«Выше радуги»: ностальгия по сказке нашего детства
Этот фильм вышел на экраны весной 1986 года, когда мне было 12 лет, и я училась в 6 классе. Уже кончалось детство, начинался переходный возраст и соответственные интересы - влюбленности, молодежные тусовки, танцы, модная одежда.
И фильм "Выше радуги" стал мостиком между детством и юностью, последней сказкой детства. Он был еще сказочным, но уже полностью соответствовал моим новым интересам, и вообще был очень актуальным и современным.
Авторы во вступительных титрах так и предупреждали "Очень современная и очень музыкальная сказка".
И, действительно, наполовину это именно сказка - всякие чудеса, мифическая Сирена, подарившая главному герою Алику Радуге волшебный дар, заколдованный Иван-дурак, вода, льющаяся из телевизора и путешествия на столе по морю.
А с другой стороны, этот фильм действительно получился очень современным и вполне вписывался в наши реалии.
Вода из телевизора выливалась под голос Сенкевича и "Клуб кинопутешественников", который мы тогда смотрели.
Песню "Сирена" пела Алла Пугачева, которую мы слушали все детство.
Ивана-дурака играл Юрий Куклачев, которого мы уже хорошо знали и любили. Герои фильма ходили в такую же школу, решали те же проблемы, что и мы. У них было все то же самое, что у нас - уроки, учителя, обычная физкультура, которая упорно не давалась поэту-романтику Алику Радуге.
Там даже есть эпизод, который для сказки так вообще гиперреалистичен. Во всей этой волшебной атмосфере Алика и его одноклассников отправили на стройку, как это было принято в СССР, где школьников гоняли на помощь трудящимся.
Собственно, и дар-то волшебный Алик потерял именно на стройке, когда соврал, взяв на себя вину за то, что Даша уронила краску на стройке.
И совершенно чудесная Даша ходила по этой стройке в кургузой олимпиечке с веником в руках (см. фото выше). А ведь она в этом фильме романтичная и нежная Ассоль - с длинными светлыми волосами, огромными голубыми глазами и всегда в белых и красивых нарядах.
Кстати, о нарядах. Все герои были очень красиво одеты, к тому же мама Алика сама творила костюмы - и всю картину порхали туда-сюда модели в роскошных летящих одеждах. И это тоже делало фильм ультрасовременным.
Молодые и прекрасные учительницы ходили в супермодных нарядах - такие полоски и покрой тогда были просто пиком моды (см. фото ниже).
Еще в этом фильме танцевали брейк - это было не просто круто, а очень круто. Он тогда еще только входил в моду и был практически под запретом, как и рок-музыка.
А тут по центральному ТВ показывают молодежь, которая прямо круто отжигает. Кстати, после этого фильма брейк уже танцевали на школьных дискотеках, и никто его не запрещал.
Еще поражал своей модерновостью голос Владимира Преснякова - таким фальцетом раньше никто не пел, и я лично решила, что это новое веяние моды, которое еще не дошло до нашей глубинки. :)
В общем, это был очень крутой, очень современный и близкий нам фильм, соприкасавшийся с нашей реальной жизнью и повседневностью.
Правда, в этой повседневности тоже были некие элементы сказочности, которые таковыми на самом деле не являлись. Но я, житель глухой провинции из самой обычной семьи, воспринимала их именно как сказку.
Например, шикарный дом семьи Алика - с интересными вещами, изысканным интерьером, с уютным бытом - картины на стенах, роскошная мебель, красивая посуда и т.п.
Поражали и удивительные взаимоотношения мальчика с родителями - они с ним были на равных, уважали его личность, ценили его таланты и желания.
Удивляла их интересная и насыщенная жизнь. Они не обсуждали сколько надо посадить картошки и где достать колбасу, не были задерганы работой, а делали что-то интересное - отец писал музыку, мать создавала наряды, и все разговоры в семье были интересны, интеллектуальны и полны мягкого юмора.
В школе Алика окружали прекрасные и понимающие учителя, которые тоже ценили его как поэта и не пытались подтянуть или отпустить его до среднего уровня. В кино была показана какая-то фантастическая ситуация - все признают, что этот мальчик поэт, и никто от него не требует, чтобы он еще знал математику, физику и прочее.
Ирина Михайловна, "Бимша", даже освободила его от уроков физкультуры и просто так поставила пятерку в четверти. (В те времена для меня это было более сказочным, чем сирены или оживший чурбан. :)).
Еще поражало уважение друзей и одноклассников к талантам Алика. Если бы я в те годы начала ходить по своему городу, как он, и бормотать стихи, которые я, кстати, тогда уже писала, то меня бы просто посчитали ненормальной.
И если бы начала их всем показывать, то ко мне тоже бы не относились с таким пиететом, как к Алику, просто не оценили бы, покрутили у виска.
Короля играет окружение, важно то, кто рядом с тобой. Алик учился с ребятами, которые легко подхватывали его метафоры, слушали, как он цитирует Салтыкова-Щедрина, Шекспира и знали, что такое Зурбаган.
Я недавно прочитала один разбор этого фильма и с удивлением выяснила, что многие слушать-то слушают эту песню, но само слово Зурбаган им вообще ни о чем не говорит.
А Алик и его друзья в фильме жили в этом культурном контексте - книгах и мечтах Александра Грина о прекрасных городах и алых парусах, о летящих душах прекрасной Ассоль и отважного капитана Грея.
По сути весь фильм был оммажем Александру Грину и его "Алым парусам". Город, в котором жили герои, напоминал сказочный Зурбаган. Любовь Даши и Алика - это романтическая история в гриновском стиле. И они тоже были обладателями летящих душ. (Это выражение именно из "Алых парусов").
И при всей этой романтичности и воздушности, фильм был очень земной и жизненный. Например, в нем есть один интересный момент, который невзначай показывает, что наше поколение привыкло рассчитывать только на себя. Когда Алику потребовались деньги для Иван Иваныча, он не стал их просить у папы-мамы, у которых они наверняка были. (Мама - удачливый модельер, папа известный композитор).
Нет, Алик отправился зарабатывать тяжелым физическим трудом - и успешно это сделал.
Кстати, совсем как капитан Грей, отпрыск аристократического семейства, который грезил о романтике, но при этом твердо стоял на своих ногах. Он не боялся самой грязной работы, заработал денег и исполнил мечту своей любимой девушки. И это все тот же оммаж от создателей фильма Александру Грину. (Кстати, не исключено, что Алик - это Александр, моего двоюродного брата Сашу всю жизнь родители и друзья звали Аликом).
Кроме этой земной денежной привязки, фильм еще весь пронизан культом здорового тела, в котором, как известно, здоровый дух.
Алик поначалу доказывал, что поэту не нужна хорошая физическая форма, однако Бимша легко его морально побила, приведя в пример Пушкина, который ходил с пудовой тростью.
И волшебный дар Алика от Сирены Ахелоевны (меня неизменно смешит эта отсылка к Ахелою, действительно мифическому отцу всех сирен) был именно спортивным - мальчик мог теперь взять любую высоту, прыгнуть выше Радуги (т.е. самого себя).
И, потеряв этот дар, он начал всерьез тренироваться сам. Я как раз в те годы немножко занималась спортом, два раза тоже ездила в спортлагерь. И в фильме прямо чувствуется та спортивная атмосфера и то, как из нас "выжимали все соки" - бесконечные тренировки, беговые серии по песку, усталость, запах пота. И потом блаженство - когда забегаешь в реку (в фильме в море) после тренировки с гудящими мышцами и погружаешься в воду.
А еще в "Выше радуги" очень много танцевали. И это очень красивые танцы, особенно те, что на берегу моря.
У меня вообще любимый эпизод в фильме - когда Алик тренируется один на берегу, а в это время неподалеку танцует Леночка. И это все вместе так прекрасно - музыка, ее танец, закат, море, упорство Алика..
И это все тогда прямо стимулировало к тому, чтобы заниматься спортом, бегать, танцевать, наслаждаться движением. Более того, мне уже много лет, но каждый раз фильм вызывает такой же эффект - немедленно хочется какого-то физического движения. :)
И с тем же успехом он стимулирует и на творчество, и на желание стать таким же, как его герои - и умным и красивым и талантливым. Наверное, в этом и был замысел создателей - дать нам такой толчок, и он вполне удался.
Ну, и, конечно, напоследок еще хочется сказать о самом Алике - Дмитрии Марьянове. Я не могу сказать, что я него влюбилась после этого фильма, как многие мои девчонки-ровесницы.
Мне вообще по-девочковски понравился Толя Красник, сыгравший Гошу Борщова, прекрасно танцевавший и даже поставивший некоторые танцы в фильме.
Но Алик после картины стал как будто очень близким другом. Некое родство душ с его героем, его поэтическая натура, при этом мужская надежность - он просто вызывал восхищение. И с тех пор, в каких бы фильмах я не видела Марьянова, всегда неизменно вспоминала Алика Радугу и только им его и воспринимала.
Кстати, из других его ролей я больше всего люблю его персонажа в фильме "Русский регтайм" - дебюте режиссера Сергея Урсуляка.
Не буду сейчас о грустном, о смерти Дмитрия - для нас остался живым, и его Алик по-прежнему живет, любит и творит в фильме "Выше радуги".
Кстати, интересно, что моему младшему сыну, тоже понравился этот фильм - и песни, и сюжет, и кошки Куклачева и вся волшебная атмосфера картины.
Пожалуй, пересмотрю-ка я сегодня сама "Выше радуги" - захотелось еще раз погрузиться в детство и юность и пережить те же эмоции. :)
Авторы во вступительных титрах так и предупреждали "Очень современная и очень музыкальная сказка".
И, действительно, наполовину это именно сказка - всякие чудеса, мифическая Сирена, подарившая главному герою Алику Радуге волшебный дар, заколдованный Иван-дурак, вода, льющаяся из телевизора и путешествия на столе по морю.
А с другой стороны, этот фильм действительно получился очень современным и вполне вписывался в наши реалии.
Вода из телевизора выливалась под голос Сенкевича и "Клуб кинопутешественников", который мы тогда смотрели.
Песню "Сирена" пела Алла Пугачева, которую мы слушали все детство.
Ивана-дурака играл Юрий Куклачев, которого мы уже хорошо знали и любили. Герои фильма ходили в такую же школу, решали те же проблемы, что и мы. У них было все то же самое, что у нас - уроки, учителя, обычная физкультура, которая упорно не давалась поэту-романтику Алику Радуге.
Там даже есть эпизод, который для сказки так вообще гиперреалистичен. Во всей этой волшебной атмосфере Алика и его одноклассников отправили на стройку, как это было принято в СССР, где школьников гоняли на помощь трудящимся.
Собственно, и дар-то волшебный Алик потерял именно на стройке, когда соврал, взяв на себя вину за то, что Даша уронила краску на стройке.
И совершенно чудесная Даша ходила по этой стройке в кургузой олимпиечке с веником в руках (см. фото выше). А ведь она в этом фильме романтичная и нежная Ассоль - с длинными светлыми волосами, огромными голубыми глазами и всегда в белых и красивых нарядах.
Неземная Даша - Катя Парфенова.
Кстати, о нарядах. Все герои были очень красиво одеты, к тому же мама Алика сама творила костюмы - и всю картину порхали туда-сюда модели в роскошных летящих одеждах. И это тоже делало фильм ультрасовременным.
Молодые и прекрасные учительницы ходили в супермодных нарядах - такие полоски и покрой тогда были просто пиком моды (см. фото ниже).
Еще в этом фильме танцевали брейк - это было не просто круто, а очень круто. Он тогда еще только входил в моду и был практически под запретом, как и рок-музыка.
А тут по центральному ТВ показывают молодежь, которая прямо круто отжигает. Кстати, после этого фильма брейк уже танцевали на школьных дискотеках, и никто его не запрещал.
Еще поражал своей модерновостью голос Владимира Преснякова - таким фальцетом раньше никто не пел, и я лично решила, что это новое веяние моды, которое еще не дошло до нашей глубинки. :)
В общем, это был очень крутой, очень современный и близкий нам фильм, соприкасавшийся с нашей реальной жизнью и повседневностью.
Правда, в этой повседневности тоже были некие элементы сказочности, которые таковыми на самом деле не являлись. Но я, житель глухой провинции из самой обычной семьи, воспринимала их именно как сказку.
Например, шикарный дом семьи Алика - с интересными вещами, изысканным интерьером, с уютным бытом - картины на стенах, роскошная мебель, красивая посуда и т.п.
Поражали и удивительные взаимоотношения мальчика с родителями - они с ним были на равных, уважали его личность, ценили его таланты и желания.
Удивляла их интересная и насыщенная жизнь. Они не обсуждали сколько надо посадить картошки и где достать колбасу, не были задерганы работой, а делали что-то интересное - отец писал музыку, мать создавала наряды, и все разговоры в семье были интересны, интеллектуальны и полны мягкого юмора.
В школе Алика окружали прекрасные и понимающие учителя, которые тоже ценили его как поэта и не пытались подтянуть или отпустить его до среднего уровня. В кино была показана какая-то фантастическая ситуация - все признают, что этот мальчик поэт, и никто от него не требует, чтобы он еще знал математику, физику и прочее.
Ирина Михайловна, "Бимша", даже освободила его от уроков физкультуры и просто так поставила пятерку в четверти. (В те времена для меня это было более сказочным, чем сирены или оживший чурбан. :)).
В этом фильме Ольга Машная ("Бимша") просто очаровательна.
Еще поражало уважение друзей и одноклассников к талантам Алика. Если бы я в те годы начала ходить по своему городу, как он, и бормотать стихи, которые я, кстати, тогда уже писала, то меня бы просто посчитали ненормальной.
И если бы начала их всем показывать, то ко мне тоже бы не относились с таким пиететом, как к Алику, просто не оценили бы, покрутили у виска.
Короля играет окружение, важно то, кто рядом с тобой. Алик учился с ребятами, которые легко подхватывали его метафоры, слушали, как он цитирует Салтыкова-Щедрина, Шекспира и знали, что такое Зурбаган.
Я недавно прочитала один разбор этого фильма и с удивлением выяснила, что многие слушать-то слушают эту песню, но само слово Зурбаган им вообще ни о чем не говорит.
А Алик и его друзья в фильме жили в этом культурном контексте - книгах и мечтах Александра Грина о прекрасных городах и алых парусах, о летящих душах прекрасной Ассоль и отважного капитана Грея.
Только недавно заметила, что на стене у Алика картина с алыми парусами, портрет Грина и афиша Юрия Куклачева. :)
По сути весь фильм был оммажем Александру Грину и его "Алым парусам". Город, в котором жили герои, напоминал сказочный Зурбаган. Любовь Даши и Алика - это романтическая история в гриновском стиле. И они тоже были обладателями летящих душ. (Это выражение именно из "Алых парусов").
Таллин в роли Зурбагана.
И при всей этой романтичности и воздушности, фильм был очень земной и жизненный. Например, в нем есть один интересный момент, который невзначай показывает, что наше поколение привыкло рассчитывать только на себя. Когда Алику потребовались деньги для Иван Иваныча, он не стал их просить у папы-мамы, у которых они наверняка были. (Мама - удачливый модельер, папа известный композитор).
Нет, Алик отправился зарабатывать тяжелым физическим трудом - и успешно это сделал.
Алик и Иван Иваныч в кузнице.
Кстати, совсем как капитан Грей, отпрыск аристократического семейства, который грезил о романтике, но при этом твердо стоял на своих ногах. Он не боялся самой грязной работы, заработал денег и исполнил мечту своей любимой девушки. И это все тот же оммаж от создателей фильма Александру Грину. (Кстати, не исключено, что Алик - это Александр, моего двоюродного брата Сашу всю жизнь родители и друзья звали Аликом).
Кроме этой земной денежной привязки, фильм еще весь пронизан культом здорового тела, в котором, как известно, здоровый дух.
Алик поначалу доказывал, что поэту не нужна хорошая физическая форма, однако Бимша легко его морально побила, приведя в пример Пушкина, который ходил с пудовой тростью.
И волшебный дар Алика от Сирены Ахелоевны (меня неизменно смешит эта отсылка к Ахелою, действительно мифическому отцу всех сирен) был именно спортивным - мальчик мог теперь взять любую высоту, прыгнуть выше Радуги (т.е. самого себя).
И, потеряв этот дар, он начал всерьез тренироваться сам. Я как раз в те годы немножко занималась спортом, два раза тоже ездила в спортлагерь. И в фильме прямо чувствуется та спортивная атмосфера и то, как из нас "выжимали все соки" - бесконечные тренировки, беговые серии по песку, усталость, запах пота. И потом блаженство - когда забегаешь в реку (в фильме в море) после тренировки с гудящими мышцами и погружаешься в воду.
А еще в "Выше радуги" очень много танцевали. И это очень красивые танцы, особенно те, что на берегу моря.
У меня вообще любимый эпизод в фильме - когда Алик тренируется один на берегу, а в это время неподалеку танцует Леночка. И это все вместе так прекрасно - музыка, ее танец, закат, море, упорство Алика..
И это все тогда прямо стимулировало к тому, чтобы заниматься спортом, бегать, танцевать, наслаждаться движением. Более того, мне уже много лет, но каждый раз фильм вызывает такой же эффект - немедленно хочется какого-то физического движения. :)
И с тем же успехом он стимулирует и на творчество, и на желание стать таким же, как его герои - и умным и красивым и талантливым. Наверное, в этом и был замысел создателей - дать нам такой толчок, и он вполне удался.
Ну, и, конечно, напоследок еще хочется сказать о самом Алике - Дмитрии Марьянове. Я не могу сказать, что я него влюбилась после этого фильма, как многие мои девчонки-ровесницы.
Мне вообще по-девочковски понравился Толя Красник, сыгравший Гошу Борщова, прекрасно танцевавший и даже поставивший некоторые танцы в фильме.
Но Алик после картины стал как будто очень близким другом. Некое родство душ с его героем, его поэтическая натура, при этом мужская надежность - он просто вызывал восхищение. И с тех пор, в каких бы фильмах я не видела Марьянова, всегда неизменно вспоминала Алика Радугу и только им его и воспринимала.
Кстати, из других его ролей я больше всего люблю его персонажа в фильме "Русский регтайм" - дебюте режиссера Сергея Урсуляка.
Дмитрий Марьянов в фильме "Русский регтайм", 1993 год.
Не буду сейчас о грустном, о смерти Дмитрия - для нас остался живым, и его Алик по-прежнему живет, любит и творит в фильме "Выше радуги".
Кстати, интересно, что моему младшему сыну, тоже понравился этот фильм - и песни, и сюжет, и кошки Куклачева и вся волшебная атмосфера картины.
Пожалуй, пересмотрю-ка я сегодня сама "Выше радуги" - захотелось еще раз погрузиться в детство и юность и пережить те же эмоции. :)
Комментарии2