Бонсай - дерево в миниатюре
Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.
Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
В Бонсаи как в зеркале отражён внутренний мир японцев, их понимание мира и видение красоты. Концентрирование в одном или нескольких деревцах гармонии бесконечной Вселенной, безусловно, дело трудное и требующее безупречного вкуса и высокого умения. Мастера бонсаи совершенствуют их всю жизнь.
Стили:
"Наклонный" стиль – ствол имеет крен примерно 30 градусов. Нижняя ветка направлено в противоположную наклону сторону. В остальном схож с «правильным»
"Дерево на скале" - ствол сильно искривлён. В зависимости от степени искривления отличаю «полукаскад» и «каскад». В первом верхушка дерева располагается выше уровня земли во втором ниже. Бонсаи как бы свисает со скалы, поэтому используются глубокие горшки.
"Многоствольный" стиль – состоит из нескольких стволов, количество которых нечётно или равно двум. Важным моментом для этого стиля является сохранение симметрии как общей, так и для каждого из элементов.
"Узорчатый" стиль – весь ствол, кроме небольшой части верхушки, свободен от веток. Сам ствол имеет небольшие изгибы в нескольких местах, а ветки верхушки образуют спутанный, но гармоничный узор.
Стиль "Роща" - состоит из 2-3, иногда большего числа, деревьев. Тут в первую очередь следует обратить внимание на эстетическую сочетаемость элементов. Красотой отдельного дерева можно пожертвовать для создания правильной композиции.
"Элитарный" стиль – как это часто бывает с «элитарным» искусством сказать что-то вразумительное об этом стиле сложно. Появился он относительно недавно и главная его особенность – резкое отличие от нормальных стилей. К сожалению, часто творчество в этом стиле можно смело отнести к халтуре. Если так называемый «мастер» не знает, что он собственно вырастил, то обзывает это «бунжин» (элитарный стиль). Мол, искусство для избранных и прочий бред.
"Метельчатый" стиль – прямой ствол с растущими вверх ветвями.
"Плот" - как правило, короткий толстый ствол, стелющийся по земле с растущими вверх ветвями. Впрочем, ветви могут быть и искривлены. В таком случае ствол то же должен быть криволинейный.
"Ураганный" стиль – ствол сильно наклонён. В соответствии с направлением ветра изогнуты все ветки. Иногда для подчёркивания динамики одну из сторон ствола полностью очищают от ветвей.
"Миниатюрный" стиль – размер ствола от 8 до 25 см. Особенность этого бонсаи, как ясно из названия, в его небольших размерах. Всё сказанное выше о стилях и породах можно отнести и к «миниатюрному». Единственное на что следует обратить особое внимание это толщина ствола, она должна быть как можно больше и размер листьев, которые напротив должны быть как можно мельче. То же самое относится и к плодам и цветам.
Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
В Бонсаи как в зеркале отражён внутренний мир японцев, их понимание мира и видение красоты. Концентрирование в одном или нескольких деревцах гармонии бесконечной Вселенной, безусловно, дело трудное и требующее безупречного вкуса и высокого умения. Мастера бонсаи совершенствуют их всю жизнь.
Стили:
"Наклонный" стиль – ствол имеет крен примерно 30 градусов. Нижняя ветка направлено в противоположную наклону сторону. В остальном схож с «правильным»
"Дерево на скале" - ствол сильно искривлён. В зависимости от степени искривления отличаю «полукаскад» и «каскад». В первом верхушка дерева располагается выше уровня земли во втором ниже. Бонсаи как бы свисает со скалы, поэтому используются глубокие горшки.
"Многоствольный" стиль – состоит из нескольких стволов, количество которых нечётно или равно двум. Важным моментом для этого стиля является сохранение симметрии как общей, так и для каждого из элементов.
"Узорчатый" стиль – весь ствол, кроме небольшой части верхушки, свободен от веток. Сам ствол имеет небольшие изгибы в нескольких местах, а ветки верхушки образуют спутанный, но гармоничный узор.
Стиль "Роща" - состоит из 2-3, иногда большего числа, деревьев. Тут в первую очередь следует обратить внимание на эстетическую сочетаемость элементов. Красотой отдельного дерева можно пожертвовать для создания правильной композиции.
"Элитарный" стиль – как это часто бывает с «элитарным» искусством сказать что-то вразумительное об этом стиле сложно. Появился он относительно недавно и главная его особенность – резкое отличие от нормальных стилей. К сожалению, часто творчество в этом стиле можно смело отнести к халтуре. Если так называемый «мастер» не знает, что он собственно вырастил, то обзывает это «бунжин» (элитарный стиль). Мол, искусство для избранных и прочий бред.
"Метельчатый" стиль – прямой ствол с растущими вверх ветвями.
"Плот" - как правило, короткий толстый ствол, стелющийся по земле с растущими вверх ветвями. Впрочем, ветви могут быть и искривлены. В таком случае ствол то же должен быть криволинейный.
"Ураганный" стиль – ствол сильно наклонён. В соответствии с направлением ветра изогнуты все ветки. Иногда для подчёркивания динамики одну из сторон ствола полностью очищают от ветвей.
"Миниатюрный" стиль – размер ствола от 8 до 25 см. Особенность этого бонсаи, как ясно из названия, в его небольших размерах. Всё сказанное выше о стилях и породах можно отнести и к «миниатюрному». Единственное на что следует обратить особое внимание это толщина ствола, она должна быть как можно больше и размер листьев, которые напротив должны быть как можно мельче. То же самое относится и к плодам и цветам.
Комментарии6