Барри Линдон: самый недооцененный фильм Стэнли Кубрика
Вы когда-нибудь смотрели фильм с ощущением, что как будто читаете хороший роман, настолько события фильма и визуальный ряд великолепны? И потому что персонажи проработаны до мельчайших частиц, четко выстраивая в нашем сознании психологические портреты. Я вот крайне редко сталкивался с такими фильмами, тщательно написанными и снятыми с особым вниманием к деталям. Являясь большим поклонником Кубрика, к своему стыду я лишь несколько лет назад добрался до Барри Линдона и был потрясен: 3 часа костюмированной исторической драмы завлекли и заставили задуматься о сущности человека и о том как случайные события в жизни каждого из нас могут определять нашу судьбу. Или они не случайны?
С первых кадров фильма мы окунаемся в быт сельского городка в Ирландии середины 18-го века и знакомимся с главным героем - Редмондом Барри, невинным и без ума влюбленным в свою кузину молодым парнем. Но он тогда еще не знал, что одной любви мало - не имея ни гроша за душой, у него не было шансов на счастливое будущее с красавицей, для которой ее семья, находящаяся в затруднительном финансовом положении, сообразила совсем другую партию со статусным капитаном английской армии. После роковой кульминации, Барри вынужден скитаться по Европе, даже не предполагая насколько его изменит это путешествие и где в конечном итоге он окажется.
Барри Линдон - полностью написан Кубриком без соавторства, как, скажем, в случае с Космической Одиссеей или Цельнометаллической оболочкой. Фильм крайне вольно снят по мотивам рассказа Теккерея и Кубрик пишет сценарий почти без оглядки на него. И это очень важный момент - после удачных Космической Одиссеи и Заводного апельсина, режиссер получает полную свободу и необходимый громадный по тем временам бюджет (12 млн. долл.) и он творит как никогда раньше: совершенная картинка даже сейчас, вероятно, не имеет аналогов. И все потому, что мастер не привык снимать как попало и техническая сторона вопроса для него всегда была не менее важной, чем сама история. Кубрик сразу поставил условие студии: никакого электрического освещения во время съемок в интерьерах, а вечерние сцены и вовсе должны быть сняты только при свете восковых свеч.
Все это стало возможным благодаря тому, что во время съемок использовались сверхсветосильные киносъёмочные объективы Carl Zeiss, специально спроектированные для наблюдения за звёздами во время лунной программы NASA. По заказу Кубрика специально выпущены три штуки, каждый из которых оценивается без малого в миллион долларов. И результат действительно шокирует: почти каждый кадр как будто сошел с полотен великих художников, а идеально подобранные костюмы и декорации вместе с классической музыкой Баха, Шуберта и Вивальди передают атмосферу эпохи как ни один другой фильм. Это также очень подходящий под стиль Кубрика фильм: ну как еще можно снимать костюмированную драму, если только неспешно, обстоятельно, с блестящими долгими планами, позволяя зрителю внимательно рассмотреть каждую крупицу этой картины?
Все повествование периодически дополняется закадровым голосом - решение, которое еще больше заставляет нас чувствовать, что мы смотрим и одновременно читаем классику мировой литературы. Несмотря на масштабы и техническую изысканность фильма, Кубрик не забывает и про саму историю и в конечном счете это фильм об одном конкретном человеке, который никогда бы не знал на что он способен, если бы в его жизни не случился решающий момент, буквально заставивший выживать и раскрыть неимоверный потенциал. И сыграна эта роль потрясающе - Райан О`Нил, карьера которого после этого фильма не имела особого успеха, играет растерянность и моложавую экспрессию в равной степени убедительно как и распущенность и эгоизм, при этом не уходя в карикатуру и переигрывание. Потрясающая история, которая и сегодня как никогда актуальна.
Комментариев пока нет