Арсеналы часть1 Дин Кэсл
Однако, полезное это занятие – рыться в старых закладках. Можно найти много чего интересного. Так вот и нашёл эту ссылку на коллекцию 8-го Лорда Говарда де Уолдена, весьма подходящую для очередного виртуального посещения. Что ж, устраивайтесь поудобнее, начинаем нашу экскурсию с шотландским акцентом…
Сия коллекция оружия и доспехов хранится в башнях замка Дин (Dean Castle) родового поместья клана Бойд, что находится в городке под названием Килмарнок (Kilmarnock), в области Восточный Эйршир (East Ayrshire) на юге Шотландии.
Вот так выглядела Главная башня Дин Кэстл в 1930 году, после реставрации:
А так она выглядит в наши дни:
Основатель коллекции, 8-й Лорд Говард де Уолден был достаточно богатым и неленивым человеком, что позволило ему развить в себе многие таланты. Он живо интересовался вопросами литературы, писал книги и пьесы, которые издавал зачастую на свои собственные деньги. Он проявлял также большой интерес к музыке и искусству и поддерживал многих исполнителей и художников. В числе других занятий лорда упомянем скачки, в которых он принимал участие, как владелец и заводчик лошадей, и фехтование, которым он занимался на международном уровне и даже состоял в резерве олимпийской команды 1908 года. Не удивительно, что этот многогранный человек собрал одну из лучших в Шотландии коллекций оружия и доспехов, которую мы сейчас и будем разглядывать, но сначала отдадим должное 8-му Лорду Говарду де Уолдену и посмотрим на него самого и на некоторые его вещички, которые нынче тоже входят в коллекцию.
Вот сам лорд:
Это шляпа, когда-то принадлежавшая 8-му Лорду Говарду де Уолдену. Изготовлена "Линкольн, Bennett & Co":
Книжный знак (экслибрис) 8-го Лорда Говарда де Уолдена:
Лорд Говард де Уолден – автор нескольких книг об оружии, доспехах и геральдике. На его экслибрисе изображён один из предков, на коне, в полном вооружении, под гербом семьи Эллис (the coat of arms of the Ellis family).
В 1917 году Эвелин Томас Эллис, 8-й Лорд Говард де Уолден, решил изменить свою фамилию на Скотт-Эллис, а также изменить свой герб, чтобы показать, что он унаследовал недвижимость в Килмарноке от Генриетты Скотт. Новый герб объединил фамильные гербы семей Эллис (черный крест с 5-ю полумесяцами) и Скотт из Бэлкоми (Scott of Balcomie):
Ну вот, а теперь пора перейти к осмотру коллекции оружия и доспехов, которая, повторюсь, считается одной из лучших в Шотландии.
Здесь, конечно же, нет такого космополитического безграничья экспонатов, как в Королевском Арсенале в Лидсе, хотя кое-какие восточные артефакты имеются, но в основном представлены европейские экспонаты, как подлинники, так и реплики. Многие из них – непосредственные свидетели и участники Шотландской истории, упорной, кровавой борьбы за независимость, гражданских войн и прочих событий, память о которых жива в каждом настоящем шотландце. Здесь мы поглядим на каменный бюст Уильяма Уоллеса, которого сыграл и прославил в фильме "Храброе сердце" Мел Гибсон (сразу скажу – нифига не похож). А в соседнем Dumfries Museum & Camera Obscura, так сказать, в порядке сохранения исторической справедливости, мы посмотрим на слепок черепа Роберта Брюса, которого в том же фильме, на мой взгляд, незаслуженно ославили.
Для начала хотел бы заметить, что картинки многих длинномерных экспонатов (мечи и т.п.) в основном выполнены в объёме гарды и части клинка, что есть – не очень здорово, поскольку общий вид предмета остаётся за кадром. Сделано ли это из-за какого-то особого шотландского жлобства, или по каким-либо другим причинам – не знаю, но постараюсь восполнить этот пробел по мере возможности картинками из других источников.
Начнём нашу экскурсию с осмотра доспехов, а точнее полудоспехов (это доспехи лишенные полной защиты рук и ног).
Полудоспех из Южной Германии 1560 г.:
Стальная кираса и тассеты (защита бёдер) украшены искусно вытравленными узорами. На верхней части кирасы изображены батальные сценки, на груди с одной стороны распятие, с другой – коленопреклонённый рыцарь:
Чуть ниже, почти у самого центра кирасы, заметна глубокая вмятина. Вероятнее всего, это след от мушкетной пули:
Кстати, не факт, что вмятина получена в бою. Дело в том, что в те времена панцири часто проверяли на устойчивость к огнестрелу. Как? Да очень просто. Вешали на шест и с определённого расстояния стреляли в него из мушкета или аркебузы. Панцири, получившие пробоину, браковались, а панцири с вмятиной от выстрела считались прошедшими "экспертизу" и забирались довольным заказчиком. Так что вмятина на нашем панцире может быть такой же экспертной меткой, подтверждающей прочностные характеристики изделия.
Этот немецкий полудоспех вполне типичен для своего времени и, возможно, такие же доспехи носили сторонники Марии Стюарт и их противники в битве при Лангсайде (Battle of Langside) в 1568 г. Вот картина, посвящённая этой битве. Называется "Мария Стюарт и умирающий Дуглас". Ну, как Вы уже, наверное, поняли, эту битву Мария Стюарт проиграла:
А эти свинцовые горошины (D 16 мм) и есть те самые мушкетные пули, которые дырявили слишком тонкие панцири вместе с содержимым. Эти пули, найденные у подножия Дин Кэстл, относят к XVII веку, ко времени Гражданской войны 1644–1647 гг.:
Если сравнивать этот полудоспех с доспехами, представленными при осмотре Королевского Арсенала в Лидсе, в глаза бросается огромная разница. Но не будем забывать, что в Лидсе мы разглядывали турнирные доспехи, а здесь – доспех боевой.
Историческая справка:
Попытки сделать доспехи настолько прочными, чтобы они могли выдерживать удары пуль, выпущенных из ручного огнестрельного оружия, привели к утяжелению лат. Причём настолько, что они становятся непригодными для практического использования.
Знаменитый сподвижник предводителя французских гугенотов — адмирала Колиньи, Франсуа де Ла Ну (Francois de La Noue), по прозвищу Железная Рука, в своём труде "Слово о политике и войне"("Discours Politiques et Militaires") пишет: "В целях защиты от мушкетных выстрелов требовалось сделать доспехи прочнее и толще, и теперь по весу они не уступят наковальням… и прежде доспехи были нелегки, но их можно было носить круглые сутки, теперь же доспехи так тяжелы, что их вес заставляет сгибаться в три погибели здорового мужчину тридцати пяти лет".
Таким образом, происходит постепенное исчезновение доспехов, имевших утилитарное боевое назначение, одновременно с пышным цветением декоративных форм, особенно в парадных и, конечно же, турнирных доспехах. К концу XVI века доспехи всё чаще использовали в качестве "парадного одеяния" и всё реже, как "полевые латы". Ландскнехты, знаменитая пехота XVI века, имела полудоспехи, у которых тело прикрывалось самое большее до середины икр. Открытый шлем скоро сменился на морион. Начиная со второй половины XVI века, доспехи у пехоты сделались ещё меньше, и, наконец, только у пикинеров остались нагрудники и наспинники с подолами, и шлем типа шишака или тот же морион. У мушкетеров исчезли все доспехи, кроме шлема, который, в конце концов, был заменён широкополой шляпой.
В тяжёлой кавалерии скоро пропали поножи и прикрытия ног, доспехи доходили до колен, ожерелье также упростилось. Так возникли доспехи, называемые "рысцовыми латами". Их шлем, в первую половину XVI века еще закрытый (так называемый бургиньот, бургундский шлем), со второй половины XVI века был заменен открытым шлемом с подвижным предличником и затыльником. Который затем, в XVII веке, постепенно превратился в известный Lobstertail Helmet ("горшок с рачьим хвостом"), или же в подобный шлем с восточным влиянием – Zischagge (шишак). В легкой кавалерии около 1600 года исчезли также нагрудник и наспинник, шлем здесь носили с кожаным колетом.
Вот такие дела. В общем-то, прослеживалась одна простая закономерность: чем лучше становился огнестрел, тем меньше становилось желающих таскать на себе "куски железа". Правда, встречались отдельные упёртые личности вроде Морица Саксонского или сэра Джона Смита, которые не без оснований утверждали, что большую часть ран солдаты получают от меча, копья или пули на излёте, и что от всех этих напастей могут защитить лишь доспехи. "…облачившись в слабую, не для воина, броню, благородный и достойный джентльмен Филипп Сидни распростился с жизнью, не надев набедренников… если бы он в тот день надел набедренники, пуля не перебила бы ему бедро, потому, что её ударная сила была бы погашена", – сокрушался сэр Джон Смит в своём трактате "Некоторые рассуждения по поводу формы и содержания различных типов оружия", изданном в 1590 г.
Но голоса этих «доспешных энтузиастов», фигурально выражаясь, были задавлены неподъёмным весом противопульных доспехов и потонули в грохоте мушкетных залпов (а сэр Джон Смит вообще, за критику военной политики Англии угодил в Тауэр). Так что, можно с полной уверенностью сказать, что с последней четверти XVI века только самые консервативные воины надевали на поле боя полный комплект лат. Большинство же шло в ногу со временем и предпочитало полудоспехи, которые мы и продолжим разглядывать.
Итальянский полудоспех, XVI век:
Судя по степени разукрашенности, это был парадный пехотный доспех, который также мог использоваться на турнирах, в пеших поединках через барьер. Для турниров, вместо открытого мориона надевался закрытый шлем.
Полудоспех состоит из открытого шлема, кирасы (нагрудник + наспинник), тассет и полной защиты рук. Ожерелье и рукавицы утеряны. На кирасе чуть ниже шеи вытравлен «зАмок», вероятно, это клеймо миланского оружейника. Такой открытый шлем в Англии называли "испанский морион". В самой же Испании этот шлем звался "кабассет" (Cabasset). Отличительной чертой его была заострённая форма основной части шлема, напоминавшая скорлупу миндального ореха, обычно заканчивающаяся небольшим закруглённым стебельком наверху.
У нас есть возможность рассмотреть кабассет поподробнее, поскольку в коллекции имеется замечательный образец этого шлема.
Кабассет, датирован около 1550 года. Изготовлен в Германии:
Ещё один полудоспех, из Северной Италии последней четверти XVI века:
Этот полудоспех состоит из закрытого шлема, ожерелья, панциря и полной защиты рук от наплечников до латных рукавиц. Все части декорированы травленым узором. Панцирь украшен чередующимися косыми полосами, сходящимися в нижней точке. Такого рода декор был впервые отмечен в Германии в 1540-е годы. Позже он стал довольно часто встречаться в Италии. Очевидно, такие полосы – это всё, что осталось от максимилиановского стиля в доспехах.
Очень любопытна форма панциря. Он имеет нависающий спереди бугор, который в 80-х гг. XVI века иногда протягивался до самого паха.
Историческая справка:
Панцири такой "стручковой" (peascod breastplate) формы стали появляться в 1570-х гг., когда в моду вошёл костюм с подобным вывертом спереди, напоминавший стручок гороха. К примеру, при дворе Генриха III, последнего французского короля из династии Валуа, очень уважали эти моднецкие "стручковые" одежды. Их носил и сам Генрих III.
Смотрим дальше. Венгерский полудоспех 1640 - 1660 гг:
Доспех выполнен из вороненой стали. Состоит из открытого шлема – шишака (zischagge) с подвижной защитой носа, так называемым "наносником" – узкой вертикальной стальной полоской, проходившей через прорезь в козырьке шлема и крепившейся к скобе над козырьком гайкой-барашком, и кирасы с воротником, наплечниками и короткими тассетами, прикрепленными к кирасе тоже гайками-барашками. Завершают доспех длинные латные рукавицы, закрывающие руки до локтя. Обратите внимание: грудная пластина кирасы состоит из нескольких частей.
Такой тип доспеха носили венгерские гусары во время войн с турками в XVII веке. Шлем – фактически копия турецких шлемов того времени. Отсутствие бронирования ног уменьшает вес всадника и тем самым увеличивает подвижность лошади.
Рассмотрим ещё один венгерский открытый шлем XVII века, аналог шишака, который так и называется "шлем всадника" (тот самый Lobstertail Helmet):
А теперь из XVII века вернёмся в XI век.
Меч начала XI века, в коллекции проходит под названием "Меч викингов".
Размеры: длина 876 мм, длина клинка 724 мм, ширина клинка 64 мм, вес 1.39 кг.
Этот меч выполнен в стиле, характерном для мечей поздневикингской эпохи, с широким, плоским лезвием, которое слегка сужается к закруглённому концу. Рукоять меча инкрустирована золотом и серебром следующим образом: тонкие листы золота, серебра, меди, латуни или оловянную фольгу с помощью молотка набивали на железную поверхность детали, покрытую сетью зарубок соответствующей формы; более мягкий листовой металл вбивался в эти зарубки и надёжно удерживался там. Навершие и перекрестие меча украшены гравированным узором.
Мечи, как и топоры, были основным оружием скандинавов, которые давали им весьма красочные названия: Пламя Одина, Лёд Сражения, Змея Раны, Пёс Шлема, Поджигатель Крови, Кормилец Ворона, Змей Боевого Полотна (т.е. кольчуги) и т.п.
Историческая справка:
Эпоха викингов – грандиозная серия набегов и вторжений, которая продолжалась в течение почти трёхсот лет. Начало эпохи отсчитывают от 789 года, когда три чёрных корабля вошли в порт города Уорхема на юге Англии. С кораблей на берег высадился отряд ужасных языческих воинов-беспредельщиков, которые сначала убили королевского глашатая, который пытался объяснить им, чьи здесь владения, и что хулиганить не надо, потом разграбили город и уплыли туда, откуда пришли.
Закончилась же эпоха викингов 25 сентября 1066 года кровопролитной битвой при Стамфорд-Бридже (недалеко от Йорка), где войско Гарольда II Годвинсона одержало победу над войском претендента на английский трон, норвежского конунга Харальда Хардрада (Сурового). Того самого, который был женат на дочери Ярослава Мудрого, Елизавете. Харальд был убит, а попытка норвежского завоевания Англии окончилась полным провалом, закрыв эпоху викингских вторжений.
Пояс из Польши, начало XVII века.
Размеры: Длина 1190 мм.
Состоит из позолоченных латунных бляшек, прикреплённых к кожаному основанию пояса. Всего двадцать одна бляшка с вогнутыми сторонами в виде буквы "I" и еще две, уполовиненные по вертикали. В проёмы, образованные вогнутыми сторонами, вставлены двадцать две овальные бляшки. На I-образных бляшках выгравированы две пары стилизованных листьев аканта, а на овальных – цветочки. Массивная ременная пряжка выполнена в виде усеченной пирамиды, гравированной в том же стиле. Бляшки прикреплены к ремню с помощью проушин на обратной стороне, через которые пропущены три кожаных шнура.
Вот такая почти гламурная вещь, не хватает только стразов))). Ну, а если серьёзно, то пояс в те времена служил не столько для поддержки штанов, сколько для идентификации общественного статуса его носителя.
Историческая справка:
В эпоху средневековья социальная дифференциация демонстрировалась посредством некоторых отличительных черт костюма как простого гражданина, будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря или князя. К одной из отличительных черт можно отнести и такую деталь костюма, как пояс. Пояса носили не только феодалы, но и простые граждане, не только мужчины, но и женщины, в чём можно убедиться, разглядывая средневековые манускрипты и скульптуры.
Пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями, являл собой один из тех отличительных признаков, которые выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно продолжительный период времени.
Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и стилем исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных цветов (наиболее распространены были синий и красный).
Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы – богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено специальным тематикам, таким, как рыцарскому походу, легендам, коронации, также использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем богаче и выразительнее был его пояс.
Рыцарский пояс представлял собой, как правило, достаточно длинный кожаный ремень разной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. Это был такой же атрибут принадлежности к рыцарской касте, как и золотые или позолоченные шпоры. Из множества различных источников до нас дошли сведения о церемонии посвящения в рыцари, на которой бывшего кандидата, при возведении его в ранг рыцаря, опоясывали рыцарским поясом. Отсюда пошло выражение "опоясанный" (что значит – настоящий) рыцарь.
Так, например, на статуе Черного Принца на его гробнице в Кентерберийском соборе (1380 г.) изображён массивный пояс с геральдическими фигурами на бляшках. По тогдашней моде пояс носили почти на бёдрах, что и отражено на статуе:
Дирк, шотландский кинжал (хотя клинок, вероятнее всего, немецкий), конец XVII века.
Размеры: длина клинка 483 мм.
Шотландия – страна небогатая, поэтому даже сломанный меч частенько шёл в дело. Вот и к этому обломку дедовского меча какой-нибудь МакГордон-Бухан (что значит "оччень гордый, но шибко бухой бедный" D))) добавил рукоять из дерева и меди, и получился Дирк. Этот кинжал был оружием шотландских горцев-хайлендеров. Обычно использовался в сочетании с шотландским палашом. Дирк держали в левой руке, на которую был надет щит, из-под которого и торчало остриё дирка. Дирком можно было зацепить противника, парировав его удары щитом. Вот иллюстрация для наглядности, "Горцы атакуют. Сражение при Кулодене 1746 г.":
Историческая справка: Шотландские Дирки являются потомками средневековых ballock daggers – "кинжалов с яйцами" (они же "почковидные").Позже, в 18 веке они становятся более декоративными, а в наше время этот кинжал – один из обязательных (как, к примеру, юбка-кильт) аксессуаров костюма хайлендера, то бишь шотландского горца.
Двуручный меч лоулендеров, XVI век.
Размеры: длина клинка 980 мм, длина рукояти 328 мм.
Большинству любителей оружия при словах "шотландский двуручный меч" обычно сразу представляется так называемый Клеймор (Claymore) – двуручник с большими прямыми перекладинами гарды, наклонёнными к лезвиям клинка под небольшим углом:
Из-за широкого распространения этого меча в горной части Шотландии его ещё называют Highland Claymore. Однако немногие знают, что в равнинной Шотландии (Lowland) существовал и широко использовался немного другой двуручник. Основное отличие его от так называемого "классического" клеймора заключается в устройстве гарды, которая состоит из двух щитков в виде раковин и изогнутых перекладин, S-образных, как на этом мече из коллекции:
двуручника с одинаковым успехом могли использоваться на всей территории Шотландии. (В другом шотландском источнике такой двуручник с раковинами на гарде и изогнутыми к клинку перекладинами крестовины проходил под названием Two-handed Highland sword).
А теперь немного о самом названии "клеймор", о и том, правильно ли называть шотландские двуручники клейморами.
Историческая справка:
Термин "Клеймор (Claymore)" происходит от гэльского Claidheamh Mor — "большой меч". Так в Шотландии называли и называют меч с гардой в виде корзины – Scottish Basket-hilted sword. Этот меч пришёл на смену двуручным мечам, которые мы привыкли звать клейморами, последнее применение которых зафиксировано в сражении при Килликранки (Killicrankie) в 1689 году. Но, как оказалось, называть термином Claymore двуручные шотландские мечи не совсем правильно. Поскольку для обозначения двуручника имеется своё название на гэльском – Claidheamh dа Laimh – "двуручный меч". Ошибочное наименование двуручников пошло от первых коллекционеров оружия, которые, чтобы подчеркнуть шотландское происхождение и отличие от других, "континентальных" форм двуручных мечей, назвали шотландский двуручник уже знакомым словом Claymore, не особенно вдаваясь в смысл этого гэльского термина.
Шотландский двуручный меч Claidheamh dа Laimh впервые появился на сцене в начале XVI века. Вероятнее всего он произошёл от более ранних мечей, применяемых в Шотландии и Ирландии. По крайней мере, характерная форма гарды с перекладинами крестовины, наклонёнными к лезвиям клинка под небольшим углом, прослеживается от одноручных мечей до полутораручных, и повторяется в двуручниках в том виде, довольно лаконичном и изящном, который известен широкому кругу любителей оружия. От своих "континентальных" собратьев и полуторные мечи и двуручники шотландцев отличаются меньшим размером и весом.
Для иллюстрации вышесказанного взглянем на три меча из музея Глазго:
Меч слева – шотландский двуручный меч или Claidheamh dа Laimh, ошибочно называемый Клеймор. Клинок имеет континентальное происхождение, вероятнее всего из Германии. Длинная рукоять сделана в Шотландии в 1550–1600 гг., и имеет форму гарды, типичную для Highland great swords этого периода.
Второй меч – "halflang sword" (полутораручный меч), один из немногих сохранившихся длинных мечей, датируемых около 1400 года. Считается, что был найден в Ирландии. Несмотря на это, имеет вид, характерный для шотландских средневековых мечей. Вероятнее всего, мечи этого типа и были стилистическими предками позднейших two-handed Highland swords.
Меч справа – ещё один шотландский двуручник XVI века. Образец мечевого дизайна, предпочитаемого в равнинной Шотландии. Клинок, вероятно, немецкий, как и большинство клинков используемых шотландскими оружейниками, имеет клеймо Running Wolf.
В "нашей" коллекции имеется очень похожий двуручник из Швейцарии, тоже XVI века.
Историческая справка:
Середина XVI века и XVII век — это время, когда гарды шпаг и мечей становились всё более сложными. Они постепенно обрастали дополнительными элементами: дужками, кольцами, контргардами. Сначала защищали только палец, вынесенный по новейшей моде за перекрестье для акцента на колющих ударах. Затем стали прикрывать и кисть. В итоге получилось так, что гарды-корзинки практически не уступали с точки зрения защиты латным или кольчужным перчаткам.
Итак, шотландский меч конца XVII века, с гардой в виде корзины, именуемый Claymore.
Размеры: длина клинка 838 мм, длина рукояти 166 мм.
Такой шотландский Claymore с корзинчатой гардой (его ещё часто зовут шотландский палаш) был основным типом меча, который использовался во время якобитских восстаний 18-го века обоими сторонами конфликта. Например, вот такими горцами:
Прототипом такой конструкции гарды, скорее всего, можно назвать гарду венецианской "скьявоны" (Schiavona). Клинок меча, как обычно, немецкого происхождения. Эфес, естественно шотландский, корзина изначально была выстлана бежевой кожей, рукоять покрыта кожей акулы (dog-fish).
Один из национальных героев Шотландии, Роб Рой из клана МакГрегоров, в совершенстве владел шотландским палашом. Правда, надо отметить, что по преданиям он был весьма могучим и длинноруким человеком, что давало ему немалое преимущество в поединках. В одной из многочисленных историй о его деяниях рассказывается, как Роб Рой наткнулся на отряд солдат под командованием офицера, которые вешали на дереве четырёх крестьян. Дочь одного из них была привязана к тому же дереву. Закончив с повешением, солдаты потащили девушку… к краю обрыва, собираясь бросить её в реку (извращенцы!), несмотря на мольбы о пощаде. Ну, Роб Рой, как порядочный, попробовал за девушку вступиться, сначала вербально. И, естественно, в ответ был жестоко послан надменным офицером: "Мол, мы тут волю его величества короля Якова II выполняем, а будешь выёживаться и мешать – сам полетишь с обрыва, как робкий пингвин". Ну, кто такой "пингвин", МакГрегору было до лампочки, а вот на слово "робкий" воинственный шотландец сразу возбудился. И понеслось…
Для начала он набросился на солдат, которые старательно подтаскивали извивающуюся девушку к краю обрыва. Четверо улетели в реку первыми, за ними ещё четверо стоявших рядом. Быстрое течение унесло их, короче, они утопли. Итого, восемь в первой партии. Дальше в ход пошёл нож, скин-ду, им были перерезаны верёвки, которыми была связана девушка. Всё это было проделано за столь короткий промежуток времени, что офицер и остальные солдаты от изумления не успели сообразить, что их жестоко имеют. И пока они находились в этом изумлённом состоянии, шустрый Роб Рой обнажил свой клеймор и уложил офицера наповал. После этого солдаты немного оживились и попытались окружить Роба, но тот несколькими широкими взмахами зарубил ещё троих нападавших. Больше рубить было некого, поскольку желающих не нашлось. Выжившие после встречи с разъярённым МакГрегором, бежали, не останавливаясь, пока не добрались до гарнизона Моффата, где доложили, что на них набросился сам шайтан с палашом: "он убил офицера и одиннадцать солдат, и всё что им оставалось делать – это бежать, роняя кал".
Вот такая история))) (Ей-богу не выдумал, прочитал у А. Хаттона).
После осмотра шотландского меча с корзинчатой гардой самое время посмотреть на итальянский меч с корзинчатой гардой. Ага, та самая "скьявона" (Schiavona). Её часто называют "шиавона" или "чьявона", но, как мне удалось выяснить, произнесение "скьявона" самое правильное.
Историческая справка:
Основная версия происхождения термина "скьявона" (Schiavona) гласит, что в XV веке прототип этого меча появился в Венеции вместе с наёмниками из балканских славян, в основном из Далмации. Т.о. наиболее вероятное значение слова Schiavona — «славянка». (Типа, лихая такая баба, она и коня на скаку остановит, и заставит кое-кого голову потерять, причём в самом прямом смысле). Славянские наёмники, прошедшие жесточайший отбор в бесконечных схватках с турками, славились своей лихостью и бескомпромиссностью в реализации основного в том регионе вопроса – уничтожения оттоманских захватчиков. В Венеции такие бойцы встречались с распростёртыми объятиями, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматинской гвардии дОжей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кишевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп какой-нибудь турецкой собаке.
Несмотря на изящность и кажущуюся "женственность", с точки зрения функциональности скьявона предстаёт сугубо утилитарным боевым образцом. Ширина клинка составляет 40-60 мм и предназначена для самой серьезной рубки. Средняя длина оружия достаточно велика – около 1000 мм при длине клинка 700-900 мм. Типичный вес – 0,9–1,5 кг. Для XVI-XVII веков, времени сумрачного и жестокого, вообще характерно использование охранительными частями настоящего оружия – гвардейские шпажонки конца XVIII века тут и рядом на наковальне не лежали.
Благодаря защите, которую даёт корзинчатая гарда закрытого типа, скьявона допускает вынос пальцев вперед за перекрестье гарды, что расширяет маневренность и является, в сущности, новым шагом в технике фехтования. Часто в системе дужек встречается кольцо для большого пальца (бугель), наличие которого, безусловно, позволяло быстро изменить направление удара и затрудняло выбивание оружия из руки. Вынос пальцев вперед, функционируя по образу мартингала (кожаная петля для указательного пальца), усиливал режущий эффект при скользящем ударе – то, что иногда называют ударом "с потягом". Но, несмотря на все эти дополнения, и то, что Винклер называет скьявону шпагой, фехтование ею не сильно удалилось от техники мечевого боя. Глубокий охват руки гардой и серьезный вес исключали кистевые движения, оставляя только локтевые и широкие маховые удары. Мощная защита руки и большой вес приводят к мысли, что в бою скьявона держалась без изысков, с выносом оружия вперед, острием вверх. Будет правильным предположить, что некуртуазные славяне в полной мере использовали преимущества того, что в нынешнем фехтовании называется "кор-а-кор" – соприкосновение какими-либо частями тела в ближнем бою. Впрочем, по свидетельству В.В. Тараторина, итальянцы тоже были не дураки заехать противнику эфесом в лицо. Плавное сведение клинка к острию свидетельствует о важной роли колющих ударов, а с учетом толщины клинка – вплоть до пробивания доспехов. Конструктивные особенности позволяют утверждать и то, что основным профилем скьявоны была пешая дуэль. В то же время массивность и длина делают ее пригодной и для конного боя.
Здесь корзины скьявоны и клеймора:
На этом первую часть экскурсии в Дин Кэстл закончу.
Дальше у нас будут и обещанные в начале Уоллес с Брюсом и много чего другого, не менее интересного. Если, конечно, Вас ещё не утомила шотландская специфика…
Сия коллекция оружия и доспехов хранится в башнях замка Дин (Dean Castle) родового поместья клана Бойд, что находится в городке под названием Килмарнок (Kilmarnock), в области Восточный Эйршир (East Ayrshire) на юге Шотландии.
Вот так выглядела Главная башня Дин Кэстл в 1930 году, после реставрации:
А так она выглядит в наши дни:
Основатель коллекции, 8-й Лорд Говард де Уолден был достаточно богатым и неленивым человеком, что позволило ему развить в себе многие таланты. Он живо интересовался вопросами литературы, писал книги и пьесы, которые издавал зачастую на свои собственные деньги. Он проявлял также большой интерес к музыке и искусству и поддерживал многих исполнителей и художников. В числе других занятий лорда упомянем скачки, в которых он принимал участие, как владелец и заводчик лошадей, и фехтование, которым он занимался на международном уровне и даже состоял в резерве олимпийской команды 1908 года. Не удивительно, что этот многогранный человек собрал одну из лучших в Шотландии коллекций оружия и доспехов, которую мы сейчас и будем разглядывать, но сначала отдадим должное 8-му Лорду Говарду де Уолдену и посмотрим на него самого и на некоторые его вещички, которые нынче тоже входят в коллекцию.
Вот сам лорд:
Это шляпа, когда-то принадлежавшая 8-му Лорду Говарду де Уолдену. Изготовлена "Линкольн, Bennett & Co":
Книжный знак (экслибрис) 8-го Лорда Говарда де Уолдена:
Лорд Говард де Уолден – автор нескольких книг об оружии, доспехах и геральдике. На его экслибрисе изображён один из предков, на коне, в полном вооружении, под гербом семьи Эллис (the coat of arms of the Ellis family).
В 1917 году Эвелин Томас Эллис, 8-й Лорд Говард де Уолден, решил изменить свою фамилию на Скотт-Эллис, а также изменить свой герб, чтобы показать, что он унаследовал недвижимость в Килмарноке от Генриетты Скотт. Новый герб объединил фамильные гербы семей Эллис (черный крест с 5-ю полумесяцами) и Скотт из Бэлкоми (Scott of Balcomie):
Ну вот, а теперь пора перейти к осмотру коллекции оружия и доспехов, которая, повторюсь, считается одной из лучших в Шотландии.
Здесь, конечно же, нет такого космополитического безграничья экспонатов, как в Королевском Арсенале в Лидсе, хотя кое-какие восточные артефакты имеются, но в основном представлены европейские экспонаты, как подлинники, так и реплики. Многие из них – непосредственные свидетели и участники Шотландской истории, упорной, кровавой борьбы за независимость, гражданских войн и прочих событий, память о которых жива в каждом настоящем шотландце. Здесь мы поглядим на каменный бюст Уильяма Уоллеса, которого сыграл и прославил в фильме "Храброе сердце" Мел Гибсон (сразу скажу – нифига не похож). А в соседнем Dumfries Museum & Camera Obscura, так сказать, в порядке сохранения исторической справедливости, мы посмотрим на слепок черепа Роберта Брюса, которого в том же фильме, на мой взгляд, незаслуженно ославили.
Для начала хотел бы заметить, что картинки многих длинномерных экспонатов (мечи и т.п.) в основном выполнены в объёме гарды и части клинка, что есть – не очень здорово, поскольку общий вид предмета остаётся за кадром. Сделано ли это из-за какого-то особого шотландского жлобства, или по каким-либо другим причинам – не знаю, но постараюсь восполнить этот пробел по мере возможности картинками из других источников.
Начнём нашу экскурсию с осмотра доспехов, а точнее полудоспехов (это доспехи лишенные полной защиты рук и ног).
Полудоспех из Южной Германии 1560 г.:
Стальная кираса и тассеты (защита бёдер) украшены искусно вытравленными узорами. На верхней части кирасы изображены батальные сценки, на груди с одной стороны распятие, с другой – коленопреклонённый рыцарь:
Чуть ниже, почти у самого центра кирасы, заметна глубокая вмятина. Вероятнее всего, это след от мушкетной пули:
Кстати, не факт, что вмятина получена в бою. Дело в том, что в те времена панцири часто проверяли на устойчивость к огнестрелу. Как? Да очень просто. Вешали на шест и с определённого расстояния стреляли в него из мушкета или аркебузы. Панцири, получившие пробоину, браковались, а панцири с вмятиной от выстрела считались прошедшими "экспертизу" и забирались довольным заказчиком. Так что вмятина на нашем панцире может быть такой же экспертной меткой, подтверждающей прочностные характеристики изделия.
Этот немецкий полудоспех вполне типичен для своего времени и, возможно, такие же доспехи носили сторонники Марии Стюарт и их противники в битве при Лангсайде (Battle of Langside) в 1568 г. Вот картина, посвящённая этой битве. Называется "Мария Стюарт и умирающий Дуглас". Ну, как Вы уже, наверное, поняли, эту битву Мария Стюарт проиграла:
А эти свинцовые горошины (D 16 мм) и есть те самые мушкетные пули, которые дырявили слишком тонкие панцири вместе с содержимым. Эти пули, найденные у подножия Дин Кэстл, относят к XVII веку, ко времени Гражданской войны 1644–1647 гг.:
Если сравнивать этот полудоспех с доспехами, представленными при осмотре Королевского Арсенала в Лидсе, в глаза бросается огромная разница. Но не будем забывать, что в Лидсе мы разглядывали турнирные доспехи, а здесь – доспех боевой.
Историческая справка:
Попытки сделать доспехи настолько прочными, чтобы они могли выдерживать удары пуль, выпущенных из ручного огнестрельного оружия, привели к утяжелению лат. Причём настолько, что они становятся непригодными для практического использования.
Знаменитый сподвижник предводителя французских гугенотов — адмирала Колиньи, Франсуа де Ла Ну (Francois de La Noue), по прозвищу Железная Рука, в своём труде "Слово о политике и войне"("Discours Politiques et Militaires") пишет: "В целях защиты от мушкетных выстрелов требовалось сделать доспехи прочнее и толще, и теперь по весу они не уступят наковальням… и прежде доспехи были нелегки, но их можно было носить круглые сутки, теперь же доспехи так тяжелы, что их вес заставляет сгибаться в три погибели здорового мужчину тридцати пяти лет".
Таким образом, происходит постепенное исчезновение доспехов, имевших утилитарное боевое назначение, одновременно с пышным цветением декоративных форм, особенно в парадных и, конечно же, турнирных доспехах. К концу XVI века доспехи всё чаще использовали в качестве "парадного одеяния" и всё реже, как "полевые латы". Ландскнехты, знаменитая пехота XVI века, имела полудоспехи, у которых тело прикрывалось самое большее до середины икр. Открытый шлем скоро сменился на морион. Начиная со второй половины XVI века, доспехи у пехоты сделались ещё меньше, и, наконец, только у пикинеров остались нагрудники и наспинники с подолами, и шлем типа шишака или тот же морион. У мушкетеров исчезли все доспехи, кроме шлема, который, в конце концов, был заменён широкополой шляпой.
