Злой рок Сьера де Граммона (de Grammont)
Сьер де Граммон (de Grammont) — один из самых популярных французских пиратов. Его описывают как человека военной выправки, среднего роста, с приятным смуглым лицом и черными волосами. Он страдал от подагры, развившейся из-за обжорства и злоупотребления вином. Эта болезнь, делала его непригодным для участия в кампаниях на суше.
Молодость и первые походы
Несмотря на его популярность о данном пирате мы знаем так мало, что до сих пор неизвестно его подлинное имя. Есть несколько предположений: Мишель или Николя, Граммон де ла Мот. В последнее время появилась версия о том, что карибский пират принадлежал к старинной дворянской семье Граммон из города Байонна.
Во французском издании Эксквемелина сообщается, что де Граммон родился в Париже в семье офицера королевской гвардии. И уже в ранней молодости прославился как дуэлянт. Был зачислен в школу юнг и несколько лет служил на кораблях королевской эскадры. А уже во время франко-голландской войны де Граммон был назначен командиром 50-пушечного фрегата, предназначенного для пиратских рейдов в Карибском море. Возле острова Мартиника ему повезло, и он захватил голландскую торговую флотилию, прозванную Амстердамской биржей. За неделю промотал причитающуюся ему долю и вынужден был влиться в пиратское братство.
Возможно, он участвовал в нападении на остров Маргарита под командованием маркиза де Ментенона, а также в набеге на Санта-Марту в Новой Гранаде.
В начале 1678 года губернатор Сен-Доменга Жак Непве де Пуансэ собрал флотилию для похода на остров Кюрасао. Во флотилию пригласили также де Граммона с кораблем Обманщица (Ла Тромпез). Но по пути шесть судов налетели на мель и огромное количество моряков погибло. Де Граммон с разрешения командования подобрал с разбитых кораблей продовольствие, спиртное и часть уцелевших матросов.
Набеги на Маракайбо и Ле-Гуайру
После неудачного похода на Кюрасао, де Граммон отправился с небольшой флотилией в Маракайбо. Захват совершили достаточно легко, но после обысков и оказалось, что большинство жителей, наученные горьким опытом предыдущих пиратских набегов ушли из города и спрятались в хорошо защищенных городах Мерида и Трухильо. В ожесточенном бою пиратам удалось взять Трухильо, но поскольку жители отказались платить выкуп за город, де Граммон приказал сжечь город. Пираты собирались захватить также несколько окружающих деревень, но де Граммону сообщили, что жители ушли и унесли с собой все сокровища, поэтому пираты решили не тратить на бесполезные поиски свое время. После получения выкупа за Маракайбо де Граммон ушел в Пти-Гоав.
Добыча, взятая при набеге на Маракайбо, оценивалась в 150 тысяч пиастров, это был гораздо меньше, чем ранее получили Франсуа Д’Олоне и Генри Морган, но зато благодаря поддержанию строжайшей дисциплины в ходе операции, не погиб ни один флибустьер.
В следующий поход де Граммон пригласил пять пиратских капитанов, часть из них Граммон выслал для захвата пирог, необходимых для высадки десанта. Корсары высадили отряд из 183 человек в двадцати километрах, так что добираться до места пришлось в большей секретности, и они на пирогах шли всю ночь. Полностью незамеченными подойти флибустьерам не удалось, часовые в форте, заметили нападающих и подняли тревогу. Пираты развернулись строем и под барабанный бой вошли в город. Первый форт забросали ручными гранатам так, что от каменных стен почти ничего не осталось. Сломленные внезапной атакой защитники второго форта сдались без боя, а губернатор сам открыл ворота второго форта де Граммону.
Строгая дисциплина позволила пиратам вовремя скрыться, узнав о приближении 3000 войска, высланного из Каракаса. Особой добычи в Ле-Гуайре пираты также не нашли, а сам де Граммон получил серьезное ранение, так что вынужден был передать командование Томасу Пейну.
После возвращение, ему повезло в карты, как нам известно, он смог выиграть 10 тысяч пиастров. После этого выигрыша де Граммон пропал на два года, по крайней мере о нем нет никаких известий.
Подготовка нападения на Каракас
Де Граммон был дружен с Ван Хоорном, поэтому его очень огорчила смерть голландца. Ему достался корабль Ван Хоорна — Смелый (Ле Арди). По пути в Пти-Гоав пиратам удалось захватить испанский корабль груженный мукой, что на некоторое время помогло решить проблему с провизией. Вернуться на Багамы французскому флибустьеру не удалось, поскольку французский губернатор приказал уйти из порта и де Граммон отправился со своими компаньонами в Чарльстон. Здесь пиратов приняли очень хорошо, местные плантаторы выкупили всех негров, которых предложили им французы и снабдили их провиантом.
С прибытием во французский порт о де Граммоне поползли легенды, будто бы он сразился с английскими пиратами, захватил их судно, а весь экипаж истребил. Вероятно, сочинителем этой легенды были английские власти, которые стремились поссорить де Граммона с английскими флибустьерами.
После назначения де Кюсси губернатором отношение к пиратам изменилось в лучшую сторону. Новый губернатор посвятил де Граммона в план захвата Санто-Доминго, а флибустьер в свою очередь предложил ограбить Каракас. Де Кюсси выдал ему каперскую грамоту для формирования отряда флибустьеров, и де Граммон крейсируя возле берегов Кубы, Флориды пытался собрать флотилию необходимую для этого похода. Он дожидался одних, уговаривал других, но собрать достойную силу для большого набега так и не удалось.
Неудачи де Граммона
После краткого отдыха в Пти-Гоав, де Граммон отправился на остров Ваш, где назначил встречу капитанам для запланированного похода на Картахену. Но сюда прибыл де Кюсси, устроил корсарам разнос, отказался продлить каперские свидетельства и конфисковал судно, захваченное недавно пиратами. Он также предложил наиболее известным пиратам чины, если те откажутся от грабежей и станут на службу королю.
В это время к де Граммону начинают подтягиваться пиратские капитаны де Графф, Брэха, Баннистер, Шарп, Дюшен, Лагард и другие. Двигаясь вдоль побережья, пираты без особых проблем захватили Кампече. Но добыча оказалась небогатая. Поэтому между де Граффом и де Граммоном возникла сора по поводу одного из призовых судов, которая чуть было, не переросла в дуэль, но команды вовремя разняли разгорячившихся капитанов.
Остановившись возле острова Махерес, де Граммон получил распоряжение губернатора де Кюсси, в котором он в жесткой форме требовал явиться со всей флотилией в Пти-Гоав. Но де Граммон продолжил свои пиратские походы, возможно принужденный к этому своей командой. Далее флибустьеры отправились к побережью Флориды, намереваясь захватить Матансас, а потом возможно и сам Сант-Аугустин. Но захват не удался, пытаясь собрать силы и купить продовольствие, Смелый зашел в Южную Каролину, но губернатор, выполняя приказы английского короля, запретил торговлю с пиратами.
Граммон двинулся через Атлантический океан, когда достигли Азорских островов, где им на встречу попался голландский корабль Гардерин, совершив официальный захват, де Граммон приказал перегрузить продовольствие, в этот момент разразился сильный шторм, и Смелый отнесло далеко в море. Больше корабль де Граммона и его команду никто не видел. Вероятно, сильно потрепанный во время перехода через Атлантику, корабль дал сильную течь и в сильный шторм, выбраться никому не удалось.
Комментариев пока нет