Stevie Wonder
Слепой от рождения музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер, кардинально расширивший вселенную ритм-н-блюза... Сначала испытываешь восхищение, потом все остальные чувства. Его необыкновенное чутье к фактуре звука помогало Стиви создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет и на самые разные темы, даже когда он поднимал серьезные расовые или политические проблемы. Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм сделали Уандера жанровым полиглотом. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. Воплощенный человек-оркестр, он научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменяя весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам - из таких кирпичиков складывался удивительно обаятельный образ. И с годами это обаяние не меркнет.
Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз - ретинопатию - которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится - и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово "wonder" просто констатировало очевидный факт - чудо было налицо. В команде с "маленьким чудом" работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: "A Tribute to Uncle Ray", который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй - "The Jazz Soul of Little Stevie", инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.
Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный "The 12 Year Old Genius" ("12-летний гений"). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой "Fingertips". Изданный в качестве промо-сингла "Fingertips, Pt. 2" с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом "The 12 Year Old Genius" стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.
Еще несколько синглов, запущенных вдогонку "Fingertips, Pt. 2", конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы - у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.
14-летний Уандер, уже без приставки Литл ("маленький"), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом - в традиционной стилистике Motown - "Uptight (Everything's Alright)", который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл "Nothing's Too Good for My Baby". Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана "Blowin' in the Wind" и кавер "A Place in the Sun" из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.
Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: "Hey Love", "I Was Made to Love Her" (#2 в поп-чарте), "For Once in My Life" (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года "For Once in My Life". Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: "Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day", "You Met Your Match" и "I Don't Know Why".
В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 "My Cherie Amour" (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 "Yester-Me, Yester-You, Yesterday". 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года "Signed, Sealed & Delivered" (Тор 25 поп-рейтинга). Он же - соавтор композиции "Signed, Sealed, Delivered I'm Yours", которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles "We Can Work It Out". Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь "It's a Shame" для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня "Tears of a Clown" оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.
1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом "Where I'm Coming From", который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент - безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, "If You Really Love Me". Но не это было главным. LP "Where I'm Coming From" - это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.
Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).
Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку "Music of My Mind". Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. "Music of My Mind" отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем - социальных, расовых и духовных.
Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.
Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке "Talking Book" (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка "Superstition" и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе "You Are the Sunshine of My Life" (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.
Как ни удивительно, но его следующий альбом "Innervisions" (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг "черных" альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто "Living for the City" и образец глубокого психологического самоанализа "Higher Ground" возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года "Innervisions" был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии - за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.
Следующая запись артиста "Fulfillingness' First Finale" (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный "Boogie On, Reggae Woman" (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона "You Haven't Done Nothin'" (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали "Fulfillingness' First Finale" альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены "Stevie Wonder Presents Syreeta".
Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект "Songs in the Key of Life" - кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. "Sir Duke" - темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция "I Wish", поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, "Isn't She Lovely" со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека "Pastime Paradise" через два десятилетия украсят хит Coolio "Gangsta's Paradise". Как и следовало ожидать, LP "Songs in the Key of Life" был назван альбомом года по версии Grammy.
Альбом имел и еще одно важное последствие - он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.
Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки "Journey Through the Secret Life of Plants". Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит "Send One Your Love", даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.
Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом "Hotter Than July" (1980). Пронизанная ритмами реггей песня "Master Blaster (Jammin')" вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция "Happy Birthday" с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения "Hotter Than July" оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что - как это ни странно - именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.
В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни "Ebony and Ivory", посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков "Original Musiquarium I", охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: "That Girl" и "Do I Do" (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера "The Woman in Red". Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция "I Just Called to Say I Love You". Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.
Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск "In Square Circle" появился в продаже, предваряемый синглом "Part Time Lover" - последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей "In Square Circle" достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.
Студийная работа 1987 года "Characters", его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит "Skeletons". Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму "Jungle Fever" режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала "Conversation Peace" (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу "For Your Love" победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: "лучшая песня" и "лучший мужской вокал".
Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера "Pastime Paradise", сэмплировав его в энергичном рэп-треке "Gangsta's Paradise". Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface "How Come, How Long" (1996 год).
Уже почти десять лет Стиви Уандер не публикует новых записей. За это время лейбл Motown издал целый ряд его старых работ, которые подвергались цифровой обработке, и компиляций лучших хитов. Невидимое, но ощутимое присутствие Стиви Уандера в современной музыке, особенно активизировалось в конце 90-х с зарождением неосоула, а как оригинальный композитор он никогда не страдал от недооценки (он писал для Гэри Берда (Gary Byrd), Майкла Джексона (Michael Jackson), Eurythmics и многих других артистов). Уандер был особенно востребован среди джазовых музыкантов, которым хотелось обогатить свои композиции утонченными гармониями и мелодиями ритм-н-блюза.
Появление имени Стиви Уандера в Зале славы рок-н-ролла в 1989 году и 17 премий Grammy (один из лучших "урожаев" в музыке 20 века) - это всего лишь констатация давно очевидного факта: Уандер еще двадцать лет назад стал живой легендой современной музыки.
Стиви Уандером он стал не сразу. 13 мая 1950 года в городе Saginaw, штат Мичиган, родился крошечный чернокожий американец по имени Steveland Hardaway Judkins. Он появился на свет раньше срока и первые месяцы жизни провел в кислородном инкубаторе. Именно избытком кислорода объясняют заболевание сетчатки глаз - ретинопатию - которое случается у недоношенных детей и иногда вызывает потерю зрения. Когда Стивлэнду исполнилось четыре года, семья переехала в Детройт, где ярко одаренный мальчик вскоре начал петь в церковном хоре. Одним пением его таланты не ограничивались. К девяти годам он научился вслепую играть на пианино, барабанах и губной гармошке. Слухами земля полнится - и на один из его домашних концертов в кругу друзей попадает Ронни Уайт (Ronnie White), участник группы Miracles. Именно он устраивает Стиви прослушивание у Берри Горди (Berry Gordy), босса рекорд-компании Motown. Обладая профессиональным чутьем, Горди ни минуты не сомневался в успехе. Стиву Моррису, как его звали после второго замужества матери, придумали сценическое имя Литл Стиви Уандер (Little Stevie Wonder). Слово "wonder" просто констатировало очевидный факт - чудо было налицо. В команде с "маленьким чудом" работал продюсер и композитор Кларесн Пол (Clarence Paul), который помог Стиви уже в 1962 году выпустить два альбома: "A Tribute to Uncle Ray", который включал кавер-версии Рэй Чарльз (Ray Charles), кумира 12-летнего музыканта, и второй - "The Jazz Soul of Little Stevie", инструментальный джазовый альбом, в котором он блеснул техникой игры на пианино, гармошке и смешанных ударных. Сколько-нибудь заметного успеха эти пластинки не имели.
Но уже через год ситуация в корне изменилась. В 1963 году Motown выпустил лонг-плей, без обиняков названный "The 12 Year Old Genius" ("12-летний гений"). Наиболее интересным номером на альбоме была новая расширенная версия инструментальной композиции с солирующей гармошкой "Fingertips". Изданный в качестве промо-сингла "Fingertips, Pt. 2" с головокружительной быстротой превратился в национальный хит, возглавив и поп-чарт и рейтинг ритм-н-блюза. Такая атака на слушателя принесла свои весомые плоды: альбом "The 12 Year Old Genius" стал первым релизом в истории лейбла Motown, который поднялся на вершину американского поп-чарта. Обладателю хита было всего 13 лет.
Еще несколько синглов, запущенных вдогонку "Fingertips, Pt. 2", конечно, не могли тягаться популярностью с этим фаворитом. Ничего нельзя было поделать и против природы - у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых.
14-летний Уандер, уже без приставки Литл ("маленький"), вернулся в шоу-бизнес с заразительным танцевальным хитом - в традиционной стилистике Motown - "Uptight (Everything's Alright)", который финишировал в Тор 5 поп-рейтинга и стал номером один в R&B-чарте. Чудо случилось еще раз: Стиви не только был соавтором мелодии, но и предстал гораздо более зрелым вокалистом. Публика не оставила без внимания и следующий сингл "Nothing's Too Good for My Baby". Уже в 16 лет Уандер начинает всерьез интересоваться социальными проблемами. Он записывает кавер-версию трека Боба Дилана "Blowin' in the Wind" и кавер "A Place in the Sun" из репертуара Рона Миллера (Ron Miller). Но поскольку последнее слово в выборе материала пока то остается за руководством Motown, это новое направление не получает должного одобрения и остается мало востребованным.
Тогда Уандер делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру. Он снова выступает соавтором большей части нового материала, в частности и новых хитов: "Hey Love", "I Was Made to Love Her" (#2 в поп-чарте), "For Once in My Life" (снова поп-хит #2). Эти синглы предваряли появление еще более амбициозного альбома 1968 года "For Once in My Life". Стиви не только сам пишет больше половины песен, но и продюсирует несколько треков. Кроме уже названных, еще три сингла уверенно занимали первые позиции в рейтинге ритм-н-блюза: "Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day", "You Met Your Match" и "I Don't Know Why".
В 1969 году победное шествие синглов Стиви Уандера продолжили финалист Тор 5 "My Cherie Amour" (написанный на самом деле еще три года назад) и финалист Тор 10 "Yester-Me, Yester-You, Yesterday". 20-летний музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что почти полностью отвечает за саунд релиза 1970 года "Signed, Sealed & Delivered" (Тор 25 поп-рейтинга). Он же - соавтор композиции "Signed, Sealed, Delivered I'm Yours", которую пишет вместе с певицей Сиритой Райт (Syreeta Wright), коллегой по лейблу Motown. (В сентябре 1970-го она становится его женой.) Большим успехом пользуется также его кавер-версия песни Beatles "We Can Work It Out". Он пользуется спросом и как композитор: пишет хитовую вещь "It's a Shame" для коллег по лейблу Spinners, а созданная им для команды Miracles песня "Tears of a Clown" оказывается единственным хитом номер один в биографии этой группы.
1971 год становится переломным в карьере Стиви Уандера. 13 мая ему исполняется 21 год, и в этот же день истекает срок действия контракта с Motown Records. Отныне те материальные последствия его успеха, которые по большей части текли мимо его кармана, оказываются в его полном распоряжении. За месяц до этого символичного дня Уандер опубликовал альбом "Where I'm Coming From", который впервые спродюсировал абсолютно самостоятельно и на котором не было ни одной песни, написанной без его участия (в последнее время он работал обычно в тандеме со своей женой Сиритой Райт). Еще один важный момент - безусловное доминирование клавишных и синтезаторов в аранжировках всех песен. Эта запись оказалась не самой удачной в коммерческом смысле, представив только один сингл, поднявшийся в Тор 10, "If You Really Love Me". Но не это было главным. LP "Where I'm Coming From" - это первая попытка создать цельный качественный R&B-альбом, а не просто собрать под одной обложкой несколько хитов с неизбежным второсортным довеском.
Артист не стал тут же добиваться нового контракта с лейблом, как ожидали его боссы, а вместе этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Договариваясь о сотрудничестве с Motown, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и основание собственного лейбла Black Bull Music (что делало его владельцем прав на его музыку).
Теперь он мог не приспосабливаться к правилам, которые диктовал лейбл, а прислушиваться к собственной, ни на кого не похожей музе. Полный сил и новых планов, музыкант приступил к новой записи на собственной студии и в начале 1972 года презентовал пластинку "Music of My Mind". Эта работа знаменовала рождение нового, зрелого и уверенного в себе артиста и поднялась на 21 позицию поп-рейтинга. Уандер самостоятельно спродюсировал весь материал, который сам же и написал, да еще и записал партии почти всех инструментов. "Music of My Mind" отражал оригинальный взгляд Уандера на музыку вообще и на ритм-н-блюз в частности, границы которого он расширял каждым своим релизом, обогащая его новаторским использованием синтезаторов и введением новых тем - социальных, расовых и духовных.