В тяжёлой кавалерии скоро пропали поножи и прикрытия ног, доспехи доходили до колен, ожерелье также упростилось. Так возникли доспехи, называемые "рысцовыми латами". Их шлем, в первую половину XVI века еще закрытый (так называемый бургиньот, бургундский шлем), со второй половины XVI века был заменен открытым шлемом с подвижным предличником и затыльником. Который затем, в XVII веке, постепенно превратился в известный Lobstertail Helmet ("горшок с рачьим хвостом"), или же в подобный шлем с восточным влиянием – Zischagge (шишак). В легкой кавалерии около 1600 года исчезли также нагрудник и наспинник, шлем здесь носили с кожаным колетом.
Вот такие дела. В общем-то, прослеживалась одна простая закономерность: чем лучше становился огнестрел, тем меньше становилось желающих таскать на себе "куски железа". Правда, встречались отдельные упёртые личности вроде Морица Саксонского или сэра Джона Смита, которые не без оснований утверждали, что большую часть ран солдаты получают от меча, копья или пули на излёте, и что от всех этих напастей могут защитить лишь доспехи. "…облачившись в слабую, не для воина, броню, благородный и достойный джентльмен Филипп Сидни распростился с жизнью, не надев набедренников… если бы он в тот день надел набедренники, пуля не перебила бы ему бедро, потому, что её ударная сила была бы погашена", – сокрушался сэр Джон Смит в своём трактате "Некоторые рассуждения по поводу формы и содержания различных типов оружия", изданном в 1590 г.
Но голоса этих «доспешных энтузиастов», фигурально выражаясь, были задавлены неподъёмным весом противопульных доспехов и потонули в грохоте мушкетных залпов (а сэр Джон Смит вообще, за критику военной политики Англии угодил в Тауэр). Так что, можно с полной уверенностью сказать, что с последней четверти XVI века только самые консервативные воины надевали на поле боя полный комплект лат. Большинство же шло в ногу со временем и предпочитало полудоспехи, которые мы и продолжим разглядывать.
Итальянский полудоспех, XVI век:
Судя по степени разукрашенности, это был парадный пехотный доспех, который также мог использоваться на турнирах, в пеших поединках через барьер. Для турниров, вместо открытого мориона надевался закрытый шлем.
Полудоспех состоит из открытого шлема, кирасы (нагрудник + наспинник), тассет и полной защиты рук. Ожерелье и рукавицы утеряны. На кирасе чуть ниже шеи вытравлен «зАмок», вероятно, это клеймо миланского оружейника. Такой открытый шлем в Англии называли "испанский морион". В самой же Испании этот шлем звался "кабассет" (Cabasset). Отличительной чертой его была заострённая форма основной части шлема, напоминавшая скорлупу миндального ореха, обычно заканчивающаяся небольшим закруглённым стебельком наверху.
У нас есть возможность рассмотреть кабассет поподробнее, поскольку в коллекции имеется замечательный образец этого шлема.
Кабассет, датирован около 1550 года. Изготовлен в Германии:
Ещё один полудоспех, из Северной Италии последней четверти XVI века:
Этот полудоспех состоит из закрытого шлема, ожерелья, панциря и полной защиты рук от наплечников до латных рукавиц. Все части декорированы травленым узором. Панцирь украшен чередующимися косыми полосами, сходящимися в нижней точке. Такого рода декор был впервые отмечен в Германии в 1540-е годы. Позже он стал довольно часто встречаться в Италии. Очевидно, такие полосы – это всё, что осталось от максимилиановского стиля в доспехах.
Очень любопытна форма панциря. Он имеет нависающий спереди бугор, который в 80-х гг. XVI века иногда протягивался до самого паха.
Историческая справка:
Панцири такой "стручковой" (peascod breastplate) формы стали появляться в 1570-х гг., когда в моду вошёл костюм с подобным вывертом спереди, напоминавший стручок гороха. К примеру, при дворе Генриха III, последнего французского короля из династии Валуа, очень уважали эти моднецкие "стручковые" одежды. Их носил и сам Генрих III.
Смотрим дальше. Венгерский полудоспех 1640 - 1660 гг:
Доспех выполнен из вороненой стали. Состоит из открытого шлема – шишака (zischagge) с подвижной защитой носа, так называемым "наносником" – узкой вертикальной стальной полоской, проходившей через прорезь в козырьке шлема и крепившейся к скобе над козырьком гайкой-барашком, и кирасы с воротником, наплечниками и короткими тассетами, прикрепленными к кирасе тоже гайками-барашками. Завершают доспех длинные латные рукавицы, закрывающие руки до локтя. Обратите внимание: грудная пластина кирасы состоит из нескольких частей.
Такой тип доспеха носили венгерские гусары во время войн с турками в XVII веке. Шлем – фактически копия турецких шлемов того времени. Отсутствие бронирования ног уменьшает вес всадника и тем самым увеличивает подвижность лошади.
Рассмотрим ещё один венгерский открытый шлем XVII века, аналог шишака, который так и называется "шлем всадника" (тот самый Lobstertail Helmet):
А теперь из XVII века вернёмся в XI век.
Меч начала XI века, в коллекции проходит под названием "Меч викингов".
Размеры: длина 876 мм, длина клинка 724 мм, ширина клинка 64 мм, вес 1.39 кг.
Этот меч выполнен в стиле, характерном для мечей поздневикингской эпохи, с широким, плоским лезвием, которое слегка сужается к закруглённому концу. Рукоять меча инкрустирована золотом и серебром следующим образом: тонкие листы золота, серебра, меди, латуни или оловянную фольгу с помощью молотка набивали на железную поверхность детали, покрытую сетью зарубок соответствующей формы; более мягкий листовой металл вбивался в эти зарубки и надёжно удерживался там. Навершие и перекрестие меча украшены гравированным узором.
Мечи, как и топоры, были основным оружием скандинавов, которые давали им весьма красочные названия: Пламя Одина, Лёд Сражения, Змея Раны, Пёс Шлема, Поджигатель Крови, Кормилец Ворона, Змей Боевого Полотна (т.е. кольчуги) и т.п.
Историческая справка:
Эпоха викингов – грандиозная серия набегов и вторжений, которая продолжалась в течение почти трёхсот лет. Начало эпохи отсчитывают от 789 года, когда три чёрных корабля вошли в порт города Уорхема на юге Англии. С кораблей на берег высадился отряд ужасных языческих воинов-беспредельщиков, которые сначала убили королевского глашатая, который пытался объяснить им, чьи здесь владения, и что хулиганить не надо, потом разграбили город и уплыли туда, откуда пришли.
Закончилась же эпоха викингов 25 сентября 1066 года кровопролитной битвой при Стамфорд-Бридже (недалеко от Йорка), где войско Гарольда II Годвинсона одержало победу над войском претендента на английский трон, норвежского конунга Харальда Хардрада (Сурового). Того самого, который был женат на дочери Ярослава Мудрого, Елизавете. Харальд был убит, а попытка норвежского завоевания Англии окончилась полным провалом, закрыв эпоху викингских вторжений.
Пояс из Польши, начало XVII века.
Размеры: Длина 1190 мм.
Состоит из позолоченных латунных бляшек, прикреплённых к кожаному основанию пояса. Всего двадцать одна бляшка с вогнутыми сторонами в виде буквы "I" и еще две, уполовиненные по вертикали. В проёмы, образованные вогнутыми сторонами, вставлены двадцать две овальные бляшки. На I-образных бляшках выгравированы две пары стилизованных листьев аканта, а на овальных – цветочки. Массивная ременная пряжка выполнена в виде усеченной пирамиды, гравированной в том же стиле. Бляшки прикреплены к ремню с помощью проушин на обратной стороне, через которые пропущены три кожаных шнура.
Вот такая почти гламурная вещь, не хватает только стразов))). Ну, а если серьёзно, то пояс в те времена служил не столько для поддержки штанов, сколько для идентификации общественного статуса его носителя.
Историческая справка:
В эпоху средневековья социальная дифференциация демонстрировалась посредством некоторых отличительных черт костюма как простого гражданина, будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря или князя. К одной из отличительных черт можно отнести и такую деталь костюма, как пояс. Пояса носили не только феодалы, но и простые граждане, не только мужчины, но и женщины, в чём можно убедиться, разглядывая средневековые манускрипты и скульптуры.
Пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями, являл собой один из тех отличительных признаков, которые выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно продолжительный период времени.
Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и стилем исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных цветов (наиболее распространены были синий и красный).
Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы – богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено специальным тематикам, таким, как рыцарскому походу, легендам, коронации, также использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем богаче и выразительнее был его пояс.
Рыцарский пояс представлял собой, как правило, достаточно длинный кожаный ремень разной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. Это был такой же атрибут принадлежности к рыцарской касте, как и золотые или позолоченные шпоры. Из множества различных источников до нас дошли сведения о церемонии посвящения в рыцари, на которой бывшего кандидата, при возведении его в ранг рыцаря, опоясывали рыцарским поясом. Отсюда пошло выражение "опоясанный" (что значит – настоящий) рыцарь.
Так, например, на статуе Черного Принца на его гробнице в Кентерберийском соборе (1380 г.) изображён массивный пояс с геральдическими фигурами на бляшках. По тогдашней моде пояс носили почти на бёдрах, что и отражено на статуе:
Дирк, шотландский кинжал (хотя клинок, вероятнее всего, немецкий), конец XVII века.
Размеры: длина клинка 483 мм.
Шотландия – страна небогатая, поэтому даже сломанный меч частенько шёл в дело. Вот и к этому обломку дедовского меча какой-нибудь МакГордон-Бухан (что значит "оччень гордый, но шибко бухой бедный" D))) добавил рукоять из дерева и меди, и получился Дирк. Этот кинжал был оружием шотландских горцев-хайлендеров. Обычно использовался в сочетании с шотландским палашом. Дирк держали в левой руке, на которую был надет щит, из-под которого и торчало остриё дирка. Дирком можно было зацепить противника, парировав его удары щитом. Вот иллюстрация для наглядности, "Горцы атакуют. Сражение при Кулодене 1746 г.":
Историческая справка: Шотландские Дирки являются потомками средневековых ballock daggers – "кинжалов с яйцами" (они же "почковидные").Позже, в 18 веке они становятся более декоративными, а в наше время этот кинжал – один из обязательных (как, к примеру, юбка-кильт) аксессуаров костюма хайлендера, то бишь шотландского горца.
Двуручный меч лоулендеров, XVI век.
Размеры: длина клинка 980 мм, длина рукояти 328 мм.
Большинству любителей оружия при словах "шотландский двуручный меч" обычно сразу представляется так называемый Клеймор (Claymore) – двуручник с большими прямыми перекладинами гарды, наклонёнными к лезвиям клинка под небольшим углом:
Из-за широкого распространения этого меча в горной части Шотландии его ещё называют Highland Claymore. Однако немногие знают, что в равнинной Шотландии (Lowland) существовал и широко использовался немного другой двуручник. Основное отличие его от так называемого "классического" клеймора заключается в устройстве гарды, которая состоит из двух щитков в виде раковин и изогнутых перекладин, S-образных, как на этом мече из коллекции:
двуручника с одинаковым успехом могли использоваться на всей территории Шотландии. (В другом шотландском источнике такой двуручник с раковинами на гарде и изогнутыми к клинку перекладинами крестовины проходил под названием Two-handed Highland sword).
А теперь немного о самом названии "клеймор", о и том, правильно ли называть шотландские двуручники клейморами.
Историческая справка:
Термин "Клеймор (Claymore)" происходит от гэльского Claidheamh Mor — "большой меч". Так в Шотландии называли и называют меч с гардой в виде корзины – Scottish Basket-hilted sword. Этот меч пришёл на смену двуручным мечам, которые мы привыкли звать клейморами, последнее применение которых зафиксировано в сражении при Килликранки (Killicrankie) в 1689 году. Но, как оказалось, называть термином Claymore двуручные шотландские мечи не совсем правильно. Поскольку для обозначения двуручника имеется своё название на гэльском – Claidheamh dа Laimh – "двуручный меч". Ошибочное наименование двуручников пошло от первых коллекционеров оружия, которые, чтобы подчеркнуть шотландское происхождение и отличие от других, "континентальных" форм двуручных мечей, назвали шотландский двуручник уже знакомым словом Claymore, не особенно вдаваясь в смысл этого гэльского термина.
Шотландский двуручный меч Claidheamh dа Laimh впервые появился на сцене в начале XVI века. Вероятнее всего он произошёл от более ранних мечей, применяемых в Шотландии и Ирландии. По крайней мере, характерная форма гарды с перекладинами крестовины, наклонёнными к лезвиям клинка под небольшим углом, прослеживается от одноручных мечей до полутораручных, и повторяется в двуручниках в том виде, довольно лаконичном и изящном, который известен широкому кругу любителей оружия. От своих "континентальных" собратьев и полуторные мечи и двуручники шотландцев отличаются меньшим размером и весом.
Для иллюстрации вышесказанного взглянем на три меча из музея Глазго:
Меч слева – шотландский двуручный меч или Claidheamh dа Laimh, ошибочно называемый Клеймор. Клинок имеет континентальное происхождение, вероятнее всего из Германии. Длинная рукоять сделана в Шотландии в 1550–1600 гг., и имеет форму гарды, типичную для Highland great swords этого периода.
Второй меч – "halflang sword" (полутораручный меч), один из немногих сохранившихся длинных мечей, датируемых около 1400 года. Считается, что был найден в Ирландии. Несмотря на это, имеет вид, характерный для шотландских средневековых мечей. Вероятнее всего, мечи этого типа и были стилистическими предками позднейших two-handed Highland swords.
Меч справа – ещё один шотландский двуручник XVI века. Образец мечевого дизайна, предпочитаемого в равнинной Шотландии. Клинок, вероятно, немецкий, как и большинство клинков используемых шотландскими оружейниками, имеет клеймо Running Wolf.
В "нашей" коллекции имеется очень похожий двуручник из Швейцарии, тоже XVI века.
Историческая справка:
Середина XVI века и XVII век — это время, когда гарды шпаг и мечей становились всё более сложными. Они постепенно обрастали дополнительными элементами: дужками, кольцами, контргардами. Сначала защищали только палец, вынесенный по новейшей моде за перекрестье для акцента на колющих ударах. Затем стали прикрывать и кисть. В итоге получилось так, что гарды-корзинки практически не уступали с точки зрения защиты латным или кольчужным перчаткам.
Итак, шотландский меч конца XVII века, с гардой в виде корзины, именуемый Claymore.
Размеры: длина клинка 838 мм, длина рукояти 166 мм.
Такой шотландский Claymore с корзинчатой гардой (его ещё часто зовут шотландский палаш) был основным типом меча, который использовался во время якобитских восстаний 18-го века обоими сторонами конфликта. Например, вот такими горцами:
Прототипом такой конструкции гарды, скорее всего, можно назвать гарду венецианской "скьявоны" (Schiavona). Клинок меча, как обычно, немецкого происхождения. Эфес, естественно шотландский, корзина изначально была выстлана бежевой кожей, рукоять покрыта кожей акулы (dog-fish).
Один из национальных героев Шотландии, Роб Рой из клана МакГрегоров, в совершенстве владел шотландским палашом. Правда, надо отметить, что по преданиям он был весьма могучим и длинноруким человеком, что давало ему немалое преимущество в поединках. В одной из многочисленных историй о его деяниях рассказывается, как Роб Рой наткнулся на отряд солдат под командованием офицера, которые вешали на дереве четырёх крестьян. Дочь одного из них была привязана к тому же дереву. Закончив с повешением, солдаты потащили девушку… к краю обрыва, собираясь бросить её в реку (извращенцы!), несмотря на мольбы о пощаде. Ну, Роб Рой, как порядочный, попробовал за девушку вступиться, сначала вербально. И, естественно, в ответ был жестоко послан надменным офицером: "Мол, мы тут волю его величества короля Якова II выполняем, а будешь выёживаться и мешать – сам полетишь с обрыва, как робкий пингвин". Ну, кто такой "пингвин", МакГрегору было до лампочки, а вот на слово "робкий" воинственный шотландец сразу возбудился. И понеслось…
Для начала он набросился на солдат, которые старательно подтаскивали извивающуюся девушку к краю обрыва. Четверо улетели в реку первыми, за ними ещё четверо стоявших рядом. Быстрое течение унесло их, короче, они утопли. Итого, восемь в первой партии. Дальше в ход пошёл нож, скин-ду, им были перерезаны верёвки, которыми была связана девушка. Всё это было проделано за столь короткий промежуток времени, что офицер и остальные солдаты от изумления не успели сообразить, что их жестоко имеют. И пока они находились в этом изумлённом состоянии, шустрый Роб Рой обнажил свой клеймор и уложил офицера наповал. После этого солдаты немного оживились и попытались окружить Роба, но тот несколькими широкими взмахами зарубил ещё троих нападавших. Больше рубить было некого, поскольку желающих не нашлось. Выжившие после встречи с разъярённым МакГрегором, бежали, не останавливаясь, пока не добрались до гарнизона Моффата, где доложили, что на них набросился сам шайтан с палашом: "он убил офицера и одиннадцать солдат, и всё что им оставалось делать – это бежать, роняя кал".
Вот такая история))) (Ей-богу не выдумал, прочитал у А. Хаттона).
После осмотра шотландского меча с корзинчатой гардой самое время посмотреть на итальянский меч с корзинчатой гардой. Ага, та самая "скьявона" (Schiavona). Её часто называют "шиавона" или "чьявона", но, как мне удалось выяснить, произнесение "скьявона" самое правильное.
Историческая справка:
Основная версия происхождения термина "скьявона" (Schiavona) гласит, что в XV веке прототип этого меча появился в Венеции вместе с наёмниками из балканских славян, в основном из Далмации. Т.о. наиболее вероятное значение слова Schiavona — «славянка». (Типа, лихая такая баба, она и коня на скаку остановит, и заставит кое-кого голову потерять, причём в самом прямом смысле). Славянские наёмники, прошедшие жесточайший отбор в бесконечных схватках с турками, славились своей лихостью и бескомпромиссностью в реализации основного в том регионе вопроса – уничтожения оттоманских захватчиков. В Венеции такие бойцы встречались с распростёртыми объятиями, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматинской гвардии дОжей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кишевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп какой-нибудь турецкой собаке.
Несмотря на изящность и кажущуюся "женственность", с точки зрения функциональности скьявона предстаёт сугубо утилитарным боевым образцом. Ширина клинка составляет 40-60 мм и предназначена для самой серьезной рубки. Средняя длина оружия достаточно велика – около 1000 мм при длине клинка 700-900 мм. Типичный вес – 0,9–1,5 кг. Для XVI-XVII веков, времени сумрачного и жестокого, вообще характерно использование охранительными частями настоящего оружия – гвардейские шпажонки конца XVIII века тут и рядом на наковальне не лежали.
Благодаря защите, которую даёт корзинчатая гарда закрытого типа, скьявона допускает вынос пальцев вперед за перекрестье гарды, что расширяет маневренность и является, в сущности, новым шагом в технике фехтования. Часто в системе дужек встречается кольцо для большого пальца (бугель), наличие которого, безусловно, позволяло быстро изменить направление удара и затрудняло выбивание оружия из руки. Вынос пальцев вперед, функционируя по образу мартингала (кожаная петля для указательного пальца), усиливал режущий эффект при скользящем ударе – то, что иногда называют ударом "с потягом". Но, несмотря на все эти дополнения, и то, что Винклер называет скьявону шпагой, фехтование ею не сильно удалилось от техники мечевого боя. Глубокий охват руки гардой и серьезный вес исключали кистевые движения, оставляя только локтевые и широкие маховые удары. Мощная защита руки и большой вес приводят к мысли, что в бою скьявона держалась без изысков, с выносом оружия вперед, острием вверх. Будет правильным предположить, что некуртуазные славяне в полной мере использовали преимущества того, что в нынешнем фехтовании называется "кор-а-кор" – соприкосновение какими-либо частями тела в ближнем бою. Впрочем, по свидетельству В.В. Тараторина, итальянцы тоже были не дураки заехать противнику эфесом в лицо. Плавное сведение клинка к острию свидетельствует о важной роли колющих ударов, а с учетом толщины клинка – вплоть до пробивания доспехов. Конструктивные особенности позволяют утверждать и то, что основным профилем скьявоны была пешая дуэль. В то же время массивность и длина делают ее пригодной и для конного боя.
Здесь корзины скьявоны и клеймора:
На этом первую часть экскурсии в Дин Кэстл закончу.
Дальше у нас будут и обещанные в начале Уоллес с Брюсом и много чего другого, не менее интересного. Если, конечно, Вас ещё не утомила шотландская специфика…
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии20