Fender - живая легенда
Мало кто из производителей оказал такое влияние на современную музыку, как Fender. Электрогитары, бас-гитары, инструментальные усилители этой компании не только помогли развитию нескольких музыкальных стилей, но и совершили революционные изменения в своих областях, а их конструк¬тивные особенности послужили основой для многих последующих моделей.
Компания «Fender Electric Instrument Company» основана Лео Фендером (Сlarence «Leo» Fender) в Калифорнии в 1946 году.
В 1950 году выпускается электрогитара Fender Esquire с одним звукоснимателем. На основе этой гитары в 1951 году разрабатывается Fender Broadcaster с двумя звукоснимателями. Эта гитара была переименована в Telecaster и сегодня является одной из самых популярных гитар среди музыкантов.
В этом же году Лео Фендер изобретает первую в истории электрическую бас-гитару Fender Precision Bass, которая и в наши дни является для многих музыкантов и производителей эталоном бас-гитары.
В 1954 году Fender выпускает свой первый Stratocaster — легендарную гитару, которая произвела настоящую револющию в мире музыки. Форма этой гитары определила тенденции производства гитар на многие годы вперёд.
В последующие годы были разработаны несколько моделей гитар, большинство из которых производится и в наше время:
1958 — Fender Jazzmaster,
1960 — Fender Jazz Bass,
1962 — Fender Jaguar.
В 1987 году компания Fender открывает фабрику в 180 милях к югу от Лос-Анджелеса в Энсенаде (Мексика). Там начинают производство стандартных моделей гитар, продаваемых по невысоким ценам. На американском заводе оставляют производство дорогих моделей высокого качества и начинает работу Fender Custom Shop — подразделение, изгатавливающие элитные инструменты, гитары на заказ, переиздания классических моделей Fender и подписные модели известных музыкантов.
В 1991 году Лео Фендер умирает от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона.
В 2006 году Fender празднует свое 60-летие.
Fender Telecaster & Esquire
Fender Stratocaster
Fender Showmaster
Fender Jaguar
Бас-гитары
Акустические гитары
Следующая статья, думаю, будет интересна людям знающим и очень интересующимся гитарами, их историей и в частности историей фирмы Fender.
К концу Второй Мировой войны в США начался закат эры биг-бендов - все чаще вместо них использовались небольшие ансамбли. Электрогитара была важным инструментом подобного ансамбля, поскольку по мощности звука могла заменить целую духовую группу. В основном, применялись полуакустические гитары, но многие исполнители были ими недовольны. Они хотели, чтобы инструмент был прочнее, дешевле и с более удобным грифом. А главной проблемой была акустическая обратная связь, не позволявшая сделать гитару громче во время выступлений.
Многих недостатков полуакустических гитар были лишены инструменты с цельным корпусом. Они уже существовали к тому времени (например, Les Paul Log, Bigsby Merle Travis, модели компании Audiovox, а также Rickenbacker Bakelite Spanish - корпуса этих гитар изготовлялись из искусственной смолы под названием "бакелит"), однако производились в малых количествах и не отвечали ряду требований. Таким образом, хотя Telecaster не был первой цельно корпусной гитарой, он был первым подобным инструментом, производившимся в массовых количествах. А поскольку выпускается до сих пор, то является еще и самой долгоживущей моделью.
Лео Фендер в то время производил гавайские гитары, усилители и звукосниматели, и первая цельнокорпусная гитара была сделана им не для игры, а для тестирования недавно сконструированных звукоснимателей с отдельными магнитами для каждой струны. На гитару обратили внимание местные исполнители кантри, которые нередко одалживали ее для выступлений, в том числе для съемок в телешоу, где проблемы с обратной связью были особенно не к месту. Нравилось им и звучание инструмента: увеличенный сустейн, а также звонкий колоколоподобный тембр - с выраженными верхними и нижними частотами.
Лео Фендер всегда прислушивался к мнению музыкантов, и их интерес побудил его заняться разработкой новой модели. Одной из основных задач, которую он перед собой поставил, была простота конструкции, что позволило бы облегчить производство и ремонт. В отличие от практиковавшегося большинством других компаний индивидуального производства каждой гитары, компоненты изготавливались массово, а затем собирались вместе на сборочной линии. Плоские корпуса простой формы с одним вырезом (воспринимавшейся в то время как модерновая) изготавливались не вручную, а при помощи ленточной пилы и фасонно-фрезерного станка. Кстати, хотя гитара и называется цельнокорпусной, очень малое количество экземпляров действительно было произведено из одного куска дерева - обычно корпуса делались из двух или трех частей. Вместо традиционного вклеенного грифа использовался съемный кленовый гриф без накладки, прикручиваемый к корпусу четырьмя винтами через стальную пластину (как на моделях Rickenbacker Bakelite). Электроника была легкодоступна - достаточно снять металлическую планку, тогда как на других моделях приходилось снимать струны и накладку.
Использовался прямоугольный бридж с тремя стальными седлами (по одному на каждые две струны), позволявшими регулировать высоту и попарно мензуру струн. Струны проходили сквозь корпус, что увеличивало сустейн. Один однокатушечный звукосниматель был установлен под углом в блоке бриджа (высоту звукоснимателя можно регулировать). Такая установка позволила получить необходимый баланс верхних и нижних частот. Бридж вместе со звукоснимателем был накрыт хромированной металлической крышкой, служащей для экранирования датчика, однако в большинстве случаев исполнители все равно ее снимали, чтобы была возможность глушить струны или извлекать звук в этом месте. Трехпозиционный переключатель и два хромированных регулятора располагались на овальной металлической планке. Черная накладка корпуса делалась из бакелита и прикручивалась пятью винтами (все используемые винты имели головки с прямым шлицем).
Don Randall, руководитель фирмы Radio & Television Equipment Company, являвшейся дистрибьютором продукции Fender, предложил для новой модели название Esquire. Пробные экземпляры производились с апреля 1950 года (всего около шестидесяти). Первые экземпляры имели сосновые корпуса, окрашенные в белый цвет (хотя известны несколько экземпляров черного цвета). Однако с началом массового производства корпуса делались из ясеня и окрашивались в желтый цвет (Butterscotch Blond). Кроме того: на большинстве серийных экземплярах использовались латунные седла бриджа.
Гриф новой модели имел 21 лад, на его головке шесть колков были установлены в один ряд. Однако у грифа не было анкерного стержня - Лео Фендер считал, что цельный гриф из горного клена и так достаточно жесткий, а в тех случаях, когда он все-таки деформируется, планировалось высылать покупателям новые грифы, которые те будут устанавливать самостоятельно. Однако через некоторое время выяснилось, что грифы деформируются практически во всех экземплярах, и к началу массового производства было принято решение об установке анкера.
Предполагалось, что основными покупателями недорогой и простой в обслуживании гитары будут начинающие музыканты. В дальнейшем планировался выпуск и более дорогой, предназначенной для профессионалов, модели с двумя звукоснимателями (второй - нэковый, установлен прямо и накрыт металлическим кожухом). Более того, даже многие произведенные экземпляры с одним звукоснимателем имели полость для установки второго и трехпозиционный переключатель.
На моделях с двумя звукоснимателями переключатель работал следующим образом: в первом (переднем) положении включался нэковый датчик с конденсатором для удаления верхних частот, во втором (среднем) положении - нэковый датчик, (заднем) положении - бриджевый датчик с возможностью подмешивать сигнал нэкового датчика одним из регуляторов. Второй регулятор управлял общей громкостью. Инструменты с одним звукоснимателем имитировали звучание нэкового датчика, срезая верхние частоты при помощи конденсаторов.
Когда в конце октября - начале ноября 1950 года фабрика Fender начала массовое производство новых гитар, первоначально выпускались только варианты с двумя звукоснимателями, поскольку Лео Фендер хотел, прежде всего, привлечь внимание профессиональных исполнителей. Чтобы покупатели, уже заказавшие модели с одним звукоснимателем (а их производство началось только в январе 1951 года), не переживали, Don Randall предложил изменить название двухдатчиковой модели на Broadcaster. Под этим названием было произведено около 200 экземпляров.
Продажи новой гитары были успешными, и это привлекло внимание других производителей, первоначально воспринявших ее скептически. Первым результатом стало заявление фирмы Gretsch о том, что название Broadcaster нарушает их права на торговую марку Broadkaster, под которой они продавали ударные установки. В то время Gretsch была крупной компанией, ссориться с ней никто не хотел, и в конце февраля 1951 года Don Randall предложил изменить название на Telecaster. Слово "Broadcaster" пришлось отрезать от уже готовых наклеек на головку грифа, и в течение нескольких месяцев двухдатчиковые гитары выпускались только с надписью "Fender". Позднее эти экземпляры получили у коллекционеров прозвище "NoCaster" - их было произведено около 500 штук.
Еще одним следствием коммерческого успеха новой модели было появление цельнокорпусных гитар других производителей. Их выпустили сразу несколько компаний, наиболее известной моделью явля¬ется Gibson Les Paul, вышедший в 1952 году.
Но вернемся к Телекастеру. В 1952 году произошли изменения в электронике гитары. Регулятор баланса сигналов звукоснимателей был заменен общим регулятором тембра, а первое положение переключателя просто выбирало бриджевый датчик: без возможности смешивания сигналов. Однако исполнители обнаружили. что можно добиться сигналов обоих датчиков, если аккуратно поместить переключатель между стандартными положениями. Причем получающийся при этом звук был разным на разных экземплярах гитар - он зависел от магнитной полярности нэкового датчика. Один из вариантов этого звучания использовал гитарист James Burton в пес¬не Рики Нельсона "Тravelin' Man".
С 1952 по 1953 год происходила постепенная замена винтов с прямым шлицем на винты с крестообразным. В 1954 опять началось использование стальных седел бриджа, но, в отличие от применявшихся в 1950 году, они были меньше и скруглены. Также, желтый цвет корпуса был заменен более белым (White Blond), a черная бакелитовая накладка корпуса - пластиковой белого цвета. По цвету на¬кладки и проходит водораздел между двумя группами ра¬ритетных Телекастеров: их называют "black guard" и "white guard".
А еще в 1954 году произошло важное событие в истории электрогитары - компания Fender" выпустила модель Stratocaster. Она имела много преимуществ по сравнению с Телекастером; третий однокатушечный звукосниматель позволял получить больше вариантов звучания, форма корпуса была удобнее, второй вырез облегчал игру в верхней части грифа, новый бридж с машинкой-тремоло расширял исполнительские возможности, Не исключено, что новая модель планировалась на замену Телекастеру, однако покупатели сохранили к нему интерес, во многом обусловленный звучанием этой гитары.
Тем не менее, Лео Фендер не оставлял попыток усовершенствовать конструкцию Телекастера, в том числе и используя технологии Стратокастера. Так, у Телекастера индивидуальные магниты бриджевого звукоснимателя имели одинаковую высоту. Соотношение нижних и верхних частот при этом получалось вполне сбалансированным, однако несовершенство производства привело к тому, что некоторые звукосниматели выдавали слишком много низких частот для шестой струны. С середины 1955 года магниты стали размещать на разной высоте, но результат получился двояким: баланс улучшился, но общее звучание стало жестче. В 1958 году была снова изменена конструкция бриджа, но самое главное - метод крепления струн, они теперь не пропускались сквозь корпус. В результате., звук получился слишком резким, и от этой конструкции отказались в 1960 году. В 1959 году появился гриф с накладкой из палисандра. До середины 1961 года накладка была довольно толстой. В дальнейшем ее стали уменьшать, и к середине 1962 года накладка стала совсем тонкой. Эти модели называют "veneer board" (veneer - шпон). Кроме того, с 1959 года белая накладка корпуса прикручивалась восьмью винтами и стал возможен заказ разных цветов корпуса.
А еще в 1959 году были выпущены две новые модели: Telecaster Custom и Esquire Custom. От обычных Телекастеров они отличались, прежде всего, корпусом из ольхи с белой защитной окантовкой на гранях. Кроме того, белая накладка корпуса стала трехслойной с зеленоватым оттенком, а основным вариантом окраски - трехцветный санберст. Производство этих моделей было прекращено в начале 70-х.
В 1964 году зеленоватую трехслойную накладку стали устанавливать и на стандартных моделях. Также предлагались варианты с корпусом из махагони - они производились до 1965 года.
В 1965 году произошло этапное событие в истории фирмы Fender - она была куплена компанией CBS. На Телекастерах внешне это отразилось только в появлении большой буквы F на металлической пластине крепления грифа к корпусу. Однако внутренние изменения в самой компании были более значительными, и через пару десятков лет снижение качества производства, ошибки управления, а также начавшееся во второй половине 60-х копирование гитар Fender азиатскими производителями (прежде всего, японскими) привели, наряду с другими факторами, к падению спроса на продукцию фирмы.
В 1967 году у Телекастера работа переключателя была изменена на современную: в среднем положении выбирались оба звукоснимателя, в крайних - каждый отдельно.
В 1968 году нитроцеллюлозный лак был заменен полиэстеровым, а колки Kluson-Deluxe - новыми, изготавливавшимися компанией Schaller по заказу Fender. Накладку грифа вместо бразильского палисандра, заготовка которого была законодательно ограничена, стали делать из индийского палисандра. Также предлагался вариант накладки грифа из клена. Дополнительно можно было заказать установку тремоло Bigsby (бридж в этом случае заменялся на вариант с шестью седлами).
Кроме того, в 1968 году, в соответствии с веяниями времени, были добавлены варианты раскраски психоделическими цветочными узорами розового (Pink Paisley) и голубого (Blue Floral) цвета, выпускавшиеся до 1970 года. Эти модели использовали кленовый гриф (в начале - с накладкой, позднее - цельный).
В середине 1968 года была выпущена модель Telecaster Thinline, имевшая цельную центральную часть корпуса, пустые боковые части, фигурный вырез (эфу) в верхней боковой части, другое расположение регуляторов и другую форму накладки корпуса. Считается, что эта гитара была ответом на подобную модель Gibson, есть также информация, что у Fender начали истощаться запасы легкого ясеня, и компания искала способы применить доступные сорта более тяжелого ясеня, не увеличивая вес инструмента. Помимо ясеня, корпуса также делались из махагони. Использовался кленовый гриф с кленовой же накладкой (с 1969 года стал доступен вариант палисандровой накладки). Цвет натуральный, с 1969 года также трехцветный санберст. В конце 1971 года однокатушечные звукосниматели на этой модели были заменены хамбакерами, а бридж - на стратокастеровский с шестью седлами; гриф использовался цельный кленовый. В таком виде эта гитара выпускалась до 1980 года. 1969 год ознаменовался для Телекастера возвращением цельных кленовых грифов и снятием с производства модели Esquire.
В конце 60-х Fender собрался выпустить новые серии цельнокорпусных гитар из палисандра. Чтобы лучше представить инструменты покупателям, было решено подарить по экземпляру известным исполнителям. Jimi Hendrix получил Rosewood Stratocaster, a George Harrison - Rosewood Telecaster. Именно с этой гитарой Harrison записывал песню Get Back из альбома Let It Be и снимался в одноименном фильме, в том числе во время знаменитого концерта на крыше. Не так давно этот экземпляр был продан на аукционе за 440000$. Модель Rosewood Telecaster (гриф также полностью делался из палисандра) была выпущена в 1969 году и производилась до 1972 (однако корпус из цельного палисандрового превратился в со¬четание цельного клена с полыми палисандровыми частями), когда была замена новой мо¬делью Telecaster Custom с нэковым Custom II.
В начале 70-х было сильно сокращено предложение цветов и изменена система регулирования анкера (из-за чего гриф теперь крепился тремя винтами).
В середине 1972 года была выпущена гитара Telecaster Custom, серьезно отличавшаяся от одноименной модели, появившейся в 1959, Поэтому сейчас модель 1972 года часто называют Telecaster Custom II. В ней использовался стандартный однокатушечный бриджевый звукосниматель, а вот в качестве нэкового при¬менялся запатентованный фендеровский Хам6aкep - Wide Range, внешне отличавшийся от других хамбакеров увеличенными га¬баритами. Кроме того, имелись отдельные регуляторы громкости и тембра для каждого звукоснимателя, а переключатель звукоснимателей был заменен тумблером и перенесен в верхнюю часть корпуса. Корпус мог изготавливаться из ясеня или ольхи, накладка грифа - из клена или палисандра. Накладка корпуса (черного цвета) была увеличена. Цвет корпуса мог быть черный или трехцветный санберст. В дальнейшем бридж был заменен на стратокастеровский с шестью седлами.
В 1973 году по¬явилась модель Telecaster Deluxe, очень похожая на новый Custom. Ее отличиями были увеличенная головка грифа (как у Стратокастера тех лет), звукосниматель Wide Range в качестве бриджевого и цельный гриф из клена. В качества варианта цвета предлагались мореный орех, черный или трехцветный санберст. Опционально можно было заказать модель с тремоло. Модели Custom и Deluxe выпускалась до 1981 года.
В конце 70-х возросший импорт японских инструментов и начавшийся в США экономический спад привели к уменьшению доходов компании. Чтобы исправить положение, в 1980 году CBS наняли на должность президента компании Fender Вильяма Шульца, первыми шагами которого стали модернизация производства и начало переиздания классических моделей. В 1982 году были выпущены Vintage '52 Telecaster и Standard Telecaster, использовавшие стандартные телекасторовские звукосниматели и электронику.
Также в 1982 году для борьбы с поддельными копиями гитар Fender было открыто японское подразделение - Fender Japan. Наряду с продажами на местном рынке, японские инструменты экспортировались в Европу, что запутывало ситуацию, и в конце 1982 года был использован давно принадлежавший Фендеру бренд Squier. А с 1983 года японские гитары стали продавать и в США.
В 1983 была выпущена модель Elite с двумя хамбакерами, четырьмя регуляторами, активной электроникой, ладами jumbo, литым бриджем (струны не проходили сквозь корпус). Существовали варианты с хромированной и позолоченной фурнитурой, а также с грифом из ореха и накладкой из черного дерева. Однако эта модель производилась лишь до 1985 года.
Несмотря на предпринятые усилия, доходы Fender продолжали падать, и в 1985 году CBS продала компанию, которая была куплена группой инвесторов во главе с Шульцем. Объемы производства гитар Fender в США к тому времени сильно сократились, и было решено сосредоточиться на качестве, а не количестве. Были наняты известные гитарные специалисты, которые начали свою работу с изучения особенностей классических моделей компании. Кроме того, были возобновлены консультации с профессиональными музыкантами, что привело к созданию в 1987 году подразделения Custom Shop, занимающегося созданием заказных инструментов.
По условиям сделки здания и оборудование Fender остались у CBS, что не позволяло быстро возобновить производство, и первое время рынок заполняли японские гитары. В 1985 году был открыт новый завод в Калифорнии и возобновлен выпуск модели Vintage Telecaster, а в 1988 появилась модель American Standard Telecaster. Помимо слова "American", которое должно было дистанцировать ее от японских гитар, новая модель отличалась от варианта 1982 года тем, что имела 22 лада, бридж с шестью седлами и ольховый корпус.
В начале 1990 года была выпущена модель Tele Plus Standard с новыми датчиками Lace, составным корпусом (ясень и ольха), двумя вариантами грифа (цельный кленовый или с палисандровой накладкой), 22 ладами. Вариант Tele Plus Standard Deluxe отличался использованием тремо¬ло стратокастеровского типа, колков Schaller и порожка Wilkinson.
А летом того же года появилась модель Set Neck Telecaster с вклеенным грифом. Корпус был выполнен из махагони с кленовым топом и белой окантовкой, для уменьшения веса и улучшения резонанса в нем было сделано несколько отверстий. Гриф был выполнен из махагони с кленовой вставкой. Гитара имела 22 лада. Есть варианты с двумя хамбакерами и палисандровой накладкой грифа, то же со стратокастеровским тремоло, накладкой грифа из древесины ованкол и порожком Wilkinson, а также с тремя звукоснимателями (два хамбакера и сингл), накладкой грифа из ованкола и тремоло Floyd Rose Pro. Но эти модели уже довольно далеко отстоят от традиционного Телекастера как по конструкции, так и по звучанию.
Другим значительным событием 1990 года стало начало производства гитар на заводе в Мексике. Но это уже можно считать переходом к современному периоду компании.
В начале Telecaster приобретали, в основном, начинающие музыканты, благодаря его низкой цене. Например, одним из них был молодой тогда блюзовый гитарист В. В. King. Также Telecaster был популярен среди исполнителей кантри (одним из первых эндорсеров стал кантри-гитарист Jimmy Bryant). Правда, большинство профессиональных музыкантов, особенно джазовых, использовали другие гитары. А когда в 1954 году вышел Stratocaster, то Telecaster перестал быть главной моделью Fender.
Однако к концу 50-х Telecaster стал необходимой составной частью арсенала профессионального сессионного гитариста, так как его звук хорошо подходил для музыки нового поколения - рок-н-ролла. Например, Telecaster использовали такие известные исполнители, как Howard Roberts и Tommy Tedesco. Одновременно с этим увеличивалось его использование блюзовыми гитаристами: Muddy Waters, Albert Collins (одно из его прозвищ - Master of the Telecaster) и Roy Buchanan.
Telecaster способство¬вал применению новых техник игры: подтяжек струн, chicken picking (одновременное звукоизвлечение медиатором и пальцами) и др. А удобное расположение регуляторов громкости и тембра облегчало использование их для имитации эффектов скрипичной игры (swell) и вау.
В 60-х Telecaster активно использовали гитаристы Steve Cropper (Booker T. and the MGs, ритм-н-блюз) и Nokie Edwards (Ventures, серф), а также уже упоминавшийся James Burton (рок-н-ролл, кроме Рики Нельсона он также работал с Элвисом Пресли и Джерри Ли Льюисом). Гитарист Mike Bloomfield в середине 60-х выбрал Telecaster для работы с такими исполнителями, как Paul Butterfield и Bob Dylan. Сам Bob Dylan играл на Телекастере во время турне 1965 и 66 годов. Британские группы того времени предпочитали гитары производства Rickenbacker и Gretsch, однако Pete Townshend использовал Telecaster, а многие песни Yardbirds были записаны с помощью моделей Telecaster (Eric Clapton) и Esquire (Jeff Beck). Telecaster, кстати, был первой гитарой, которую приобрел Eric Clapton, а сделал он это потому, что на ней играл Muddy Waters. Еще один выходец из Yardbirds, Jimmy Page, использовал Telecaster на первом альбоме Led Zeppelin (a позднее - для записи соло в песне Stairway to Heaven).
Гитарист Cornell Dupree использовал Telecaster для работы со многими известными исполнителями ритм-н-блюза (King Curtis, Aretha Franklin, Roberta Flack). Keith Richards (Rolling Stones) сочинил многие свои знаковые рифы именно на Телекастере. Также его использовали Ray Davies (The Kinks), Status Quo, Terry Kath (Chicago), Syd Barrett, Freddie Mercury (Queen), Tom Petty и Bruce Springsteen (хотя он предпочитает Esquire с одним звукоснимателем).
В 80-е годы Telecaster сыграл немалую роль в музыке новой волны. Самыми заметными его пользователями этого времени являются Andy Summers (The Police) и Prince. Также можно отметить Chrissie Hynde (Pretenders), Chris Stein (Blondie), Joe Strummer (The Clash).
Из музыкантов 90-х пользователями Телекастера являются Jonny Greenwood (Radiohead), Alexander Kapranos (Franz Ferdinand) и John 5 (Marylin Manson).
Особое место в истории Телекастера занимают такие гитаристы, как Danny Gatton (играл в столь разных стилях, как блюз, рокабилли и бибоп, получил прозвище "telemaster"), Jerry Donahue (основатель трио виртуозных исполнителей на телекастере Hellecasters, признанный мастер уникальной техники подтяжек за верхним порожком) и Arlen Roth (Bob Dylan, Simon & Garfunkel; автор книги и фильма Masters of the Telecaster).
Последнее время цены на раритетные гитары росли стремительно, нередко удваиваясь в течение нескольких лет. В результате, подобные инструменты стали предметом коллекционирования и вложения капитала, в том числе для людей, не только не являющихся гитаристами, но и вообще не имеющих к музыке никакого отношения.
Коллекционными считаются практически все гитары Fender выпуска до 1965 года (то есть до покупки компанией CBS, их так и называют - "Pre-CBS"). При этом наиболее востребованными у коллекционеров являются гитары 50-х годов. Из инструментов первой половины 60-х, имев¬ших накладку грифа из палисандра, модели с более толстой накладкой ("slab board") более предпочтительны, чем модели стойкой накладкой ("veneer board"). Наименее интересны коллекционерам гитары так называемого "переходного периода", когда постепенно вводилось управление CBS (с конца лета 1964 года до декабря 1965).
Среди гитар Telecaster Thinline коллекционными являются только модели с однокатушечными звукоснимателями. Предпочтительны варианты с корпусом из махагони и палисандровой накладкой грифа.
У коллекционеров, естественно, особо ценятся оригинальные экземпляры идеальной сохранности без каких-либо следов использования и без последующих модификаций. Например, средняя цена на Telecaster Custom 1959 года в состоянии "как новый" (mint) сейчас составляет 50000$, в состоянии "пять с плюсом" - уже 35000S, а в просто хорошем состоянии - 16000$. Естественно, влияет и год выпуска - та же модель 1963 года стоит 24000$ в идеальном состоянии и 8500$ в хорошем. Варианты, выпускавшиеся в ограниченных количествах, также стоят дороже, независимо от влияния отличий на звук - так гитары заказных цветов могут стоить на 50-75% дороже экземпляров стандартной расцветки. Ну а если инструмент принадлежал известному исполнителю, то цены сразу становятся шестизначными.
В 1950 году выпускается электрогитара Fender Esquire с одним звукоснимателем. На основе этой гитары в 1951 году разрабатывается Fender Broadcaster с двумя звукоснимателями. Эта гитара была переименована в Telecaster и сегодня является одной из самых популярных гитар среди музыкантов.
В этом же году Лео Фендер изобретает первую в истории электрическую бас-гитару Fender Precision Bass, которая и в наши дни является для многих музыкантов и производителей эталоном бас-гитары.
В 1954 году Fender выпускает свой первый Stratocaster — легендарную гитару, которая произвела настоящую револющию в мире музыки. Форма этой гитары определила тенденции производства гитар на многие годы вперёд.
В последующие годы были разработаны несколько моделей гитар, большинство из которых производится и в наше время:
1958 — Fender Jazzmaster,
1960 — Fender Jazz Bass,
1962 — Fender Jaguar.
В 1987 году компания Fender открывает фабрику в 180 милях к югу от Лос-Анджелеса в Энсенаде (Мексика). Там начинают производство стандартных моделей гитар, продаваемых по невысоким ценам. На американском заводе оставляют производство дорогих моделей высокого качества и начинает работу Fender Custom Shop — подразделение, изгатавливающие элитные инструменты, гитары на заказ, переиздания классических моделей Fender и подписные модели известных музыкантов.
В 1991 году Лео Фендер умирает от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона.
В 2006 году Fender празднует свое 60-летие.
Fender Telecaster & Esquire
Fender Stratocaster
Fender Showmaster
Fender Jaguar
Бас-гитары
Акустические гитары
Следующая статья, думаю, будет интересна людям знающим и очень интересующимся гитарами, их историей и в частности историей фирмы Fender.
История
К концу Второй Мировой войны в США начался закат эры биг-бендов - все чаще вместо них использовались небольшие ансамбли. Электрогитара была важным инструментом подобного ансамбля, поскольку по мощности звука могла заменить целую духовую группу. В основном, применялись полуакустические гитары, но многие исполнители были ими недовольны. Они хотели, чтобы инструмент был прочнее, дешевле и с более удобным грифом. А главной проблемой была акустическая обратная связь, не позволявшая сделать гитару громче во время выступлений.
Многих недостатков полуакустических гитар были лишены инструменты с цельным корпусом. Они уже существовали к тому времени (например, Les Paul Log, Bigsby Merle Travis, модели компании Audiovox, а также Rickenbacker Bakelite Spanish - корпуса этих гитар изготовлялись из искусственной смолы под названием "бакелит"), однако производились в малых количествах и не отвечали ряду требований. Таким образом, хотя Telecaster не был первой цельно корпусной гитарой, он был первым подобным инструментом, производившимся в массовых количествах. А поскольку выпускается до сих пор, то является еще и самой долгоживущей моделью.
Лео Фендер в то время производил гавайские гитары, усилители и звукосниматели, и первая цельнокорпусная гитара была сделана им не для игры, а для тестирования недавно сконструированных звукоснимателей с отдельными магнитами для каждой струны. На гитару обратили внимание местные исполнители кантри, которые нередко одалживали ее для выступлений, в том числе для съемок в телешоу, где проблемы с обратной связью были особенно не к месту. Нравилось им и звучание инструмента: увеличенный сустейн, а также звонкий колоколоподобный тембр - с выраженными верхними и нижними частотами.
Лео Фендер всегда прислушивался к мнению музыкантов, и их интерес побудил его заняться разработкой новой модели. Одной из основных задач, которую он перед собой поставил, была простота конструкции, что позволило бы облегчить производство и ремонт. В отличие от практиковавшегося большинством других компаний индивидуального производства каждой гитары, компоненты изготавливались массово, а затем собирались вместе на сборочной линии. Плоские корпуса простой формы с одним вырезом (воспринимавшейся в то время как модерновая) изготавливались не вручную, а при помощи ленточной пилы и фасонно-фрезерного станка. Кстати, хотя гитара и называется цельнокорпусной, очень малое количество экземпляров действительно было произведено из одного куска дерева - обычно корпуса делались из двух или трех частей. Вместо традиционного вклеенного грифа использовался съемный кленовый гриф без накладки, прикручиваемый к корпусу четырьмя винтами через стальную пластину (как на моделях Rickenbacker Bakelite). Электроника была легкодоступна - достаточно снять металлическую планку, тогда как на других моделях приходилось снимать струны и накладку.
Использовался прямоугольный бридж с тремя стальными седлами (по одному на каждые две струны), позволявшими регулировать высоту и попарно мензуру струн. Струны проходили сквозь корпус, что увеличивало сустейн. Один однокатушечный звукосниматель был установлен под углом в блоке бриджа (высоту звукоснимателя можно регулировать). Такая установка позволила получить необходимый баланс верхних и нижних частот. Бридж вместе со звукоснимателем был накрыт хромированной металлической крышкой, служащей для экранирования датчика, однако в большинстве случаев исполнители все равно ее снимали, чтобы была возможность глушить струны или извлекать звук в этом месте. Трехпозиционный переключатель и два хромированных регулятора располагались на овальной металлической планке. Черная накладка корпуса делалась из бакелита и прикручивалась пятью винтами (все используемые винты имели головки с прямым шлицем).
Don Randall, руководитель фирмы Radio & Television Equipment Company, являвшейся дистрибьютором продукции Fender, предложил для новой модели название Esquire. Пробные экземпляры производились с апреля 1950 года (всего около шестидесяти). Первые экземпляры имели сосновые корпуса, окрашенные в белый цвет (хотя известны несколько экземпляров черного цвета). Однако с началом массового производства корпуса делались из ясеня и окрашивались в желтый цвет (Butterscotch Blond). Кроме того: на большинстве серийных экземплярах использовались латунные седла бриджа.
Гриф новой модели имел 21 лад, на его головке шесть колков были установлены в один ряд. Однако у грифа не было анкерного стержня - Лео Фендер считал, что цельный гриф из горного клена и так достаточно жесткий, а в тех случаях, когда он все-таки деформируется, планировалось высылать покупателям новые грифы, которые те будут устанавливать самостоятельно. Однако через некоторое время выяснилось, что грифы деформируются практически во всех экземплярах, и к началу массового производства было принято решение об установке анкера.
Предполагалось, что основными покупателями недорогой и простой в обслуживании гитары будут начинающие музыканты. В дальнейшем планировался выпуск и более дорогой, предназначенной для профессионалов, модели с двумя звукоснимателями (второй - нэковый, установлен прямо и накрыт металлическим кожухом). Более того, даже многие произведенные экземпляры с одним звукоснимателем имели полость для установки второго и трехпозиционный переключатель.
На моделях с двумя звукоснимателями переключатель работал следующим образом: в первом (переднем) положении включался нэковый датчик с конденсатором для удаления верхних частот, во втором (среднем) положении - нэковый датчик, (заднем) положении - бриджевый датчик с возможностью подмешивать сигнал нэкового датчика одним из регуляторов. Второй регулятор управлял общей громкостью. Инструменты с одним звукоснимателем имитировали звучание нэкового датчика, срезая верхние частоты при помощи конденсаторов.
Когда в конце октября - начале ноября 1950 года фабрика Fender начала массовое производство новых гитар, первоначально выпускались только варианты с двумя звукоснимателями, поскольку Лео Фендер хотел, прежде всего, привлечь внимание профессиональных исполнителей. Чтобы покупатели, уже заказавшие модели с одним звукоснимателем (а их производство началось только в январе 1951 года), не переживали, Don Randall предложил изменить название двухдатчиковой модели на Broadcaster. Под этим названием было произведено около 200 экземпляров.
Продажи новой гитары были успешными, и это привлекло внимание других производителей, первоначально воспринявших ее скептически. Первым результатом стало заявление фирмы Gretsch о том, что название Broadcaster нарушает их права на торговую марку Broadkaster, под которой они продавали ударные установки. В то время Gretsch была крупной компанией, ссориться с ней никто не хотел, и в конце февраля 1951 года Don Randall предложил изменить название на Telecaster. Слово "Broadcaster" пришлось отрезать от уже готовых наклеек на головку грифа, и в течение нескольких месяцев двухдатчиковые гитары выпускались только с надписью "Fender". Позднее эти экземпляры получили у коллекционеров прозвище "NoCaster" - их было произведено около 500 штук.
Еще одним следствием коммерческого успеха новой модели было появление цельнокорпусных гитар других производителей. Их выпустили сразу несколько компаний, наиболее известной моделью явля¬ется Gibson Les Paul, вышедший в 1952 году.
Но вернемся к Телекастеру. В 1952 году произошли изменения в электронике гитары. Регулятор баланса сигналов звукоснимателей был заменен общим регулятором тембра, а первое положение переключателя просто выбирало бриджевый датчик: без возможности смешивания сигналов. Однако исполнители обнаружили. что можно добиться сигналов обоих датчиков, если аккуратно поместить переключатель между стандартными положениями. Причем получающийся при этом звук был разным на разных экземплярах гитар - он зависел от магнитной полярности нэкового датчика. Один из вариантов этого звучания использовал гитарист James Burton в пес¬не Рики Нельсона "Тravelin' Man".
С 1952 по 1953 год происходила постепенная замена винтов с прямым шлицем на винты с крестообразным. В 1954 опять началось использование стальных седел бриджа, но, в отличие от применявшихся в 1950 году, они были меньше и скруглены. Также, желтый цвет корпуса был заменен более белым (White Blond), a черная бакелитовая накладка корпуса - пластиковой белого цвета. По цвету на¬кладки и проходит водораздел между двумя группами ра¬ритетных Телекастеров: их называют "black guard" и "white guard".
А еще в 1954 году произошло важное событие в истории электрогитары - компания Fender" выпустила модель Stratocaster. Она имела много преимуществ по сравнению с Телекастером; третий однокатушечный звукосниматель позволял получить больше вариантов звучания, форма корпуса была удобнее, второй вырез облегчал игру в верхней части грифа, новый бридж с машинкой-тремоло расширял исполнительские возможности, Не исключено, что новая модель планировалась на замену Телекастеру, однако покупатели сохранили к нему интерес, во многом обусловленный звучанием этой гитары.
Тем не менее, Лео Фендер не оставлял попыток усовершенствовать конструкцию Телекастера, в том числе и используя технологии Стратокастера. Так, у Телекастера индивидуальные магниты бриджевого звукоснимателя имели одинаковую высоту. Соотношение нижних и верхних частот при этом получалось вполне сбалансированным, однако несовершенство производства привело к тому, что некоторые звукосниматели выдавали слишком много низких частот для шестой струны. С середины 1955 года магниты стали размещать на разной высоте, но результат получился двояким: баланс улучшился, но общее звучание стало жестче. В 1958 году была снова изменена конструкция бриджа, но самое главное - метод крепления струн, они теперь не пропускались сквозь корпус. В результате., звук получился слишком резким, и от этой конструкции отказались в 1960 году. В 1959 году появился гриф с накладкой из палисандра. До середины 1961 года накладка была довольно толстой. В дальнейшем ее стали уменьшать, и к середине 1962 года накладка стала совсем тонкой. Эти модели называют "veneer board" (veneer - шпон). Кроме того, с 1959 года белая накладка корпуса прикручивалась восьмью винтами и стал возможен заказ разных цветов корпуса.
А еще в 1959 году были выпущены две новые модели: Telecaster Custom и Esquire Custom. От обычных Телекастеров они отличались, прежде всего, корпусом из ольхи с белой защитной окантовкой на гранях. Кроме того, белая накладка корпуса стала трехслойной с зеленоватым оттенком, а основным вариантом окраски - трехцветный санберст. Производство этих моделей было прекращено в начале 70-х.
В 1964 году зеленоватую трехслойную накладку стали устанавливать и на стандартных моделях. Также предлагались варианты с корпусом из махагони - они производились до 1965 года.
В 1965 году произошло этапное событие в истории фирмы Fender - она была куплена компанией CBS. На Телекастерах внешне это отразилось только в появлении большой буквы F на металлической пластине крепления грифа к корпусу. Однако внутренние изменения в самой компании были более значительными, и через пару десятков лет снижение качества производства, ошибки управления, а также начавшееся во второй половине 60-х копирование гитар Fender азиатскими производителями (прежде всего, японскими) привели, наряду с другими факторами, к падению спроса на продукцию фирмы.
В 1967 году у Телекастера работа переключателя была изменена на современную: в среднем положении выбирались оба звукоснимателя, в крайних - каждый отдельно.
В 1968 году нитроцеллюлозный лак был заменен полиэстеровым, а колки Kluson-Deluxe - новыми, изготавливавшимися компанией Schaller по заказу Fender. Накладку грифа вместо бразильского палисандра, заготовка которого была законодательно ограничена, стали делать из индийского палисандра. Также предлагался вариант накладки грифа из клена. Дополнительно можно было заказать установку тремоло Bigsby (бридж в этом случае заменялся на вариант с шестью седлами).
Кроме того, в 1968 году, в соответствии с веяниями времени, были добавлены варианты раскраски психоделическими цветочными узорами розового (Pink Paisley) и голубого (Blue Floral) цвета, выпускавшиеся до 1970 года. Эти модели использовали кленовый гриф (в начале - с накладкой, позднее - цельный).
В середине 1968 года была выпущена модель Telecaster Thinline, имевшая цельную центральную часть корпуса, пустые боковые части, фигурный вырез (эфу) в верхней боковой части, другое расположение регуляторов и другую форму накладки корпуса. Считается, что эта гитара была ответом на подобную модель Gibson, есть также информация, что у Fender начали истощаться запасы легкого ясеня, и компания искала способы применить доступные сорта более тяжелого ясеня, не увеличивая вес инструмента. Помимо ясеня, корпуса также делались из махагони. Использовался кленовый гриф с кленовой же накладкой (с 1969 года стал доступен вариант палисандровой накладки). Цвет натуральный, с 1969 года также трехцветный санберст. В конце 1971 года однокатушечные звукосниматели на этой модели были заменены хамбакерами, а бридж - на стратокастеровский с шестью седлами; гриф использовался цельный кленовый. В таком виде эта гитара выпускалась до 1980 года. 1969 год ознаменовался для Телекастера возвращением цельных кленовых грифов и снятием с производства модели Esquire.
В конце 60-х Fender собрался выпустить новые серии цельнокорпусных гитар из палисандра. Чтобы лучше представить инструменты покупателям, было решено подарить по экземпляру известным исполнителям. Jimi Hendrix получил Rosewood Stratocaster, a George Harrison - Rosewood Telecaster. Именно с этой гитарой Harrison записывал песню Get Back из альбома Let It Be и снимался в одноименном фильме, в том числе во время знаменитого концерта на крыше. Не так давно этот экземпляр был продан на аукционе за 440000$. Модель Rosewood Telecaster (гриф также полностью делался из палисандра) была выпущена в 1969 году и производилась до 1972 (однако корпус из цельного палисандрового превратился в со¬четание цельного клена с полыми палисандровыми частями), когда была замена новой мо¬делью Telecaster Custom с нэковым Custom II.
В начале 70-х было сильно сокращено предложение цветов и изменена система регулирования анкера (из-за чего гриф теперь крепился тремя винтами).
В середине 1972 года была выпущена гитара Telecaster Custom, серьезно отличавшаяся от одноименной модели, появившейся в 1959, Поэтому сейчас модель 1972 года часто называют Telecaster Custom II. В ней использовался стандартный однокатушечный бриджевый звукосниматель, а вот в качестве нэкового при¬менялся запатентованный фендеровский Хам6aкep - Wide Range, внешне отличавшийся от других хамбакеров увеличенными га¬баритами. Кроме того, имелись отдельные регуляторы громкости и тембра для каждого звукоснимателя, а переключатель звукоснимателей был заменен тумблером и перенесен в верхнюю часть корпуса. Корпус мог изготавливаться из ясеня или ольхи, накладка грифа - из клена или палисандра. Накладка корпуса (черного цвета) была увеличена. Цвет корпуса мог быть черный или трехцветный санберст. В дальнейшем бридж был заменен на стратокастеровский с шестью седлами.
В 1973 году по¬явилась модель Telecaster Deluxe, очень похожая на новый Custom. Ее отличиями были увеличенная головка грифа (как у Стратокастера тех лет), звукосниматель Wide Range в качестве бриджевого и цельный гриф из клена. В качества варианта цвета предлагались мореный орех, черный или трехцветный санберст. Опционально можно было заказать модель с тремоло. Модели Custom и Deluxe выпускалась до 1981 года.
В конце 70-х возросший импорт японских инструментов и начавшийся в США экономический спад привели к уменьшению доходов компании. Чтобы исправить положение, в 1980 году CBS наняли на должность президента компании Fender Вильяма Шульца, первыми шагами которого стали модернизация производства и начало переиздания классических моделей. В 1982 году были выпущены Vintage '52 Telecaster и Standard Telecaster, использовавшие стандартные телекасторовские звукосниматели и электронику.
Также в 1982 году для борьбы с поддельными копиями гитар Fender было открыто японское подразделение - Fender Japan. Наряду с продажами на местном рынке, японские инструменты экспортировались в Европу, что запутывало ситуацию, и в конце 1982 года был использован давно принадлежавший Фендеру бренд Squier. А с 1983 года японские гитары стали продавать и в США.
В 1983 была выпущена модель Elite с двумя хамбакерами, четырьмя регуляторами, активной электроникой, ладами jumbo, литым бриджем (струны не проходили сквозь корпус). Существовали варианты с хромированной и позолоченной фурнитурой, а также с грифом из ореха и накладкой из черного дерева. Однако эта модель производилась лишь до 1985 года.
Несмотря на предпринятые усилия, доходы Fender продолжали падать, и в 1985 году CBS продала компанию, которая была куплена группой инвесторов во главе с Шульцем. Объемы производства гитар Fender в США к тому времени сильно сократились, и было решено сосредоточиться на качестве, а не количестве. Были наняты известные гитарные специалисты, которые начали свою работу с изучения особенностей классических моделей компании. Кроме того, были возобновлены консультации с профессиональными музыкантами, что привело к созданию в 1987 году подразделения Custom Shop, занимающегося созданием заказных инструментов.
По условиям сделки здания и оборудование Fender остались у CBS, что не позволяло быстро возобновить производство, и первое время рынок заполняли японские гитары. В 1985 году был открыт новый завод в Калифорнии и возобновлен выпуск модели Vintage Telecaster, а в 1988 появилась модель American Standard Telecaster. Помимо слова "American", которое должно было дистанцировать ее от японских гитар, новая модель отличалась от варианта 1982 года тем, что имела 22 лада, бридж с шестью седлами и ольховый корпус.
В начале 1990 года была выпущена модель Tele Plus Standard с новыми датчиками Lace, составным корпусом (ясень и ольха), двумя вариантами грифа (цельный кленовый или с палисандровой накладкой), 22 ладами. Вариант Tele Plus Standard Deluxe отличался использованием тремо¬ло стратокастеровского типа, колков Schaller и порожка Wilkinson.
А летом того же года появилась модель Set Neck Telecaster с вклеенным грифом. Корпус был выполнен из махагони с кленовым топом и белой окантовкой, для уменьшения веса и улучшения резонанса в нем было сделано несколько отверстий. Гриф был выполнен из махагони с кленовой вставкой. Гитара имела 22 лада. Есть варианты с двумя хамбакерами и палисандровой накладкой грифа, то же со стратокастеровским тремоло, накладкой грифа из древесины ованкол и порожком Wilkinson, а также с тремя звукоснимателями (два хамбакера и сингл), накладкой грифа из ованкола и тремоло Floyd Rose Pro. Но эти модели уже довольно далеко отстоят от традиционного Телекастера как по конструкции, так и по звучанию.
Другим значительным событием 1990 года стало начало производства гитар на заводе в Мексике. Но это уже можно считать переходом к современному периоду компании.
Исполнители
В начале Telecaster приобретали, в основном, начинающие музыканты, благодаря его низкой цене. Например, одним из них был молодой тогда блюзовый гитарист В. В. King. Также Telecaster был популярен среди исполнителей кантри (одним из первых эндорсеров стал кантри-гитарист Jimmy Bryant). Правда, большинство профессиональных музыкантов, особенно джазовых, использовали другие гитары. А когда в 1954 году вышел Stratocaster, то Telecaster перестал быть главной моделью Fender.
Однако к концу 50-х Telecaster стал необходимой составной частью арсенала профессионального сессионного гитариста, так как его звук хорошо подходил для музыки нового поколения - рок-н-ролла. Например, Telecaster использовали такие известные исполнители, как Howard Roberts и Tommy Tedesco. Одновременно с этим увеличивалось его использование блюзовыми гитаристами: Muddy Waters, Albert Collins (одно из его прозвищ - Master of the Telecaster) и Roy Buchanan.
Telecaster способство¬вал применению новых техник игры: подтяжек струн, chicken picking (одновременное звукоизвлечение медиатором и пальцами) и др. А удобное расположение регуляторов громкости и тембра облегчало использование их для имитации эффектов скрипичной игры (swell) и вау.
В 60-х Telecaster активно использовали гитаристы Steve Cropper (Booker T. and the MGs, ритм-н-блюз) и Nokie Edwards (Ventures, серф), а также уже упоминавшийся James Burton (рок-н-ролл, кроме Рики Нельсона он также работал с Элвисом Пресли и Джерри Ли Льюисом). Гитарист Mike Bloomfield в середине 60-х выбрал Telecaster для работы с такими исполнителями, как Paul Butterfield и Bob Dylan. Сам Bob Dylan играл на Телекастере во время турне 1965 и 66 годов. Британские группы того времени предпочитали гитары производства Rickenbacker и Gretsch, однако Pete Townshend использовал Telecaster, а многие песни Yardbirds были записаны с помощью моделей Telecaster (Eric Clapton) и Esquire (Jeff Beck). Telecaster, кстати, был первой гитарой, которую приобрел Eric Clapton, а сделал он это потому, что на ней играл Muddy Waters. Еще один выходец из Yardbirds, Jimmy Page, использовал Telecaster на первом альбоме Led Zeppelin (a позднее - для записи соло в песне Stairway to Heaven).
Гитарист Cornell Dupree использовал Telecaster для работы со многими известными исполнителями ритм-н-блюза (King Curtis, Aretha Franklin, Roberta Flack). Keith Richards (Rolling Stones) сочинил многие свои знаковые рифы именно на Телекастере. Также его использовали Ray Davies (The Kinks), Status Quo, Terry Kath (Chicago), Syd Barrett, Freddie Mercury (Queen), Tom Petty и Bruce Springsteen (хотя он предпочитает Esquire с одним звукоснимателем).
В 80-е годы Telecaster сыграл немалую роль в музыке новой волны. Самыми заметными его пользователями этого времени являются Andy Summers (The Police) и Prince. Также можно отметить Chrissie Hynde (Pretenders), Chris Stein (Blondie), Joe Strummer (The Clash).
Из музыкантов 90-х пользователями Телекастера являются Jonny Greenwood (Radiohead), Alexander Kapranos (Franz Ferdinand) и John 5 (Marylin Manson).
Особое место в истории Телекастера занимают такие гитаристы, как Danny Gatton (играл в столь разных стилях, как блюз, рокабилли и бибоп, получил прозвище "telemaster"), Jerry Donahue (основатель трио виртуозных исполнителей на телекастере Hellecasters, признанный мастер уникальной техники подтяжек за верхним порожком) и Arlen Roth (Bob Dylan, Simon & Garfunkel; автор книги и фильма Masters of the Telecaster).
Цены
Последнее время цены на раритетные гитары росли стремительно, нередко удваиваясь в течение нескольких лет. В результате, подобные инструменты стали предметом коллекционирования и вложения капитала, в том числе для людей, не только не являющихся гитаристами, но и вообще не имеющих к музыке никакого отношения.
Коллекционными считаются практически все гитары Fender выпуска до 1965 года (то есть до покупки компанией CBS, их так и называют - "Pre-CBS"). При этом наиболее востребованными у коллекционеров являются гитары 50-х годов. Из инструментов первой половины 60-х, имев¬ших накладку грифа из палисандра, модели с более толстой накладкой ("slab board") более предпочтительны, чем модели стойкой накладкой ("veneer board"). Наименее интересны коллекционерам гитары так называемого "переходного периода", когда постепенно вводилось управление CBS (с конца лета 1964 года до декабря 1965).
Среди гитар Telecaster Thinline коллекционными являются только модели с однокатушечными звукоснимателями. Предпочтительны варианты с корпусом из махагони и палисандровой накладкой грифа.
У коллекционеров, естественно, особо ценятся оригинальные экземпляры идеальной сохранности без каких-либо следов использования и без последующих модификаций. Например, средняя цена на Telecaster Custom 1959 года в состоянии "как новый" (mint) сейчас составляет 50000$, в состоянии "пять с плюсом" - уже 35000S, а в просто хорошем состоянии - 16000$. Естественно, влияет и год выпуска - та же модель 1963 года стоит 24000$ в идеальном состоянии и 8500$ в хорошем. Варианты, выпускавшиеся в ограниченных количествах, также стоят дороже, независимо от влияния отличий на звук - так гитары заказных цветов могут стоить на 50-75% дороже экземпляров стандартной расцветки. Ну а если инструмент принадлежал известному исполнителю, то цены сразу становятся шестизначными.
Комментарии34