Диверсант-2 (реж. И. Зайцев)
В производстве - Стритрейсеры (реж. O. Фeceнкo)
В производстве - Дом солнца (реж. Г. Сукачёв)
ФИЛЬМОГРАФИЯ КАК ПРОДЮСЕРА:
1994 - Дорога в рай - кинофильм
1999 - Воровка - сериал
1999 - Волшебная свирель - мультфильм
1999 - Мир анимации - анимация мира - документальный сериал
2000 - Граница. Таёжный роман - сериал
2000 - Таёжный роман - кинофильм
2000 - Незнайка на Луне - мультфильм и мультсериал
2000 - Носки большого города - мультфильм
2001 - Мусорщик - кинофильм
2002 - Раскалённая суббота - кинофильм
2004 - Рагин - кинофильм
2004 - Узкий мост - сериал
2005 - Охота на изюбря - сериал
2007 - Отец - кинофильм
Заслуженный артист России (2001)
Лауреат Государственной премии РФ за исполнение роли Никиты Голощёкина в сериале "Граница. Таёжный роман" (2002)
Приз "За лучшую мужскую роль" на Венецианском фестивале телевизионных фильмов за фильм "Мусорщик"
Детство
Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в Польше в городе Бжега в семье военного летчика. До шести лет он прожил в Польше, а потом его семья переехала в Киев.
Когда Алексею было 7 лет, его отец погиб "при исполнении служебных обязанностей". Алексей Геннадьевич вспоминает: "Я рано потерял отца, в семь лет. От меня скрывали, что он погиб, но я нашёл траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слёзки плясали, потому что там я прочитал: "…тр…гически погиб". И вот эта буква "а" упала, и мне так было обидно!..".
Мама постаралась сделать так, чтобы семья ни в чём не нуждалась, и у сына не было ощущения неполноценной семьи. "Мы всегда отмечали праздники, - рассказывает Алексей Гуськов. - Часто ездили в Архангельск. Я ведь по корням помор - там жили родители и папы, и мамы. Недавно я был на архангельском фестивале "Сполохи" и в музее нашёл свою родословную, составленную по церковным книгам".
С детства Алексей рос физически крепким мальчишкой. Он занимался в футбольной школе, потом увлекался тяжелой атлетикой, академической греблей, баскетболом.
Выбор профессии
В первый раз Алексей задумался об актерской профессии в девятом классе. Он вспоминает: "Математичка, очень театральная женщина, так сказала: "Алексей, у тебя хорошая фактура". Я даже затаился: "Что это такое - фактура?" А дальше она сказала: "Ты бы мог попробовать поступить в театральный ВУЗ". Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…".
Мама отнеслась к выбору сына спокойно. Она вообще старалась не подталкивать сына к выбору какой-то конкретной профессии, действовала по принципу "Уважать выбор детей". Как рассказывает сам актер, "Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу: "Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр". Но это было не неуважение, а… в общем, понимание нестабильности этого дела, актёрского".
Учеба
После окончания школы Алексей поехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Там он проучился четыре года, одновременно занимаясь в студенческом театре.
В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на премьеры - "Соло для часов с боем" и "Серсо" Анатолия Васильева, "Дон Жуан" и "Женитьба" Эфроса. Алексей под впечатлением увиденных спектаклей и, особенно, увиденной на сцене игры замечательного актера Алексея Петренко принял решение бросить учебу в Бауманском училище и сменить профессию. В 1979 году он подал документы в Школу-студию МХАТ и поступил с первого раза.
Алексей был зачислен на курс В. Монюкова. О своих учителях актер отзывается с теплотой: "У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская. Я считаю себя актёром "мхатовской школы". У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не соврать. Но вторая часть его слов звучит так: "От себя и как можно дальше". Я стараюсь дальше идти, чтобы создать, вылепить образ".
Театр
Окончив в 1983 году учебу в Школе-студии МХАТ, Алексей Гуськов пришел в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Первую роль он сыграл в спектакле "Я - женщина" по пьесе Виктора Мережко. Его герой был влюблён в главную героиню, которую играла Вера Алентова.
В 1986 Алексей Гуськов перешел в Театр на Малой Бронной. В том же году он написал пьесу "В лесу" по мотивам произведений Леонида Андреева, по которой был поставлен спектакль.
Затем Гуськов работал в театре "Детектив" (1988-1991), Театре им. Н.В. Гоголя (1991-1994). В 1994 году актер вновь вернулся Московский драмтеатр им. А.С. Пушкина, где начинал свою карьеру. А с 2003 года работает в МХАТе им. Чехова.
Из-за чего же актер так часто менял свое место работы? Алексей Геннадьевич объясняет это так: "У меня были периоды, когда я сбегал в другие театры. Не мог сидеть и ждать ролей. Для актёра невостребованность губительна. По-моему, Александр Калягин однажды сказал в интервью, что когда он на сцене начинал думать о посторонних вещах, например, о котлетах, профессия заканчивалась. Появлялось ощущение бессмысленности. А с этим ощущением нельзя ни работать, ни жить. Я не хотел думать на сцене о котлетах. И если не получал достойную работу в своём театре, уходил".
Заложник образа
Практически одновременно с дебютом в театре Алексей Гуськов дебютировал в кино, сыграв в мелодраме Ильи Фрэза "Личное дело судьи Ивановой" (1985). А первой большой работой в кино стала роль в драме Наталье Киракозовой "Дикий пляж" (1990).
Через год на экраны вышла детективно-психологическая драма "Волкодав", где Алексей Гуськов сыграл бандита Шурика Волкова. Этот фильм на какое то время закрепил за Гуськовым амплуа бандита, что совершенно не устраивало актера.
В 1995 году Алексей Гуськов в очередной раз сыграл бандита в российско-польском вестерне Марека Новицки "Золотое дно", после чего на три года оставил кинематограф.
Алексей Геннадьевич вспоминает: "С 95-го по 98 год я вообще не снимался. Меня добил один польский режиссёр. Хороший режиссёр, не буду его называть, но я играл очередного какого-то бандита типового. После "Волкодава" я никак не мог выкрутиться из этого амплуа. Так вот, он меня просил: сделай "шэлюсть" пострашнее. Я говорю: "Не надо пострашнее". Ну, наверное, назрел у меня уже некий кризис жанра, тупик. "Русская культура, - говорю, - она уж если и пугает, то не страшной челюстью всё-таки. Это с душой должно быть связано, с муками героя". А он говорит: "Ничего, не надо мучиться, у нас здесь боевик, а у тебя такая, такая, ну вот…" "Рожа, - подсказываю. - Ну да, я знаю, если я её сделаю страшной, дети пугаться будут". А он: "Ну вот, мне больше ничего и не надо!" "К сожалению, - отвечаю, - мне надо". А картина получилась ничего, боевичок - его часто показывают".
Всенародная известность
В 1998 году Алексей Гуськов вернулся в кинематограф, снявшись в психологическом триллере Георгия Шенгелия "Классик". "Я только с 98 года начал понимать, что в кино так же можно создавать образ, как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, - и мне стало необыкновенно интересно работать в кино" - говорит актер.
В 2000 году на экраны страны вышел многосерийный фильм Александра Митты "Граница. Таежный роман". Алексей Гуськов сыграл в этом фильме офицера-пограничника Никиту Голощекина. Казалось бы простой сюжет - лучший друг Голощекина Иван влюбляется в его жену, очаровательную докторшу Марину. Но дело происходит в маленьком гарнизоне на границе с Китаем. Разгораются нешуточные страсти…
Благодаря восхитительной игре Алексея Гуськова, его отрицательный персонаж Никита Голощекин для многих стал даже более привлекательным чем положительные персонажи Марата Башарова и Михаила Ефремова.
С выходом фильма, исполнители главных ролей Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие в одно мгновение стали необычайно популярными и всенародно любимыми.
На волне популярности вышел фильм Георгия Шенгелия по мотивам повести Ивана Охлобыстина "Мусорщик", где Алексей Гуськов сыграл главную роль - человека, который поставил крест на своей прежней профессии киллера, переехал из столицы в провинцию (съемки проходили в Ярославле) и стал работать дворником.
"Меня больше всего занимало в этой истории то, что главным человеком в городе оказался человек, который убирает мусор, - говорит актер. - Наверное, это так и есть. Представляете, что бы с нами было, если бы у нас грязь на улицах не убирали? К моему герою и отношение окружающих соответствующее. Он вхож в круги городской элиты. С ним общается мэр, здоровается главный банкир города. И это объясняется отнюдь не его устрашающим прошлым".
Надо сказать, что у режиссера был план снять в главных ролях нераскрученных актёров. Гуськов и был таким, когда снимался у него в авантюрной драме из жизни бильярдистов "Классик", но после выхода "Границы..." его знала уже вся страна. Георгий Шенгелия даже поругался с Гуськовым по этому поводу: на дешёвую сериальную известность-де потянуло?
Продюсерская деятельность
В роли продюсера Алексей Геннадьевич начал пробовать себя еще с 1993 года. Впервые это получилось, как признается актер как-то само-собой. Произошло это следующим образом: "В 1993 году мне предложили роль в фильме "Дорога в рай", но съёмки застопорились из-за отсутствия денег. Несколько моих друзей, бывших сокурсников по Бауманскому училищу, предложили: "Открой счёт, мы дадим тебе на кино деньги…" Обратился к одному из своих приятелей-актёров, тоже хотевшему в 91-м завязать с миром кино, и предложил: "Давай попробуем поиграем: ты - в генерального директора, а я - в продюсера и президента кинокомпании". Так началось моё продюсирование художественного кино. Это была одна из первых картин режиссёра Виталия Москаленко, замечательного ныне оператора Серёжи Мачильского… Нашим редактором стал Валерий Семёнович Фрид. По тем временам мы сделали очень удачный фильм, учитывая, что создавали его безо всяких связей: не было тех людей, которые бы позвонили куда надо и подстраховали… "Дорога в рай" участвовала в XI Венецианском фестивале, откуда мы вернулись с призом ФИПРЕССИ (международный федерации кинопрессы)".
Впоследствии Алексей Геннадьевич былПродюсером таких известных фильмов, как: "Граница. Таежный роман", "Мусорщик", "Раскаленная суббота".
В 1994 году Алексей Гуськов стал Президентом анимационной кинокомпании "Фрист.А.Фильм" ("F.A.F.Entertainment"). Увлёкшись анимацией, он в качествеПродюсеручаствовал в создании анимационных фильмов "Волшебная свирель", "Незнайка на луне" и других.
И все же при выборе конкретного сценария, актер в Алексее Гуськове пересиливаетПродюсер. "Раньше я в этом публично не признавался, а теперь махнул рукой, - говорит актер. - Слабости есть у всех, у меня тоже, и пусть мне это простят. Поверьте, из тех 30-35 картин, в которых я сыграл, действительно стоящих не наберётся и пяти. А ведь актёру небезразлично то, что останется после него. Кроме этого, у меня появляется возможность прожить вместе с героем целый этап его жизни, от какого-то переломного момента и фактически до его смерти, и мне нравится длительность этих дистанций. Хотя я достаточно часто гибну на экране. Один буддист меня этим озадачил, но я его успокоил: ведь где-то у меня всё-таки сохраняются открытые финалы".
Последние работы в кино
В последние годы Алексей Гуськов снимается много и интересно. В 2003 году зрители увидели его в роли приемщика металлолома Прохорова в сериале "Участок". А в 2005 году на экраны выйшла российско-австрийская картина "Рагин" - вольная фантазия на тему чеховской "Палаты No 6" молодого, но уже состоявшегося театрального режиссера Кирилла Серебренникова.
Алексей Гуськов, рассказывая о фильме, неоднократно подчеркивает, что тот снимался по оригинальному сценарию. "Чехов описывает трагедию одного человека. Мы же попытались создать фильм, идея которого - показать истоки всех трёх русских революций, - говорит Алексей Гуськов. - В то время как у Чехова пациенты и второстепенные герои изображены довольно схематично, у нас они представляют все слои той, буржуазной, России, а сам Рагин - символ деградации русского духа".
Личная жизнь
Алексей Гуськов женат во второй раз. Его жена - Лидия Вележева - популярная актриса кино ("Воровка", "Следствие ведут знатоки", "Идиот") и театра (играет в театре им. Евг. Вахтангова).
"Я женат на женщине, которую увидел по телевизору, еще будучи далеким от актерского пути, - говорит Алексей Гуськов. - Она мне так понравилась, что невольно мысль пробежала: "Как жена она была бы очень даже ничего!" А через 11 лет, уже окончив театральный, я ее встретил. Бежал на репетицию в театре "Детектив", а мне сказали: у тебя новая партнерша. Я кивнул, взглянул на нее на бегу, и только когда мы уже начали вместе репетировать, сообразил, что это та самая, "из телевизора", которую я себе мысленно в супруги наметил".
Лидия Вележева вспоминает о своей первой встрече с будущим мужем: "Это было в театре "Детектив", куда нас с Лешей пригласил Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Я пришла пораньше и стала ждать партнера. Вижу торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо меня, вдруг останавливается и говорит: "Девушка, у вас есть спички?" Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить. Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное… Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем.
Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились".
У актерской четы два сына - Владимир (1989) и Дмитрий (1994).
"…у нас очень крепкая семья, мы не так часто видимся, не надоели друг другу… - говорит Алексей Гуськов. - Это тыл мой - я точно могу сформулировать. Ничего другого не приходит в голову умнее, оригинальнее… Мне с ней хорошо… Мы с ней прошли очень много: от общежития до комнаты в коммуналке, до двух комнат в коммуналке, до полностью квартиры, первой машины… У нас много совместных радостей. Это хорошая такая формула, мне нравится, что надо стареть вместе…".
Кроме того, Алексея Гуськова дочь Наташа от первого брака, с которой он не теряет связь. "Есть у меня и общение со старшей дочерью - от первого брака. Очень плотное. В неделю по два раза. Пусть оно по касательной, пусть чуть-чуть. Но, по крайней мере, дочь знает, что я её друг. И это замечательно. Она знает работу отца - где это находится. И если ей нужна помощь, она обращается смело. Вот это, наверное, важно".
Алексей Гуськов о себе
"Доволен ли я, как складывается моя творческая судьба?.. Так ведь кто ж доволен?.. Судьбу гневить нельзя, но... довольных же всем, по-моему, нет. Остановил мгновение персонаж у одного великого человека, сказал, что оно прекрасно, и все на этом закончилось, и умер... Так что я нахожусь в постоянном поиске, в постоянных сомнениях... Это не рефлексия такая, знаете... нервная, а просто путь, мой путь, который я сам себе прокладываю. И я осознаю, что сейчас у меня много сил, энергии и, самое главное, понимания в профессии. А я её чем дальше, тем больше люблю и ПОНИМАЮ... И, кстати, не скажу, что у меня много предложений в кино. Это вот заблуждение. Кажется, что Гуськов вот ТАК востребован, ТАК засыпан сценариями и, дескать, вообще не вылезает со съемок - ничего подобного. Мне, конечно, хочется не терять ни дня, ни месяца, но, увы, к сожалению, жизнь это жизнь. Не всегда идут к тебе роли ТАКОГО масштаба, ТАКОГО уровня... А я мечтаю. Мне очень хотелось бы поучаствовать в картине уровня "Война и мир", "Рублев", "Они сражались за Родину". Я говорю о масштабе и о вопросах, которые в этих фильмах ставились".
АКТЁРСКАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1985 - Личное дело судьи Ивановой (реж. И.Фрэз)
1986 - Плюмбум, или опасная игра (реж. В.Абдарашитов)
1990 - Окаянная Джанет (реж. Х.Мартинес)
1990 - Дикий пляж (реж. Н.Киракозова)
1991 - Жертва для императора (реж. Р.Орынбасарова)
1991 - Волкодав (реж. М.Туманишвили)
1993 - Бездна, круг седьмой (реж. В.Басов-мл.)
1993 - День обаятельного человека (реж. Ю.Петкевич)
1993 - Горячев и другие (реж. Ю.Беленький)
1994 - Дорога в рай (реж. В.Москаленко)
1994 - Одинокий игрок (реж. О.Басова, В.Басов-мл.)
1995 - Золотое дно (реж. М.Новицкий)
1997 - Клубничка (реж. Ю.Беленький)
1998 - Классик (реж. Г.Шенгелия)
1999 - Простые истины (реж. Ю.Беленький)
2000 - Граница. Таежный роман (реж. А.Митта)
2000 - Таежный роман (реж. А.Митта)
2001 - Подозрение (реж. В.Сорокин)
2001 - Мусорщик (реж. Г.Шенгелия)
2002 - Раскалённая суббота - (реж. А.Митта)
2002 - Смерть Таирова - (реж. Б.Бланк)
2002 - Вовочка - (реж. И.Мужжухин)
2002 - По ту сторону волков (реж. В. Хотиненко)
2003 - Дневник убийцы (реж. К. Серебренников)
2002 - Не привыкайте к чудесам... (реж. Е. Малевский)
2003 - Слова и музыка (реж. И. Соловов)
2004 - Рагин (реж. К. Серебренников)
2004 - Узкий мост (реж. О. Базилов)
2004 - Участок (реж. А. Баранов)
2005 - Охота на изюбря (реж. А. Карпыков)
2005 - Турецкий гамбит (реж. Д. Файзиев)
2006 - Русские деньги (реж. И.Масленников)
2006 - Мошенники - телесериал
2006 - Заколдованный участок (реж. А. Баранов)
2007 - Танкер "Танго" (реж. Б. Худойназаров)
2007 - Отец (реж. И. Соловов)
2007 - Неверность (реж. Е. Звездаков)
2007 - Важнее, чем любовь... (реж. В. Островский)
2007 - Государь (реж. А. Либенсон)
2007 - 1814 (реж. А. Пуустасмаа)
2007 - Диверсант-2 (реж. И. Зайцев)
В производстве - Стритрейсеры (реж. O. Фeceнкo)
В производстве - Дом солнца (реж. Г. Сукачёв)
ФИЛЬМОГРАФИЯ КАК ПРОДЮСЕРА:
1994 - Дорога в рай - кинофильм
1999 - Воровка - сериал
1999 - Волшебная свирель - мультфильм
1999 - Мир анимации - анимация мира - документальный сериал
2000 - Граница. Таёжный роман - сериал
2000 - Таёжный роман - кинофильм
2000 - Незнайка на Луне - мультфильм и мультсериал
2000 - Носки большого города - мультфильм
2001 - Мусорщик - кинофильм
2002 - Раскалённая суббота - кинофильм
2004 - Рагин - кинофильм
2004 - Узкий мост - сериал
2005 - Охота на изюбря - сериал
2007 - Отец - кинофильм
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии21