Процесс съёмок "Узника замка Иф": закулисные кадры и 15 интересных фактов
Известный роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" был экранизирован не единожды. Советский Союз не остался в стороне, и в 1989 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич выпустил свою экранизацию романа под названием "Узник замка Иф".
Фильм получился более чем достойным и действительно интересным, а каждый актер действительно находился на своем месте. Поэтому, сегодня я хотел бы рассказать, как снимали советский фильм "Узник замка Иф", а именно рассказать вам 15 интересных фактов об этой знаменитой советской ленте.
1. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич обожал романы Александра Дюма, поэтому останавливаться на экранизации "Трех мушкетеров" он не собирался. На сей раз он решил взяться за другой известный роман французского писателя - "Граф Монте-Кристо". Он сам решил взяться за написание сценария, подключив к этому делу Марка Захарова.
Юнгвальд-Хилькевич прекрасно понимал, что было снято уже несколько экранизаций "Графа Монте-Кристо", включая культовый французский фильм с Жаном Марэ в главной роли. Но это его не остановило. Тем более ему не нравился тот факт, что во французской экранизации герой сбежал из многолетнего заключения уж больно красивым, словно одиночное заключение пошло ему на пользу.
2. Юнгвальд-Хилькевич и Захаров задумывали взять на главную роль Михаила Боярского, и именно под него они изначально и писали сценарий. Но тот отказался от роли графа, так как не нашел в этом ничего для себя интересного.
Тогда режиссер стал подбирать других актеров на эту роль. Он даже пробовал Николая Караченцова и латвийского актера Ивара Калныньша, но никто из них не подходил. Правда, сам Боярский утверждает, что это неправда, и что он хотел бы сыграть главного героя.
Однажды Георгию Юнгвальду-Хилькевичу попал в руки журнал "Театр", где он увидел фотографию Виктора Авилова в статье о постановке спектакля "Гамлет". Режиссер сразу увидел во внешности актера то, что он искал. Особенно его приковал к себе взгляд Авилова. Поэтому он отправился в театр, чтобы лично посмотреть на актера. Увидев, как Авилов играет на сцене, режиссер был в диком восторге, ведь именно такой типаж он и искал для своей будущей картины.
Юнгвальд-Хилькевич пообщался с актером, и тот согласился на роль. В последствии, именно благодаря этой роли Авилов получит роль Мордаунта в фильме "Мушкетеры: Двадцать лет спустя".
3. На роль Мерседес режиссер искал именно красивую актрису, которая смогла бы свести с ума кого угодно. Он перепробовал десятки советских красавиц, но они не очень подходили на эту роль. Тем более, все эти лица были уже заезженными, а Юнгвальд-Хилькевич хотел показать новое лицо.
Тогда режиссер дал указание своему ассистенту объездить провинциальные театры в поисках красивых актрис. Ассистент с задачей справился и принес Юнгвальду-Хилькевичу огромное количество фотографий.
Режиссер стал просматривать фотографии актрис вместе с другими членами съемочной группы. Среди них был и актер Игорь Боголюб, который был утвержден на роль судовладельца. Именно он и приметил фотографию актрисы Ростовского театра юного зрителя - Анны Самохиной, ведь он был лично с ней знаком (они оба из Ростова). Именно Боголюб предложил попробовать Самохину на эту роль, и режиссер согласился, ведь Самохина ему тоже очень понравилась.
Юнгвальд-Хилькевич велел пригласить актрису на кинопробы. Ассистент режиссера тут же отправился в общежитие, где жила актриса. Как рассказывала сама актриса, ее буквально застали врасплох, так как в тот самый момент она шла по коридору непричесанная, в халате и с кастрюлями наперевес. Но узнав, что перед ней стоит ассистент режиссера "Д'Артаньяна и трех мушкетеров", она тут же начала перед ним оправдываться, что она на самом деле выглядит по-другому, и тут же побежала за своими фотографиями. В общем, актриса получила эту роль, после чего и началась ее звездная карьера.
4. На роль Фернана Георгий Юнгвальд Хилькевич взял Михаила Боярского. Да, есть версия, что изначально режиссер предлагал актеру главную роль (я об этом упоминал ранее), но сам Михаил Боярский рассказывал в одном из интервью, что роль Эдмона Дантеса ему не предлагали, а если бы предложили, то он бы согласился.
5. Изначально Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять на роль Данглара Владимира Стеклова, но в итоге для этой роли больше подошел Алексей Жарков. Тем не менее и для Стеклова нашлась роль в фильме. Конкретно он сыграл Джованни Бертуччо.
6. Роль молодого Эдмона Дантеса режиссер хотел отдать Дмитрию Харатьяну, но после оглушительного успеха фильма "Гардемарины, вперед!" Харатьян немного ушел в загул (по крайней мере так говорят), из-за чего от его кандидатуры решено было отказаться. А в итоге роль досталась молодому актеру Московского центрального детского театра - Евгению Дворжецкому.
Режиссер взял Дворжецкого по большей части из-за того, что он был чем-то похож на Виктора Авилова. Ну а чтобы зритель еще больше поверил в происходящее, молодого Эдмона Дантеса озвучил сам Виктор Авилов.
Но самое интересное, что тот же Евгений Дворжецкий исполнил роль сына Мерседес (возлюбленной Дантеса). Такой поворот запросто мог бы намекать на то, что Альбер де Морсер является сыном Дантеса. Но, конечно, это было не так. Хотя, в одной из сцен Мерседес говорит графу Монте-Кристо, что ее сын похож на него как две капли воды.
7. В роли Кадруса Юнгвальд-Хилькевич сразу видел Всеволода Шиловского, но тот отказался от столь заманчивого предложения, так как в этот самый момент он был задействован в съемках ленты "Избранник судьбы".
Вот только режиссер никого другого в этой роли просто не видел, поэтому он продолжил бегать за Шиловским, оказывая на него моральное давление, мол специально для него уже выстроили декорации, и что он просто не может отказаться. Устав от моральных нападок режиссера, Шиловский согласился принять участие в съемках, но при условии, что на всё про всё уйдет не более 48 часов.
Съемки с Шиловским дались не легко, ведь для того, чтобы уложиться в срок, приходилось снимать без остановки. В конце концов сам актер так устал, что во время съемки финальной сцены, когда он узнает о том, что граф - это Эдмон Дантес, Шиловский громко выругался. После этой фразы члены съемочной группы просто полегли от смеха. Вот только режиссеру было не до веселья.
Юнгвальд-Хилькевич хотел было переснять сцену, но Шиловский отказался, сказав, что уже поздно и ничего переделывать он больше не будет. Естественно, при озвучке звучала уже другая фраза.
8. Для роли Гайды режиссеру требовалась юная и красивая девушка восточной внешности. На эту роль пробовались сотни претенденток, но режиссер их всех забраковал. Но к счастью подходящую актрису удалось найти. Ей оказалась 17-летняя студентка Надира Мирзаева из Ташкента.
Мирзаева полностью соответствовала требованиям режиссера, но он сомневался в том, что хрупкая 17-летняя девочка справится с этой ролью. Но супруга режиссера Татьяна Чернова смогла уговорить мужа взять девочку на эту роль.
Юная актриса со всей серьезностью отнеслась к роли и старалась не облажаться. Но когда дело дошло до обвинительного приговора Фернану, Мирзаева очень сильно переволновалась, так как е было очень неловко произносить такие слова в адрес самого Михаила Боярского, пусть это было и по сценарию.
Правда, несмотря на то, что актриса хорошо справилась с ролью, в фильме она говорит не своим голосом. На озвучку персонажа была приглашена молодая актриса Наталья Щукина.