Успех альбома совпал с разладом семейной жизни музыканта. В 1972 году его брак с Сиритой Райт был расторгнут, но они остались друзьями. Стиви помогал ей в работе над ее дебютным альбомом, для которого написал несколько песен. В том же году Стиви Уандер впервые решился на большой гастрольный тур, отправившись по Соединенным Штатам вместе с Rolling Stones и знакомя со своим творчеством самую широкую белую аудиторию.
Все-таки расставание с женой далось ему нелегко. Этой теме была посвящена большая часть его новых песен, объединенных на пластинке "Talking Book" (конец 1972 года). Один из сильнейших образцов в жанре ритм-н-блюза, этот диск превратил Уандера в суперзвезду. Зрелый музыкант и утонченный композитор, Уандер наполнил саунд космическими и футуристическими пейзажами, которые виртуозно создавал с помощью синтезаторов, не ограничивая себя рамками одного жанра. Его имя снова появилось на вершинах чартов, благодаря зажигательной классике фанка "Superstition" и мягкой, укутанной в джазовые гармонии балладе "You Are the Sunshine of My Life" (вскоре она станет поп-стандартом). Эти две песни сделали Стиви Уандера трижды лауреатом Grammy.
Как ни удивительно, но его следующий альбом "Innervisions" (1973) произвел еще больший эффект. Он возглавил рейтинг "черных" альбомов и стал #4 в поп-чарте. Эта концептуальная запись, посвященная состоянию современного общества, остается одним из наиболее удачных образцов социально озабоченного ритм-н-блюза. Хроника жизни в гетто "Living for the City" и образец глубокого психологического самоанализа "Higher Ground" возглавили R&B-чарт. А на церемонии Grammy в начале 1974 года "Innervisions" был назван альбомом года (и принес Уандеру еще три премии - за лучший поп и R&B-вокал и за лучший R&B-трек). С этой церемонией связано еще одно чудо, оправдавшее в очередной раз его сценическое имя. Незадолго до этого торжества, когда артист ехал на концерт в Северной Каролине, на его автомобиль упало увесистое бревно. Стиви получил серьезные повреждения головы и впал в коматозное состояние. Но, к счастью, выжил.
Следующая запись артиста "Fulfillingness' First Finale" (1974), более сдержанная и самоуглубленная, чем ее предшественница, была наполнена мотивами смерти, что удивило многих его поклонников. Но и такой Уандер не был обойден вниманием, его альбом легко возглавил американский хит-парад. Однозначными хитами стали два трека: мажорный "Boogie On, Reggae Woman" (финалист Тор 5) и едкая критика режима президента Ричарда Никсона "You Haven't Done Nothin'" (хит номер один во многих чартах). Устроители Grammy назвали "Fulfillingness' First Finale" альбомом года и присудили артисту победу еще в трех номинациях, в том числе за лучший поп- и R&B-вокал. Тем временем музыкант с головой ушел в написание и продюсирование второго альбома своей бывшей жены "Stevie Wonder Presents Syreeta".
Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект "Songs in the Key of Life" - кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. "Sir Duke" - темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция "I Wish", поэма о детстве и будущий лауреат Grammy, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, "Isn't She Lovely" со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека "Pastime Paradise" через два десятилетия украсят хит Coolio "Gangsta's Paradise". Как и следовало ожидать, LP "Songs in the Key of Life" был назван альбомом года по версии Grammy.
Альбом имел и еще одно важное последствие - он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие три года Уандер не издал ни одной новой записи.
Только в 1979 году перерыв в дискографии завершился появлением новой пластинки "Journey Through the Secret Life of Plants". Эта подборка в основном инструментальных композиций представляла собой саундтрек к документальному фильму, который никогда так и не был снят. Хотя на альбоме было всего несколько песен, включая хит "Send One Your Love", даже симфонический эскапады в исполнении Стиви Уандера приводили публику да и критиков в восторг. Альбом моментально оказался в первой пятерке поп-чарта.
Уже через год в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Дабы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, он записал стопроцентный поп-альбом "Hotter Than July" (1980). Пронизанная ритмами реггей песня "Master Blaster (Jammin')" вернула имя Уандера в Тор 5 США. Композиция "Happy Birthday" с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. Уандер был одним из самых активных участников этой акции. (Кампания достигла успеха только с приходом к власти Рональда Рейгана, и первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года. Одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер.) С художественной точки зрения "Hotter Than July" оказался заметно слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. А поклонники настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что - как это ни странно - именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.
В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки. Работа над ней надолго затянулась, релиз несколько раз откладывался, поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у музыканта было немало проектов и помимо своего альбома. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни "Ebony and Ivory", посвященный гармонизации межрасовых отношений. Сингл стал хитом номер один во многих странах. Вскоре музыкант подготовил компиляцию лучших треков "Original Musiquarium I", охватывавшую его релизы 1972-82 годов. Издание включало четыре новых песни, из которых две стали популярными хитами: "That Girl" и "Do I Do" (записанная вместе с Dizzy Gillespie). В 1984 году он написал звуковую дорожку к комедии Джина Уайлдера "The Woman in Red". Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом Стиви Уандера, но в фильме прозвучала прекрасная лирическая композиция "I Just Called to Say I Love You". Песне суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта, его визитной карточной и упорным лидером многочисленных американских чартов. Горячо любимый поклонниками и язвительно осмеянный критиками (как слишком простой и даже глуповатый), этот хит тем не менее завоевал премию Oscar как лучшая песня из кинофильма.
Только в 1985 году Уандер в конце концов завершил работу над новым альбомом, которая растянулась на пять лет. Диск "In Square Circle" появился в продаже, предваряемый синглом "Part Time Lover" - последним в его сольной карьере лидером поп-чарта. Еще несколько сильных песен (даже если их синтезированные аранжировки звучали уже вполне стандартно) способствовали тому, чтобы лонг-плей "In Square Circle" достиг миллионного тиража. А коллекция наград артиста пополнилась еще одной Grammy за лучший R&B-вокал.
Студийная работа 1987 года "Characters", его последний релиз в 80-е годы, был популярен в основном у черной аудитории. Он возглавил чарт ритм-н-блюза и отпочковал хит "Skeletons". Возвращения музыканта с новой работой пришлось ждать четыре года. Очередным релизом стал саундтрек к фильму "Jungle Fever" режиссера Спайка Ли, который вышел на экраны в 1991 году. И снова прошло целых четыре года, прежде чем в продаже появилась подборка нового материала "Conversation Peace" (1995). Публика отреагировала на альбом вяло, зато организаторы Grammy думали иначе и присудили синглу "For Your Love" победу в двух номинациях в жанре ритм-н-блюза: "лучшая песня" и "лучший мужской вокал".
Именно тогда рэппер Coolio неожиданно реанимировал старый хит Уандера "Pastime Paradise", сэмплировав его в энергичном рэп-треке "Gangsta's Paradise". Сингл Coolio стал одним из самых ярких бестселлеров года. Музыкант воспрянул духом и по горячим следам записал еще один хитовый дуэт с Babyface "How Come, How Long" (1996 год).
Уже почти десять лет Стиви Уандер не публикует новых записей. За это время лейбл Motown издал целый ряд его старых работ, которые подвергались цифровой обработке, и компиляций лучших хитов. Невидимое, но ощутимое присутствие Стиви Уандера в современной музыке, особенно активизировалось в конце 90-х с зарождением неосоула, а как оригинальный композитор он никогда не страдал от недооценки (он писал для Гэри Берда (Gary Byrd), Майкла Джексона (Michael Jackson), Eurythmics и многих других артистов). Уандер был особенно востребован среди джазовых музыкантов, которым хотелось обогатить свои композиции утонченными гармониями и мелодиями ритм-н-блюза.
Появление имени Стиви Уандера в Зале славы рок-н-ролла в 1989 году и 17 премий Grammy (один из лучших "урожаев" в музыке 20 века) - это всего лишь констатация давно очевидного факта: Уандер еще двадцать лет назад стал живой легендой современной музыки.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2