«Собачье сердце»: вечная классика советского кинематографа
Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. В России ее опубликовали лишь в 1987 году, но уже через год Владимир Бортко ее экранизировал. Благодаря отличному сценарию и тщательно подобранным актерам, фильм стал не менее культовым, чем само произведение. Он не только собрал множество наград, но и так полюбился зрителям, что и спустя десятки лет его смотрят и пересматривают.
Кто сказал пациенту: «Пес его знает!»?
- Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий как «Почему лает господин Бобиков?». Этого самого Бобикова сыграл начинающий комик Коки Понцони, а профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
Сравнение в нашу пользу я считаю
2. Как и любой хороший фильм, Собачье сердце зрители сразу разобрали на цитаты - особенно выражения Полиграфа Полиграфовича. После выхода фильма зрители бросились читать «Собачье сердце». Все искали в книге любимые фразы, но, конечно, не нашли. Дело в том, что режиссер использовал цитаты из других произведений писателя.
Шарикова искали по всей стране. А нашли в Алма-Ате, в Театре драмы им. Лермонтова.
3. На роль Шарикова Бортко хотел пробовать Николая Караченцова. Но Владимир Толоконников, обнаруженный в Алма-Ате, просто сразил режиссера. Для проб он отыграл эпизод "Желаю, чтобы все!". Глоток водки так удивительно "пропутешествовал" до желудка, а сам процесс сопровождался характерным хэканьем, что Бортко утвердил Толоконникова немедленно. Среди других претендентов на роль Шарикова были Владимир Стеклов, Валерий Носик, Алексей Жарков.
4. Профессора Преображенского могли сыграть Кирилл Лавров, Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Юрий Яковлев. Выбор режиссера был на Евгении Евстигнееве.
Ну не знаю... На мой взгляд не то...
Евстигнеев в образе
«Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссер. — Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
Герои вместе)
5. Роль пса Шарика также потребовала тщательного отбора – было отсмотрено 20 претендентов. В итоге выбрали дворнягу по кличке Карай. Ранее пёс участия в съёмках никогда не принимал. Но зато состоял на службе в милиции, а к началу съёмок на счету у четвероногого оперативника было 38 задержаний. Карая загримировали, поскольку у него была гладкая шерсть, а у Булгакова Шарик был лохматый и всклокоченный. Для того, чтобы изобразить ошпаренный бок «Использовали крахмал, но как только Карай выбегал на улицу, тут же начинал валяться в снегу и всё с себя смывал. Потом догадались применить желатин, и он оказался более стойким», — вспоминала гримёр Елена Козлова. После этого фильма Карай еще четыре раза снялся в кино.
6. Владимир Бортко изначально задумал снимать фильм в черно-белом цвете, чтобы передать эпоху. Но при монтаже использовался фильтр сепия. Этот же фильтр будет использоваться в будущем, когда Бортко будет экранизировать "Мастера и Маргариту".
7. Съемки фильма проходили в Ленинграде. Снимали в проездах Апраксина двора, в дворах-колодцах на Лиговском проспекте и Обводном канале, в сквере рядом со Спасо-Преображенским собором, квартиру профессора снимали на Моховой 27.
Историческая встреча
Так историческая встреча Шарика с Преображенским на Пречистенке в ленте прошла на Боровой улице. Обухов переулок, где располагался дом профессора, снимали на Моховой. Съёмки также прошли на улице Рылеева, в Дегтярном переулке, на Преображенской площади и ещё в ряде примечательных мест северной столицы.
Кадр из фильма
Сцену, где доктор Борменталь посещает кино, снимали в одном из ленинградских кинотеатров. При этом, чтобы актёры-зрители смеялись в кадре, им на экране демонстрировали комедию Юрия Мамина «Праздник Нептуна». В картине «Собачье сердце» зрители смотрят «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков».
8. Карцев в роли Швондера, на которую также претендовал Семён Фарада, был на своем месте. Карцеву удалось идеально воплотить одиозного функционера нового строя, который одновременно выглядел и нелепым, и смешным, и страшным.
Это какой-то позор!
В дальнейшем Карцев снимался у режиссёра Эльдара Рязанова в картинах «Небеса Обетованные» и «Старые клячи», однако такого успеха эти ленты ему не принесли.
9. Автором текстов всех песен выступил бард Юлий Ким. По словам барда, проще всего ему дались куплеты Шарикова, так как в них можно было спеть что-то непривычное. Но зрители были уверены, что слова "Суровые годы уходят" и "Белая гвардия наголову рaзбита" были написаны еще во время Гражданской.
Эх яблочко...
10. Для композитора Владимира Дашкевича задача также была не из простых - ему нужно было написать такую музыку, чтобы зритель мог прочувствовать ту разруху, которая творилась в те времена, и ощутить трагизм судьбы человечества.
... кинематограф у женщин — единственное утешение в жизни.
11. Владимир Бортко удачно вписал в сюжет фильма персонажей из других Булгаковских произведений. К примеру, профессор Персиков, осматривающий Шарика — герой повести «Роковые яйца», прорицательница из цирка — героиня рассказа «Мадмазель Жанна», сцена столоверчения заимствована из рассказа «Спиритический сеанс». А сцену с выбором имён для сестёр-близняшек Клары и Розы на заседании домкома — режиссёр взял из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
В фильме можно увидеть и самого Бортко в роли зеваки в толпе.
12. Иногда режиссера Владимира Бортко упрекают в том, что некоторые моменты фильма уж очень сильно схожи с итальянской экранизацией 1976 года. Схожесть, конечно, наблюдается, но узнать причины этой схожести мы вряд ли когда сможем. Может быть действительно вышло совпадение.
Наша лучше однозначно!
13. Один из самых лучших фильмов СССР был гневно встречен критиками. Они не стеснялись в высказываниях, самые приличные из которых были "не разрешать режиссеру больше ничего снимать". Кто же из критиков знал, что обычный зритель посчитает иначе.
“Такого дерьма, как "Собачье сердце", никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста!”
Но потом “награда нашла героя”: в 1989 году на кинофестивале в Варшаве он получил приз "Золотой экран", на фестивале Prix Italia — Гран-при, а в Болгарии на 13-м Международном фестивале Бортко вручили приз "За режиссуру". Через два года после выхода картина была оценена и в СССР. Владимир Бортко, Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников получили Государственную премию имени братьев Васильевых.
Комментариев пока нет