Кстати, во время съемок фильма 17-летняя Мирзаева влюбилась в 53-летнего режиссера, несмотря на то, что он был женат. И со временем они действительно сошлись и поженились. А я напомню, что в свое время именно жена Юнгвальда-Хилькевича настояла на том, чтобы Надиру Мирзаеву взяли в фильм. Вот такая ирония.
9. В фильме небольшую роль Артаньяка сыграл сам режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Правда, снялся в фильме он не потому что сам этого захотел, а потому что актер, который был утвержден на роль, не смог явиться на съемочную площадку. Впрочем, это был далеко не единственный раз, когда режиссеру приходилось подменять актеров на съемочной площадке.
10. В основном актеры сами выполняли трюки, но в сцене прыжка со скалы конечно снимались дублеры - Наталья Далиева и Михаил Данилов.
11. Во время съемки сцены с горящей женой Кадруса и пожара в доме члены съемочной группы не на шутку перепугались. Естественно, в кадре горела не Наталья Позднякова, сыгравшая Карконту, а каскадер Анатолий Грошевой.
В это самое время каскадер находился в горящем доме и ждал команды режиссера. Но когда режиссер скомандовал "Мотор", из горящего дома никто не выбежал. Режиссер скомандовал еще раз, но Грошевой из горящего дома так и не выбежал. Все члены съемочной группы просто застыли в оцепенении.
Но вот наконец каскадер, объятый пламенем, выбежал из дома и помчался к водоему. Переживающие члены съемочной группы резко ринулись к Грошевому, на что режиссер крикнул "Назад!". Дело в том, что они могли бы попасть в кадр, и тогда дубль был бы испорчен.
Как выяснилось позже, Анатолий Грошевой задержался из-за того, что горючая смесь на его костюме никак не хотела воспламеняться.
12. Изначально режиссер хотел, чтобы во время сбрасывания мешка с телом Аббата (на самом деле с живым Дантесом) там находился каскадер, но Виктор Авилов настоял на том, что он сам должен отыграть эту сцену, чтобы прочувствовать все это на себе.
Но съемки данной сцены дались Виктору действительно нелегко. Дело в том, что на дворе стоял уже ноябрь, и вода была холодной. Бедному же актеру приходилось плавать туда-сюда десятки метров на протяжении нескольких дублей. Но он отлично справился с этим.
13. Съемки фильма "Узник замка Иф" проходили в самых разнообразных местах. Здесь мы можем увидеть Россию, Эстонию, Латвию, Крым и даже Францию.
Так, например, владения графа Монте-Кристо снимали в городе Пушкин, а именно в музее-заповеднике Царское село, тогда как внутренние убранства замка снимали уже в Екатерининском дворце.
Некоторые сцены снимались в самом Париже, где мы даже можем увидеть знаменитый Собор Парижской Богоматери. А ту самую крепость, где был заточен Дантес, действительно снимали на том самом острове Иф, который располагался недалеко от Марселя.
Вот только съемочной группе разрешили снимать крепость только снаружи, и во внутрь их никто не пустил. Поэтому все внутренние сцены пришлось снимать на Одесской киностудии, отстроив для этого декорации.
14. Стены внутри замка Иф были бутафорскими. Они были сделаны из легких материалов и покрашены под камень. Только огромный камень, который выталкивал Аббат, был самым что ни на есть настоящим.
Настоящий булыжник был необходим для того, чтобы его толкание в кадре выглядело естественным.
15. Премьера фильма состоялась в феврале 1989 года. За первый год проката лента собрала вокруг себя 11 миллионов зрителей. Мнения зителей разделились. Если одни восторгались фильмом и игрой актеров, то другие были недовольны экранизацией, в частности из-за того, что на роль графа взяли не красавчика, а никому неизвестного Виктора Авилова.
Но как бы то ни было, картина получила признание, а со временем ей даже приписали некий мистический статус. Дело в том, что многие актеры, снявшиеся в кино (Виктор Авилов, Евгений Дворжецкий, Анна Самохина и Вячеслав Цой) ушли из жизни не дожив и до 55 лет. Но конечно же фильм тут не причем.
1. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич обожал романы Александра Дюма, поэтому останавливаться на экранизации "Трех мушкетеров" он не собирался. На сей раз он решил взяться за другой известный роман французского писателя - "Граф Монте-Кристо". Он сам решил взяться за написание сценария, подключив к этому делу Марка Захарова.
Юнгвальд-Хилькевич прекрасно понимал, что было снято уже несколько экранизаций "Графа Монте-Кристо", включая культовый французский фильм с Жаном Марэ в главной роли. Но это его не остановило. Тем более ему не нравился тот факт, что во французской экранизации герой сбежал из многолетнего заключения уж больно красивым, словно одиночное заключение пошло ему на пользу.
2. Юнгвальд-Хилькевич и Захаров задумывали взять на главную роль Михаила Боярского, и именно под него они изначально и писали сценарий. Но тот отказался от роли графа, так как не нашел в этом ничего для себя интересного.
Тогда режиссер стал подбирать других актеров на эту роль. Он даже пробовал Николая Караченцова и латвийского актера Ивара Калныньша, но никто из них не подходил. Правда, сам Боярский утверждает, что это неправда, и что он хотел бы сыграть главного героя.
Однажды Георгию Юнгвальду-Хилькевичу попал в руки журнал "Театр", где он увидел фотографию Виктора Авилова в статье о постановке спектакля "Гамлет". Режиссер сразу увидел во внешности актера то, что он искал. Особенно его приковал к себе взгляд Авилова. Поэтому он отправился в театр, чтобы лично посмотреть на актера. Увидев, как Авилов играет на сцене, режиссер был в диком восторге, ведь именно такой типаж он и искал для своей будущей картины.
Юнгвальд-Хилькевич пообщался с актером, и тот согласился на роль. В последствии, именно благодаря этой роли Авилов получит роль Мордаунта в фильме "Мушкетеры: Двадцать лет спустя".
3. На роль Мерседес режиссер искал именно красивую актрису, которая смогла бы свести с ума кого угодно. Он перепробовал десятки советских красавиц, но они не очень подходили на эту роль. Тем более, все эти лица были уже заезженными, а Юнгвальд-Хилькевич хотел показать новое лицо.
Тогда режиссер дал указание своему ассистенту объездить провинциальные театры в поисках красивых актрис. Ассистент с задачей справился и принес Юнгвальду-Хилькевичу огромное количество фотографий.
Режиссер стал просматривать фотографии актрис вместе с другими членами съемочной группы. Среди них был и актер Игорь Боголюб, который был утвержден на роль судовладельца. Именно он и приметил фотографию актрисы Ростовского театра юного зрителя - Анны Самохиной, ведь он был лично с ней знаком (они оба из Ростова). Именно Боголюб предложил попробовать Самохину на эту роль, и режиссер согласился, ведь Самохина ему тоже очень понравилась.
Юнгвальд-Хилькевич велел пригласить актрису на кинопробы. Ассистент режиссера тут же отправился в общежитие, где жила актриса. Как рассказывала сама актриса, ее буквально застали врасплох, так как в тот самый момент она шла по коридору непричесанная, в халате и с кастрюлями наперевес. Но узнав, что перед ней стоит ассистент режиссера "Д'Артаньяна и трех мушкетеров", она тут же начала перед ним оправдываться, что она на самом деле выглядит по-другому, и тут же побежала за своими фотографиями. В общем, актриса получила эту роль, после чего и началась ее звездная карьера.
4. На роль Фернана Георгий Юнгвальд Хилькевич взял Михаила Боярского. Да, есть версия, что изначально режиссер предлагал актеру главную роль (я об этом упоминал ранее), но сам Михаил Боярский рассказывал в одном из интервью, что роль Эдмона Дантеса ему не предлагали, а если бы предложили, то он бы согласился.
5. Изначально Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять на роль Данглара Владимира Стеклова, но в итоге для этой роли больше подошел Алексей Жарков. Тем не менее и для Стеклова нашлась роль в фильме. Конкретно он сыграл Джованни Бертуччо.
6. Роль молодого Эдмона Дантеса режиссер хотел отдать Дмитрию Харатьяну, но после оглушительного успеха фильма "Гардемарины, вперед!" Харатьян немного ушел в загул (по крайней мере так говорят), из-за чего от его кандидатуры решено было отказаться. А в итоге роль досталась молодому актеру Московского центрального детского театра - Евгению Дворжецкому.
Режиссер взял Дворжецкого по большей части из-за того, что он был чем-то похож на Виктора Авилова. Ну а чтобы зритель еще больше поверил в происходящее, молодого Эдмона Дантеса озвучил сам Виктор Авилов.
Но самое интересное, что тот же Евгений Дворжецкий исполнил роль сына Мерседес (возлюбленной Дантеса). Такой поворот запросто мог бы намекать на то, что Альбер де Морсер является сыном Дантеса. Но, конечно, это было не так. Хотя, в одной из сцен Мерседес говорит графу Монте-Кристо, что ее сын похож на него как две капли воды.
7. В роли Кадруса Юнгвальд-Хилькевич сразу видел Всеволода Шиловского, но тот отказался от столь заманчивого предложения, так как в этот самый момент он был задействован в съемках ленты "Избранник судьбы".
Вот только режиссер никого другого в этой роли просто не видел, поэтому он продолжил бегать за Шиловским, оказывая на него моральное давление, мол специально для него уже выстроили декорации, и что он просто не может отказаться. Устав от моральных нападок режиссера, Шиловский согласился принять участие в съемках, но при условии, что на всё про всё уйдет не более 48 часов.
Съемки с Шиловским дались не легко, ведь для того, чтобы уложиться в срок, приходилось снимать без остановки. В конце концов сам актер так устал, что во время съемки финальной сцены, когда он узнает о том, что граф - это Эдмон Дантес, Шиловский громко выругался. После этой фразы члены съемочной группы просто полегли от смеха. Вот только режиссеру было не до веселья.
Юнгвальд-Хилькевич хотел было переснять сцену, но Шиловский отказался, сказав, что уже поздно и ничего переделывать он больше не будет. Естественно, при озвучке звучала уже другая фраза.
8. Для роли Гайды режиссеру требовалась юная и красивая девушка восточной внешности. На эту роль пробовались сотни претенденток, но режиссер их всех забраковал. Но к счастью подходящую актрису удалось найти. Ей оказалась 17-летняя студентка Надира Мирзаева из Ташкента.
Мирзаева полностью соответствовала требованиям режиссера, но он сомневался в том, что хрупкая 17-летняя девочка справится с этой ролью. Но супруга режиссера Татьяна Чернова смогла уговорить мужа взять девочку на эту роль.
Юная актриса со всей серьезностью отнеслась к роли и старалась не облажаться. Но когда дело дошло до обвинительного приговора Фернану, Мирзаева очень сильно переволновалась, так как е было очень неловко произносить такие слова в адрес самого Михаила Боярского, пусть это было и по сценарию.
Правда, несмотря на то, что актриса хорошо справилась с ролью, в фильме она говорит не своим голосом. На озвучку персонажа была приглашена молодая актриса Наталья Щукина.
Кстати, во время съемок фильма 17-летняя Мирзаева влюбилась в 53-летнего режиссера, несмотря на то, что он был женат. И со временем они действительно сошлись и поженились. А я напомню, что в свое время именно жена Юнгвальда-Хилькевича настояла на том, чтобы Надиру Мирзаеву взяли в фильм. Вот такая ирония.
9. В фильме небольшую роль Артаньяка сыграл сам режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Правда, снялся в фильме он не потому что сам этого захотел, а потому что актер, который был утвержден на роль, не смог явиться на съемочную площадку. Впрочем, это был далеко не единственный раз, когда режиссеру приходилось подменять актеров на съемочной площадке.
10. В основном актеры сами выполняли трюки, но в сцене прыжка со скалы конечно снимались дублеры - Наталья Далиева и Михаил Данилов.
11. Во время съемки сцены с горящей женой Кадруса и пожара в доме члены съемочной группы не на шутку перепугались. Естественно, в кадре горела не Наталья Позднякова, сыгравшая Карконту, а каскадер Анатолий Грошевой.
В это самое время каскадер находился в горящем доме и ждал команды режиссера. Но когда режиссер скомандовал "Мотор", из горящего дома никто не выбежал. Режиссер скомандовал еще раз, но Грошевой из горящего дома так и не выбежал. Все члены съемочной группы просто застыли в оцепенении.
Каскадер Анатолий Грошевой
Но вот наконец каскадер, объятый пламенем, выбежал из дома и помчался к водоему. Переживающие члены съемочной группы резко ринулись к Грошевому, на что режиссер крикнул "Назад!". Дело в том, что они могли бы попасть в кадр, и тогда дубль был бы испорчен.
Как выяснилось позже, Анатолий Грошевой задержался из-за того, что горючая смесь на его костюме никак не хотела воспламеняться.
12. Изначально режиссер хотел, чтобы во время сбрасывания мешка с телом Аббата (на самом деле с живым Дантесом) там находился каскадер, но Виктор Авилов настоял на том, что он сам должен отыграть эту сцену, чтобы прочувствовать все это на себе.
Но съемки данной сцены дались Виктору действительно нелегко. Дело в том, что на дворе стоял уже ноябрь, и вода была холодной. Бедному же актеру приходилось плавать туда-сюда десятки метров на протяжении нескольких дублей. Но он отлично справился с этим.
13. Съемки фильма "Узник замка Иф" проходили в самых разнообразных местах. Здесь мы можем увидеть Россию, Эстонию, Латвию, Крым и даже Францию.
Так, например, владения графа Монте-Кристо снимали в городе Пушкин, а именно в музее-заповеднике Царское село, тогда как внутренние убранства замка снимали уже в Екатерининском дворце.
Некоторые сцены снимались в самом Париже, где мы даже можем увидеть знаменитый Собор Парижской Богоматери. А ту самую крепость, где был заточен Дантес, действительно снимали на том самом острове Иф, который располагался недалеко от Марселя.
Вот только съемочной группе разрешили снимать крепость только снаружи, и во внутрь их никто не пустил. Поэтому все внутренние сцены пришлось снимать на Одесской киностудии, отстроив для этого декорации.
14. Стены внутри замка Иф были бутафорскими. Они были сделаны из легких материалов и покрашены под камень. Только огромный камень, который выталкивал Аббат, был самым что ни на есть настоящим.
Настоящий булыжник был необходим для того, чтобы его толкание в кадре выглядело естественным.
15. Премьера фильма состоялась в феврале 1989 года. За первый год проката лента собрала вокруг себя 11 миллионов зрителей. Мнения зителей разделились. Если одни восторгались фильмом и игрой актеров, то другие были недовольны экранизацией, в частности из-за того, что на роль графа взяли не красавчика, а никому неизвестного Виктора Авилова.
Но как бы то ни было, картина получила признание, а со временем ей даже приписали некий мистический статус. Дело в том, что многие актеры, снявшиеся в кино (Виктор Авилов, Евгений Дворжецкий, Анна Самохина и Вячеслав Цой) ушли из жизни не дожив и до 55 лет. Но конечно же фильм тут не причем.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет